Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика «Ценностно-ориентационный портрет современного школьника»




Читайте также:
  1. I. Методика обучения биологи как наука
  2. А Критерии должностной инструкции современного руководителя
  3. Абсолютные и относительные величины в статистике. Их виды и методика расчета.
  4. Автопортрет
  5. Автопортрет личности 1 страница
  6. Автопортрет личности 2 страница
  7. Автопортрет,Диптих Четыре апостолаАдам и Ева
  8. Анализ динамики нелинейных систем по фазовому портрету
  9. Анализ платежеспособности организации: понятие, цели, информационная база, методика расчета показателей, оценка их изменения. По данным бухгалтерской отчетности проведите анализ.
  10. Анализ показателей себестоимости: ее виды, цели, задачи, последовательность и методика анализа. Анализ затрат на 1 руб. продукции.
  11. Антропологический характер современного педагогического знания. Междисциплинарные связи педагогики и их значение в познании закономерностей воспитания и развития личности
  12. Архитектурная методика EJB

Цель данной методики заключается в определении особенностей ценнос­тного выбора ученика.

Ученику предлагается оценить по пятибалльной шкале 18 ценностей, выделяемых в исследованиях как основные ценности современного человека. В предложенном списке (см. таблицу) ценности перечислены в произвольном порядке.

Кроме оценки по пятибалльной шкале ученику предлагается проранжировать ценности (т.е. поставить номер в порядке уменьшения значимости именно для него предложенных ценностей).

В процессе выполнения задания заполняется следующая таблица.

 

Ценности Ранг ценности
  1. Сохранение мира
  2. Жизненная мудрость
  3. Интересная работа
  4. Хорошие и верные друзья
  5. Здоровье
  6. Человек
  7. Уверенность в себе
  8. Познание
  9. Активная деятельностная жизнь
  10. Самостоятельность
  11. Творчество
  12. Равенство
  13. Красота
  14. Добро
  15. Независимость
  16. Истина
  17. Сохранение природной среды обитания
  18. Общественное признание
           

Анализ полученных данных позволяет определить умение учащихся произ­водить ценностный выбор. Показателем, характеризующим этот параметр цен­ностных ориентаций, служит вариативность оценок, которые учащиеся используют при определении значимости той или иной ценности: применяются ли все оценки пятибалльной шкалы (сформирован определенный механизм дифферен­циации); либо только 4 и 5, 3, 4, т.е. в основном две оценки (практически отсутствует умение дифференцировать ценности); если же все ценности оцени­ваются одним баллом, то рассматриваемое умение - отсутствует.

Анализируя содержательную сторону структуры ценностных ориентации личности, можно провести следующую процедуру обработки полученных материалов. Взяв резуль­таты ранжирования учащимися ценностей в зависимости от их дифференциации (высокая и низкая), выделить тех учащихся, у которых совпали оценки одних и тех же ценностей. Сгруппировав на этом основании результаты ранжирования, вычислить средний балл по каждой из восемнадцати ценностей. Средним балл определяется путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число школьников для данной группы.

В зависимости от балльного веса каждой ценности она распределится по шкале своей значимости для данной группы испытуемых. Таким образом, ценности, расположенные «в верхней части» содержательной структуры ценностных ориентаций, образуют ведущую основную ориентацию учащегося на те или иные цели деятельности. Ценности, расположенные «в нижней части», показывают свою незначимость. Ценности, находящиеся «в середине» структу­ры, малоинформативны для определения общей направленности личности, они могут изменять свое ранговое место в зависимости от условий жизни и деятель­ности человека. Результаты данной методики используются для анализа и корректировки ценностно-смыслового содержания новых экспериментальных курсов, форм учебной и внеучебной деятельности.



Приложение 4

 

Анкета для участника детского объединения (детской организации)

 

 

  1. Ф.И.О
  2. Сколько тебе лет:
  3. В каком классе ты учишься:
  4. В какой детской организации / объединении хотел(а) бы состоять по направлениям:

а) трудовое;

б) военно-патриотическое;

в) спортивное;

г) художественное;

д) экономическое;

е) туристическое;

ж) другом (каком?)

5. Как ты считаешь должны существовать детские и подростковые организации, объединения:

а) самостоятельно;

б) при взрослом объединении;

в) при молодежном объединении.

6. Чем ты чаше всего занимаешься в свободное время?

а) читаю;

б) слушаю радио, смотрю телевизор, видеофильмы;

в) играю на музыкальных инструментах;

г) слушаю музыку;

д) провожу время с друзьями;

е) занимаюсь спортом, туризмом;

ж) помогаю тем, кому трудно живется;

з) занимаюсь рукоделием;

и) люблю побыть в одиночестве;

к) сочиняю стихи, песни, сказки, рассказы, рисую;

л) зарабатываю деньги;

м) другое.

7. Как ты думаешь, зачем создаются детские организации / объединении? Кому это нужно?

8. В какой детской организации / объединении ты состоишь?

9. Чем обоснован твой выбор?

а) интересом

б) профессиональной направленностью

в) желанием родителей

г) за компанию с друзьями

д) чем-то иным (чем) __________________________________

10. Какие качества, по твоему мнению, развивает посещаемый клуб \ организация

а) творчество

б) самостоятельность

в) уверенность в себе

г) силу и здоровье

д) независимость

е) другие качества (какие)_______________________________

11. Структура вашей детской организации / детского объединения?

12. Есть ли в вашем детском объединении (организации) орган детского самоуправления:

· его название;

· состав;

· порядок выборов;

· характер деятельности.

13. Есть ли в вашем объединении символы и атрибуты детской организации:

· флаг;

· герб;

· гимн;

клятва, девиз, законы, эмблема, шевроны, значки и т.д.

  1. Какие дела хотел(а) бы провести

· для себя;

· для организации;

· для других.

15. Какое влияние оказывает на тебя данное детское общественное объединение?

 

СПАСИБО!

Приложение 5

Анкета «Мое поручение»

Цель: выявить отношение подростка к своему поручению, причины положительного восприятия подростком отрядных дел.

Подростку-члену объединения

1. Как ты оцениваешь результаты выполнения поручений?

Укажи их здесь__________________________________

Подчеркни нужное:

- моя работа приносит пользу отряду и интересна мне;

- моя работа отряду полезна, но мне не интересна;

- интересно мне, приносит мало пользы отряду; работа бесполезна.

2. Какие запомнились дела?

Укажи их здесь ________________________________

Почему? Подчеркни нужное:

- узнал много нового;

- принесли пользу людям;

- все дружно действовали;

- сами все придумывали;

- я был организатором;

- мы победили в соревновании;

- работали вместе со взрослыми;

Обработка:

При анализе анкет можно, прежде всего, выявить, удовлетворен ли подросток своим поручением? (удовлетворен, нет, не совсем удовлетворен), что влияет на выполнение поручения (чувство долга, интерес...).

Анкеты позволяют выяснить, что обуславливает положительное отношение подростков к делам отряда (содержание и направленность дел, их организация, взаимоотношения в коллективе, личная позиция, мнение взрослых). Результаты, полученные при обработке анкеты всего отряда, могут помочь скорректировать деятельность отряда, добиться большей адекватности поручений подростков, их неформального участия в делах группы, коллектива, объединения.

Приложение 6

Методика по выявлению самореализации личности в отряде «Наша береза»

Цель: определить, как и насколько индивидуальные способности, увлечения, умения подростков реализуются в жизни своего коллектива. На каждую микрогруппу выдается изображение одной березки и 3 разноцветных листочка на каждого ребенка.

Каждый заполняет листочек определенного цвета, выполняя 3 задания. Затем листочки приклеиваются, собираясь в 3 ветви:

1. Какие твои знания, увлечения, таланты ты смог использовать в делах отряда, в работе с младшими?

(Записывает на отдельном листочке каждый ребенок фамилию, свое увлечение и дело, в котором участвовал. Например, я танцую, подготовил с младшими танец на елку). Это красная ветвь.

2. Желто-оранжевая ветвь:

Что тебе удалось организовать в отряде для малышей? Чему ты смог научить малышей, ребят своего отряда? (после фамилии, например, такая запись: организовал вместе с советом дела «Веселые старты»; в лагере летом узнал много туристических песен, научил их петь девочек, выступил в концерте для мам).

3. Сине-зеленая ветвь:

Чему ты смог бы научить своих друзей, малышей? Какой бы твой опыт, увлечения могли бы пригодиться отряду в дальнейшем?

(После фамилии, например, такая запись: мог бы вести у малышей кружок лепки; когда летом пойдем в поход, смогу быстро разжечь костер).

Наши советы:

Важно заранее подготовить все необходимое для работы: изображение березы, листочки, клей, ручки, определить места для работы микрогрупп. При анализе результатов определить востребованность или невостребованность коллективом индивидуальных способностей, увлечений, умений подростка, как часто становится он в позицию организатора.

Для коллективного обсуждения удобно расположить березы вместе, рядом и провести сравнение: у какой березы какие ветки преобладают - красные или желтые, или сине-зеленые. Есть ли ребята, чьи таланты и способности еще нигде не пригодились или о них просто не знали в отряде, звене, в классе.

Приложение 7

Методика «Мои отношения»

Цель: изучение отношений подростка к членам своего коллектива, органам самоуправления, взрослым, сотрудничающим с данными объединениями. Подросткам вручаются заранее подготовленные листки следующего содержания:

Отметь, пожалуйста, условными обозначениями, как ты относишься к:

- ребятам своего отряда;

- совету отряда;

- председателю совета отряда;

- ребятам из своего звена;

- ребятам из других звеньев;

- девочкам отряда;

- мальчикам отряда;

- вожатым;

- взрослым, с которыми вы работаете.

Условные обозначения:

 
 


ровные отношения;

уважительные;

конфликтные;

презрительные;

переменчивые: то плохие, то хорошие;

не знаю, затрудняюсь ответить;

!восторженные.

 

 

Обработка:

Изучение отношений подростка к членам своего коллектива, выборному активу, взрослым, друзьям отряда следует продолжить выявлением причины таких отношений, особенно, если они носят негативный характер. Затем продумать пути коррекции таких отношений.

Полученные результаты позволяют выявить характер взаимоотношений в коллективе, «болевые точки» и затем наметить вместе с ребятами способы создания доброжелательных отношений.

Приложение 8

Анкета «Почему я пришел в этот отряд?»

Цель: выявление мотивов вступления в данное детское объединение.

Подросткам предлагается закончить предложение «Я пришел в этот отряд потому, что…», подписав одно или несколько утверждений из предложенного списка;

здесь мои друзья;

отряд организует различные полезные дела;

у нас хороший руководитель;

больше некуда было идти;

здесь каждого уважают и ценят;

я не знаю, как живут и что делают другие отряды;

у отряда красивая форма;

мы помогаем младшим и старшим;

здесь помогают друг другу, не дают в обиду;

в отряде интересно проводить свободное от учебы время;

здесь я смогу многое узнать, многому научиться;

мне все равно, в каком

отряде быть.

Обработка:

Предложенный список утверждений может быть изменен или дополнен, исходя из конкретной ситуации существования отряда.

При обработке результатов анкеты необходимо обратить внимание не только на те утверждения, которые выбрали ребята, но и на те, которые остались без выбора это материалы для размышления о путях совершенствования деятельности и организации общения в детском объединении.

Приложение 9

Методика «Чудо-дерево»

Цель: выявление отношения каждого подростка к содержанию работы объединения; определение направленности работы отряда, уровня ее организации.

Подросткам предлагается оценить деятельность отряда за определенный промежуток времени. Каждый получает изображение дерева: яблони, елки (если близок Новый год) и т. п. и разного цвета кружки («яблоки», «елочные шары») по 2 штуки красного, желтого, голубого и белого цвета.

На кружках красного цвета предлагается написать, какие два отрядных дела понравились больше всего, запомнились, и объяснить почему. На кружках голубого цвета те, о которых не хотелось бы вспоминать и объяснить почему.

На кружках желтого цвета указываются дела, в которых что-то не понравилось, объясняя, что именно. На белых записываются предложения в будущий план работы. Затем все кружки прикрепляются к «кроне дерева» и у его «подножия» каждый подписывает свою фамилию.

Наши советы:

Важно подготовить все, что необходимо для работы заранее. Целесообразно записать на доске смысл каждого цветного кружка. При обработке обратить внимание на направленность проведенных и предлагаемых дел отряда, плюсы и минусы в их организации, мотивы положительного отношения к деятельности отряда (содержание, деловые взаимоотношения, организация, позиция подростка).

Результат позволяет судить не только о том, что привлекает и что не нравится в делах отряда, но и сделать выводы о характере отношения каждого подростка к деятельности детского объединения, определить настрой на будущую жизнь отряда и ожидания каждого подростка от его жизнедеятельности.

Приложение 10





Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Методика обучения биологи как наука
  2. А Критерии должностной инструкции современного руководителя
  3. Абсолютные и относительные величины в статистике. Их виды и методика расчета.
  4. Автопортрет
  5. Автопортрет личности 1 страница
  6. Автопортрет личности 2 страница
  7. Автопортрет,Диптих Четыре апостолаАдам и Ева
  8. Анализ динамики нелинейных систем по фазовому портрету
  9. Анализ платежеспособности организации: понятие, цели, информационная база, методика расчета показателей, оценка их изменения. По данным бухгалтерской отчетности проведите анализ.
  10. Анализ показателей себестоимости: ее виды, цели, задачи, последовательность и методика анализа. Анализ затрат на 1 руб. продукции.
  11. Антропологический характер современного педагогического знания. Междисциплинарные связи педагогики и их значение в познании закономерностей воспитания и развития личности
  12. Архитектурная методика EJB




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.198.27.243
Генерация страницы за: 0.01 сек.