КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Газмано. С. Гуманизм и свобода
/(Из кн. "Гуманизация воспитания в современных условиях") --Гуманизм как философское направление и как общественное движение, рожденное западной цивилизацией, оказывает все возрастающее влияние на современный мир.: Многие выдающиеся мыслители XIX—XX столетий: К. Маркс, 3. Фрейд, Ж.П. Сартр, А. Камю, Б. Рассел, Дж. Дьюи, Сидней Хук и возглавляемые ими научные направления марксизма, экзистенциализма, прагматизма, натурализма, позитивизма, феноменологии, свободы воли относили себя к ваятелям гуманистической идеи. Философские, конкретно-научные и религиозные школы, относящие себя к гуманистическим, несмотря на существенные различия, солидаризируются в одном: вслед за греческим философом Протаго-ром они полагают человека "мерилом всех вещей" и утверждают, что максимальная реализация человеческой природы, вера в его разум, способности и творческие возможности составляют суть исторического оптимизма и социального прогресса. Философский термин "гуманизм" ввел в интеллектуальный обиход в 1822 г. немецкий педагог (а не философ!) Ф. Хитхаммер. До этого использовался термин "гуманист". У Гуманизм (eT-flai^huraamts;) означает мировоззренческую систему, признающую человека как высшую ценность, утверждающую его право на свободу, счастье, развитие. Гуманизм выдвигает в качестве критерия оценки деятельности государства и всех его социальных институтов благо человека, а принципы равенства, справедливости, сотрудничества, милосердия и любви провозглашает желаемой нормой отношений между людьми. Для современного, так называемого нового гуманизма, активно заявившего о себе во второй половине XX в., особенно характерно плюралистическое понимание социального устройства жизни и человека как "особости", индивидуальности, обладающей правом на интеллектуальную и экономическую свободу, моральную автономию, социальную суверенность. При этом, однако, гуманистический взгляд на человека не отрицает, а предполагает наличие у него социальной, этической и индивидуальной ответственности за принимаемые им решения. Гуманистическое мировоззрение, на наш взгляд, в практической жизни реализуется на трех уровнях. Макроуровень предполагает определенную политику государства по отношению к своим гражданам. Эта политика выражается в гарантии прав и свобод человека, в экономической поддержке (патернализм) социально незащищенных слоев населения (в том числе детей). Мезоуровень гуманизма проявляется в оздоровительных, жилищных, образовательных и др. гуманитарно ориентированных программах, создающихся в рамках ведомств (министерств), социальных институтов, отдельных учреждений и организаций, благотворительных обществ и пр. Микроуровень гуманизма характеризует непосредственные контактные отношения между людьми, позволяющие им сохранять человеческое достоинство, реализовывать собственный личностный потенциал, не ущемляя при этом интересов другого человека. Очевидно, что все три уровня связаны между собой, как связаны цели (основные законы), средства и отношения в любой целостной социальной системе. Сфера образования, находясь на промежуточном уровне, может реализовать свою гуманистическую ориентацию лишь при условии поддержки со стороны верхнего и нижнего — политической идеологии, законодательства и человеческих отношений. Предметом исследования в статьях данного сборника выступает третий уровень; отношения между субъектами образования — образовательные отношения. Пережитый российским образованием период коммунистического строительства характеризовался, как утверждают историки, несовпадением декларируемых гуманистических целей и ценностей с реальной социальной и образовательной практикой. Однако надо отметить, что и сами эти декларации на поверку оказывались несостоятельными с точки зрения подлинного гуманизма. Прежде всего это касается категории свободы. Декларируемые в конституции свободы человека не могли быть реализованы ни в одной сфере социальной жизни. Но и понимание свободы было односторонним. Между тем именно свобода является ведущей антропологической константой гуманистического мировоззрения и практики.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |