Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Педагогика среды: идеи и реальность




1. Гуманизация среды и социальная педагогика. 2. Сложность объекта и предмета социальной педагогики. 3. Традиции россий­ской социальной педагогики и зарубежный опыт. 4. Социально-пе­дагогическая работа с семьей. 5. Социальный педагог: деятель­ность и нравственный кодекс.

1. Постановка и осуществление целей демократизации и гуманиза­ции общества — сложнейший социальный эксперимент, осуществи­мый не только "извне" (указами и директивами, созданием экономи­ческой и политической базы, государственными службами и иными структурами на федеральном, региональном и местном уровнях и

ЗВульфов Б. 3., Иванов В. Д. 65

т.д.), но и "изнутри", т.е. непосредственно из недр общества. Преоб­разование его невозможно без активного участия главного объекта и субъекта гуманизации — Человека, без преобразования его среды, их взаимосвязи.

В свою очередь, гуманизация среды — процесс чрезвычайно слож­ный и противоречивый — требует научно-методического обоснова­ния. Он предполагает государственную политику, которая не только декларирует, но и обеспечивает приоритет потребностей каждого че­ловека, условий и способов их удовлетворения, когда человек и среда активно помогают друг другу в саморазвитии, самоорганизации. Гу­манная среда так же открыта человеку, как человек среде.

...Наши дети это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше буду­щее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко

Идеи и технологию гуманизации среды раскрывает социальная пе­дагогика — отрасль педагогики, изучающая закономерности и пути совершенствования взаимодействия человека и его социального окру­жения. Очевидно, что если среда, люди не становятся активными уча­стниками гуманизации всего общества, его менталитета, обществен­ной психики, его ценностей и идеалов, то насильственная гуманиза­ция обречена на бесплодие. Социальная педагогика его предупрежда­ет: наряду с другими факторами, она способна влиять и на человека, и на его образ жизни, и на среду, и на общество, так как представляет собой не только науку, но и практику, и учебную дисциплину. Другое дело, что в самое последнее время на содержание, технологию соци­альной работы наложили отпечаток такие негативные явления, как, например, растущие потоки беженцев, проникающие — с их бедами, проблемами и контрастами — во все регионы России. Среди эмиг­рантов — люди не только "кавказской национальности", но и рус­ские, вынужденные уезжать из прибалтийских, среднеазиатских стран. Есть и другие, ранее не столь распространенные явления: мас­совая безнадзорность детей, родительская жестокость, рост безрабо­тицы и т.д.

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни... Малейшие из­менения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

А.С. Макаренко

2. Объектом социальной педагогики как отрасли науки выступают устойчивые зависимости, характерные для социально-педагогической деятельности, ее изучения; объектом социальной педагогики как

практики являются содержание и технология социальной работы;

объектом учебного предмета "Социальная педагогика" являются зна­ния о социально-педагогической деятельности, практическое приоб­щение к ней в ходе учебного процесса. Предметом же социальной пе­дагогики как науки выступает процесс социально-педагогической де­ятельности, предметом практики — процесс и условия взаимодейст­вия человека и социума, предметом изучения — оба названные про­цесса.

Сложность структуры, объектов и предметов социальной педаго­гики, открывающаяся за ними пестрота конкретных явлений и процессов в социуме и микросреде, в семье и школе, в человеке, в его социальности и т.д., разный уровень и часто беспорядочные связи и отношения участников, бесконечное многообразие обстоятельств, принципиально отличных от традиционных для учебно-воспита­тельных учреждений, — все это требует обращения социальной педа­гогики к концепциям и методам других наук, изучающих человека, социум, общество (демографии и социологии, медицины и валеоло-гии, фамилистики и юриспруденции и т.д.), к практике, ими изу­чаемой. Полученные данные, обобщенные в том или ином аспекте взаимодействия человека и среды (частота и содержание контактов, отношение к другим членам команды, кружка, секции, мотивы учас­тия в них, психологический комфорт, раздражающие факторы и их природа и проч.), дают представление о различных сторонах осу­ществляемого процесса, его ходе и результатах. К сожалению, да­леко не все социальные педагоги имеют необходимую профессио­нальную подготовку, в частности, в области характера и способа получения, обработки и осмысления соответствующей информации;

в то же время многое в деятельности социальных педагогов обретает­ся сугубо эмпирически, от практики и человеческих качеств специа­листа.

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионаты.

Н.М. Карамзин

Особенно значимо описание (обобщение) опыта, накопленного практикой различных регионов и профилей, наработанного лучшими социальными педагогами, равно как и опыта их предпрофессиональ-ной (юных социальных педагогов) и профессиональной подготовки в школах, техникумах и вузах. Появилось множество программ и посо­бий, привлекших внимание специалистов не только в области соци­альной работы, но и служб социальной защиты и занятости, различ-ных-фондов, работников муниципалитетов, административных орга­нов.

3. Поучителен не только современный опыт. Представляют инте­ресны традиции соборности, общинности, милосердия, взаимопом щи в дореволюционной России, многолетний опыт земств, ел благотворительности и призрения в организации социальной щи. Опыт этот изучен пока недостаточно.

з*

Больше внимания уделяется современному зарубежному опыту — весьма разнообразному и поучительному: интересны традиции соци­альной работы с семьей (семейный социальный педагог, подобно се­мейному врачу), отработка социально-психологических проблем об­щения социального работника с клиентами, с теми, кто остро нужда­ется в социальной помощи и получает ее, многообразие форм работы в различных регионах и социумах и, что, пожалуй, самое ценное, — отслеживание ее результатов.

Вот долдоним: дети — счастье, дети — радость, дети — свет в окошке! Но дети — это еще и мука наша! Вечная наша тревога! Де­ти — это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу — всю наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими — никогда.

В.П. Астафьев

И то хорошее, что было в прошлом, и то, что в иных странах ус­пешно развивается сегодня, может и должно быть признано нами не как образец, пример для подражания или даже идеал (для разных со­циально-исторических условий это и методологически некорректно, и практически невозможно), но как осуществленные вариант реше­ния проблем, характерных для тогдашних условий, проверенный — принятый или отвергнутый — временем.

Даже самый интересный "чужой" опыт имеет границы и меру ис­пользования в условиях современной России. Границы эти определя­ются, во-первых, несовершенством нашей демократии, к тому же, не ставшей пока частью образа жизни большинства людей, во-вторых, разницей в материальном достатке малоимущих и возможностях вспомоществования им и т.д. Мера использования не может быть полной, т.е. требует, в первую очередь, обращения к идее опыта, но никак не его копирования или сведения лишь к деталям технологии. Подмена содержания формой, чисто внешние заимствования разру­шают гуманистическую сущность социальной работы, отталкивая людей, нивелируя даже честные усилия специалиста.

Опыт социально-педагогической деятельности, давний или новый, необходимо изучать, но не во имя повторения, а творческого приме­нения идей и приемов в своих конкретных условиях. Эти условия, ва­ша авторская позиция обогащают собой любую, даже самую ориги­нальную, но чужую идею.

4. Один из принципиально существенных участков социально-педа­гогической деятельности — работа с семьей. Семья не только ячейка общества, но и первая реальная социальная среда человека. Сегодня она переживает глубокий кризис: падение рождаемости, рост разво­дов и детской смертности, внутреннее неблагополучие бытового ха­рактера. В семье сосредоточены представители тех категорий населе­ния, которые наименее защищены социально-экономически, — дети и старики. Семья нуждается в серьезной помощи, каковую пока в полной мере не могут оказать государственные службы, хотя школы разного типа, ПТУ, меньше — техникумы и колледжи ведут работу с

семьями своих учащихся. Здесь-то и проявляет свой потенциал соци­альная работа. Ее сущность — помочь семье сформироваться или со­храниться, или реабилитироваться как педагогическому субъекту. Главное средство — раскрытие способностей семьи (а такая способ­ность присуща едва ли не всем семьям) на самопомощь и взаимопо­мощь. Основные позитивные факторы — традиции семьи'(самооб­служивание, труд, дружелюбный тон, обоюдная любовь старших и младших и т.п.) и, конечно же, личный пример родителей; основные негативные — отсутствие или неразвитость положительных. Соци­альные работники не могут ни повысить зарплату (пенсию) своих клиентов, ни обеспечить своевременность ее выплаты, ни улучшить квартирные условия, ни принять на себя воспитание ребенка или ме­дицинский уход за немощным дедушкой. Но они могут (и тысячи спе­циалистов это успешно доказывают), вовлекая людей в различные виды деятельности, организуя игры и досуг детей в микрорайоне с по­мощью родительской общественности, создавая приемлемую атмо­сферу общения, став другом дома, изучив и продолжая изучать семьи, дифференцировав их по составу, социальному положению, благопо­лучию, используя их потенциал на общее дело в социуме, они могут помочь и помогают семье, прежде всего детям в их социальном ста­новлении, в социальной реабилитации.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и доль­ше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

А.С. Макаренко

Когда речь идет собственно о социальной работе с детьми, особен­но важны два аспекта. Во-первых, четкое взаимодействие со школой, так как ее взаимоотношения с семьей существенно влияют и на самих ребят, их родителей и учителей, и в целом на атмосферу семьи, осо­бенно в участившихся случаях конфликтов и в условиях большей сво­боды выбора школы, где может учиться ребенок (она теперь не "при­вязана" к микрорайону, что лишало большинство семей маневра). В этом случае велики возможности школы, открытой в социум: прово­дящей силами своих учителей, социальных педагогов работу с детьми и их родителями. Результат — значительное снижение правонаруше­ний среди одних и других, большее и обоюдное удовлетворение обра­зом жизни, рост социальности и детей, и взрослых. Иногда появляет­ся объединение субъектов социальной работы и возникает "воспиты­вающий город", в котором с семьями работают все службы — госу­дарственные и общественные, учреждения, службы социальной защи­ты, творческие союзы и пр.

Во-вторых, превращение детей — объекта социальной работы — в ее субъектов: подготовка и включение в работу юных социальных педагогов. Их предпрофессиональная подготовка осуществляется в специальных, чаще всего педагогических классах, а затем в педколле­джах и училищах (уже профессионально). Таким образом старше­классники не пассивно "принимают" влияние социальных педагогов,

но сами активно участвуют в совершенствовании себя, своей семьи, ее социальной среды. Происходит оздоровление социума через семью, а семьи — через социум, от чего выигрывает каждый.

5. Профессиональная деятельность социального педагога, как и всякого другого, — неизменно работа с людьми, всегда требующая здоровой духовно-нравственной основы. Своеобразие этой деятельно­сти, в отличие от труда на производстве, в школе, в сфере предприни­мательства и т.д., определяется сочетанием ряда признаков: добро­вольное участие для клиентов — тех, ради кого и с кем работа ведет­ся; в социуме (клубе, кружке и пр.) чаще всего приходится иметь дело с разновозрастным составом участников — детей и взрослых; объек­том социальной работы выступают важнейшие феномены — быт, се­мья; работа здесь возможна только в атмосфере взаимного доверия, хотя ведется нередко в "зоне риска"; и все это — в сложнейшей систе­ме межличностных отношений, ценностных ориентаций, связей, зави­симостей. Духовно-нравственная основа поэтому — объективная про­фессиональная особенность деятельности социального педагога.

Именно нравственная оценка происходящего, а не только непо­средственно организационная работа составляют истинное содержа­ние деятельности социального педагога, стимулируют его практичес­кую активность, скажем, в милосердии или работе с беженцами. Это — активность, побуждаемая изнутри, — как выход рефлексии в реальность, будто материализованная в деятельности и отношениях совесть.

Нравственная деятельность — рефлексия — один из регуляторов содержания профессионального общения социального педагога, его профессиональной и личностной самооценки. Нередко перед ним вы­бор: дать правовой или медицинский совет самолично (из престижа) или, понимая недостаточность собственных знаний, порекомендовать и помочь обратиться к специалисту, юристу или врачу, психологу. Именно второй выбор адекватен задачам социальной поддержки кли­ента и укрепления авторитета и личностной позиции педагога.

При отборе, обучении, повышении квалификации социальных пе­дагогов целесообразно одним из принципиальных критериев пола­гать единство личностного и профессионального, имея в виду безус­ловный приоритет первого. Этот же критерий может стать одним из основных и при анализе и оценке работы специалиста, ее резуль­татов. Другой ее важнейший результат — гуманизация среды чело­века.

"Каждый решает по-своему"

1. В вагоне метро — реклама "АиФ", на ней текст со ссылкой на известнейшего русского историка В.О. Ключевского: "Привычки родителей превращаются в пороки детей". Как вы понимаете значе­ние этих слов? Согласны ли вы с этим утверждением? Если да или нет, то почему? А как быть с привычками хорошими? Какие ваши привычки вы хотели бы привить своим детям? А какие — вы заимст­вовали у своих родителей?

2. Внешние, прежде всего стихийные влияния на современного ре­бенка преимущественно отрицательны: факторами социализации ста­ли и бездуховность, и преступность, и равнодушие, часто переходящее в жестокосердие, даже гуманность порой выглядит всего лишь мод­ным словом. Можно ли в этих условиях вырастить духовно богатые, нравственные поколения? Что же сильнее — социализация или вос­питание? За чем — будущее?

3. Чего только ни придумывают для своих чад богатенькие родите­ли! И непременно модное: теннис, фехтование, горные лыжи... Часто в ущерб школе, урокам, даже... детскому здоровью! Неужели пре­стиж семьи сильнее заботы об интересах ребенка? А вот и другой пе­региб: щедрыми подарками (дорогая одежда, видеотехника, компью­тер, мотоцикл и пр.) опережают возможные потребности детей. Про­блемы обостряются усилением социального расслоения. Как вы по­лагаете, можно ли пытаться их решить? Что и кому следует предпри­нять? В чем вы видите свое личное участие в решении названных про­блем?

4. Радость и горе семьи, воспитателей детсада, учителей — не­стандартный ребенок! (Только условно допустимо такое слово­сочетание: не бывает стандартных детей, каждый из них своеобра­зен, и каждый — по-своему.) "Все дети — как дети: бегают, играют, спорят, дерутся. А этот (эта)..." Нет, здесь нет патологии, нет и нужды обращаться к дефектологу. Просто — чаще задумы­вается, больше сверстников знает, реактивен при опросах, мо­жет исправить взрослого, указав ему на ошибки, обостренно спра­ведлив, агрессивен в защите слабого, охотно ведет за собой

других...

Вы таким не были? С такими встречались? Как быть — погасить

проявление индивидуальности? Равнять под "как все"? Поощрять своеобразие, стимулировать неординарность — выделять из других? А ведь от решения воспитателя зависит будущее нестандартного ре­бенка! Как бы вы поступили?

5. Семья — первичная ячейка общества. Почему ячейка общест­ва? — Потому что его типичная единица, способ родственной связи людей, простейший и органичный элемент, необходимый для их сосу­ществования, для физического и социального воспроизводства поко­лений. Почему первичная? — Потому что только через нее новое по­коление входит в жизнь общества, обретая первоначальный опыт со­существования, потому что именно с создания семьи начинается само­стоятельная жизнь молодых людей. Однако подавляющее большинст­во из нас, старых и малых, воспринимает семью сугубо личностно и отъединенно, как свой дом, быт, самых близких родственников. Нет ли здесь противоречия? Так ли объединена семья? Разве обществен­ное бытие — производительность труда каждого работающего, его положительное (отрицательное) социальное поведение, воспитан­ность (невоспитанность) детей — не зависят от духовности, достатка, от потребностей и способов их удовлетворения каждой семьей? А эти последние, как бы они ни были индивидуальны, — от внимания и вы­бора общества?

Как вы считаете, эта взаимосвязь сложилась в семье, где вы росли, в вашей собственной? Что выступало и выступает, по вашему мне­нию, решающим фактором семейного благополучия — крепость се­мьи, построенная на взаимной любви, заботе, помощи, или социаль­ная среда, государство? А неблагополучия? Нужно ли и можно ли из­вне регулировать семейную ситуацию? Если нет, почему? Если да, то как?

6. Дети и видео... Вслед за ТВ оно пришло во многие дома. Вместо книг — кассеты с фильмами "Ну, погоди!", "Ералаш", "ужас-тики"... Вместо прогулок и занятий спортом — долгие часы у "видака", даже телевизор потеснился. А читают все меньше! Между тем книга — всегда что-то новое, рождающее новое знание, новые мысли и чувства, она развивает воображение; видео — чаще всего по­вторение того, что уже знакомо. Время же — одно, и оно необра­тимо!

Как же быть? Не заводить сию технику дома? Иметь, но запрещать ею злоупотреблять? И то, и другое связано с глухими или острыми конфликтами с детьми: "Да! У других есть, а у нас всегда ничего нет!" или "Вечно ничего нельзя! Не буду уроки делать!". Сегодня это, к со­жалению, актуально для многих семей.

Так что же: видео — благо или зло? Вам знакомы примеры того или иного?

Вы обзавелись видео? Без колебаний и сомнений? Что изменилось с тех пор в вашем доме? Вы больше (меньше) времени проводите с детьми, более (менее) активно общаетесь с ними, с другими членами семьи? Дети стали учиться лучше (хуже)? Лучше засыпают, высыпа­ются? А взрослые?

Как вам удается (если, конечно, удается) предупредить, тем более преодолеть "синдром видео"?

7. Дети и деньги — проблема, от которой не может уйти ни одна семья. Каждая из них решает ее по-своему: в одном случае детям да­ют, сколько они просят, в другом — сколько могут, в третьем — не дают. Что надежней, как вы полагаете? Если ребенок трудится и за­рабатывает — это его деньги? А если сам и торгует — это правиль­но? Как вы относитесь к "предпринимателям" 12—15 лет, о которых все чаще пишут газеты? Вы — ребенком — хотели быть одним из них? А видеть таковым своего ребенка?

8. Беженцы и их дети среди нас. Как, по-вашему, это влияет прежде всего на наших детей? Как сделать, чтобы чужое горе воспринима­лось именно как несчастье, требующее сочувствия и помощи, а не злобного недовольства? Беженец — вина или беда? Как лично вы от­носитесь к беженцам? Во имя нравственного здоровья собственного ребенка, захотевшего привести к себе "пожить" "чужого" сверстника, вы бы отказались его на время принять или поступились этим неудоб­ством?

9. Как понимать "общественное воспитание"? Что такое "социаль­ная педагогика" — наука, учебный предмет, практика? Возможна ли "педагогика среды"? Если да, то в чем она состоит? Испытали ли вы ее влияние? Или, может, наблюдали? А нельзя ли без среды?

10. Церковь, все уверенней восстанавливающая свои традиционные для России позиции. Чем вы объясняете, что растущее влияние церк­ви не только не приводит к росту духовности людей, но сопровожда­ется ростом преступности, безнравственностью, войнами, иными со­циальными катастрофами? Как различить религию и веру? Веру и фанатизм? Как воспитать единство нравственного сознания и нравст­венного поведения? Стоит ли возвращать религию в школу? Как и почему вы относитесь к религии и вере? Крестили ли вы своего ре­бенка?

11. Социальная адаптация не что иное как достижение гармонии человека и тех социальных обстоятельств (профессиональной ситуа­ции, статусной роли, микросоциума и т.д.), в которых он оказался. При смене обстоятельств приходится или приспосабливаться к новой среде, чтобы соответствовать иному образу жизни ценой потери соб­ственной индивидуальности, или стремиться к адекватной самореали­зации, сохраняя себя активным и гуманным самоутверждением, жела­нием и способностью найти себя в любой среде обитания. Правомер­на ли такая альтернатива? Что бы вы предпочли, почему? Знакома ли вам подобная ситуация?

12. Сегодня много говорят и пишут о выживании. В сложных усло­виях стресса и неуверенности в завтрашнем дне популярны книги Д. Карнеги и Д. Хаббарда, А. Пиза и Дж. Стивенса, за ними и наших авторов "Психологии на каждый день"... Они искренни в желании по­мочь нам (и многим помогают) остаться людьми даже в самых небла­гоприятных обстоятельствах. Как вы думаете, почему в последние два-три года, отнюдь не ставших годами процветания россиян, спал совсем недавно острый интерес к названной и подобной литературе?

Что бы вы посоветовали тем, кто готов бороться за выживание? А тем, кто опустил руки? Тем, кто готов выкарабкаться любым путем, любыми средствами, пренебрегая чужим и собственным достоинст­вом лишь на том основании, что, мол, грядет рынок, что даже добро должно быть с кулаками? Не оказывались ли вы жертвой чьей-то не­добросовестной борьбы за жизнь? Не доводилось ли вам слышать классическое "не учите меня жить" или менее известное, но точное:

"почему это одним людям плохо, когда другим хорошо?"? Как учите выживанию своих детей?

13. Часто слышим: "виновата улица", "среда заела", "дурная компа­ния"... Нелепо отрицать влияние того социума, в котором живет и развивается человек, и не только ребенок, но и взрослый. Но почему мы, как правило, видим только одну сторону: воздействие среды? Легко и привычно объясняем, а то и оправдываем им поступки, даже образ жизни людей? Ведь и они, эти люди, могут быть активны в сво­ей среде, сопротивляться ей, даже самой неблагополучной! Как вы полагаете: может в неблагополучном социуме вырасти хороший че­ловек, живущий как бы вопреки правилам, обычаям, нравам своей среды? Жизнены ли "гадкий утенок" или "белая ворона"? Если среда благоприятна, — это основание для благодушного иждивенчества? Достаточная гарантия, что здесь вырастет хороший человек? А быва­ет "черная чайка"?

Вам приходилось преодолевать среду, идти поперек социума? Вам это удавалось — каким образом? Не удалось — почему?

14. Лень-матушка и труд-батюшка... Оригинальных детей пустила в мир эта странная пара! Одни — в мать, другие — в отца, третьи... десятые... сотые... — взяли что-то у обоих "родителей"; есть и те, кто в "прохожего молодца" (то бишь в нецивилизованный рынок)...

Лень — нежелание что-либо делать — работать, учиться, думать, чувствовать, переживать. Есть же люди, оплывающие жиром равно­душия, проявляющие леность мысли, леность души и сердца. А дет­ская лень — в отличие от названного — всего лишь безобидная ша­лость, легкое непослушание, ситуативная пассивность? Люди не ро­дятся, а становятся ленивыми, подчиняя "надо" всесильному для них "хочу" или "не хочу"!

Как много, вы полагаете, передалось вам от "матушки"? Даже если совсем немного, стараетесь ли вы преодолеть эту "наследствен­ность"? Чем она отличается от отдыха после того, что взяли от "ба­тюшки"?

В кого из "родителей" удались ваши дети? В чем вы теперь себя ви­ните? Чем удовлетворены? Как намерены поступать в дальнейшем?

15. Природа... Не зря она одушевляется в сказках и легендах. У многих народов для мужчины обязательно посадить дерево или вы­рыть колодец... В Индии священны коровы, на Кипре почитают ко­шек. Везде и всеми презираемы Шариковы...

Смуглые, открытые, горластые жители субтропиков — и холод­ные, чуть надменные, слегка чопорные жители Британских остро­вов... Сколько таких особенностей связано с природными условиями огромных регионов!

Природа — могучая, но сегодня терпящая от своего же создания — человека. Потому он не может "ждать от нее милостей"... Ей надо по­могать, сделав экологию общечеловеческим делом.

"Гринпис", просто "зеленые", защитники животных... Пока их не так уж много, но они удивляют и восхищают своей самоотверженнос­тью. А разве обязательно быть членом организации? Чувство ответ­ственности за природу индивидуально, как и всякое другое — перед обществом или семьей, школой или другом.

Вы помните за собой добрые "экологические" поступки: вы поса­дили дерево? Остановили попытку разворотить муравейник? А как вам удается воспитывать младших? Вы вместе наблюдаете за природ­ными условиями? Охраняете природу? Да, нет, — почему?

16. Религия и дети... Церковь и школа... Религия и вера... Конфес­сии и нравственность... Целый клубок проблем: с одной стороны, церковь отделена от государства, а школа — от церкви; с другой — растет число посещающих храмы, а священник в школе перестает быть редкостью. Младшие дети с интересом слушают нравственные проповеди, с удовольствием занимаются на уроках духовной культу­ры. А старшие дети? А взрослые? Все ли, кто носит на груди крести­ки, и поступают по христиански? Аналогично и по другим конфесси­ям, будь то мусульманство, иудаизм или буддизм. Сама вера есть осо­бое состояние души, фактор духовности.

Как вы думаете, почему интенсивное возрождение роли церкви не только не привело к укреплению общественной нравственности, но сопровождается ростом бездуховности, хуже того — двоедушия, сим­волом которого может служить золотой крестик на шее киллера? Каким вы видите истинно верующего человека? Он вам импонирует или вызывает иронию, недоверие? Почему и чем? Вы — веруете в Бога, в Судьбу, в Бесконечность мироздания, в Добро?.. Человек идет от обряда к вере или от веры к обряду?

Как вы относитесь (отнеслись бы) к тому, что ваши дети стали ве­рующими: поддержали, сделали вид, что не знаете, осудили? Чем бы при этом руководствовались?

17. Компания... Приятели... "Тусовка"... Мы привыкли относиться к этим явлениям, так сказать, облегченно, будто не принимая их все­рьез в сравнении со значительными — социум, дружба, общение, клуб. Между тем общеизвестен рост роли приятельских компаний, групп в среде молодежи, в иерархии ее ценностных ориентаций, сис­теме социальных, духовных, нравственных предпочтений. Большинст­во самодеятельных структур находится в большей или меньшей оппо­зиции структурам официальным, государственным. Чем вы это объ­ясняете? Почему многие "тусовки" находятся на грани социального "фола"? Почему они так остро необходимы молодежи — из-за ее из­вечного стремления к непохожести, к оригинальности? Но почему эпатаж в большинстве случаев оказывается негативным?

Вам приходилось с приятелями или без них участвовать в "тусов­ках", скажем, фанатов кого-то из эстрадных "авторитетов"? Что при­влекает в компании приятелей? Она у вас одна или несколько? Что в них общего, а что — оригинального?

У вашего сына, вашей дочери есть компания? Что вы о ней знаете? Одобряете или порицаете? Как реагируете: приглашаете в свой дом, остаетесь равнодушными, пытаетесь не пускать туда, "запретить дру­жить"? Как получается? В итоге теряете или углубляете влияние на детей?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы особенности объекта и предмета социальной педагогики как науки и как практики?

2. Чем определяются границы и мера освоения российского исто­рического и зарубежного опыта социальной работы?

3. Каково региональное своеобразие содержания и методов соци­ально-педагогической деятельности?

4. В чем проявляется кризис современной семьи и чего этот кризис требует от социальной работы с нею?

5. Доступно ли свободное общение людей в социуме влиянию со­циального педагога?

Литература

Алмазов В.Н. Психологическая совместимость с детьми. Свердловск, 1991.* Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994. Водолазов Г.Г. Зачем мне все это? //Мир образования. 1996. № 6.

Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбо­ра социальных педагогов и социальных работников. М., 1994.

Ключевский В.О. Два воспитания //Собр. соч.: В 9 т. М., 1990. Т. 9.*

Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.**

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие. Пенза, 1994.

Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. Вариатив-но-программный подход к социализации ребенка в деятельности детских организа­ций. М.,1996.

Семенов ВД. Педагогика среды. Екатеринбург, 1993.

Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. 2-е изд. Екатерин­бург, 1995.*' **

Сорочинская Е.Н. Теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений. Ростов-на-Дону, 1996.

Социально-педагогический колледж: Учебное пособие для социальных педагогов села/Под ред. М.П. Гурьяновой: В 2 т. М.. 1995.

Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. М.; Тула. 1993.

Фромм А. Азбука для родителей. 3-е изд. сокр. М., 1994.**

Шацкий С. Т. Работа для будущего. М., 1989.

Государство и дети: реальности России: Материалы международной научно-прак­тической конференции/Под ред. Э.Ш. Камалдиновой. М., 1995.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.