КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Драгоценные крупицы народной мудрости
Бестужев-Лада И.В. (Из кн. "История твоих родителей") Сложная семья старого типа представляла собой по сути производственный коллектив, так сказать, агропромкомбинат на дому. Конечно, труд членов такой семьи был нелегким. Но разве плохо само по себе, что родители и дети трудились каждодневно с утра до вечера бок о бок? Что никто и не помышлял ни о каком трудовом воспитании, а оно происходило как бы само собой и подавляющее большинство людей сызмальства приучалось относиться к своему труду истово, добросовестно, честно? Разве лучше, когда сегодня сын и дочь, а иногда и отец, норовят перевалить домашние дела на мать, а потом все удивляются: откуда у молодых такое отношение к труду, почему такая вопиющая халтура и отчего семья непрочна? Да, современное производство — это тебе не изба, не хата и не сакля. Здесь более сложное разделение труда и более сложная подготовка работника к такому труду, что намного сужает возможность трудиться всем членам семьи вместе. Тем драгоценнее должна быть каждая такая возможность — дома ли, на приусадебном или садово-огородном участке или где-либо еще. Совместный труд родителей и детей как средство сплочения семьи, как средство превращения ребенка в действительно взрослого человека, как средство передачи из поколения в поколение таких непреходящих ценностей, как трудолюбие, добросовестность, порядочность, — разве это такое наследство, от которого надо отказываться? На наш взгляд, напротив, надо всеми средствами изыскивать такого же рода возможности при современном городском образе жизни. На благо и каждому из нас (на предмет счастья в личной жизни), и всему обществу в целом. Сложная семья старого типа представляла собой, кроме того, и своеобразную школу с целыми четырьмя "факультетами". Во-первых. там давалось еще очень хорошее по тем временам профессиональное образование. Самым простым и эффективным способом: отец, как бы по наследству, передавал свою профессию сыновьям, мать — дочерям. Во-вторых, там давалось и общее образование: родители точно так же "по наследству" передавали детям свое мировоззрение. В-третьих, родители каждодневным личным примером прививали детям устойчивые образцы сознания и поведения (социологи называют их стереотипами), к чему, собственно, и сводится суть всякого воспитания, если оно не на словах, а на деле. Наконец, в-четвертых, в "домашней школе" шла подготовка к самой трудной и сложной профессии на земле — к роли матери и отца семейства. Поступали в "домашнюю школу", как только сходили с материнских рук и вставали на собственные ноги, т.е. в два-три года. Учились в ней, как и в сегодняшней средней школе, лет десять, а то и больше. Вплоть до того времени, когда мальчишка превращался в парня, а девчонка — в девушку, которые становились вечерами в хоровод и которым предстояло вскоре стать матерью и отцом собственного семейства. К этому времени — в 14— 15 лет! — они знали все или почти все, что и их родители. Девушку в любую минуту могли выдать замуж, и она тут же начинала вести свое хозяйство, не ожидая ничьей помощи. Парня в любую минуту могли женить, и он обязан был не ударить в грязь лицом ни на пашне, ни на своем подворье, ни в степенной беседе с мужиками постарше. Мы говорим о том, что в гражданскую войну, случалось, полками командовали шестнадцатилетние, а армиями — двадцатилетние. И это действительно так. Но мы забываем, что такие командиры как раз и являлись выпускниками "домашней школы", где шестнадцатилетние сплошь и рядом начинали вести свое хозяйство, а двадцатилетние представляли собой, бывало, почтенных бородатых отцов семейства. Каким образом происходило чудо превращения подростка 14— 15 лет в совершенно взрослого человека, способного нести полную ответственность за свою семью? Очень просто. Сугубо индивидуальный подход: добрая дюжина учителей на каждого ученика (родители, дедушка, бабушка, дядья и тетки, старшие братья и сестры, соседи постарше и т.п.). У одного учителя не поймешь, что к чему, тогда другой объяснит тебе доходчивее. Кроме того, важную роль играли младшие братья и сестры: о них надо было заботиться, а это ускоряет взросление человека сильнее, чем что бы то ни было иное. Кроме того, органическое соединение учебы с самым настоящим производительным трудом — нет эффективнее средства сделать учебу плодотворной. Наконец, овладение профессией. Опыт показывает, что пока молодой человек не овладеет как следует какой-то профессией — в принципе все равно какой, — он так и останется великовозрастным младенцем, будь хоть семи пядей во лбу и прочитай хоть все до единой книги на земле. Да, сегодня "домашняя школа" устарела и в прежнем своем виде практически невозможна. Дети больше не наследуют профессии своих родителей. На формирование их мировоззрения влияют не только родители, но и газеты, журналы, книги, радио, телевидение, театр, кинематограф, клуб, а также в неменьшей мере — школа и общественное мнение сверстников. Как мы уже говорили, дети и родители не могут уже целыми днями жить и работать бок о бок. Для современного производства подготовка в "домашней школе" явно недостаточна. Все так. Но разве плохо, что подрастающее поколение сызмальства привыкало заботиться о младших, уважать старших? Разве плохо, что молодой человек в 15 лет становится не только физиологически, но и психологически взрослым, а вскоре и социально зрелым — таким же отцом или соответственно матерью семейства, как и все? Да мы сегодня о такой эффективности образования и мечтать не можем. Разум подсказывает, что мы обязаны перенести в нашу сегодняшнюю семью и школу все позитивное, все конструктивное из "домашней школы". Для нашего же собственного блага. Для блага каждого из нас, и прежде всего — для блага взрослого молодого человека, который противоестественно остается в категории "дети не допускаются" и до 16 лет, и до 20 лет, а в некоторых отношениях не так уж редко и много позднее. Всесильное некогда общественное мнение окружающих давило тяжким гнетом каждого члена семьи старого типа. Но разве это был только гнет? Нет, общественное мнение успешно предостерегало тебя от разных поспешных и опрометчивых решений, оно помогало тебе встать на ноги, если ты слегка оступился (если не слегка, а значительно, то тут уж ничего не поделаешь: ждет тебя тяжкая участь в предостережение другим). Оно предопределяло довольно узкий круг твоего общения, но оно же напрочь избавляло тебя от угрозы одиночества. Оно практически предопределяло выбор твоего спутника жизни, но тебе, если не случалось ничего чрезвычайного, не грозила участь ни старой девы, ни бобыля-холостяка, каких сегодня миллионы и миллионы. Члены семьи старого типа обычно не знали ни мучительной скуки, ни смертельной тоски одиночества, ни трагичного разобщения поколений — разве это не достижения, которые стоит сохранять, упрочивать и приумножать? И еще одна непреходящая ценность — прочность семьи. В семье старого типа развод был практически невозможен. Куда, скажите на милость, денется брошенная мужем мать семейства с детьми на руках мал мала меньше? Да если бы наши прадеды и прабабки вздумали сходиться и расходиться, как сегодня, ограничиваясь одним ребенком, а то и вовсе сознательно отказываясь от детей, — нас с вами попросту на свете бы не было. И традиции, нравы, обычаи, освященные к тому же религией, категорически запрещали развод, позволяли презрительно третировать женщину, почему-либо не имевшую детей. Все это для нас сегодня неприемлемо. Но разве приемлемо, что сегодня миллионы людей и до 30, и до 40 лет и до самой своей пенсии так и остаются без собственной семьи? Что каждый год прибавляются сотни тысяч детей, чьи отцы покинули семью, и еще сотни тысяч, где дети вообще не знают отца? Все газеты обошла догадка одного четырехлетнего мудреца, который, наконец, сообразил, зачем человеку две руки: одной держаться за маму, а другой — за папу. И вот 103 этой возможности лишены миллионы. А что такое жить одиночкой? Спросите-ка кого-нибудь из одиночек поумнее и почеловечнее. Они вам расскажут, какое это "счастье" на всю жизнь. Отвергая патриархальщину, мы не должны вместе с ее мутной водой выплеснуть и ребенка — как в переносном, так и в самом прямом смысле слова. Надо подумать о счастье миллионов наших детей, которое — подлинное и полное счастье — немыслимо без прочной и счастливой семьи. Совместный труд родителей и детей, "домашняя школа", прочная семья, забота окружающих о каждом члене общества — все это такие драгоценные крупицы народной мудрости, которые позволили народам веками и тысячелетиями выживать в тяжелейших условиях, нередко на грани катастрофы. Которыми не пренебрегать бы, а заботливо пересаживать на нашу сегодняшнюю почву, с учетом особенностей современного городского образа жизни. В том числе и силами подрастающего поколения. Возьми на себя равную долю домашнего труда со взрослыми — тогда требуй отношения к себе как ко взрослому. Это и будет первый шаг к тому естественному положению вещей, которое всегда отличало историю человечества минувших времен. Возьми на себя равную со взрослыми долю забот о состоянии школьного здания, школьных помещений, пришкольного участка. Отнесись по-взрослому, не по-детски к своей учебе. Это и будет вторым шагом в том же направлении. Возьми на себя равную со взрослыми долю забот о благоустройстве твоего города, твоего села, их окрестностей, о надежной охране окружающей природной среды, наконец, о твое,м собственном досуге. Это и будет третьим шагом. Как знать, может быть, таким путем мы вновь будем видеть в 15— 16 лет социально зрелых людей? Пусть им не придется вскорости обзаводиться собственными семьями, как прежде. Пусть не придется выхаживать десятерых детей, чтобы выходить хотя бы троих. Но ведь у них задачи не менее сложные: стать хозяевами компьютерной техники XXI века и, во всеоружии этой техники, поднять человеческую цивилизацию еще ступенью выше. Для этого надо, как и тысячу лет назад, стать во всех отношениях взрослым в 14 лет — возраст, когда и сегодня принимают в политическую организацию взрослых. Во имя блага твоего народа. Во имя твоего же собственного счастья.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |