Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национально-культурное возрождение на Левобережной Украине первой половины XIX в. 1 страница




С конца XVIII в. украинские земли находились в составе Российской и Австрийской империй. В Украине Надднепрянщины, которая потеряла свою государственность, был утвержден жесткий административно политический режим, который существовал в России. Ставилось задание убедить украинский народ, что для Украины наилучший строй – самодержавие, а собственно Украина - это исконная российская земля без собственной истории, языка, культуры.

Утверждению самодержавной власти должна была служить "теория официальной народности", сформулированная в начале 1830-х годов реакционным министром образования России С.С. Уваровом (1786-1855), основными принципами которой стали православье - самогосударство-народность. Имперская триада, которая базировалась на централизации науки, образования и культуры, была основой воспитания русифицированного украинского дворянства XIX.

Следовательно, в условиях усиления ассимиляционных действий против Украины часть ее интеллигенции направляла свою деятельность на украинское национально-культурное возрождение, под которым понимала осознание национальной идентичности, а народ - как деятельное лицо истории и современного мира. Украинское национальное возрождение возникло как антитеза тяжелому политическому и социально-экономическому положению и культурному упадку, в которых очутился тогда украинский народ на всем пространстве заселенной им земли.

 

Земли Украины в 19 в. находились - восточные - под властью Российской империи, западные – под властью Габсбургов.

В восточной части – русификация, в западной – полонизация.

На украинских землях развивались буржуазные отношения.

В это время происходило становление национальной культуры, складывалась национальная интеллигенция.

 

57. Духовная жизнь Украины ХІХ века.

58. Процессы взаимовлияния российской и украинских культур в ХІХ в.

63. Главные тенденции развития культуры в ХІХ веке.

 

Возрождение национального самосознания в Украине началось в первой пол. XIX века под влиянием западных философских систем, французской революции и романтизма, а также вследствие становления украинской национальной интеллигенции. В Российской империи украинская интеллигенция вначале была исключительно дворянской. Только очень незначительную её часть составляли дети священников, городских буржуа и казаков. Образованных людей было очень мало. К 1861 году два украинских университета - Харьковский и Киевский - выпустили только 4300 дипломированных специалистов. Со временем общее количество интеллигенции возросло, в основном за счет выходцев из украинского народа. Украинская интеллигенция проявляла интерес к национальной истории, этнографии и фольклору, стремясь сохранить и повысить роль украинского языка и культуры. Выдающимся деятелям украинской культуры был Т.Шевченко (1814-1861 гг.) -великий украинский патриот, мыслитель, поэт и художник. Украинские земли, находясь под властью других государств, испытывала их влияние и давление, что не могло не отразиться на состоянии культуры. Так, Российская империя проводила в Украине антинародную политику русификации, которая заключалась в запрещении использования украинского языка в школах и других учебных заведениях и создании различных препятствий на пути развития украинской культуры. Однако остановить этот процесс было невозможно. В условиях развивающегося капитализма возрастала потребность общества в грамотных людях, в образованных специалистах и ученых. Национальное возрождение в первой половине XIX в. происходило преимущественно в сфере развития культуры. Вопреки антиукраинской политике царизма украинская культура развивалась, обогащаясь новыми достижениями.

 

59. Духовная жизнь в Западной Украине в ХІХ в.

 

На Западной Украине единой социальной группой, имеющей право на высшее образование, было греко-католическое духовенство. Именно оно олицетворяло национальную интеллигенцию. Священники писали книги, основывали религиозные общества, занимались просветительской деятельностью и издавали на украинском языке религиозную литературы. С 1830 года центром культурной национальной жизни Западной Украины становится город Львов, где под влиянием Запада молодые патриоты впитывали в себя идеи романтизма, демократии и либерализма.

В 1817 г. во Львове была создана культурно-образовательное учреждение под названием "Львовский институт Оссолинских" (Оссолинеум). Основателем был М. Оссолинский - польский просветитель, библиограф, литературовед и историк. Институт имел два отдела: библиотеку и музей. Институт Оссолинских был просветительским центром того времени.

На западноукраинских землях появление новой украинской литературы связана с деятельностью членов «Русской троицы». Талантливейшим поэтом среди трийчан признавали Маркияна Шашкевича. Смысл его произведений («Тоска», «Отчаяние», «Весновка», «Подлесье») имеет преимущественно меланхолическое окраски, отчасти сочетается с национальными призывами.Одним из самых талантливых западноукраинских поэтов считали Николая Устияновича (1811-1885). В его работах есть стихи, баллады, песни. Стиль поэта характеризовало использования афористических выражений, ярких высказываний. Романтические картины карпатского жизни разворачиваются перед читателем его новелл «Месть верховинца», «Страстной четверг».

Национально-культурное возрождение в западно-украинских землях первой половине XIX в. происходило в условиях усиления национального гнета сбоку польского панства и австрийской администрации в Восточной Галичине, румунизации на Боковине и мадяризации на Закарпатье. Но, невзирая на это, в народе еще жили воспоминания о славных походах Б. Хмельницкого, песни о вожаках восстаний С. Наливайка, Г. Зализняка, И. Гонту. В то же время украинцы хранили в быту, обычаях, обрядах и песнях традиции духовной культуры народа.

На западно-украинских землях в это время прослойка образованной молодежи была очень незначительной. И все же отдельные ее представители интересовались народной жизнью, языком, обычаями и фольклором украинского народа. Под воздействием идей романтизма они изучали народное творчество, записывали его, проявляли живой интерес к украинской литературе. Из-за отсутствия национальной интеллигенции инициатором таких действий выступили некоторые представители греко-католического духовенства. М. Грушевский подчеркивал, что греко-католическая церковь "стала для Западной Украины такой же национальной церковью, которой перед тем была церковь православная".

Среди передовых представителей украинского католического духовенства прежде всего стоит отметить львовского митрополита (из 1816 г.), а в дальнейшем и кардинала (первого кардинала-украинца) Михаила Левицкого (1774-1858). Он заботился об организации украинского школьництва, выдал катехизис и букварь для народных школ. М. Левицкий вместе с каноником Иваном Могильницким (1777-1831) учредил в 1816 г. в Перемишли первое в Галичине культурно-образовательное " Общество галицких греко-католических священников", в уставе которого отмечалось, что книжки "должны быть написаны... народным языком, употребляемым по селам", чтобы необразованное гражданство могло их использовать.

С этой целью І. Могильницький выдал в 1816 г. для народа его языком книжечку " Наука христианская", а в 1817 г. - " Букварь словено - русского языка". В 1822 г. он первым написал " Грамматику языка словено - русского", а в научной разведке " Ведомость о русском языке" (1829) доводил самостоятельность украинского языка. Этот труд дважды переиздавался (1837, 1848) гг.) отдельной брошюрой. Период развития украинской культуры 1816-1830 гг. І. Франко определил как рассвет национального возрождения украинцев в Галичине, что, по его мнению, был "длинным и холодным". За это время вышло лишь 36 книжек, брошюр и небольших открыток, печатных кириллицей, языком церковным, далеким от народной.

Массовому утверждению украинского языка в Восточной Галичине способствовала дискуссия по поводу употребления живого, а не искусственного украинского языка, который развернулся в 1830-х годах. Начало ей положило печатание польскими учеными польским алфавитом (латынью) украинских народных песен. Они предлагали в украинском письме перейти на польский алфавит.

Против применения польского алфавита относительно украинского письма остро выступил Маркиян Шашкевич (1811-1843), который выдал брошюру " Азбука и абецадло". Так развернулась в Галичине "азбучная война", которая велась вплоть до начала XX в.

В отстаивании украинского языка, развития украинской литературы и вообще украинской культуры в Галичине на собственной основе, которая отображала жизнь, способ мышления и душу украинского народа, большая заслуга принадлежит " Русской троице". Один из ее основателей - Яков Головацкий (1814-1888) писал: "Когда бы галичане в 30-х годах приняли были польские "абецадло", пропала бы руська индивидуальная народность, пропал бы руський (украинский) ДУХ".

Литературная группировка " Русская троица" была создана в 1833 г. прогрессивно настроенными студентами Львовской духовной семинарии Маркияном Шашкевичем, Иваном Вагилевичем и Яковом Головацким. Как пишет исследователь О. Петраш, один из них - энергичный, настойчивый, смелый, готовый к самопожертвованию, и подвигу - Маркиян Шашкевич. Второй - человек пылкого нрава, широким полетом фантазии, хотел решительных действий. Это - Иван Вагилевич. Третий - инициативный, деловой, работящий, в то же время - умеренный и осмотрительный - это Яков Головацкий.

Эти молодые и талантливые патриоты своей деятельностью начинают настоящее национально-культурное возрождение Галичины, перемещая центр национального возрождения Галицких украинцев с Перемышля до Львова. Кружок просуществовал к началу 1840-х годов и прекратил свою деятельность в 1843 г. со смертью Г. Шашкевича. Деятельность кружка имела патриотический характер и была направлена на решение важных национально общественных и культурных заданий.

На деятельность кружковцев позитивное влияние имели как произведения деятелей украинского возрождения из Восточной Украины, так и произведения польских, чешских и сербских писателей и ученых, которые "открыли большой мир Славянщины". "Трийчани" заинтересовались народным творчеством. Они "шли в народ", записывали переводы и песни, выражения и слова, которые употреблялись простонародьем. Активнейшим в этом был Я. Головацкий, который осуществил путешествие городами и селами Галичины, Буковины, а позже и Закарпатье, где собирал украинские материалы и делал записи собственных наблюдений относительно народного быта. І. Вагилевич выезжал к горным районам Галичины и, кроме фольклорных записей, призывал крестьян выступить против национального и социального гнета, за что его арестовали и запретили там появляться.

Однако "Русская троица" в основном занималась культурно просветительской деятельностью, хотя власть эту деятельность считала враждебной. В частности, начальник львовской полиции свое возмущение выразил так: "Эти безумцы хотят воскресить[...] мертвую русинскую национальность".

И все же захваченные народным творчеством и героическим прошлым украинцев и находясь под воздействием произведений передовых славянских деятелей, "трийчаны" заключают первый рукописный сборник поэзии " Сын Руси" (1833). В 1835 г. "Русская троица" делает попытку выдать фольклорно литературный сборник " Заря", в которой собирались напечатать народные песни, произведения кружковцев, материалы, которые осуждали иностранное притеснение и прославляли героическую борьбу украинцев за свое освобождение. Однако цензура запретила ее публикацию, а распорядителей сборника полиция взяла под пристальный присмотр.

Невзирая на все запугивания, благодаря настойчивости и целенаправленности "Русской троицы" с помощью деятелей сербского возрождения в 1837 г. был выдан литературный альманах " Русалка Днестровская" (Будапешт). Вступительное слово М. Шашкевича к альманаху было своеобразным манифестом культурного и литературного возрождения западно-украинских земель. "Русалка Днестровская" вмещала народные думы и песни, произведения Г. Шашкевича, Я. Головацкого, И. Вагилевича, поэтические, публицистические и научно исторические произведения, сказки. На ее страницах впервые прозвучала не церковно-славянская смесь, а народная язык.

"Русалку Днестровскую" правительство запретило. Лишь 250 из 1000 экземпляров распорядители успели продать, подарить друзьям и сохранить для себя, остальные были конфискованы. Ее основатели испытали преследования и больше всего среди них - Г. Шашкевич, которого обвиняли в том, что он как "агент России" якобы хочет "отлучить от Австрии русинов".

Для "Русской троицы" языковой вопрос имел общекультурное и политическое значение. Ведь речь шла об утверждении в правах народного языка как одного из главных признаков этноса, основы его самобытности, важного фактора развития его национального самосознания и культуры. И. Вагилевич в письме к выдающемуся деятелю чешского и словацкого возрождения Павлу Шафарика (1836) выразил уверенность, что украинский язык, которому "пророчили" забвение и пренебрежение, воскреснет в ряде своих братских языков и расцветет в "своей буйности и разнообразности".

"Русская троица" оставила небольшое, однако оригинальное наследство, ее "Русалка Днестровская" была первым предвещанием "народа Западной Украины о своем существовании, о своем национальном достоинстве". Однако деятельность "Русской троицы" имела не только региональное Галицкое или западно-украинское значение, но и всеукраинское. Именно такой видели цель и сущность деятельности "Русской троицы" ее участники.

Невзирая на преследование Галицких патриотов, процесс национально-культурного возрождения на западно-украинских землях в 1840-х годах не прекращался. Представители прогрессивной украинской интеллигенции Галичины поддерживали связки с Украиной Надднепрянщины. Широкую известность среди Галицких украинцев получили рукописные произведения Т. Шевченко. Деятели прежней "Русской троицы" знали произведения Г. Костомарова, а члены Кирило-Мефодиевского общества - "Русалку Днестровскую".

Следующий этап национально-культурного возрождения в западно-украинских землях связан с революцией 1848-1849 гг. в Австрии. Национальное движение народов, которые входили в состав империи, значительно оживился. Революционные события вынудили австрийское правительство пойти на некоторые уступки. в 1848 г. принимается конституция Австрии, провозглашается общее равноправие, отменяется барщина.

Начали организовываться и украинцы. 2 мая в 1848 г. во Львове был основан Главный Русский Совет (ГРС), который состоял из 30 членов, где преобладали священники. Сначала ее председателем был львовский епископ Григорий Яхимович (1791-1863), а впоследствии - Михаил Куземский (1809-1879). ГРС провозгласил манифест. В нем отмечалось, что Галицкие украинцы - это частица 15-миллионного украинского "большого народа". Венское правительство предоставило украинцам право избираться к рейхстагу - высшему совещательно рекомендательному сословно-представительскому органу австрийской империи. Однако он не пошел на деление Галичины, потому что избегал конфликта с польским Центральным Советом Народовой (ЦСН). Кроме того, не было единства и среди украинцев. Русский союз (РС), созданный из полонизирующих магнатов и шляхтичей во Львове, поддерживал поляков. На их сторону перешел и прежний "трийчаны" И. Вагилевич, став редактором печатного органа "Дневник руський".

В первой половине XIX в. в западно-украинских землях культурно-национальное возрождение оказалось и в музыкальном, изобразительном, декоративно-ужитковом искусстве и театре. На народно песенном фольклоре развивается музыкальное искусство, в котором главную роль сыграло духовенство. В частности, в 1829 г. епископ Иван Снигурский (1784-1847) в Перемышли учредил постоянный церковный хор, которым руководил дирижер и композитор чешского происхождения Алоиз Нанке. Основным репертуаром хора были произведения Д. Бортнянского.

Этот хор стал почвой для создания Перемишльской школы композиторов, из которой вышли такие талантливые воспитанники, как Михаил Вербицкий (1815-1870) и Иван Лавровский (1822-1873). М. Вербицький стал известным благодаря музыке на слова П. Чубинського " Еще не умерла Украина", которая впоследствии стала украинским национальным гимном, а в настоящее время является музыкой государственного гимна Украины. Отмечая большое значение М. Вербицкого для утверждения народного направления украинского музыкального творчества, І. Франко назвал его самым "значительным талантом" среди Галицких композиторов. Художник заложил фундаменты украинской национальной композиторской школы

В первой трети XIX в. в Галичане украинского театра как такого не было. Действовали лишь немецкий и польский театры. Начиная от конца XVIII в., воспитанники Львовской богословской семинарии ставили театральные представления польских или немецких авторов польским языком. Украинским же языком театральные представления появились лишь у 1830-х гг. Семинаристы решили "мужицкую" свадьбу с его песнями и обрядами поставить на сцене народным языком.

Первые любительские украинские труппы в Галичане появились лишь в канун революции в 1848 г. Они создавались во Львове, Коломые, Перемышли и других городах. Эти труппы формировали свой репертуар из пьес восточно-украинских писателей, в частности І. Котляревського и Г. Квитки-Основяненко, а также таких местных авторов, как Г. Устиянович, С. Петрушевич, О. Духнович. По содержанию и формой украинские театры были прогрессивными. В их представлениях затрагивались вопросы социального неравенства в обществе, осуждались насилие сбоку власти, высмеивались те, кто чуждался языка, традиций и обычаев своего народа. Все это было поводом до того, что украинские театры австрийской администрацией часто запрещались. Основание профессионального театра в Австрийской Украине состоялось уже во второй половине XIX в. (1864).

Занятие живописью в западно-украинских землях в первой половине XIX в. имело более скромные достижения, чем в восточно-украинских землях. Здесь оно было представлено такими украинскими мастерами, как Остап Белявский (1740-1803), Василий Береза (1754-1835) и Лука Долинский (1750-1824). Среди них, в частности, выделялся Л. Долинський - уроженец Белой Церкви. Он учился в Киевской академии и Академии искусств в Вене, постоянно работал во Львове. Как утверждают исследователи, художник "орудовал нерядовой техникой и большим творческим воображением". Его произведения имели преимущественно религиозное содержание, написанные в стиле классицизма с оригинальными украинскими стилистическими признаками. Ряд художников украинского происхождения служили интересам польской или немецкой культур. Среди таких были Юлий Коссак (1824-1899), Теодор Яхимович (1800-1870), Рафаил Гадзевыч (1803-1886) и др.

 

60. Развитие науки в Украине в ХІХ в.

 

Выход украинской исторической науки и всего украиноведения на качественно новый уровень связан с именем профессора Киевского университета В. Б. Антоновича. Во-первых, он развернул небывалую источниковедческую деятельность: проводились этнографические экспедиции, публиковались фольклорные сборники, организовывались археологические раскопки, собирались статистические данные. Центром этой работы стало созданное в 1872 г. Юго-Западное отделение Русского географического общества. В 1874 г. в Киеве имел большой успех Археологический съезд. Во-вторых, В. Антонович в своих научных работах углубляет и усложняет проблематику исследований. Роль народной массы в истории (одно из исследований посвящено гайдамакам), проблемы церкви, становления городов - спектр его интересов был очень широк. И, в-третьих, Антонович воспитал плеяду Украина-знатоков, создал целую научную школу. Так, учеником Антоновича был М. С. Грушевский, который так же является выдающейся фигурой в украинской историографии.

Центрами науки в Украине XIX века были университеты. Илья Мечников - преподаватель Новороссийского университета в Одессе. Основал вместе с микробиологом Николай Гамалия первую в стране и второй в мире бактериологическую станцию. Создатель учения об иммунитете. Николай Бекетов - профессор Харьковского университета, создавший при физико-математическом факультете физико-химическое отделение и лабораторию физической химии. Один из основателей новой науки - физической химии.

В Харьковском университете работали известные математики А. Ляпунов и В. Имшецький. 40 лет читал различные курсы математики в Киевском университете М. Ващенко-Захарченко. Там же оставил заметный след математик В. Ермаков и другие. В Киевском университете работал талантливый ученый Вернадский. В этих образовательных центрах работали также химик Бунге, геологи К. Феофилактов и В. Тарасенко, географы В. Докучаев и А. Краснов и другие.

Развития науки способствовали также различные образовательные и научные общества. Так в 1863 году было основано Харьковское общество естествоиспытателей, а в 1877 году в Харькове были основаны историко-филологическое и юридическое общества. В 1870 году было основано Одесское общество исследователей, а в 1873 году в Киеве были созданы историческое общество Нестора-летописца и Юго-Западный отдел Русского географического общества. У1892 году во Львове было создано Научное общество имени Т.Г. Шевченко. В 1897 году председателем общества стал М. Грушевский. За время его председательства было выдано около 800 томов научных трудов, в том числе 112 томов "Записок". О масштабности и авторитетности работы Общества говорит плеяда ученых, работавших в его рамках: Михаил Грушевский, Иван Франко, Иван Крипьякевич, а впоследствии выдающиеся фигуры мировой науки - Альберт Эйнштейн, Макс Планк, А. Мазон, Давид Гильберт.

XIX века на Украине было отмечено рядом открытий и изобретений. У1853 году И. Лукасевич изобрел первую в мире нефтяную лампу как новую форму освещения. У1868 году инженер А. Власенко сконструировал (также первую в мире) зерноуборочную машину, прототип комбайна. В 1875-1881 годах инженер И. Ливчак сконструировал ряд печатных машин вроде линотипов. У1887 году киевским инженером Ф. Гешвендом был изобретен реактивный самолет, проект которого был направлен в Петербург, но не получил поддержки. В 1896 году археологом В. Хвойко были открыты первые памятники трипольской культуры. Старейшая в Украине и одна из старейших в Европе сейсмических станций действует во Львове с 1898 года, когда здесь был установлен первый сейсмограф.

Наука. Центрами научных исследований были Харьковский, Киевский, Одесский университеты. Организаторами математического образования в Украине, авторами учебников и монографий в 19 в. были Т. Осиповский, М. Остроградский, М. Ващенко-Захарченко, О. Ляпунов и др. В Одесском университете в 70-90 гг. работал физик М.Умов - автор теоретических исследований в области волнообразных процессов и земного магнетизма. В Киевском, Харьковском, Одесском и Львовском университетах проводились астрономические исследования. Николаевская обсерватория принимала участие в создании карты звездного неба. Большой вклад в развитие химической науки в Украине был внесен Василием Каразиным, Николаем Бекетовым и др.Существенный вклад в развитие физики и электроники внес профессор Австрийского и Пражского политехнических университетов Иван Пулюй. В к. 19 в. в Украине начали проводиться микробиологические исследования. Значительную роль в них сыграл Иван Мечников. Исследования в области медицины проводили: Д.Заболотный, А.Карпинский, В. Бардах. Развитие физиологии в Украине связано с именем российского ученого Ивана Сеченова. В 19 в. в Украине развивались гуманитарные науки - история Украины, этнография, археология, языкознание, фольклористика и др.Украинские историки: И. Грушевский, Н. Костомаров, Д. Яворницкий; археологи: В. Хвойко, М. Веселовский, этнограф Ф. Вовко, востоковед А. Крымский, языковеды – А. Потебня, Н. Сумцов и др.

 

В сложных условиях царского самодержавия развивалась наука. Официальными центрами отечественной науки были университеты. Они объединяли вокруг себя лучшие научные и культурные силы общества. Первым научно-образовательным центром в Украине стал Харьковский университет. Его преподаватели и студенты большое внимание уделяли изучению украинской истории и культуры. В разное время преподавателями университета были известные ученые и деятели культуры, такие как математик Т.Осиповский, химик А.Ходнев, Н.Бекетов, филолог-славист И.Средневский, писатель П.Гулак-Артемовский и др. После открытия университета Св.Владимира в Киеве интеллектуальный центр Украины переместился из Харькова в Киев. В первой половине XIX века возрос интерес народа к своему историческому прошлому. История борьбы украинского народа за национальную независимость стала любимой темой исследования украинских учёных и писателей. История Украины воспринималась молодыми украинскими исследователями преимущественно с позиций идеализации казачества, Запорожской Сечи. Чаще всего они воспевали рыцарские подвиги казаков как самоотверженных защитников Родины, преподносили общественное устройство Сечи как общечеловеческий идеал и проявление социальной справедливости. Большой вклад в развитие исторической нации сделали Д.Бантыш-Каменский, А.Маркович, Н.Костомаров, П.Кулиш. В своих трудах эти историки отстаивали идею самобытности украинского народа, его культуры. Распространение исторических знаний о прошлом Украины было одним из наиболее значительных факторов утверждения массового национального сознания. На этой волне возникает интерес украинской молодёжи к украинскому фольклору. Молодые энтузиасты ходили по сёлам, слушали рассказы крестьян, записывали интересные слова, выражения, пословицы, поговорки, сказки и предания. В начале века появились первые научные исследования по украинскому языку, пособия языковедения, украинские словари. Известный украинский баснописец Л.Глибов организовал "Общество любителей родного языка". Учёные и литераторы опровергали безосновательные утверждения российских и польских шовинистов о том, что он является диалектом русского или польского языка. Украинские учёные доказали, что украинский язык вполне полноценный, с богатым словарным составом, живописен, поэтичен, музыкален.

 

 

61. Начальное и среднее образование на Украине в ХІХ в.

62. Особенности образования на Украине в ХІХ в.

 

(презентация)

 

Реформа образования. В нач. 19 в. в России была проведена реформа образования. Была введена такая структура учебных заведений:

1) церковно-приходские школы;

2) районные школы;

3) гимназии;

4) университеты.

Лицеи объединяли среднее и высшее образование: Кременецкий лицей на Волыне (1805), лицей Ришелье в Одессе (1817), гимназия высших наук князя И. Безбородько в Нежине (1820).

Женское образование. Институты благородных девиц (Харьков, Полтава, Одесса, Керчь, Киев) [1812-1838].

Для детей дворянства существовали приватные школы.

В 1859 г. в Киеве была открыта первая воскресная школа для взрослых.

Такие школы были открыты в Харькове, Полтаве, Одессе и др. городах Украины. Но вскоре они были закрыты.

Важную роль в создании сельских школ сыграло земство. Но царское правительство не поощряло открытие школ. После Польского восстания 1863 года царский министр образования Валуев издал циркуляр о запрете обучения детей на украинском языке.

В 19 в. открываются институты и университеты, училища и школы.

Харьковский университет – открыт в 1805 г. Его основателем был украинский ученый, исследователь Василий Назарович Каразин. В 1834 г. был создан университет в Киеве. Его первый ректор Михаил Максимович. Университеты стали центрами укрепления и распространения украинской культуры.

(интернет)

 

Решающее значение для развития культуры имело образование. В 1802 году было образовано Министерство народного образования. Уже в 1803 году оно утвердило "Предварительные правила народного просвещения", а в 1804 г. - устав учебных заведений. Согласно "Предварительным правилам" предусматривалось существование четырёх типов школ. В приходских школах, которые создавались при церквах, детей обучали чтению, письму, арифметике и "Закону Божьему". Второй тип школ - уездные училища -были светскими городскими начальными школами, где на протяжении трёх лет детей обучали русскому языку, арифметике, истории, географии, физике, геометрии, естествознанию и "Закону Божьему". Гимназии - третий тип учебных заведений - давали среднее образование и право своим выпускникам поступать в университеты или работать преподавателями в начальных школах. Высшее образование давали лицеи и университеты. В Украине было три лицея (в Креминце, Одессе и Нежине) и два университета: в Харькове (открыт в 1805 году) и в Киеве (открыт в 1834 году).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.