КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее и особенное 2 страница
11. Экономика — понятие, казалось бы, вовсе не педагогическое. Однако сама педагогика весьма от него зависит!.. Общеизвестны и жалкий бюджет современной системы государственного образования, и мизерная зарплата учителей, и то, что им всегда должно государство... Общеизвестно также, что "образованцы" вынуждены втягиваться не только в традиционное производство (малые предприятия в городе, пришкольные хозяйства на селе), но и в никак не присущую школе "хозяйственную деятельность": сдавать в аренду свои помещения, создавать частные школы, оказывать дополнительные образовательные услуги и др. Иначе — не выжить: спонсоров, может, и много, но школ еще больше. Поэтому не стоит очень уж строго осуждать директоров-предпринимателей. Вопрос иной: как вы считаете, можно ли вовлекать в решение экономических проблем школы учащихся (под юридической охраной, разумеется, и без угрозы их физическому и психическому здоровью)? Нравственно ли это? А не безнравственно ли оставлять наших великовозрастных детей, вовсю торгующих на перекрестках газетами и журналами, а то и перепродающих чужой товар, под наблюдением "собственных" рэкетиров, на растление таким "рынком"? Может, лучше привлечь их с оплатой труда к работе для поддержания экономики родной школы? Разве от этого она не станет роднее? Как бы вы отнеслись к тому, чтобы в числе таких ребят были ваш сын или дочь? 12. Судья или суд присяжных выносит вердикт — виновен, а до этого действует принцип презумпции невиновности: только суд вправе определить вину и меру наказания. Юридически просто и ясно: преступил общественные нормы — общество тебя и осуждает; отбыл наказание — и (теоретически) снова чист перед людьми. А вина перед ними и перед собой, не юридическая, а сугубо нравственная, когда единственная статья в жизненном кодексе — совесть? Вина за несдержанное слово или невыполненное обещание, вина за свои ошибки, принесшие беду и другим, вина перед собственными детьми, которым недодано ласки и заботы, и родителями, не получившими от нас любви или просто внимания? Конечно, есть немалая вина, скажем, нашего государства, общества перед природой, перед тружениками, перед детством, стариками, как нерадивых родителей и плохих школ, учителей — перед детьми. Но ведь каждый проживает свою жизнь, значит, и свою вину переживает по-своему. Некоторые стремятся возложить ее на других, иные стараются, не ограничиваясь признанием, покаянием, что-то сами исправить. Знакомо ли вам чувство вины за себя, свои слова и поступки? Вы склонны оправдывать себя или осуждать? А чего чаще всего ждете от других? Признание своей вины позволяет ее забыть? Можно ли воспитать в детях чувство вины, способность винить себя? Пытаетесь ли вы это делать? Как поступаете, когда видите вину сослуживцев, товарищей, своих домашних: помалкиваете, обвиняете, помогаете не повторить? А когда вас упрекают в очевидной для вас вине? Как объяснить детям, что значит быть честным перед собой?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Что отличает систему от обычного множества? Зачем она необходима в педагогической теории и практике? 2. Взаимодействие, совместная деятельность, сотрудничество: в чем их сходство и различие? 3. Зачем каждому учебно-воспитательному учреждению своя воспитательная система? 4. Каковы уроки прошлого и каково настоящее детского и молодежного движения? Какова роль этих движений в воспитательных системах общества, учебного заведения, производства? 5. В чем проявляется субъектность позиции ученика, студента в воспитательной системе школы, техникума, вуза? 6. Какова воспитательная система там, где функция воспитания не является приоритетной, но реально осуществляется или организацией, или отдельными специалистами, работающими с людьми (армия, производство, учреждение)? Литература Асмолов А.Г. Наперекор оппозиции души. М., 1994.** Бедерханова В.П. Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение (в помощь организаторам летнего отдыха детей). Краснодар, 1993.** Вульфов Б.З., Ивана» В.Д. Время взрослых поступков. Диалоги о школьной юности и ее проблемах. М., 1993. Гершунский Б. Философия образования для XXI века // Мир образования. 1996. №4. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992. Майор Ф. Завтра всегда поздно. М., 1989. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. / Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. М., 1996. Муравьем О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.** Пригожий И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. М., 1996. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994. (Ст.: Ахундова М. Д. и Баженова Л.Б. Хаос, пространство, самоорганизация; Казакова Н.Д. Синергетика и безопасность: поиск нетрадиционного диалога.) Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М., 1986. Суворов А.В. Школа взаимной человечности. М., 1995. Философия образования для XXI века. М., 1993. Цели образования и право на образование. М., 1993. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. Тема 5. ОБУЧЕНИЕ И УЧЕНИЕ; ВЗАИМОСВЯЗЬ 1. Дидактика—составная часть педагогики. 2. Современное содержание образования. 3. Методы обучения. 4. Принципы дидактики и их претворение в частных методиках. 5. Императивность процесса обучения и попытки ее преодоления в современной практике обучения. Учение без принуждения. 6. Организационные формы обучения. 7. Образование, и самообразование. 1. Обучение — это единство преподавания и учения (усвоения). Это целостность двух деятельностей: того, кто учит, и того, кто учится. Процесс обучения изучается разделом педагогики, который называется дидактикой. Дидактика разрабатывает теорию образования и обучения (цели, содержание, закономерности и принципы обучения), а также воспитания в процессе обучения. 2. Вопрос о содержании образования постоянно дискутируется. Существует множество подходов к определению этого понятия. Концепция И.Я. Лернера представляется нам наиболее последовательной и непротиворечивой в своих исходных посылках.
Согласно этой концепции, современное содержание образования (в любом учебном заведении — школе, колледже, вузе, аспирантуре и т.д.) должно состоять из четырех элементов: знания о природе, обществе, технике и способах деятельности; опыт осуществления способов деятельности; опыт творческой, поисковой деятельности; отношение к деятельности — воспитанность. Знания служат инструментом деятельности во всех других элементах. Однако можно знать, но не уметь. Умение — тот опыт, который накоплен человечеством по осуществлению способов деятельности. Можно знать и уметь действовать, но не уметь творить. Творчество проявляется в видении новых функций объектов. И, наконец, все эти элементы могут служить разным целям в зависимости от системы 55 норм отношений: к миру, к обществу, знаниям, себе самому — иначе называемой воспитанностью. В современном содержании образования третий элемент представлен недостаточно. Его усвоение происходит путем реального участия в творческой, созидательной деятельности. Современный учебный процесс можно считать завершенным только в том случае, если усвоение знаний и умений будет доведено до третьего уровня. Коль скоро обучение предполагает целостность деятельности учителя и ученика, то и методы обучения должны отражать эту целостность и из нее исходить.
3. Метод — это способ достижения цели. Меняются цели, очевидно, меняются и способы их достижения. Современное содержание образования обеспечивается рядом методов обучения, среди которых: информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), когда учитель разными путями информирует ученика; репродуктивный метод, при котором учитель организует воспроизведение тех или иных способов деятельности, а ученик воспроизводит, метод проблемного изложения, при котором учитель ставит проблему и сам ее решает, показывая все пути, все зигзаги, все конфликты в ее решении; частично-поисковый метод, при котором проблема расчленяется учителем на подпроблемы, и ученик решает какую-то часть проблемы; исследовательский метод, предполагающий решение учеником проблемы, что является обязательным условием. Деятельность учителя заключается в конструировании проблемы, в организации деятельности по ее решению. Эта деятельность гораздо сложнее той, что осуществляет учитель, используя первый и второй методы.
Первым трем элементам содержания соответствуют три метода (первый, второй и пятый). Третий и четвертый методы являются промежуточными. Каждый метод представляет систему последовательных действий учителя, организующего деятельность ученика по усвоению того или иного вида содержания. Творческая, поисковая деятельность развивается на основе проблемного обучения. Его суть состоит в систематическом включении учащихся в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем. Не всякий вопрос, ответ на который неизвестен, является проблемой. Проблемой для ученика или студента может стать лишь такая задача, для решения которой он имеет хоть какую-то почву. Одна и та же задача может стать проблемой, а может ею и не стать. Она должна быть трудна и в то же время посильна. У проблемного обучения ограниченные функции. Без проблемного обучения невозможен третий уровень усвоения содержания образования; невозможно овладение методами науки, а также формирование черт творческой индивидуальности. Проблемное обучение, таким образом, является неподменяемым, однако оно не универсально.
4. Руководящие положения, которые относятся ко всему процессу обучения в целом и распространяются на все учебные предметы, называются принципами дидактики. В разных источниках авторы выделяют различные принципы, формулируя их каждый по-своему. Это несомненно свидетельствует о недостаточной разработанности данной категории. Ниже предлагается один из подходов к выделению и группировке дидактических принципов. I. Принцип воспитывающего обучения. Его сущность реализуется при решении воспитательных задач через содержание образования и методы учебной работы учителя и ученика. Обучение всегда является воспитывающим. В процессе обучения вырабатываются волевые качества, навыки общения, развиваются познавательные способности человека, его самооценка и т.д. II. Научность обучения означает соответствие изложения знаний той их интерпретации, которая дается в современной науке, и постепенное приобщение учащихся к методам науки. "Принципом научного изложения является не простое сообщение знаний. Оно должно показать непосредственную зависимость этих знаний от науки, должно показать ее дидактику, исследование в действии. Таким образом должны быть освещены также и принципы, оказывающиеся в конце концов ложными и неплодотворными" (Л.С. Выготский). III. Связь теории с практикой реализуется через применение знаний в упражнениях, в решении задач, в практических работах; через приобретение личного опыта в самостоятельном поиске и нахождении истины. Подобное повторное открытие знаний, уже известных в науке, способствует осмысленному их усвоению. IV. Сознательность и активность учащихся в обучении реализуется в самостоятельном добывании знаний, когда ученик преодолевает трудности, делает выводы и обобщения, овладевает способами добывания знаний. В реализации этого принципа проявляется субъект-ность ученика. Сознательность в обучении невозможна без понимания, а о понимании можно говорить лишь тогда, когда могут свободно пользоваться знаниями.
V. Систематичность в усвоении знаний предполагает их системность, которая создается в сознании ученика путем установления связей, имеющихся в понятиях, и отражения связей, существующих в самой действительности. VI. Наглядность (принцип единства конкретного и абстрактного) — золотое правило дидактики, сформулированное еще Я.А. Коменским: "Все, что только можно, предоставить для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами". Но все хорошо в меру. Переоценка роли наглядности в обучении может задерживать развитие абстрактного мышления. Наглядные средства делятся на натуральные, изобразительные, схематические наглядные пособия; аудиовизуальные (звуконаглядные) и словесно-образные (художественные образы).
VII. Доступность обучения предполагает соответствие содержания, характера и объема изучаемого материала уровню подготовки учащихся. Доступность обучения не означает его легкости. С этим принципом в дидактике связывается ряд правил: "от близкого к далекому", "от простого — к сложному", "от более легкого — к более трудному", "от известного — к неизвестному". В 70-е годы Л.В. Зан-ков выдвинул и обосновал принцип обучения на высоком уровне сложности: обучение, оставаясь доступным, должно требовать приложения серьезных усилий, что и приводит к развитию личности. "Наиболее существенное заключается в том, что усвоение определенных сведений становится в одно и то же время и достоянием школьника, которое останется при нем, как таковое, и ступенью, 58 которая будет уничтожена в дальнейшем течении познавательного процесса, чтобы обеспечить переход на более высокую ступень" (Л.В. Занков). В разных источниках можно встретить и другие принципы. Например, учет индивидуальных различий учащихся; основательность овладения знаниями, умениями, навыками; принцип коллективизма в обучении; руководства обучением; планомерности и систематичности обучения и другие, что, повторимся, свидетельствует о неразработанности данной категории в педагогике. Общие принципы дидактики каждый по-своему претворяются в частных методиках преподавания всех предметов.
5. Характерной чертой сложившегося процесса обучения справедливо считают императивность. В ее основе предположение, что без принуждения невозможно приобщить учащихся к учению. Подобные взгляды распространены даже в вузах, где немало сил тратится именно на принуждение студентов к учению. Существенный недостаток императивного обучения — ограниченная стратегия по отношению к потенциальным возможностям ученика. При этом практика императивного обучения направлена на то, чтобы оценивать чистые знания в отрыве от усилий учащегося, его стараний, мотивов, отношений и других привходящих обстоятельств. Между тем выяснено, что ребенок (как, впрочем, и взрослый) не только не избегает трудностей при освоении знаний, но и более того — стремится к ним. И вовсе не обязательно принуждать его к учению, он сам учится охотно. В классической педагогике можно найти много примеров практического обучения без принуждения, учения с увлечением: Квинтилиан (I—II вв.); дом радости Витторино да Фельтре (XIV—XV вв.); школа "Чешских братьев" (Я.А. Коменский — XVI—XVII вв.); школы Песталоцци, А. Дистервега; "Новый институт для образования характера" в Нью-Ланарке (Шотландия) и "Новой Гармонии" Р. Оуэна (XIX в.); Яснополянская школа Л.Н. Толстого; школы "Бодрой жизни" С.Т. Шацкого; детские колонии, руководимые А.С. Макаренко, Пав-лышская средняя школа В.А. Сухомлинского ("школа радости") — все они и немало других направляли свои усилия и поиски на облегчение школьной жизни, на увлечение процессом познания, на организацию обучения и воспитания на основе обоюдного доверия, любви и уважения учащихся и обучающих. Попытки перестроить обучение и его мотивационно-оценочную основу и таким образом преодолевать императивность обучения стали массовым явлением в наши дни. Среди основных характеристик новаторских методик обучения можно назвать: нацеленность обучения на общее развитие учащихся; формирование через обучение теоретического типа мышления; духовная общность учителя с учениками; оптимистический подход к возможностям ученика; развитие содержательно-оценочной основы обучения; развитие субъектных свойств ученика. Ученые и практики, претворявшие и формулирующие эти идеи, получили определение "педагоги-новаторы". Среди педагогов-новаторов, обогативших современный методический арсенал, — Ш.А. Амо-нашвили, В.Ф. Шаталов, В.В. Давыдов, Е.Н. Ильин, И.П. Волков, С.Н. Лысенкова и др. 6. К числу организационных форм обучения, используемых в школах, колледжах, профессионально-технических училищах, вузах, относят: урок как основную форму организации обучения в средних учебных заведениях; лекцию, семинар, экскурсию, практическое занятие, "круглый стол", факультатив, лабораторное занятие, производственная практика, домашнее задание, реферат, экзамен и зачет, консультацию, курсовую и дипломную работы. В рамках различных форм используется коллективная, фронтальная, групповая и индивидуальная (дифференцированная и недифференцированная) работа. Неграмотно пишут всегда те, кто плохо читает. б А. Сухомлинский В нашей стране широкое распространение получили такие формы обучения, как вечерние школы, экстернат, заочное образование, очно-заочное обучение для лиц, получающих второе высшее образование. Эти формы обучения, очевидно, получат еще большее распространение, если учитывать современные жизненные реалии (увеличение количества детей, не посещающих школу, необходимость периодически менять профессию в связи с сокращением или ликвидацией рабочих мест и т.д.). Оптимизация деятельности вечерних (сменных) школ заключается в переводе их на урочно-консультационную систему занятий и на зачетную систему оценки знаний. Такая организация дает возможность больше внимания уделять непосредственно учебно-тренировочной работе на уроке и консультациях, поскольку они в значительной мере освобождены от контрольных функций. 7. В этой связи трудно преувеличить роль самообразования, т.е. самостоятельного приобретения знаний из литературы, средств массовой информации и окружающей жизни, которое, как правило, происходит вне учебных заведений. Цель самообразования выдающийся русский книговед и библиограф Н.А. Рубакин видел не в изучении отдельных наук, поэтому советовал вести работу по вопросам, освещаемым данными многих наук: "Цель самообразования — синтез. Что касается анализа, то он не более как средство к синтезу". Потребность в самообразовании, переходящая в привычку, чрезвычайно актуальна в наше время, когда образование становится перманентным, когда в течение трудовой жизни человеку не раз и не два придется поменять работу. Роль образовательного учреждения здесь может оказаться весьма значительной, если педагоги стремятся развивать и обогащать интересы своих питомцев, вооружают их методами приобретения знаний, стимулируют самостоятельный поиск. Самообразование делает жизнь человека ярче, интереснее, содержательнее. Без самообразования нельзя достичь вершин в своей профессии. "Каждый решает по-своему" 1. Сколько хороших слов писано и сказано о книге! И вряд ли все эти слова вместе могут исчерпать ее культурное значение! А личное — для каждого отдельного человека? Разве оно изменилось с приходом радио, ТВ, кино, видео? Ведь они тоже несут — и чаще всего — необходимую, полезную человеку информацию, о которой и в десятках тысяч книг не узнаешь, тоже пробуждают эмоции и мысли... Почему же мы озабочены тем, что народ наш перестает быть "самым читающим в мире"? Почему тревожимся, что дети играют в компьютерные игры долгие часы, отнимая время у книги? Возможно и нужно ли изменить такое положение? Если да, то как? Много ли читаете вы? Приобщаете ли к книге своего ребенка? Если нет, почему? Если да, то как? 2. Говорят, что один дурак может задать столько вопросов, что на них и сотня умных не ответит. А если человек вообще не задает вопросов, он — умный? Как и тот, кто готов отвечать на все вопросы? Что важнее — сформулировать вопрос, вызванный незнанием и побуждающий к поиску, или дать ответ как результат поиска? Перед кем труднее ставить вопросы: перед собой или перед другими? Кому сложнее отвечать — себе или другим? Кто задает больше вопросов: тот, кто много знает, или тот, кто знает мало? Как вы думаете: бывает конечное знание, не рождающее новых вопросов? Что вы предпочитаете — спрашивать или отвечать? Если не можете ответить, считаете виновным в этом себя или других? Жесткая категоричность ответа — признак эрудиции или ограниченности отвечающего? 3. Известно, что дидактика — наука об обучении, т.е. о том, как передавать знания, развивать потребность в новых знаниях, учить познавательной деятельности. Разработаны и продолжают разрабатываться дидактические принципы, содержание, стандарты, формы, методы обучения, на их основе — методики преподавания отдельных предметов в общеобразовательной и профессиональной школе. Очевидны их польза и необходимость преподавателям, творчески применяющим дидактические и методические знания. Чем объяснить, что слова "методично", "методический" имеют положительную окраску, а слова "дидактично", "дидактизм" — отрицательную? Почему закрепились в нашем живом и чутком языке словосочетания "излишне дидактично", "навязчивый дидактизм"? Испытывали ли вы их влияние? Можно ли без дидактизма воспитать хорошего человека? Возможна ли дидактика воспитания? Если нет, почему? Если да, о чем бы она толковала? 4. Философ-педагог В.А. Разумный напомнил слова Луция Сенеки о молодых, которые "не знают необходимого, потому что учились бесполезному". Мудрец знал толк в педагогике: был воспитателем будущего императора Нерона. И, тем не менее, есть ли истина в приведенных словах, и если да, то не устарела ли она за пару тысяч лет? Кто может определить необходимое и может ли быть знание бесполезным? На что ориентироваться семье и детсаду, школе и вузу, средствам массовой информации и искусству, т.е. тем и тому, кто (что) учит и воспитывает детей и подростков, юношество и взрослых, — на какой минимум объема и, так сказать, номенклатуры познаний, свойств, качеств, актуальных для молодого человека? Что тогда, в ранней юности, и что теперь для вас оказалось необходимо, а что — бесполезно? Как исправить положение и надо ли это делать? 5. Наука — одна из форм общественного сознания; она, вбирая и обобщая опыт культур и поколений, оперирует информацией, закономерными связями и зависимостями, гипотезами и теориями, приемами и методами, познавая, объясняя и прогнозируя явления и процессы, происходящие в человеке и с человеком, в природе и обществе. Не случайно пушкинский герой, призывая сына учиться, мотивирует тем, что "науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни": наука действительно многому способствует и действительно добывается учением, значит, начинается в школе, приобщающей к элементарным основам наук. Но разве все замыкается на интеллектуальном подходе, разве не важна для детей радость познания^ Ведь именно с нее начинается путь в большую науку! Почему, вы полагаете, не все его выбирают, а выбрав, успешно по нему следуют? Являются ли занятия наукой привилегией избранных? А вы хотели ли заняться наукой? Если нет, почему? Если да, зачем и какой? Хотели бы вы увидеть своего ребенка ученым? На чем основано ваше желание (или нежелание)? Если оно есть, как вы помогаете его исполнению? 6. Подвергается то прославлению, то отвержению воспитывающее обучение. Кажется ясно: целесообразно учить так, чтобы ученик не только обретал последовательно усложняющиеся знания, осваивая определенную информацию, но и хотел, умел познавать, укрепляя и развивая соответствующие потребности и навыки. Познавая, человек мыслит и чувствует, определяется в отношениях к другим людям, событиям и рефлексирует, развивается духовно и физически, приобщаясь к мировой культуре. Достаточно ли этого для разностороннего раскрытия возможностей личности? Реально ли такое раскрытие вне организованного школой, училищем, вузом познавательного процесса? А обучение рациональному режиму, правилам поведения, культуре речи не воспитывает? Каков воспитательный потенциал самообразования? Гарантируется ли образованием воспитанность? А воспитанием — образованность? Когда вы учились в школе, училище или вузе, это было воспитывающее вас обучение? 7. Оказывается, у великого химика Д.И. Менделеева есть работы по педагогике. Такова, например, статья "Экзамены", уже в первых абзацах которой читатель встречается с суждением "о муках физических и нравственных, испытываемых во время экзамена как отвечающими, так и спрашивающими'4. Обратим внимание: обоюдный стресс! Как вы думаете, почему физические и в чем — нравственные? Если напряжение отвечающих вполне объяснимо, то в чем "муки" спрашивающих? Кто или что создает стрессовую ситуацию? Неизбежна ли она? Ваше мнение: каково назначение экзаменов в процессе обучения (проверка знаний, конкурс, стимуляция обобщения, подытоживание) и адекватны ли они этому назначению? Нужно ли и можно ли их чем-либо заменить? Если да, чем бы заменили вы? За или против экзаменов говорит ваш личный опыт? Вам приходилось "шпаргалить" или подсказывать товарищу, удавалось обмануть "спрашивающего"? Вы были тогда довольны? А теперь? Если знаешь, чего бояться? Какой экзамен страшнее: тот, который принимает преподаватель, или тот, что устраивает жизнь? 8. Школа, вуз, самообразование... Учебный процесс, цель которого — образованность человека, фактура — знания, информация, содержание — познание, методы — обучение и учение. Процесс приобщения к культуре — одно из главных проявлений и оснований духовности. А ведь нередко он, организованный и будничный, сводится к унылым, скучным урокам, домашним заданиям, серым "тройкам" как следствиям равнодушия и тех, кто учится, и тех, кто учит... Это даже не процесс, предполагающий развитие и удовлетворение потребностей, интересов, динамику познания, радость узнавания, но беспросветная череда подневольных занятий... К счастью, чаще — иначе: в увлечении, желании больше узнать, обретении все новых умений познавать, в удовлетворении того, что поэт назвал "духовной жаждою", которой томим человек, будь он перво- или старшеклассником, студентом или охочим до книг взрослым. Ваше мнение: от чего (от кого) в первую очередь зависит столь разное течение учебного процесса? Можно ли любить все изучаемые дисциплины, предметы? А плодотворно изучать нелюбимые? Выбор одних предметов для изучения и сдачи экзаменов — благо (развивает индивидуальные интересы, углубляет знания) или зло (потеря кругозора, общей культуры)? Какой вариант учебного процесса вы предпочли бы для сына, дочери? Почему? 9. Говорят: "Никого ничему научить нельзя, можно только помочь научиться". Верно ли это? Если да, то зачем нужна дидактика? Получается, тот, кто прямо говорит: "Не хочу учиться!" — честнее того, кто учится из-под палки?! Что значит для ребенка — помочь ему на-
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |