Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало ХХ века




В начале ХХ века культура Украины, с одной стороны, продолжала развивать народные, демократические традиции XIX века, а с другой - шел активный поиск новых форм, использование достижений других национальных культур. Это конкретно проявилось в двух ориентациях:

  • 1) сохранение национально-культурных традиций (народническая теория);
  • 2) ориентация на западноевропейский процесс в области художественной культуры ("Европеизация", "Космополитизм", "Модернизм").

Традиционные тенденции в области литературы - романтизм и неореализм сочетались с развитием футуризма, символизма. Так, специалисты выделяют "новую школу" украинской прозы (М. Коцюбинский, В. Стефаник, О. Кобылянская). И. Франко писал, что представители этой школы стремились вполне "модерным" европейским способом изобразить своеобразие жизни украинского народа. Такое направление в украинской литературе, как футуризм прежде всего связан с М. Семенко, который был одним из его главных теоретиков, основателем первого литературного объединения футуристов (Киев, 1913 год).

В начале века в украинской литературе заметное место занимали писатели, творчество которых в годы советской власти замалчивалась или искажалась. Среди них В. Винниченко - деятель Центральной Рады, прозаик, драматург, произведения которого характеризовались разноплановой проблематикой (сельское и городское жизни, изображения различных социальных групп). Б. Летант - поэт, прозаик, издатель произведений Т. Шевченко, И. Франко, М. Коцюбинского в переводах на польский и немецкий языки. Популярностью пользовался В. Пачевский, тематика произведений которого достаточно широка: любовная лирика, исторические события прошлого. Над драматической поэмой "Золотые ворота", где подчеркивалась национальная идея, В. Пачовский работал несколько десятилетий. В драме "Солнца руины" описаны события 1663-1687 гг, даются портреты П. Тетери, Ю. Хмельницкого, П. Дорошенко, И. Самойловича.

Начало столетия характеризовался прогрессом в области музыкальной культуры. Формируется национальный стиль, объединяющий динамику фольклорной выразительности и лучшие традиции классики. В этом направлении развивалось творчество М. Леонтовича, К. Стеценко, Я. Степного, которые по-новаторски осмыслили творческое наследие Н. Лысенко.

В Украине в области живописи и графики активно работали такие мастера, как А. Мурашко, А. Новаковский, И. Труш, П. Ковжун, М. Сосенко, М. Бойчук. Большинство из них имели европейское образование и находились под влиянием современных им художественных тенденций. Международного признания достиг украинских скульптор А. Архипенко - создатель нового направления в искусстве.

В настоящее время значительные достижения характерны для развития национального театра. В 1904 году Н. Лысенко начал в Киеве музыкально-драматическую школу, с 1907 г. там же функционировал украинский стационарный театр М. Садовского, в 1915 году И. Марьяненко основал Общество украинских актеров. Театры и трупа Надднепровское Украины и Галичины ставили пьесы Леси Украинская, О. Олеся, В. Винниченко, они стремились освоить мировую классику, обращались к произведениям европейских авангардистских авторов. В 1916 году Лесь Курбас стал организатором "Молодого театра" в Киеве, в котором на высоком художественном уровне решались задачи обновления украинского сценического искусства. Национальный театр предреволюционного периода воспитал таких выдающихся актеров, как М. Садовский, П. Саксаганский, Мария Заньковецкая и др.. Представители украинского театрального искусства были настоящими патриотами. Так, М. Заньковецкая на предложение переехать в Россию для того, чтобы сделать карьеру, ответила, что Украина слишком бедна, чтобы ее покидать.

Появляется украинских кинематограф. Первые украинские хроникальные фильмы были сняты в Харькове. Там же актер А. Алексеенко ставит фильмы по произведениям И. Котляревского, Гоголя, М. Старицкого. Первый украинский постановщик и оператор Д. Сахненко был создателем таких фильмов, как "Наталка Полтавка", "Запорожская Сечь", "Богдан Хмельницкий", в которых принимали участие выдающиеся украинские актеры - М. Садовский, М. Заньковецкая, Любовь Линницька.

В Украине продолжался прогресс науки. В условиях подъема национально-освободительного движения активизировались историки, этнографы, филологи. Д. И. Яворницкий пишет историю Запорожской Сечи, историю периода казачества - Крип'якевич, ряд выдающихся трудов по востоковедения - А. Крымский. Научное общество имени Тараса Шевченко, которое возглавил М. Грушевский, выпустило с 1892 по 1917 годы более 100 томов "Записок научного товарищества", 35 томов "Этнографического сборника", 15 томов "Материалов по украинскому этнологии", 15 томов были подготовлены историко-философской секцией.

Початок ХХ століття - час бурхливого розвитку повітроплавальних апаратів, перші кроки авіації. В 1909 виникає Київське Товариство повітроплавання, де працював видатний український авіаконструктор, киянин Ігор Сікорський, один з піонерів авіації, основоположник важкої авіації, автор одного з перших у світі проектів гелікоптера, побудованого в 1910 році у Києві. В 1913 - 1914 рр. І. Сікорський на важких літаках своєї конструкції "Руський витязь" та "Ілля Муромець" встановлює світові рекорди з тривалості польоту (1 год., 54 хв) та вантажопідйомності літака. В Черкасах і Києві брати Євген та Андрій Касяненки в 1911 - 1913 рр. будують першу в країні авієтку - малопотужний літак широкого використання, яку випробовує відомий летун того часу Петро Нестеров. Видатний український вчений-винахідник Ю. Кондратюк у 1919 році пише роботу "Завоювання міжпланетних просторів" (вийшла друком у 1929), яка вплинула на подальший розвиток космонавтики, зокрема розрахунки Ю. Кондратюка були використані американськими вченими для підготовки польоту космічного корабля "Appolo" на Місяць.

Развитие медицини і медичної науки, досягнення в галузі мікробіології, загальної патології, інфекційних хвороб, гігієни, офтальмології пов'язані з роботою І. Мечникова та його учнів - Г. Мінха, В. Високовича, Д. Заболотного, М. Гамалії, В. Субботіна, Л. Гіршмана, С. Ігумнова.

Культура України розвивалася в умовах русифікації, що тривала. Хоча у 1904 кабінет міністрів Росії визнав шкідливим заборону української мови, до 1917 в Україні не було жодного державного навчального закладу, де викладання велося б українською мовою. На початку першої світової війни активізувався наступ на українство: заборона мови, масові арешти і заслання інтелігенції. Це насамперед стосувалося території Галичини, зайнятої Росією в ході воєнних дій.

Після повалення царату в Україні почався новий етап національно-визвольного руху, створювалися умови для прискореного розвитку національної культури. Вже в березні 1917 у Києві були відкриті дві українські гімназії. За активною участю Генерального секретаріату освіти Центральної Ради здійснювалося переведення шкіл на українську мову викладання, в різних регіонах України було створено понад 80 українських гімназій. Почала працювати Українська педагогічна академія, історико-філологічний факультет у Полтаві, відкритий український університет у Кам'янці-Подільському. У період гетьманства заснована Українська Академія наук, яку очолив видатний український вчений В. Вернадський; восени 1918 року стала функціонувати Українська державна академія мистецтв. Великих успіхів в перші післяреволюційні роки досягли українська преса і книгодрукування. Лише в 1917 почали діяти 78 видавництв, вони організувалися і при приватних, кооперативних органах, при "Просвітах". Якщо в 1917 р. було випущено 747 назв українських книг, то в 1918 р. - 1084.

 

 

На грани 20-30-х годов ситуация в украинской культуре в корне изменилась. Стимулируемые нэпом, процессы в экономике, общественной жизни и культуре уже из второй половины 20-х годов стали выходить из-под контроля парткерівництва. Потому власть стремилась к унификации культурного разнообразия, которое бурлило в 20-х годах, отбирая себе в союзники те творческие объединения, союзы и группы, внутренне организационная жизнь которых строилась преимущественно на административных принципах, а творческое - на идеологических и вульгарно социологических. Фактически власть делала выбор между неординарностью и талантом и серостью в сторону последней.

Показательная в этом отношении литературная дискуссия 1925-1928 гг., в ходе которой затрагивались вопросы культурного строительства в Украине, в частности о месте интеллигенции в культурном процессе, пути перестройки национальной культуры при социализме, взаимоотношения украинской и российской культур и тому подобное. В центре дискуссии очутилась найнеординарніша фигура в литературе - личность Г. Волнового. Он был одним из немногих, кто не побоялся честно отображать историческую правду, с въедливой иронией и сарказмом разоблачал изъяны нового общества.

Беспокойство писателя о повышении уровня художественного мастерства советской литературы, выступлении против "красной халтуры" и особенно его полемичный призыв "Прочь от Москвы" с ориентацией на "психологическую Европу", который в сущности задевал лишь проблему повышения украинской культурности, лишения провинциальности, были всячески перекручены и инкриминируемые Волновому как буржуазный национализм. Свои мнения он отстаивал в блестящих полемичных статьях " Мысли против течения", " Камо грядеші?" (Куда идешь?), в опубликованном гострокритичному романе " Вальдшнепы" (1926).Тоталітарне общество, чувствуя свою уязвимость перед словом правды, конфисковало вторую часть "Вальдшнепов", напечатанную в шестом номере журнала "ВАПЛІТЕ" за 1927 г., запретило и памфлет "Украина или Малороссия?", какой стал известным лишь в 1990 г. Удушающая атмосфера, созданная вокруг Г. Волнового, в конечном итоге привела к его излому - он пробовал идти на компромиссы, думать и действовать как все, но сила таланта и личности делали невозможным пристосуванство как способ существования. Выстрел 13 мая в 1933 г. оборвал жизнь Г. Волнового, став трагической точкой в истории украинского культурного возрождения XX в.

Направляя остроту удара в первую очередь против выдающихся деятелей интеллигенции, тоталитарная власть прекрасно осознавала, что именно этот слой является самой влиятельной силой, способной оказывать духовное сопротивление, подносить свой голос на защиту народа, привлекать внимание мировой общественности. Истребление украинской духовной элиты в 30-х годах известно как украинское расстрелянное возрождение. К нему принадлежат не только те деятели, которые были физически уничтожены, расстрелянные, замученные, умерли в тюрьмах и лагерях Гулагу, но и значительная часть тех, кто, испытав репрессии и притеснения, на длительное время прекратили творческий труд.

Первой целеустремленной репрессивной акцией против украинской интеллигенции был сфабрикован властью процесс Союза освобождения Украины (СВУ). Карательные органы арестовали выдающихся ученых ВУАН: вице-президента С. Ефремова, академика Г. Слабченко, историка И. Гермайзе, педагога В. Дурдукивского, политического деятеля, главы первого правительства Директории В. Чехивского, писательницу Л. Старицьку-Черняхівську и др. Все было обвинено 45 украинских деятелей. О той ядоносной атмосфере, которая создавалась в обществе, в канун ареста писал в своих дневниках С. Ефремов. 5 декабря в 1928 г. он записал, перефразируя слова Т. Шевченко: "Все запугано, придушенное и даже не благоденствует". Несокрушимая позиция, которую занял на процессе С. Ефремов, в конечном итоге привела его к гибели.

В 1930-х годах настоящее опустошение осуществляется тоталитаризмом в украинской науке. В 1934-1935 гг. были осуждены ведущие специалисты в отрасли литературы академик В.М. Перетц, член-корреспондент Є.С. Шаблиовский. В 1936-1937 гг. погибли в лагерях геолог академик ВУАН, ее вице-президент Н.І. Свитальский, генетик академик I.I. Агол, математик академик М.П. Кравчук, философ академик С.Ю. Семковский. В 1931 г. вынужденный был прекратить работу в Киеве Г. Грушевский. Его арестовали, обвинив в деле "Украинского национального центра". В украинской науке затормозился или и совсем прекратилось развитие ряда отраслей - статистики, этнографии, демографии, краеведения. Чисткам было подданное коллективы многих научных и академических учреждений. В литературе удар направляется против творческих объединений, которые отстаивали относительную свободу творчества, - ВАПЛІТЕ и неоклассиков. В грудных в 1934 г. было арестовано и расстреляно Г. Косынку, Д. Фалькивского, О. Влизька, К. Буревала. Жертвами репрессий стал Г. Кулеш, О. Предрассветный, О. Вишня, В. Подмогильный, Г. Зеров, П. Филипович, Г. Драй-хмара, О. Слисаренко, Г. Семенко, В. Полищук. По подсчетам историков, в Украине было репрессировано около 500 литераторов, с каких почти 150 погибло. В Соловецкому лагере погиб выдающийся реформатор украинского театра Л. Курбас. В 1936 г. был расстрелян профессор Киевского художественного института М. Бойчук и свои ученики - І. Падалка и В. Седляр.

Тоталитарный геноцид не уничтожил украинской культуры, но резко затормозил ее развитие, обезобразил культурный образ нации на долгие годы. Из середины 30-х годов в культуре господствуют унификация и централизация, творческие союзы художников подчиняются центру, берут на вооружение в своем творчестве единственный метод социалистического реализма. В творчестве талантливых писателей, которым удалось уцелеть в период репрессий, растут застойные явления.

К официальному оптимизму склонялось творчество П. Тычины, В. Сосюри, Г. Рильского, М. Бажана и других поэтов, которые канонизировали в поэзии образ "отца народов", "человека в звездоносном Кремле". Ведущими стали темы борьбы за мир, трудового подвига на заводах и колхозных ланах. С 30-х годов культура в целом приобрела идеологические черты. Проблемы национальной культуры, переместившись на второй план, оказывались по большей части в нейтральных художественных сферах - музыке, оперном искусстве, балете, фольклоризме, этнографии.

Даже в архитектуре национальные художественные мотивы почти не использовались к середине 50-х годов. Целеустремленно уничтожались в 30-х годах достопримечательности национальной истории и архитектуры. Только в Киеве уничтожен Михайловский золотоверхий монастырь (XII в.), церковь Богородицы Пирогощи на подоле, воспетая в "Слове о полку Игоревим", один из лучших образцов украинского барокко - Микильский военный собор (XVII в.), памятник княгине Ольге и другие. Вместо этого устанавливались памятники революционным вождям, расчищались площади для массовых демонстраций, возводилась типичная архитектура.

Невзирая на все притеснения тоталитарного режима украинская культура постоянно обнаруживала свою способность к возобновлению. Сталинизму так и не удалось сделать ее послушными орудиями своей политики. В годы Второй мировой войны и в послевоенное время в творчестве многих украинских художников всколыхались могучие патриотические, национальные чувства, война многих из них лишила генетического страха при жизни, и они начали все чаще произносить искреннее слово правды и любви к Родине. В частности О. Довженко, осознав всю глубину страданий, которые поставили нацию на границу выживания, отказался быть слугой тоталитарного режима, что отразилось в фильме "Украина в огне" и записях его дневника.

Украинское возрождение, невзирая на свою трагическую судьбу, никогда не было стертым из народной памяти. В XX и в начале XXI в. оно еще не раз поднимало с коленей новые поколения художников, способствовало новому подъему украинской культуры.

 

83. Возникновение университета в Харькове.

 

Во второй половине XVII в. было несколько попыток со стороны украинской казацкой старшины открыть свой собственный университет. Разрешение на открытие в Украине современного европейского университета получил только Василий Каразин, который был в хороших отношениях с императором Александром I. Разрабатывая в Петербурге план для создания министерства образования (кстати, первое в то время в мире!), Каразин в личном разговоре с молодым императором весной 1802 г. получил от него согласие на идею создания университета в Харькове, который "достоин был бы называться центром образования Южной России".

Василий Каразин (1773-1842), дворянин Слободской Украине, общественный деятель либеральных взглядов, хорошо знаком с системой западноевропейских университетов. Он принадлежал к тому типу украинских патриотов, умевших органично и постоянно совмещать свои интеллектуальные таланты европейца с интересами своего общества.

Но и теперь дело не пошло так легко, ибо хотя украинское дворянство откликнулась положительно на проект создания университета, среди имперской бюрократии было немало врагов той идеи. Несмотря на то, Василий Каразин был оптимистом и выступил с тем проектом, как с призывом к сбору фондов на его осуществление на собрании слободско-украинского дворянства. В ответ на его призыв собрание одобрило на ту цель 400 тыс. рублей, а общее собрание купечества Харькова, которые состоялись 1 сентября 1802 p., дали пожертвование 181008 рублей. Не остались позади и "военные обыватели", потомки простых казаков, земледельцы Харькова, которые отдали почти даром 125 десятин земли, простиравшейся вдоль Сумской улицы.

Исходя из того, что размеры университета несовместимы со средствами одной губернии, собрание слободско-украинского дворянства приняло обратиться еще и к другим соседних губерний за помощью. Уже в января 1803 г. дворянский съезд Екатеринославщины принял добровольное пожертвование в сумме 108 260 рублей в фонд построения университетского центра в Харькове. Этот значительный успех объясняется отчасти, может, тем, что тогда новороссийским губернатором был славный украинский деятель Михаил Миклашсвський.

Новозаснованих университет в Харькове, столице Слободской Украине, помог сплотить украинских ученых, профессоров и студентов, благодаря этому Харьков стал центром украинского движения, а в паре с тем и украинского национального возрождения. Первым его ректором стал российский литературовед и философ Иван Рижский. Здесь в этом же университете работал сначала как преподаватель, спустя профессор истории, украинский писатель Петр Гулак-Артемовский, который в 1841-1849 pp. был также ректором университета. Кроме Гулака-Артемовского, здесь работал целый ряд деятелей на поле украинской литературы, истории и этнографии.

Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина (укр. Харківський національний університет імені Василя Назаровича Каразіна) — один из старейших университетов восточной Европы, официально открыт 29 января 1805 года, однако устав подписан императором годом раньше. Старейший университет в тогдашней Малороссии и второй в нынешних границах Украины после польского Львовского. Пятый университет Российской империи после Виленского, Дерптского, Московского и Санкт-Петербургского. 17 января (29 января н. ст.) 1804 года Александром I был подписан указ об открытии в Харькове Императорского университета. Главная заслуга в основании Харьковского Университета принадлежит В. Н. Каразину. В те времена Харьков был достаточно незначительным губернским городом, и лишь исключительная энергия позволила Каразину реализовать свою идею. Он убедил местных жителей делать пожертвования, что и создало материальную базу Университета, которому были переданы казённые дома губернатора и вице-губернатора.

 

84. Научные школы на Украине в ХХ в.

 

Конец XIX-ХХ столетие ознаменовались бурным развитием украинских научных школ, получивших мировое признание. Основатель Украинской Академии наук Владимир Вернадский стоял у истоков геохимии, биогеохимии и других наук. Нобелевский лауреат Илья Мечников – бактериолог и иммунолог, "отец" геронтологии и создатель теории иммунитета, ученый энциклопедических знаний. Учился в Харьковском университете и долго работал в Одессе в Новороссийском университете, позже – на основанной им бактериологической станции. Именно в этот период Мечников изучал иммунную систему человека и открыл явление фагоцитоза. В 1888 году Мечников принял приглашение Луи Пастера работать во вновь созданном институте в Париже. Здесь он и получил признание своих научных трудов: ему была вручена Нобелевская премия "За изучение иммунной системы". Созданная Мечниковым биостанция в Одессе работает и поныне. Сейчас это – Одесский научно-исследовательский институт вирусологии и эпидемиологии.

Укрощением эпидемий холеры и чумы человечество во многом обязано исследованиям ученика Мечникова Данила Заболотного. Основанный им в Киеве институт микробиологии и эпидемиологии существует и до сих пор. Известный врач-физиолог Александр Богомолец основал два института в Киеве, создав здесь сильную медицинскую школу. В Киевском политехническом институте преподавал пионер теории прочности материалов Степан Тимошенко. Сильные научные школы в области физики основали в Киеве – Николай Боголюбов, в Харькове – Лев Ландау, его ученики и последователи. В 30-х годах ХХ века Ландау возглавлял теоретический отдел Украинского физико-технического института и одновременно заведовал кафедрами теоретической физики в Харьковском университете и Инженерно-механическом институте (ныне – Харьковский политехнический университет). Здесь гениальному физику была присуждена ученая степень доктора физико-математических наук и звание профессора. Легендарная научная школа Ландау, которому на тот момент не было еще и 30 лет, привлекла в Харьков многих талантливейших молодых ученых, в частности Евгения Лифшица, Александра Ахиезера и других. Благодаря этому Харьков стал одним из ведущих центров теоретической физики в СССР и сохраняет эту славу и поныне.

В таких новых направлениях, как декаметровая радиоастрономия и радиоокеанография работал в Украине Семен Брауде. Гениальный украинский ученый Евгений Патон разработал методы строительства уникальных цельносварных мостов, изобретя новые методы сварки. Не отставали от запросов эпохи ученые, работающие в Украине, и в области кибернетики. В середине ХХ века заявила о себе научная школа Виктора Глушкова и Сергея Лебедева. Целый ряд изобретений украинских ученых послужил фундаментом, точкой отсчета, для развития мировой науки во многих сферах. Среди них такие выдающиеся достижения, как осуществление искусственной ядерной реакции по расщеплению атомов лития, получение "тяжелой воды", создание первой в континентальной Европе электронно-вычислительной машины, освоение новой отрасли металлургии – электрометаллургии; разработка ракетно-космической, авиационной техники, не имеющей аналогов в мире и прочие.

 

85. Религиозная ситуация в Украине на протяжении ХХ в.

 

После революции 1917 г. в украинской православной церкви возникает движение за автокефалию, приведшее на Киевском соборе (1921) к созданию Украинской Автокефальной Православной Церкви, рукоположению ее первых епископов и избранию митрополита. УАПЦ сосуществовала на Украине с Русской Православной Церковью, расширяя свое влияние (более 10 тыс. священников в 1927 г.). В 1928 г. советская власть начала преследование УАПЦ, ссылая и уничтожая ее священнослужителей, что привело к ее полной ликвидации на территории советской Украины в 1930 г. После 2-й мировой войны на западно-украинских землях, присоединенных в 1939 г., ликвидируется греко-католическая церковь, охватывающая там большинство населения. Под давление советской власти созывается Львовский церковный собор (1946), который признал недействительной Брестскую унию и провозгласил соединение УГКЦ с РПЦ. Последовали репрессии униатских священников. Таким образом, к середине 1980-х годов в Украине легально функционировала единственная массовая христианская церковь РПЦ. Зарубежные украинцы в основном относились к двум конфессиям: православной и греко-католической. Организационно каждая из них складывалась из нескольких церквей, вступающих в различные объединения.

 

86.Культура Украины 20-х годов ХХ в.

87.Культура Украины 30–50-х годов ХХ в.

 

89.Литературное творчество в Украине в начале ХХ в.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.