КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Педагогика среды: идеи и реальность
1. Гуманизация среды и социальная педагогика. 2. Сложность объекта и предмета социальной педагогики. 3. Традиции российской социальной педагогики и зарубежный опыт. 4. Социально-педагогическая работа с семьей. 5. Социальный педагог: деятельность и нравственный кодекс. 1. Постановка и осуществление целей демократизации и гуманизации общества — сложнейший социальный эксперимент, осуществимый не только "извне" (указами и директивами, созданием экономической и политической базы, государственными службами и иными структурами на федеральном, региональном и местном уровнях и ЗВульфов Б. 3., Иванов В. Д. 65 т.д.), но и "изнутри", т.е. непосредственно из недр общества. Преобразование его невозможно без активного участия главного объекта и субъекта гуманизации — Человека, без преобразования его среды, их взаимосвязи. В свою очередь, гуманизация среды — процесс чрезвычайно сложный и противоречивый — требует научно-методического обоснования. Он предполагает государственную политику, которая не только декларирует, но и обеспечивает приоритет потребностей каждого человека, условий и способов их удовлетворения, когда человек и среда активно помогают друг другу в саморазвитии, самоорганизации. Гуманная среда так же открыта человеку, как человек среде. ...Наши дети это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С. Макаренко Идеи и технологию гуманизации среды раскрывает социальная педагогика — отрасль педагогики, изучающая закономерности и пути совершенствования взаимодействия человека и его социального окружения. Очевидно, что если среда, люди не становятся активными участниками гуманизации всего общества, его менталитета, общественной психики, его ценностей и идеалов, то насильственная гуманизация обречена на бесплодие. Социальная педагогика его предупреждает: наряду с другими факторами, она способна влиять и на человека, и на его образ жизни, и на среду, и на общество, так как представляет собой не только науку, но и практику, и учебную дисциплину. Другое дело, что в самое последнее время на содержание, технологию социальной работы наложили отпечаток такие негативные явления, как, например, растущие потоки беженцев, проникающие — с их бедами, проблемами и контрастами — во все регионы России. Среди эмигрантов — люди не только "кавказской национальности", но и русские, вынужденные уезжать из прибалтийских, среднеазиатских стран. Есть и другие, ранее не столь распространенные явления: массовая безнадзорность детей, родительская жестокость, рост безработицы и т.д. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни... Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А.С. Макаренко 2. Объектом социальной педагогики как отрасли науки выступают устойчивые зависимости, характерные для социально-педагогической деятельности, ее изучения; объектом социальной педагогики как практики являются содержание и технология социальной работы; объектом учебного предмета "Социальная педагогика" являются знания о социально-педагогической деятельности, практическое приобщение к ней в ходе учебного процесса. Предметом же социальной педагогики как науки выступает процесс социально-педагогической деятельности, предметом практики — процесс и условия взаимодействия человека и социума, предметом изучения — оба названные процесса. Сложность структуры, объектов и предметов социальной педагогики, открывающаяся за ними пестрота конкретных явлений и процессов в социуме и микросреде, в семье и школе, в человеке, в его социальности и т.д., разный уровень и часто беспорядочные связи и отношения участников, бесконечное многообразие обстоятельств, принципиально отличных от традиционных для учебно-воспитательных учреждений, — все это требует обращения социальной педагогики к концепциям и методам других наук, изучающих человека, социум, общество (демографии и социологии, медицины и валеоло-гии, фамилистики и юриспруденции и т.д.), к практике, ими изучаемой. Полученные данные, обобщенные в том или ином аспекте взаимодействия человека и среды (частота и содержание контактов, отношение к другим членам команды, кружка, секции, мотивы участия в них, психологический комфорт, раздражающие факторы и их природа и проч.), дают представление о различных сторонах осуществляемого процесса, его ходе и результатах. К сожалению, далеко не все социальные педагоги имеют необходимую профессиональную подготовку, в частности, в области характера и способа получения, обработки и осмысления соответствующей информации; в то же время многое в деятельности социальных педагогов обретается сугубо эмпирически, от практики и человеческих качеств специалиста. Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионаты. Н.М. Карамзин Особенно значимо описание (обобщение) опыта, накопленного практикой различных регионов и профилей, наработанного лучшими социальными педагогами, равно как и опыта их предпрофессиональ-ной (юных социальных педагогов) и профессиональной подготовки в школах, техникумах и вузах. Появилось множество программ и пособий, привлекших внимание специалистов не только в области социальной работы, но и служб социальной защиты и занятости, различ-ных-фондов, работников муниципалитетов, административных органов. 3. Поучителен не только современный опыт. Представляют интересны традиции соборности, общинности, милосердия, взаимопом щи в дореволюционной России, многолетний опыт земств, ел благотворительности и призрения в организации социальной щи. Опыт этот изучен пока недостаточно. з* Больше внимания уделяется современному зарубежному опыту — весьма разнообразному и поучительному: интересны традиции социальной работы с семьей (семейный социальный педагог, подобно семейному врачу), отработка социально-психологических проблем общения социального работника с клиентами, с теми, кто остро нуждается в социальной помощи и получает ее, многообразие форм работы в различных регионах и социумах и, что, пожалуй, самое ценное, — отслеживание ее результатов. Вот долдоним: дети — счастье, дети — радость, дети — свет в окошке! Но дети — это еще и мука наша! Вечная наша тревога! Дети — это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу — всю наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими — никогда. В.П. Астафьев И то хорошее, что было в прошлом, и то, что в иных странах успешно развивается сегодня, может и должно быть признано нами не как образец, пример для подражания или даже идеал (для разных социально-исторических условий это и методологически некорректно, и практически невозможно), но как осуществленные вариант решения проблем, характерных для тогдашних условий, проверенный — принятый или отвергнутый — временем. Даже самый интересный "чужой" опыт имеет границы и меру использования в условиях современной России. Границы эти определяются, во-первых, несовершенством нашей демократии, к тому же, не ставшей пока частью образа жизни большинства людей, во-вторых, разницей в материальном достатке малоимущих и возможностях вспомоществования им и т.д. Мера использования не может быть полной, т.е. требует, в первую очередь, обращения к идее опыта, но никак не его копирования или сведения лишь к деталям технологии. Подмена содержания формой, чисто внешние заимствования разрушают гуманистическую сущность социальной работы, отталкивая людей, нивелируя даже честные усилия специалиста. Опыт социально-педагогической деятельности, давний или новый, необходимо изучать, но не во имя повторения, а творческого применения идей и приемов в своих конкретных условиях. Эти условия, ваша авторская позиция обогащают собой любую, даже самую оригинальную, но чужую идею. 4. Один из принципиально существенных участков социально-педагогической деятельности — работа с семьей. Семья не только ячейка общества, но и первая реальная социальная среда человека. Сегодня она переживает глубокий кризис: падение рождаемости, рост разводов и детской смертности, внутреннее неблагополучие бытового характера. В семье сосредоточены представители тех категорий населения, которые наименее защищены социально-экономически, — дети и старики. Семья нуждается в серьезной помощи, каковую пока в полной мере не могут оказать государственные службы, хотя школы разного типа, ПТУ, меньше — техникумы и колледжи ведут работу с семьями своих учащихся. Здесь-то и проявляет свой потенциал социальная работа. Ее сущность — помочь семье сформироваться или сохраниться, или реабилитироваться как педагогическому субъекту. Главное средство — раскрытие способностей семьи (а такая способность присуща едва ли не всем семьям) на самопомощь и взаимопомощь. Основные позитивные факторы — традиции семьи'(самообслуживание, труд, дружелюбный тон, обоюдная любовь старших и младших и т.п.) и, конечно же, личный пример родителей; основные негативные — отсутствие или неразвитость положительных. Социальные работники не могут ни повысить зарплату (пенсию) своих клиентов, ни обеспечить своевременность ее выплаты, ни улучшить квартирные условия, ни принять на себя воспитание ребенка или медицинский уход за немощным дедушкой. Но они могут (и тысячи специалистов это успешно доказывают), вовлекая людей в различные виды деятельности, организуя игры и досуг детей в микрорайоне с помощью родительской общественности, создавая приемлемую атмосферу общения, став другом дома, изучив и продолжая изучать семьи, дифференцировав их по составу, социальному положению, благополучию, используя их потенциал на общее дело в социуме, они могут помочь и помогают семье, прежде всего детям в их социальном становлении, в социальной реабилитации. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. А.С. Макаренко Когда речь идет собственно о социальной работе с детьми, особенно важны два аспекта. Во-первых, четкое взаимодействие со школой, так как ее взаимоотношения с семьей существенно влияют и на самих ребят, их родителей и учителей, и в целом на атмосферу семьи, особенно в участившихся случаях конфликтов и в условиях большей свободы выбора школы, где может учиться ребенок (она теперь не "привязана" к микрорайону, что лишало большинство семей маневра). В этом случае велики возможности школы, открытой в социум: проводящей силами своих учителей, социальных педагогов работу с детьми и их родителями. Результат — значительное снижение правонарушений среди одних и других, большее и обоюдное удовлетворение образом жизни, рост социальности и детей, и взрослых. Иногда появляется объединение субъектов социальной работы и возникает "воспитывающий город", в котором с семьями работают все службы — государственные и общественные, учреждения, службы социальной защиты, творческие союзы и пр. Во-вторых, превращение детей — объекта социальной работы — в ее субъектов: подготовка и включение в работу юных социальных педагогов. Их предпрофессиональная подготовка осуществляется в специальных, чаще всего педагогических классах, а затем в педколледжах и училищах (уже профессионально). Таким образом старшеклассники не пассивно "принимают" влияние социальных педагогов, но сами активно участвуют в совершенствовании себя, своей семьи, ее социальной среды. Происходит оздоровление социума через семью, а семьи — через социум, от чего выигрывает каждый. 5. Профессиональная деятельность социального педагога, как и всякого другого, — неизменно работа с людьми, всегда требующая здоровой духовно-нравственной основы. Своеобразие этой деятельности, в отличие от труда на производстве, в школе, в сфере предпринимательства и т.д., определяется сочетанием ряда признаков: добровольное участие для клиентов — тех, ради кого и с кем работа ведется; в социуме (клубе, кружке и пр.) чаще всего приходится иметь дело с разновозрастным составом участников — детей и взрослых; объектом социальной работы выступают важнейшие феномены — быт, семья; работа здесь возможна только в атмосфере взаимного доверия, хотя ведется нередко в "зоне риска"; и все это — в сложнейшей системе межличностных отношений, ценностных ориентаций, связей, зависимостей. Духовно-нравственная основа поэтому — объективная профессиональная особенность деятельности социального педагога. Именно нравственная оценка происходящего, а не только непосредственно организационная работа составляют истинное содержание деятельности социального педагога, стимулируют его практическую активность, скажем, в милосердии или работе с беженцами. Это — активность, побуждаемая изнутри, — как выход рефлексии в реальность, будто материализованная в деятельности и отношениях совесть. Нравственная деятельность — рефлексия — один из регуляторов содержания профессионального общения социального педагога, его профессиональной и личностной самооценки. Нередко перед ним выбор: дать правовой или медицинский совет самолично (из престижа) или, понимая недостаточность собственных знаний, порекомендовать и помочь обратиться к специалисту, юристу или врачу, психологу. Именно второй выбор адекватен задачам социальной поддержки клиента и укрепления авторитета и личностной позиции педагога. При отборе, обучении, повышении квалификации социальных педагогов целесообразно одним из принципиальных критериев полагать единство личностного и профессионального, имея в виду безусловный приоритет первого. Этот же критерий может стать одним из основных и при анализе и оценке работы специалиста, ее результатов. Другой ее важнейший результат — гуманизация среды человека. "Каждый решает по-своему" 1. В вагоне метро — реклама "АиФ", на ней текст со ссылкой на известнейшего русского историка В.О. Ключевского: "Привычки родителей превращаются в пороки детей". Как вы понимаете значение этих слов? Согласны ли вы с этим утверждением? Если да или нет, то почему? А как быть с привычками хорошими? Какие ваши привычки вы хотели бы привить своим детям? А какие — вы заимствовали у своих родителей? 2. Внешние, прежде всего стихийные влияния на современного ребенка преимущественно отрицательны: факторами социализации стали и бездуховность, и преступность, и равнодушие, часто переходящее в жестокосердие, даже гуманность порой выглядит всего лишь модным словом. Можно ли в этих условиях вырастить духовно богатые, нравственные поколения? Что же сильнее — социализация или воспитание? За чем — будущее? 3. Чего только ни придумывают для своих чад богатенькие родители! И непременно модное: теннис, фехтование, горные лыжи... Часто в ущерб школе, урокам, даже... детскому здоровью! Неужели престиж семьи сильнее заботы об интересах ребенка? А вот и другой перегиб: щедрыми подарками (дорогая одежда, видеотехника, компьютер, мотоцикл и пр.) опережают возможные потребности детей. Проблемы обостряются усилением социального расслоения. Как вы полагаете, можно ли пытаться их решить? Что и кому следует предпринять? В чем вы видите свое личное участие в решении названных проблем? 4. Радость и горе семьи, воспитателей детсада, учителей — нестандартный ребенок! (Только условно допустимо такое словосочетание: не бывает стандартных детей, каждый из них своеобразен, и каждый — по-своему.) "Все дети — как дети: бегают, играют, спорят, дерутся. А этот (эта)..." Нет, здесь нет патологии, нет и нужды обращаться к дефектологу. Просто — чаще задумывается, больше сверстников знает, реактивен при опросах, может исправить взрослого, указав ему на ошибки, обостренно справедлив, агрессивен в защите слабого, охотно ведет за собой других... Вы таким не были? С такими встречались? Как быть — погасить проявление индивидуальности? Равнять под "как все"? Поощрять своеобразие, стимулировать неординарность — выделять из других? А ведь от решения воспитателя зависит будущее нестандартного ребенка! Как бы вы поступили? 5. Семья — первичная ячейка общества. Почему ячейка общества? — Потому что его типичная единица, способ родственной связи людей, простейший и органичный элемент, необходимый для их сосуществования, для физического и социального воспроизводства поколений. Почему первичная? — Потому что только через нее новое поколение входит в жизнь общества, обретая первоначальный опыт сосуществования, потому что именно с создания семьи начинается самостоятельная жизнь молодых людей. Однако подавляющее большинство из нас, старых и малых, воспринимает семью сугубо личностно и отъединенно, как свой дом, быт, самых близких родственников. Нет ли здесь противоречия? Так ли объединена семья? Разве общественное бытие — производительность труда каждого работающего, его положительное (отрицательное) социальное поведение, воспитанность (невоспитанность) детей — не зависят от духовности, достатка, от потребностей и