Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Газмано. С. Гуманизм и свобода




/(Из кн. "Гуманизация воспитания в современных условиях")

--Гуманизм как философское направление и как общественное дви­жение, рожденное западной цивилизацией, оказывает все возрастаю­щее влияние на современный мир.:

Многие выдающиеся мыслители XIX—XX столетий: К. Маркс, 3. Фрейд, Ж.П. Сартр, А. Камю, Б. Рассел, Дж. Дьюи, Сидней Хук и возглавляемые ими научные направления марксизма, экзистенциа­лизма, прагматизма, натурализма, позитивизма, феноменологии, сво­боды воли относили себя к ваятелям гуманистической идеи.

Философские, конкретно-научные и религиозные школы, относя­щие себя к гуманистическим, несмотря на существенные различия, солидаризируются в одном: вслед за греческим философом Протаго-ром они полагают человека "мерилом всех вещей" и утверждают, что максимальная реализация человеческой природы, вера в его разум, способности и творческие возможности составляют суть историчес­кого оптимизма и социального прогресса.

Философский термин "гуманизм" ввел в интеллектуальный обиход в 1822 г. немецкий педагог (а не философ!) Ф. Хитхаммер. До этого использовался термин "гуманист".

У Гуманизм (eT-flai^huraamts;) означает мировоззренческую систему, признающую человека как высшую ценность, утверждающую его право на свободу, счастье, развитие. Гуманизм выдвигает в качестве критерия оценки деятельности государства и всех его социальных ин­ститутов благо человека, а принципы равенства, справедливости, со­трудничества, милосердия и любви провозглашает желаемой нормой отношений между людьми.

Для современного, так называемого нового гуманизма, активно за­явившего о себе во второй половине XX в., особенно характерно плюралистическое понимание социального устройства жизни и чело­века как "особости", индивидуальности, обладающей правом на ин­теллектуальную и экономическую свободу, моральную автономию, социальную суверенность. При этом, однако, гуманистический взгляд на человека не отрицает, а предполагает наличие у него социальной, этической и индивидуальной ответственности за принимаемые им ре­шения.

Гуманистическое мировоззрение, на наш взгляд, в практической жизни реализуется на трех уровнях.

Макроуровень предполагает определенную политику государства по отношению к своим гражданам. Эта политика выражается в гаран­тии прав и свобод человека, в экономической поддержке (патерна­лизм) социально незащищенных слоев населения (в том числе детей). Мезоуровень гуманизма проявляется в оздоровительных, жилищных, образовательных и др. гуманитарно ориентированных программах, создающихся в рамках ведомств (министерств), социальных институ­тов, отдельных учреждений и организаций, благотворительных об­ществ и пр. Микроуровень гуманизма характеризует непосредствен­ные контактные отношения между людьми, позволяющие им сохра­нять человеческое достоинство, реализовывать собственный личност­ный потенциал, не ущемляя при этом интересов другого человека.

Очевидно, что все три уровня связаны между собой, как связаны цели (основные законы), средства и отношения в любой целостной социальной системе. Сфера образования, находясь на промежуточном уровне, может реализовать свою гуманистическую ориентацию лишь при условии поддержки со стороны верхнего и нижнего — политиче­ской идеологии, законодательства и человеческих отношений. Пред­метом исследования в статьях данного сборника выступает третий уровень; отношения между субъектами образования — образователь­ные отношения.

Пережитый российским образованием период коммунистического строительства характеризовался, как утверждают историки, несовпа­дением декларируемых гуманистических целей и ценностей с реаль­ной социальной и образовательной практикой. Однако надо отме­тить, что и сами эти декларации на поверку оказывались несостоя­тельными с точки зрения подлинного гуманизма. Прежде всего это касается категории свободы. Декларируемые в конституции свободы человека не могли быть реализованы ни в одной сфере социальной жизни. Но и понимание свободы было односторонним.

Между тем именно свобода является ведущей антропологической константой гуманистического мировоззрения и практики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.