Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания по оформлению письменных (курсовых) работ 2 страница




Во-вторых, характер применяемых санкций – в качестве налоговой санкции возможно применение только штрафа как наиболее целесообразной формы наказания за налоговое правонарушение в рамках имущественных отношений.

В-третьих, налоговая и административная ответственность применяются к разным субъектам правоотношений. Административная ответственность применяется только в отношении должностных лиц[102].

Вопрос об отраслевой принадлежности института ответственности за совершение налоговых правонарушений уходит корнями в более давний спор – о праве на самостоятельное существование финансово-правовой ответственности. Противоборствующими сторонами традиционно выступают административисты и финансоведы.

Аргументы приверженцев универсальности административной ответственности приводит А.В.Гончаров. На его взгляд, включение отношений, возникающих в связи с нарушениями финансового, в том числе налогового законодательства, в предмет финансового права ведет к необоснованному расширению предмета финансового права, «размыванию» его границ. Указанный автор присоединяется к мнению Д.Н.Бахраха и В.М.Манохина, считающих, что мерами административного принуждения охраняются не только административно-правовые нормы, но и нормы иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы исполнительной власти[103].

Теория административистов строится на том, что и административная, и финансово-правовая ответственность регулируются одинаковыми методами, носящими государственно-властный характер. Однако существующие принципиальные различия между методом финансового права и методом административного права позволяют поставить под сомнение приведенный тезис.

Исследования природы финансово-правовой ответственности, и в том числе ответственности за совершение налоговых правонарушений, проводились Е.А.Ровинским[104], И.И.Розановым[105], В.Н.Кучерявенко[106], В.М.Малиновской[107], О.И.Юстус[108], М.Б.Разгильдиевой[109], Ю.А.Крохиной[110], И.А.Мазур[111], Т.В.Конюховой[112] и другими.

По мнению В.М.Малиновской, финансовые правоотношения, регулируемые и охраняемые нормами финансового права, обладают специфическими чертами, отличающими их от административных правоотношений (являются разновидностью имущественных отношений, носят денежный характер, имеют особый объект правоотношений – финансовые ресурсы государства и др.). В силу специфики финансовых правоотношений и особенностей метода их регулирования можно говорить о выделении финансово-правовой ответственности в самостоятельный вид ответственности юридической[113].

О.И.Юстус исследует особенности юридической ответственности за совершение налоговых правонарушений и делает вывод о ее финансово-правовой природе. В числе признаков, позволяющих, безошибочно классифицировать рассматриваемый вид ответственности, автор называет следующие:

- применение установленных нормативными актами финансовых санкций в отношении налогоплательщиков и иных субъектов (как физических лиц, так и организаций), совершивших налоговое правонарушение;

- имущественный (денежный) характер ответственности и наличие государственно-принудительного воздействия на экономические интересы нарушителей предписаний налогового законодательства;

- применение мер финансово-правовой ответственности направлено на восстановление имущественной сферы потерпевшего, в качестве которого выступает государство;

- целью применения такой ответственности является наказание нарушителя, предупреждение совершения правонарушений в будущем и компенсация потерь бюджета либо внебюджетных фондов[114].

Ю.А.Крохина отмечает сочетание в финансово-правовой ответственности политических и правовых санкций (мер ответственности)[115].

По нашему мнению, институт ответственности за совершение налоговых правонарушений входит составной частью в отрасль финансового права, так как отвечает всем признакам финансово-правовых отношений и полностью вписывается в предмет регулирования финансового права. Ответственность за нарушение налогового законодательства призвана защищать имущественные интересы государства, а ее эффективное применение способствует законному пополнению государственных денежных фондов – внесению плательщиками сумм неуплаченных налогов и сборов.

Правовое регулирование муниципальных финансов – еще один правовой институт, приобретающий в последнее время особую значимость. Исследователи, занимающиеся проблемой изучения предмета финансового права, обращают внимание на то, что отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности органов местного самоуправления, входят составной частью в предмет финансового права[116]. В учебнике по финансовому праву под редакцией Н.И.Химичевой содержится определение предмета финансового права, согласно которому в него входят общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач[117].

Некоторые ученые включают вопросы финансового обеспечения местных (муниципальных) образований в состав предмета муниципального права[118], отмечая при этом, что «многие нормы муниципального права, регулирующие на местном уровне финансовые отношения, являются одновременно нормами финансового права»[119].

Следует отметить, что усиление роли и значения рассматриваемой группы общественных отношений для функционирования всей бюджетной системы государства, особенно в последнее время, привело к появлению новых научных тенденций. Речь идет о выделении в рамках финансового права институтов, регулирующих финансовую деятельность субъектов РФ и местных (муниципальных образований). Возможность реализации собственных задач в процессе аккумуляции и распределения бюджетных средств, ответственность за выполнение обязательств по финансированию тех или иных программ и направлений, формирование самостоятельной системы правовых актов, регулирующих вопросы использования финансов субъектов РФ и местных (муниципальных образований), позволяют говорить о складывающемся правовом институте.

Важное значение для развития бюджетных отношений в Российской Федерации играют несколько факторов: во-первых, правовая определенность бюджетного статуса муниципальных образований; во-вторых, четкое разграничение полномочий по формированию доходных частей федерального, региональных и местных бюджетов; в-третьих, четкое закрепление налоговых полномочий за уровнями бюджетной системы. Эти и другие задачи финансовой деятельности российского государства были сформулированы в Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 № 584[120]. Позднее указанные программные положения получили законодательное закрепление в Бюджетном кодексе РФ[121].

Пристальное внимание государственных органов власти к вопросу построения межбюджетных отношений, проблемы, возникающие при реализации принципа бюджетного федерализма, создают основу для научно-практических исследований в этой области.

Так, например, А.А.Нечай отмечает, что само появление в законодательных актах термина «межбюджетные отношения» говорит не о «противопоставлении», а о взаимном дополнении государственных финансов и финансов местного самоуправления, поскольку и те, и другие используются для удовлетворения различных сторон публичного интереса. Обеспечение баланса и непротиворечивости самих публичных интересов требует особых усилий и может быть легче достигнуто в том случае, когда отношения будут регулироваться в рамках одной и той же отрасли права, одних и тех же правовых актов, или же при обязательном полном согласовании соответствующих правовых актов различного уровня власти[122].

По мнению Ю.А.Крохиной, принцип федерализма в бюджетном праве, оказывая существенное влияние на бюджетную деятельность муниципальных образований, носит комплексный, многогранный характер. Комплексное содержание принципа федерализма в бюджетном праве пронизывает все его институты, определяет сущность складывающихся бюджетных правоотношений и гарантирует Российской Федерации и ее субъектам установленный законодательством бюджетно-правовой статус[123].

Третья группа правоотношений, входящих в состав финансового права, характеризуется тем, что они имеют сложный характер и подвергаются правовому регулированию нормами нескольких отраслей права. К таким «сложным» группам правоотношений относятся в частности, отношения, складывающиеся по поводу государственного кредита, банковского кредита, отношения в области страхования и некоторые другие.

Финансовые правоотношения в сфере государственного (муниципального) кредита включают в себя отношения по установлению объемов привлеченных средств в бюджет, по определению форм, порядка и условий выпуска и размещения долговых обязательств, по обслуживанию и погашению привлеченных займов. Часть отношений, складывающихся между кредитором и заемщиком, строятся на основе норм гражданского законодательства, что является основанием для некоторых ученых причислять институт государственного (муниципального) кредитования к разряду гражданско-правовых[124].

Участвуя в договорных отношениях государственного займа кредитор (физическое, юридическое лицо) только однажды проявляет свое волеизъявление – при фактическом вступлении в указанные правоотношения (посредством заключения соглашения, приобретения ценных бумаг). В дальнейшем весь спектр отношений подлежит односторонней регламентации со стороны государства (муниципального образования). В данном случае «инициатива возникновения отношений не влияет на способ воздействия государства на эти отношения, т.е на метод правового регулирования»[125].

Рассматривая институт государственного (муниципального) кредитования в указанном аспекте, следует согласиться с мнением ученых[126] о том, что государственный (муниципальный) кредит является самостоятельным институтом отрасли финансового права.

Разработке финансово-правовой теории государственного (муниципального) кредитования посвящены работы Е.В.Покачаловой.

По мнению указанного автора, включение института государственного (муниципального) кредита в предмет отрасли финансового права обусловлено следующими факторами:

а) главными целями функционирования института государственного кредита являются решение проблем погашения бюджетного дефицита и регулирование денежно-кредитных отношений. Таким образом, в отличие от гражданских правоотношений в данном случае отношения в сфере государственного кредита, как и любые финансовые правоотношения, направлены, прежде всего, на решение государственных и муниципальных задач и функций, т.е. публичные цели;

б) основным методом регулирования правоотношений в сфере госкредита является императивный метод, т.е. метод государственно-властных велений, а не метод диспозитивности (равенства сторон), применяемый для регулирования гражданско-правовых отношений;

в) обязательным субъектом указанных правоотношений является государство либо уполномоченный им орган[127].

Однако нормативно-правовое регулирование отношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита осуществляется не только финансово-правовыми нормами. Так, например, общие принципы заключения договоров займа регулируются гражданским законодательством, специфика заключения межгосударственных кредитных соглашений учитывается в правовых актах конституционного и международного публичного права. В связи с этим, следует согласиться с Е.В.Покачаловой в том, что государственный (муниципальный) кредит в аспекте финансового права как отрасли законодательства является межотраслевым институтом[128].

Еще одной разновидностью «сложных» финансово-правовых институтов является страхование.

Подразделяя страхование на виды в зависимости от степени социальной значимости, ученые предлагают различать обязательное социальное страхование и собственно страхование, включающее в себя обязательное и добровольное личное или имущественное страхование[129].

Правоотношения, складывающиеся по поводу обязательного социального страхования, входят составной частью в предмет финансового права. Субъектами данного вида правоотношений являются страхователи – юридические и физические лица, а также органы государственной власти и местного самоуправления, уплачивающие страховые взносы. Основаниями возникновения правоотношений по обязательному социальному страхованию являются нормативно-правовые предписания о необходимости страхования лиц, работающих по трудовому договору, выполняющих определенный вид деятельности и т.д.

В качестве страховщиков выступают некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев[130].

Перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию содержится в действующем законодательстве, в частности в Федеральном законе от 16.07.1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»[131], Федеральном законе от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[132] и других нормативных актах.

Нормами финансового права регулируются отношения по поводу образования, распределения и использования специальных фондов денежных средств. По мнению большинства финансоведов указанные отношения напрямую связаны с реализацией публичной роли государства по обеспечению конституционных прав его граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В России указанные фонды имеют статус государственных социальных внебюджетных фондов[133].

В юридической науке существуют несколько направлений, объясняющих особенности правового регулирования отношений, складывающихся в области собственно страхования. Первое направление условно можно назвать цивилистическим, поскольку его представители относят институт страхования полностью и «безраздельно» к числу гражданско-правовых. В числе сторонников данной теории следует назвать Д.И.Мейера[134], Н.А.Шевелеву.

Так, по мнению Н.А.Шевелевой, Гражданский кодекс РФ регулирует не только добровольное, но и обязательное страхование, в том числе тех отношений, где страхователем является государство. Прямое соприкосновение финансового и гражданского права (в сфере страхования) происходит в случае, когда государство, будучи страхователем по обязательному страхованию, должно осуществить необходимый платеж. Эти средства должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете, а сама ситуация охватывается бюджетным институтом – расходы бюджета. Под регулирование финансового права подпадает лишь обязательное социальное и медицинское страхование[135].

Представители второго научного направления – С.Д.Цыпкин[136], М.Я.Шиминова[137], М.В.Карасева[138] к предмету финансового права относят лишь отношения, возникающие в области обязательного государственного страхования.

В рамках третьего научного направления ученые обосновывают тезис о том, что отношения, возникающие в рамках обязательного страхования, а также отношения, складывающиеся в процессе государственного контроля и надзора за деятельностью страховщиков регулируются нормами финансового права, и соответственно входят составной частью в его предмет. Данную научную позицию разделяли Г.Ф.Шершеневич[139], В.И.Серебровский[140], в настоящее время – Е.В.Покачалова[141], Е.Ю.Грачева, Э.Д.Соколова[142], О.Н.Горбунова[143], А.А.Мамедов[144].

По мнению Е.В.Покачаловой, нормы финансового права определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости организаций-страховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью[145].

А.А.Мамедов полагает, что финансовые правоотношения в сфере страхования возникают при формировании, перераспределении и использовании денежных средств страховых резервов страховых структур, при оказании финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств государства за счет страховых ресурсов, при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет, при формировании, перераспределении и использовании денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов, при предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, при финансировании из бюджета государственных программ в сфере социального страхования[146].

Е.Ю.Грачева и Э.Д.Соколова отмечают, что нормы финансового права регулируют: источники формирования страхового фонда, его взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы государства, в частности с бюджетной системой; порядок использования средств фонда страхования; компетенцию органов государственной власти в области страхования (совместно с нормами административного права); обязательное государственное страхование и иные отношения в сфере страхования, возникающие в процессе создания, распределения и использования фонда страхования, т.е. такие, которые связаны с осуществлением государством финансовой деятельности.

Нормы гражданского права регламентируют основания возникновения различных страховых правоотношений, права и обязанности их субъектов, закрепляют объекты страхования, условия освобождения страховщика от обязанности по страховому обязательству и т.д.[147]

Приведенная позиция представляется нам наиболее предпочтительной, поскольку позволяет рассматривать отношения, складывающиеся в сфере страхования, с участием государства (муниципальных образований) как целостную систему, объединенную общими признаками, целями и методом правового регулирования.

В соответствии со ст.927 ГК РФ обязательным страхованием признается страхование на основании гражданско-правовых договоров, в случаях предусмотренных законом. Обязательным государственным страхованием считается страхование в установленных законом случаях за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета.

Особенностью отношений по обязательному страхованию является то, что на законодательном уровне устанавливается перечень участников страхового правоотношения; виды объектов, подлежащих обязательному страхованию; риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм. Прочие условия определяются по соглашению сторон, в том числе страхователь вправе самостоятельно выбрать себе контрагента – страховщика.

Причисление данной группы правоотношений к финансово-правовым возможно по нескольким причинам. «Во-первых, установление государством видов, порядка и условий обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей, наличие государственного контроля (надзора) в этой сфере либо непосредственное участие государства (уполномоченного им органа) в качестве обязательного субъекта отношений по обязательному государственному страхованию; во-вторых, применение при регулировании возникновения, изменения и прекращения этих правоотношений императивного метода (метода государственно-властных велений)»[148].

Кроме того, характерным признаком отношений по обязательному страхованию, интегрирующим их в состав предмета финансового права, является их социально-экономическая направленность на защиту отдельных групп населения, сохранность государственного (муниципального) имущества и культурных ценностей, безопасность отдельных видов профессиональной деятельности и т.д. Другими словами цель института обязательного страхования совпадает с финансово-правовой политикой государства, проявляющейся, в том числе, в создании комплекса мер по повышению материального благополучия общества и обеспечению национальной безопасности.

Действующее законодательство предусматривает правила отбора страховщиков для государственного обязательного страхования. В частности, в соответствии с положениями Федерального закона от 28.03.1998. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»[149], страховщиками могут быть страховые организации, избранные на конкурсной основе, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования и заключившие со страхователями договоры обязательного государственного страхования. При этом правоотношения между страхователем и страховщиком возникают после заключения договора страхования.

Относительно новым правовым институтом является обязательное страхование вкладов физических лиц в банках.Необходимость обязательного страхования рисков вкладчиков была предусмотрена ст.38 Федерального закона от 2.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности»[150] и ст.840 ГК РФ[151], однако действенная система защиты интересов вкладчиков-физических лиц была введена только в конце 2003 года одновременно с принятием Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»[152] (далее – Закон о страховании вкладов).

В соответствии с указанным законодательным актом, коммерческие банки, привлекающие средства физических лиц во вклады, в обязательном порядке включаются в систему страхования вкладов и, следовательно, обязаны уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов. Оперативное управление фондом обязательного страхования вкладов осуществляет некоммерческая организация, созданная в форме государственной корпорации, именуемая Агентством по страхованию вкладов. Агентство осуществляет функции страховщика. Денежные средства, перечисляемые банками в фонд обязательного страхования в качестве страховых взносов, фактически поступают в доверительное управление государственной организации, которая вправе распоряжаться ими в рамках, предусмотренных законодательством.

Следует согласиться с мнением А.В.Турбанова о том, что особенности правового режима средств фонда страхования банковских вкладов не позволяют отнести их к частной собственности. Фонд формируется на основе государственно-властных предписаний, в порядке и на условиях, устанавливаемых государством. Расходование средств фонда имеет строго целевое назначение. Управление средствами фонда осуществляется через создаваемые и контролируемую государством организацию, являющуюся по своей сути юридическим лицом публичного права. Следовательно, собственность на средства фонда страхования вкладов является публичной[153].

По общему правилу, сформулированному в п.2 ст.16 Закона о страховании вкладов, Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом. Однако в случае невозможности осуществления возмещения по вкладам в установленные сроки без пополнения фонда обязательного страхования вкладов за счет дополнительных денежных средств (за исключением страховых взносов и иных запланированных поступлений) совет директоров Агентства в срок, не превышающий семи календарных дней после наступления страхового случая, принимает одно из следующих решений:

1) обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству соответствующих денежных средств в виде бюджетного кредита, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов составляет не более 1 млрд. рублей;

2) обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству дополнительных денежных средств из федерального бюджета, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов превышает 1 млрд. рублей.

Правительство РФ принимает соответствующее решение в рамках своей компетенции и согласно процедуре, предусмотренной Законом о страховании вкладов и бюджетным законодательством.

Таким образом, возможна ситуация, когда для погашения обязательств Агентства будут привлечены бюджетные средства.

В сфере банковской деятельности можно назвать еще одну группу отношений, которая испытывает на себе значительное воздействие финансово-правовых норм. Речь идет об отношениях, возникающих в сфере банковского кредитования.

Следует отметить, что порядок заключения кредитного договора между банком и его клиентом, способы обеспечения исполнения обязательства, условия изменения и расторжения рассматриваемого договора регулируются нормами гражданского права. Данный комплекс отношений можно рассматривать в качестве кредитных в узком смысле слова.

С помощью финансово-правового регулирования осуществляется управление деятельностью кредитных организаций, совершающих кредитные операции. В частности, кредитная организация, претендующая на право привлечения денежных средств населения и соответственно на ссудные операции должна получить лицензию Банка России.

В качестве необходимого условия работы на рынке ссудных капиталов кредитная организация обязана соблюдать определенные экономические нормативы, установленные Банком России. В частности, максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, максимальный размер крупных кредитных рисков, нормативы ликвидности кредитной организации, максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств и т.д.[154]

Рекомендованная Банком России ставка рефинансирования по кредитным обязательствам является практическим ориентиром для банков при взаимодействии с клиентами. Данная экономическая категория отражает реальные стоимостные параметры кредитных услуг, позволяя банкам обеспечивать собственный финансовый интерес, а также поддерживает эластичность и эффективность всей финансово-кредитной системы.

Для осуществления кредитных операций банкам необходимо пополнять резервы денежных средств, то есть активно работать в направлении привлечения временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Учитывая социально-экономическую значимость данного сегмента банковской деятельности, государство осуществляет целый комплекс финансово-контрольных мероприятий, направленных на повышение правовых гарантий для индивидуальных и корпоративных инвесторов (в частности, страхование кредитных рисков, институт приостановления и отзыва лицензии, институт банкротства кредитных организаций).

Таким образом, говоря об отношениях по банковскому кредитованию в широком смысле, следует иметь в виду весь спектр финансовых отношений, включающий в себя механизм привлечения, управления, инвестирования и реинвестирования денежных средств.

На необходимость более активного использования финансово-правовых способов правового регулирования отношений с участием банков на современном этапе развития финансовой системы России, обратили внимание О.Н.Горбунова[155], Е.Ю.Грачева[156], С.В.Запольский[157], Д.А.Красиков[158], Е.В.Покачалова[159], Э.Д.Соколова[160], Т.Г.Тимакова[161], Н.И.Химичева[162] и другие ученые.

Целью финансово-правового регулирования кредитных отношений является обеспечение устойчивого положения кредитных организаций, а через это активное формирование макроэкономической политики в сфере управления децентрализованными фондами денежных средств. О.Н.Горбунова справедливо отмечает, что хотя основной целью деятельности коммерческих банков является прибыль, государство должно постоянно думать о том, как направить деньги банков в хозяйство: привлечь их к инвестициям, в развитие сельского хозяйства в интересах всего государства и общества. А это можно сделать только с помощью норм финансового права[163].

По нашему мнению, регулирование банковской деятельности вообще и механизма банковского кредитования, в частности, с помощью финансово-правовых норм является важным элементом экономической политики государства в области развития национального инвестиционного потенциала.

Одним из важных направлений финансово-правового регулирования является прямое и косвенное воздействие на развитие рынка корпоративных ценных бумаг.

Являясь неотъемлемой частью финансового рынка и мощным регулятором межотраслевых переливов капитала, рынок корпоративных ценных бумаг нуждается в эффективном государственном регулировании, поскольку выполняет несколько важных функций. Во-первых, аккумулятивную – способствуя мобилизации и концентрации частного капитала, предназначенного для инвестиционных целей; во-вторых, перераспределительную – обеспечивая свободный перелив капитала в те отрасли экономики, которые наиболее востребованы, поддерживая, таким образом, наиболее рациональную структуру общественного производства; в-третьих, контрольную – демонстрируя количественные показатели структуры общественного капитала и структуры собственности; в-четвертых, информационную – обеспечивая доступность и достоверность информации о наличии «инвестиционных продуктов и заинтересованных заемщиках и кредиторах»[164].

Вне всякого сомнения, базовые элементы рынка корпоративных ценных бумаг должны быть урегулированы нормами гражданского законодательства, предоставляющими субъектам возможность проявлять инициативу при принятии решений об эмиссии ценных бумаг, инвестировании в фондовые ценности, совершении сделок на вторичном рынке.

Но в то же время государственное вмешательство требуется в сфере создания общего благоприятного инвестиционного климата в стране в целом и в каждом регионе, в частности; в сфере создания дополнительных стимулов для секьюритизации частных капиталов; в сфере формирования системы государственных гарантий надежности вложений в ценные бумаги; в сфере обеспечения информационной прозрачности всего механизма рынка ценных бумаг. Государство заинтересовано в создании динамичного, устойчивого рынка ценных бумаг, способного обслуживать интересы частного капитала и формировать эффективные механизмы перераспределения собственности. Кроме того, развитая инфраструктура и наполненность рынка являются факторами, способствующими увеличению количества источников получения государственных доходов и, как следствие, расширению области бюджетного финансирования и осуществлению социально-экономических программ.

В связи с этим, возможно рассматривать отдельные аспекты правового регулирования функционирования рынка ценных бумаг в контексте расширения предмета финансового права[165].

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.