способов их удовлетворения каждой семьей? А эти последние, как бы они ни были индивидуальны, — от внимания и выбора общества? Как вы считаете, эта взаимосвязь сложилась в семье, где вы росли, в вашей собственной? Что выступало и выступает, по вашему мнению, решающим фактором семейного благополучия — крепость семьи, построенная на взаимной любви, заботе, помощи, или социальная среда, государство? А неблагополучия? Нужно ли и можно ли извне регулировать семейную ситуацию? Если нет, почему? Если да, то как? 6. Дети и видео... Вслед за ТВ оно пришло во многие дома. Вместо книг — кассеты с фильмами "Ну, погоди!", "Ералаш", "ужас-тики"... Вместо прогулок и занятий спортом — долгие часы у "видака", даже телевизор потеснился. А читают все меньше! Между тем книга — всегда что-то новое, рождающее новое знание, новые мысли и чувства, она развивает воображение; видео — чаще всего повторение того, что уже знакомо. Время же — одно, и оно необратимо! Как же быть? Не заводить сию технику дома? Иметь, но запрещать ею злоупотреблять? И то, и другое связано с глухими или острыми конфликтами с детьми: "Да! У других есть, а у нас всегда ничего нет!" или "Вечно ничего нельзя! Не буду уроки делать!". Сегодня это, к сожалению, актуально для многих семей. Так что же: видео — благо или зло? Вам знакомы примеры того или иного? Вы обзавелись видео? Без колебаний и сомнений? Что изменилось с тех пор в вашем доме? Вы больше (меньше) времени проводите с детьми, более (менее) активно общаетесь с ними, с другими членами семьи? Дети стали учиться лучше (хуже)? Лучше засыпают, высыпаются? А взрослые? Как вам удается (если, конечно, удается) предупредить, тем более преодолеть "синдром видео"? 7. Дети и деньги — проблема, от которой не может уйти ни одна семья. Каждая из них решает ее по-своему: в одном случае детям дают, сколько они просят, в другом — сколько могут, в третьем — не дают. Что надежней, как вы полагаете? Если ребенок трудится и зарабатывает — это его деньги? А если сам и торгует — это правильно? Как вы относитесь к "предпринимателям" 12—15 лет, о которых все чаще пишут газеты? Вы — ребенком — хотели быть одним из них? А видеть таковым своего ребенка? 8. Беженцы и их дети среди нас. Как, по-вашему, это влияет прежде всего на наших детей? Как сделать, чтобы чужое горе воспринималось именно как несчастье, требующее сочувствия и помощи, а не злобного недовольства? Беженец — вина или беда? Как лично вы относитесь к беженцам? Во имя нравственного здоровья собственного ребенка, захотевшего привести к себе "пожить" "чужого" сверстника, вы бы отказались его на время принять или поступились этим неудобством? 9. Как понимать "общественное воспитание"? Что такое "социальная педагогика" — наука, учебный предмет, практика? Возможна ли "педагогика среды"? Если да, то в чем она состоит? Испытали ли вы ее влияние? Или, может, наблюдали? А нельзя ли без среды? 10. Церковь, все уверенней восстанавливающая свои традиционные для России позиции. Чем вы объясняете, что растущее влияние церкви не только не приводит к росту духовности людей, но сопровождается ростом преступности, безнравственностью, войнами, иными социальными катастрофами? Как различить религию и веру? Веру и фанатизм? Как воспитать единство нравственного сознания и нравственного поведения? Стоит ли возвращать религию в школу? Как и почему вы относитесь к религии и вере? Крестили ли вы своего ребенка? 11. Социальная адаптация не что иное как достижение гармонии человека и тех социальных обстоятельств (профессиональной ситуации, статусной роли, микросоциума и т.д.), в которых он оказался. При смене обстоятельств приходится или приспосабливаться к новой среде, чтобы соответствовать иному образу жизни ценой потери собственной индивидуальности, или стремиться к адекватной самореализации, сохраняя себя активным и гуманным самоутверждением, желанием и способностью найти себя в любой среде обитания. Правомерна ли такая альтернатива? Что бы вы предпочли, почему? Знакома ли вам подобная ситуация? 12. Сегодня много говорят и пишут о выживании. В сложных условиях стресса и неуверенности в завтрашнем дне популярны книги Д. Карнеги и Д. Хаббарда, А. Пиза и Дж. Стивенса, за ними и наших авторов "Психологии на каждый день"... Они искренни в желании помочь нам (и многим помогают) остаться людьми даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. Как вы думаете, почему в последние два-три года, отнюдь не ставших годами процветания россиян, спал совсем недавно острый интерес к названной и подобной литературе? Что бы вы посоветовали тем, кто готов бороться за выживание? А тем, кто опустил руки? Тем, кто готов выкарабкаться любым путем, любыми средствами, пренебрегая чужим и собственным достоинством лишь на том основании, что, мол, грядет рынок, что даже добро должно быть с кулаками? Не оказывались ли вы жертвой чьей-то недобросовестной борьбы за жизнь? Не доводилось ли вам слышать классическое "не учите меня жить" или менее известное, но точное: "почему это одним людям плохо, когда другим хорошо?"? Как учите выживанию своих детей? 13. Часто слышим: "виновата улица", "среда заела", "дурная компания"... Нелепо отрицать влияние того социума, в котором живет и развивается человек, и не только ребенок, но и взрослый. Но почему мы, как правило, видим только одну сторону: воздействие среды? Легко и привычно объясняем, а то и оправдываем им поступки, даже образ жизни людей? Ведь и они, эти люди, могут быть активны в своей среде, сопротивляться ей, даже самой неблагополучной! Как вы полагаете: может в неблагополучном социуме вырасти хороший человек, живущий как бы вопреки правилам, обычаям, нравам своей среды? Жизнены ли "гадкий утенок" или "белая ворона"? Если среда благоприятна, — это основание для благодушного иждивенчества? Достаточная гарантия, что здесь вырастет хороший человек? А бывает "черная чайка"? Вам приходилось преодолевать среду, идти поперек социума? Вам это удавалось — каким образом? Не удалось — почему? 14. Лень-матушка и труд-батюшка... Оригинальных детей пустила в мир эта странная пара! Одни — в мать, другие — в отца, третьи... десятые... сотые... — взяли что-то у обоих "родителей"; есть и те, кто в "прохожего молодца" (то бишь в нецивилизованный рынок)... Лень — нежелание что-либо делать — работать, учиться, думать, чувствовать, переживать. Есть же люди, оплывающие жиром равнодушия, проявляющие леность мысли, леность души и сердца. А детская лень — в отличие от названного — всего лишь безобидная шалость, легкое непослушание, ситуативная пассивность? Люди не родятся, а становятся ленивыми, подчиняя "надо" всесильному для них "хочу" или "не хочу"! Как много, вы полагаете, передалось вам от "матушки"? Даже если совсем немного, стараетесь ли вы преодолеть эту "наследственность"? Чем она отличается от отдыха после того, что взяли от "батюшки"? В кого из "родителей" удались ваши дети? В чем вы теперь себя вините? Чем удовлетворены? Как намерены поступать в дальнейшем? 15. Природа... Не зря она одушевляется в сказках и легендах. У многих народов для мужчины обязательно посадить дерево или вырыть колодец... В Индии священны коровы, на Кипре почитают кошек. Везде и всеми презираемы Шариковы... Смуглые, открытые, горластые жители субтропиков — и холодные, чуть надменные, слегка чопорные жители Британских островов... Сколько таких особенностей связано с природными условиями огромных регионов! Природа — могучая, но сегодня терпящая от своего же создания — человека. Потому он не может "ждать от нее милостей"... Ей надо помогать, сделав экологию общечеловеческим делом. "Гринпис", просто "зеленые", защитники животных... Пока их не так уж много, но они удивляют и восхищают своей самоотверженностью. А разве обязательно быть членом организации? Чувство ответственности за природу индивидуально, как и всякое другое — перед обществом или семьей, школой или другом. Вы помните за собой добрые "экологические" поступки: вы посадили дерево? Остановили попытку разворотить муравейник? А как вам удается воспитывать младших? Вы вместе наблюдаете за природными условиями? Охраняете природу? Да, нет, — почему? 16. Религия и дети... Церковь и школа... Религия и вера... Конфессии и нравственность... Целый клубок проблем: с одной стороны, церковь отделена от государства, а школа — от церкви; с другой — растет число посещающих храмы, а священник в школе перестает быть редкостью. Младшие дети с интересом слушают нравственные проповеди, с удовольствием занимаются на уроках духовной культуры. А старшие дети? А взрослые? Все ли, кто носит на груди крестики, и поступают по христиански? Аналогично и по другим конфессиям, будь то мусульманство, иудаизм или буддизм. Сама вера есть особое состояние души, фактор духовности. Как вы думаете, почему интенсивное возрождение роли церкви не только не привело к укреплению общественной нравственности, но сопровождается ростом бездуховности, хуже того — двоедушия, символом которого может служить золотой крестик на шее киллера? Каким вы видите истинно верующего человека? Он вам импонирует или вызывает иронию, недоверие? Почему и чем? Вы — веруете в Бога, в Судьбу, в Бесконечность мироздания, в Добро?.. Человек идет от обряда к вере или от веры к обряду? Как вы относитесь (отнеслись бы) к тому, что ваши дети стали верующими: поддержали, сделали вид, что не знаете, осудили? Чем бы при этом руководствовались? 17. Компания... Приятели... "Тусовка"... Мы привыкли относиться к этим явлениям, так сказать, облегченно, будто не принимая их всерьез в сравнении со значительными — социум, дружба, общение, клуб. Между тем общеизвестен рост роли приятельских компаний, групп в среде молодежи, в иерархии ее ценностных ориентаций, системе социальных, духовных, нравственных предпочтений. Большинство самодеятельных структур находится в большей или меньшей оппозиции структурам официальным, государственным. Чем вы это объясняете? Почему многие "тусовки" находятся на грани социального "фола"? Почему они так остро необходимы молодежи — из-за ее извечного стремления к непохожести, к оригинальности? Но почему эпатаж в большинстве случаев оказывается негативным? Вам приходилось с приятелями или без них участвовать в "тусовках", скажем, фанатов кого-то из эстрадных "авторитетов"? Что привлекает в компании приятелей? Она у вас одна или несколько? Что в них общего, а что — оригинального? У вашего сына, вашей дочери есть компания? Что вы о ней знаете? Одобряете или порицаете? Как реагируете: приглашаете в свой дом, остаетесь равнодушными, пытаетесь не пускать туда, "запретить дружить"? Как получается? В итоге теряете или углубляете влияние на детей? ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Каковы особенности объекта и предмета социальной педагогики как науки и как практики? 2. Чем определяются границы и мера освоения российского исторического и зарубежного опыта социальной работы? 3. Каково региональное своеобразие содержания и методов социально-педагогической деятельности? 4. В чем проявляется кризис современной семьи и чего этот кризис требует от социальной работы с нею? 5. Доступно ли свободное общение людей в социуме влиянию социального педагога? Литература Алмазов В.Н. Психологическая совместимость с детьми. Свердловск, 1991.* Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. Водолазов Г.Г. Зачем мне все это? //Мир образования. 1996. № 6. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. М., 1994. Ключевский В.О. Два воспитания //Собр. соч.: В 9 т. М., 1990. Т. 9.* Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.** Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие. Пенза, 1994. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. Вариатив-но-программный подход к социализации ребенка в деятельности детских организаций. М.,1996. Семенов ВД. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. 2-е изд. Екатеринбург, 1995.*' ** Сорочинская Е.Н. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений. Ростов-на-Дону, 1996. Социально-педагогический колледж: Учебное пособие для социальных педагогов села/Под ред. М.П. Гурьяновой: В 2 т. М.. 1995. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. М.; Тула. 1993. Фромм А. Азбука для родителей. 3-е изд. сокр. М., 1994.** Шацкий С. Т. Работа для будущего. М., 1989. Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-практической конференции/Под ред. Э.Ш. Камалдиновой. М., 1995.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |