КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и динамика 1 страница
Суть гуманной педагогики в том, что ее средства Направленыне столько на прямое воздействие начеловека, сколькона стимулированиеего собственной активности.Однако такая активность может быть побуждаема не извне, а изнутри человека — в частности, через рефлексию. Она представляет собой нравственную деятельность, труд души — "мыслящего сердца" (Гегель), реализуемую способность анализировать себя, свои чувства или поступки, горюя и радуясь, сомневаться, поверяя жизнь свою по критериям совести. Рефлексия сама по себе не гарантирует верных решений, но и они без нее маловероятны.
Педагогика рефлексии не антигуманное манипулирование сознанием, а значит, поведением человека. Но, напротив, выведенное на уровень технологий стимулирование собственных активных усилий человека, особенно в период становления основ социальности, на осмысление собственного опыта, намерений, чаще всего сложного, порой мучительного выбора жизненных планов и, главное, путей их осуществления. Предлагая проблемы для своеобразной исповеди перед собой, педагог тем самым привлекает внимание к тому, о чем его воспитанники раньше не задумывались, или к тому, что дискуссионно, или к прямой самооценке притязаний, характера отношений, общения. Все это помогает, не упрощая (!), в выборе жизненной стратегии и тактики, суждений и поступков. Можно полагать, что педагогика рефлексии, элементы которой, естественно, присущи всем известным истории и современности педагогическим концепциям и системам, — эта педагогика со временем, хотя и в далекой перспективе истинно гуманистического общества, станет устойчиво преобладающей: совесть будет главным движителем социальности.
Таким образом, цель, средства и результаты педагогической науки и практики, охватывая вниманием и внутренний мир, и внешние обстоятельства жизнедеятельности человека, создают, наряду, разумеется, с другими социальными факторами, теоретико-технологические предпосылки и практические условия успешного процесса образования Человека. "Каждый решает по-своему" 1. Педагогика: наука об обучении и воспитании, практика обучения и воспитания, искусство обучать и воспитывать, учебный предмет в системе профессионального образования. Чем и как, по вашему мнению, связаны эти ипостаси педагогики? Нужно ли педагогическое искусство теоретику-ученому? Может ли оно стать предметом освоения студентами? Исследование педагогических явлений (характеров, поступков, ситуаций, процессов и пр.) — удел только специалистов-ученых или учителей тоже? И тех, и других? В обоих случаях: в чем общее и в чем различие. 2. Самообразование — самостоятельное и целенаправленное овладение информацией, реализация жажды познания, одна из важнейших духовных потребностей человека. Всякое ли общение с книгой и только ли оно удовлетворяет эту потребность? Периодическое, от случая к случаю посещение музея, театра, концертного зала — самообразование? Имеют ли самообразование, усилия того или иного человека общественное значение? Да, нет. — почему? Ваше мнение: какая информация лучше усваивается и доставляет больше удовлетворения — та, что получена в школе, музее по программе, под опрос или контрольную, под зачет, экзамен, или обретенная по "самопрограмме", по собственному желанию? Корректен
ли такой вопрос? Вы занимаетесь самообразованием? Удовлетворены им? Да, нет, — почему? 3. Существуют педагогические закономерности, то есть устойчивые зависимости, выведенные из многолетнего опыта воспитания и обучения многих и многих поколений. Наглядность помогает научить... В дружной семье вырастают хорошие дети... Нормальное развитие ребенка требует его общения со сверстниками... Пример старших — лучший способ воспитания... Но ведь конкретные обстоятельства всегда шире, разноплановее, а то и противоречивее, чем привычная зависимость. Уж не говоря о том, что вполне порядочные семьи иногда страдают от трудных детей, круг общения которых отрицателен, и пример старших отнюдь не всегда положителен... Закономерности противоречат практике или, наоборот, она развивается "не по правилам"? Ожидается, должно быть, одно, а получается совсем другое. Почему, вы полагаете? Зачем тогда не только профессионалов-педагогов, но и всех нас либо учат педагогике, либо приобщают к десяти заповедям или книгам Карнеги или Питера? Зачем веками живут традиции народной педагогики, а то и просто житейской мудрости? Чем вы руководствуетесь, принимая решения? Зачем книжная премудрость, если есть богатство жизни? Попробуйте, подобно Владимиру Мономаху, написать на страничке "поучение детям". Вы сами следуете заповедям собственного "поучения"? 4. Ей — века и века. И в то же время рождается она ежедневно. Ее испытали все, но знает ее далеко не каждый... Нет семейства, где бы ее ни применяли, но большинство родителей не предполагает, что пользуются именно ею... Речь идет о народной педагогике, т.е., как говорят, неписаных правилах обучения и воспитания подрастающего поколения, что возникли в социальном общежитии и остаются в нем общечеловеческими основами. Говорят еще и об этнопедаго-гике — народных традициях, связанных с региональными (природными, историческими) особенностями, свойственными тому или иному народу. Зачем нужна премудрая научная педагогика, если есть простая — народная? В чем их сходство и различие? Каковы, вы полагаете, причины живучести народной педагогики и частой сменяемости положений педагогики официальной?
Какие педагогические традиции были характерны для семьи, в которой выросли вы? Следуете ли вы этим традициям в своей семье? 5. Мир... Удивительно, как язык наш соединил этим коротким словом множество смыслов, первостепенных по значению. Мир — это и все сущее, что нас окружает, частицей чего мы являемся, черты чего несем, внося свою "долю" в мироздание. Это и мир как отношения "не-войны", лучший способ сосуществования людей, народов, стран. Это и знак соборности, сообщества людей, о котором говорят, что на миру и смерть красна. Это и характеристика атмосферы отношений между людьми, скажем, в семье. Есть еще мир труда или мир искусств, есть и мир образования... Как вы полагаете, это — исторически сложившиеся в языке омонимы или вековая мудрость народа, хранимая языком? Что общего и особого в смысле каждого слова? Каково значение этих общечеловеческих ценностей лично для вас? Имеют ли они конкретный смысл? Вы говорите об этом со своими детьми? 6. Есть такая отрасль педагогики — андрагогика. Она выводит нас за традиционные для педагогики рамки школы, детства: предметом андрагогики является обучение и воспитание взрослых людей. В чем, по вашему мнению, принципиальное отличие в технологии, методике воспитания детей и воспитания взрослых? Если вы — взрослый человек, но не профессионал-учитель, считаете ли вы себя педагогом? А объектом чьего-то целенаправленного влияния? Надо ли воспитывать членов своей семьи, коллег по работе, товарищей по студенческой группе? Если нет, то почему? Если да, то почему и как, чтобы, оберегаясь от дидактизма, не вызвать ответной отрицательной реакции, оставаясь корректным? Нравственно ли видеть недостатки другого человека и не помочь их преодолеть? 7. Обучение, воспитание, образование... Таковы некоторые категории педагогики — главные понятия этой науки. Что, с вашей точки зрения, объединяет их, что отличает? Какое из них и почему представляется самым главным? Какие еще понятия могли бы претендовать на то, чтобы выступить категориями педагогики?
8. Иногда говорят: "Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна". В чем, по-вашему, смысл этой формулировки? Унижается или возвеличивается ею достоинство каждой из названных наук? Приведите конкретные примеры их взаимовлияния. Назовите и ранжируйте — по критерию продуктивности — связи педагогики с другими науками. Покажите их взаимное обогащение. 9. Чем вы можете объяснить традиционное представление: педагогика — наука о школе и для школы, о воспитании и обучении детей? Разве не нужно чему-то учить и переучивать, не требуется воспитывать и, к сожалению, перевоспитывать многих взрослых? Не является ли одной из ее главных задач стимулирование самовоспитания и детей, и взрослых? Можно ли себе представить сторону жизнедеятельности людей, где нет потребности в педагогике? 10. О ней созданы, создаются и будут создаваться стихи и проза, ею вдохновлены симфонии и песни, ей посвящены картины и скульптуры... Ее образцы, примеры — бесконечны и разнообразны, мы знаем о них, великих, драматичных, трагически прекрасных примерах человеческой любви. Но в жизни каждого из нас, кому дано любить и быть любимым, она разная, приходит и живет по-своему, счастливая или безответная, мимолетная или устойчивая на долгие годы, романтическая или будничная. И вечными загадками остается, почему пришла именно к нему (к ней), почему такая, а не иная, почему ушла? А у вас она была, есть? Такая, как вы ждали, или совсем-совсем другая, принесла счастье или разочарование? Как вы думаете, почему? Почему говорят: первая любовь (любовь с первого взгляда) редко бывает счастливой? Можно и нужно ли готовить к любви в семье, школе? Если да, то как? Если нет, — почему? 11. Говорят: все знают, как воспитывать чужих детей, но при этом затрудняются со своими... В этой шутке — только доля шутки. Есть в школе классы, трудные для одних учителей и вполне любимые другими. Но ведь есть учителя, к которым очень по-разному относятся те или другие ребята. Да и в жизни, происходящей за пределами учебного заведения — на производстве, в учреждении, в быту, — встречаются люди, которые хотят и умеют видеть и увидеть, слышать и услышать других, быть корректными в обращении и общении с ними, а есть воспринимающие только себя, а иных поправляющие, поучающие, причем назойливо, бестактно... Так что же такое педагогика? Наука, чьи положения не всем доступны? Сфера профессиональной деятельности (но мы все — люди разных специальностей, вовсе не учителя)? Вынужденный опыт (но он у всех, скажем, семей различен, к тому же интуитивен и зависит от обстоятельств)? Искусство (тогда не при чем ни наука, ни уроки опыта житейского и профессионального)? Может ли стать педагогом всякий человек? А вы себя таковым ощущаете? Осознаете? ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Зачем нужна научная педагогика, если есть проверенная веками педагогика народная? 2. Почему, чем и как взаимосвязаны основные категории и отрасли педагогики? 3. Кому и для чего нужно педагогическое исследование? 4. Почему каждый человек и всю жизнь является педагогом? 5. Каковы цель и средства педагогики рефлексии? Литература Аристер Н.И., Загузов Н.И. Процедура подготовки в защиты диссертаций. М., 1995. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. М.— Воронеж, 1996. Ч. 1. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. М., 1993. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М., 1994. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. Калининград. 1995. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.. 1990. Деряба С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление... М., 1991. Каптере» П.Ф. Педагогический процесс//Избр. пед. соч. М., 1982.* Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного воспитательного процесса. М., 1993. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб, 1993 (Гл. I — § 2, 4, 5 — о термине "развитие"). Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление. М., 1989. Кононко ЕЛ. Чтобы личность состоялась // Звездный путь. М., 1993.* Корчак Я. Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых // Пед. наследие. М., 1991. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995. (Гл. УШ — Совесть.) Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 7 т. 1960. Т. 5. Общие основы педагогики / Под ред. Ф.Ф. Королева, В.Е. Гмурмана. М., 1968. Разумный В.А. Драматизм бытия: истоки бесперспективности. М., 1991. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека. М., 1992.* Сухомлинскш В.А.Павлышская средняя школа //Избр. пед. соч.: В 5 т. Киев, 1980. Т. 4. Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996. Экман П. Почему дети лгут? М., 1993.** Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1995.** Тема 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: 1. Целостность процесса созидания, " выделывания" (Ф.М. Достоевский) человека. 2. Социализация, воспитание, саморазвитие человека. 3. Воспитание и самовоспитание: многообразие содержания и методов. 4. Воспитанность и социальность. 5. Совесть и общечеловеческие ценности. 6. Творческая индивидуальность. 7. Динамика педагогического процесса: анализ и самоанализ. 1. Педагогический процесс — явление сложное; как и всякий процесс, он представляет собой совокупность действий и последовательную смену состояний в ходе достижения определенного результата. Как процесс педагогический, он включает взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних. Педагогический процесс — последовательные изменения во всех его участниках: воспитанники продвигаются (в положительную или отрицательную сторону) в своей воспитанности и обученности, а педагог пополняет (или теряет) свою профессиональную компетентность; оба участника педагогического процесса диалектически связаны как его субъекты и объекты, оба, хотя и по-разному, развивают свою социальность. Педагогическая направленность — сущность процесса, определяемая сложной иерархией стоящих перед ним целей, достижение которых реально лишь при целостности. Это — требование и к процессу, и к его результатам. Целостность процесса предполагает достижение взаимодополнения и необходимого разнообразия средств достижения цели — развития 30 социальности воспитанников; их индивидуальной и совместной деятельности, их отношений и общения в учебном заведении, в семье, в социуме, в вербальных и реальных ситуациях. Непротиворечивость средств помогает сложному и длительному "выделыванию" человека.
Целостностью предполагается и разлитость влияния на духовность и эмоции, разум и волю, и комплексное развитие активности — познавательной и трудовой, физической и нравственной, эмоциональной, чтобы не допустить узкого функционализма, односторонности воздействий, избежать формализма. Тогда и воспитание оказывается обучающим (жизни среди людей, умению строить с ними отношения, оценивать себя и других), а обучение — воспитывающим (духовное начало, желание больше знать, ощущение прекрасного в языке слов и цифр). В свою очередь, целостность педагогического процесса приводит к целостности его результатов: к изменениям во внутреннем мире и поведении воспитанника, его убеждениях и поступках, его самоощущении и самореализации — его человекообразовании.
2. Педагогический процесс образования Человека представляет собой единство трех взаимообусловленных, но разных явлений: социализации, воспитания и саморазвития, которые, подобно вершинам, связаны в своеобразный педагогический треугольник и которые, в сущности, являются содержанием процесса формирования социальности человека. О воспитании и саморазвитии как педагогических категориях говорилось в прошлой лекции. Социализация современной наукой толкуется по-разному, но в принципе в ее содержании отчетливо просматриваются две тесно связанных, хотя и совершенно различных по природе и проявлениям стороны: во-первых, социализация обозначает весь поток внешних — природных, социальных, социально-психологических влияний на человека, его социализирующих, продвигающих его социальность. С этой точки зрения, естественный "социализатор" — вся наша жизнь. Однако явления жизни неоднозначны: среди них немало и явно отрицательных, таких, как глубокое социальное расслоение и растущая безработица, инфляция и мафия, и отрицательных, но привлекательных для части молодежи, например нарко- мания и преступность, крайности моды и матерщина. Есть и неоднозначные явления андерграунда. Воздействия среды могут осознаваться или не осознаваться, оставлять более или менее глубокий след, охватывать широкие или узкие сферы образа жизни и т.д., но они существуют. Невозможно учесть (предвидеть) всю их сложнейшую гамму, но педагогу нельзя и не знать наличия и характера тех влияний, что оказываются наиболее важными для того или иного человека, будь то учащийся, воспитанник военного училища, ученик мастера в цеху, ребенок в семье. Другая сторона социализации — внутренние процессы, происходящие в человеке: восприятие, освоение влияний среды, причем не пассивное, а активное, т.е. входящее в фонды сознания и чувств, ценностей и отношений, стиля поведения и общения. Они изменяются в ту или иную сторону под влиянием того, что личностью не только воспринимается, но и осваивается.
Однако эти изменения не фатальны, как не всесильны вызвавшие их влияния. Второй "вершиной" нашего воображаемого педагогического треугольника выступает воспитание. В отличие от социализации, которая (в обоих значениях) преимущественно стихийна, воспитание — чаще всего целенаправленно. Его обеспечивает вся система образования, производство, армия, общественность. Делается это профессионально или нет (что вовсе не всегда значит хуже), более или менее эффективно, влияет локально или широко. Бывает же, что благими намерениями педагога, воспитателя выстелена дорога в ад для их воспитанника. Бывают, и нередко, дурные родители, как и школы, трудные для ребят. Есть и другие сложности. Они связаны с достаточно частой противоречивостью не только между факторами социализации или между субъектами, технологиями воспитания, но и между влияниями социализации и воспитания: в жизни — одно, в школе — другое. Сегодня системе образования, лишенной привычных безусловных идеалов, образцов, примеров давнего и совсем недавнего прошлого, энергично критикуемого, ничем, в сущности, позитивным, утверждающим не замененных, к тому же в условиях резкого снижения уровня жизни, — системе этой приходится выдерживать весьма трудную конкуренцию с негативными факторами социализации, которая пока побеждает. Между школой, хорошей семьей (а они являются и факторами социализации детства и юношества) и детьми все увереннее оказываются цинизм, бездуховность, волнующий (как животное — кровь жертвы) зов беспредела и безнаказанности: детская преступность растет вдвое быстрее взрослой. Это, конечно, будет преодолено, но уже новым обществом, для которого дело социального воспроизводства поколе- ний станет действительно приоритетным, а потому воспрянет и школа.
Итак, позитивная связь между двумя "вершинами" разрушена, да и сами они весьма в непростом состоянии. Обратимся к третьей — саморазвитию. Оно тоже двусоставно. Во-первых, включает естественное психофизиологическое развитие организма. Такое развитие — сугубо, казалось бы, биологическое — определенным образом обусловлено социализацией (культура быта, питание, здоровье) и воспитанием (занятия спортом, закаливание, режим, личная гигиена). Мы ему содействуем или препятствуем. Во-вторых, саморазвитие — желание и реализуемое умение человека развивать себя, активность в самовоспитании, поиск оптимальных сфер самореализации и самоутверждения. Сферы эти определяются идеалами и мотивами человека, его духовными потребностями, которые формируются социализацией и воспитанием. Их противоречивость — одна из главных причин трудностей педагогического процесса, а значит, и человеческих драм саморазвития.
3. В то же время, если личность лишена "самостоянья" (А.С. Пушкин), не проявляет его в разносторонней активности, неизбежны потери в развитии социальности. Причина очевидна: воспитание не может быть эффективным без самовоспитания, как последнее — без необходимых условий. Содержание воспитания — создание условий для развития у воспитанников духовных потребностей, положительных мотивов, желания и умения ответственно относиться к учению и труду, быть здоровыми и культурными, уметь ценить, беречь и создавать красоту, участвовать в делах на благо группы, коллектива, общества. Для этого в учебных заведениях создаются классы, группы, где учатся и дружат, общаются ребята одного возраста, различные объединения по интересам, где нормой становится самоуправление, взаимодействие между ребятами и педагогами. Среди методов — будь то убеждение примером (в том числе личным) или словом, будь то организация отношений и общения ребят — главным является создание ситуации, требующих личного решения. Содержание самовоспитания определяется "разностью потенциалов", т.е. сознательным движением человека от того, каким он себя осознает, к тому, каким хотел бы стать: больше знать или накачать мускулы, научиться играть в бейсбол или водить автомобиль, исправлять фигуру или приобщаться к фанатам, воспитать волю, а то и жестокость к людям... Да и мотивы могут быть разными: кто-то хочет исправить недостаток, кому-то важно привлечь ее (его) внимание, кто-то сознательно стремится еще больше закалить волю, преодолевая страх или неуверенность, кому-то надо доказать себе или другим, что он все может. Содержание работы над собой определяется идеалами и ценностями человека, потому она и может быть связана со стремлением одних самоутвердиться на пользу себе и людям, а других — стать фашистами, "крутыми" "новыми русскими", примкнуть к мафии. Методы педагогического руководства самовоспитанием восходят прежде всего к организации рефлексии — во имя самооценки и, условно говоря, программы работы над собой. Важна индивидуальная поддержка воспитанника верой в успех его стремления чего-то добиться от себя, корректная помощь в его адекватной самооценке, в осуществлении программы, а особенно — в констатации результатов предпринятых им усилий, которые, как правило, не могут остаться незамеченными окружающими.
В конечном итоге воспитание и саморазвитие тесно связаны в едином педагогическом процессе (им "мешают" лишь отрицательные факторы социализации); воспитанный человек высоко ставит планку самовоспитания и берет эту высоту в результате многих попыток, в то же время умение упорно работать над собой помогает осваивать то, что предлагает, для чего создает условия воспитатель. 4. Результат взаимодействия внешних условий и работы человека над собой — его воспитанность, т.е. единство слова и дела, реальное следование гуманным нормам общественного бытия, духовность образа жизни, адекватная оценка своих социальных функций и возможностей, умение отвечать за свои поступки, приемлемый для окружающих характер общения, склонность к самосовершенствованию. Воспитанность вместе с образованностью — уровнем общих и профессиональных знаний, активностью в их непрерывном пополнении, желанием и умением самообразования — составляют социальность человека. Именно вместе: среди воспитанных, природно деликатных людей нередко встречаются не имевшие возможности учиться; среди же образованных — не столь уж редки хамы... Социальность — один из конечных и активных продуктов педагогического процесса, становящихся непременным его участником, фоном, катализатором, побудителем, фактором динамики, однако без воспитанности и социальность может стать ущербной. 5. Всякая оценка отвечает некоторой шкале ценностей: по достатку, по престижу, по образованию... Выбор ценностей и путей следования им регулируется на уровне общества его менталитетом, на уровне коллективов, групп—приоритетными ориентациями, на уровне личности — ее совестью, т.е. индивидуально принимаемой и осуществляемой внутренней ответственностью за себя перед людьми и перед собой. Совесть — уникальный "механизм" связи человека и среды, "судья последней инстанции" в споре желаемого и должного, посредник в борении страстей. Впрочем, не всякой совести такое под силу. Не имеющая в основании гуманных, духовно-нравственных убеждений, подлинной культуры, неразвитая, заземленная, безответственная, — она бессильна: получается то, что называют "совесть молчит"
Однако негативный субъективизм совести того или иного человека может быть предотвращен и в определенной мере преодолен интериоризацией общечеловеческих ценностей, которой весьма содействует педагогический процесс, собственно, и сам на них основанный и в идеологии, и в содержании, и в технологии. Так сопрягаются ценности сугубо индивидуальные — и признаваемые всеми и каждым: мир (в значениях не-война, сообщество людей, мир животных, мир искусств), земля (общий дом людей, где каждый должен быть озабочен экологией для всех), отечество (природа, язык, люди страны и края, где человек родился и вырос), семья (очаг родственности), труд (проявление непосредственной активности во имя удовлетворения различных потребностей), культура (все, созданное разумом и руками человека за время его существования), знания (сведения о жизни). Бог (источник веры в то, что он создатель всего), свобода (возможность жить согласно своим убеждениям), счастье (момент гармонии, внутреннего и внешнего благополучия, добытого собственными усилиями); высшая ценность — Человек (по В.А. Караковскому). Педагогический процесс как одна из составляющих общего процесса образования Человека оказывается тем эффективнее, чем больше сущно-стно ориентирован на единство в человеке индивидуального и всеобщего. 6. У всех общечеловеческих ценностей, в какой бы неповторимой иерархии они ни существовали для каждого конкретного человека, есть общее качество: следование им не может быть созерцательно-декларативным, но требует активности, личностного утверждения в жизни. Высшая форма активности — творчество; высший идеал педагогики — творческая индивидуальность каждого ученика, воспитанника и каждого учителя, воспитателя; высшая цель педагогического процесса — содействовать ее самоутверждению, предлагая
для этого пространство и условия развития дарований и способностей. Значительны здесь возможности "учреждений дополнительного образования", ориентированных, в отличие от школы, прежде всего на развитие творчества детей, юношества в той области, которая им интересна.
Важно, чтобы творчество не оказалось уделом и привилегией отдельных школьников, студентов, молодых и немолодых рабочих, учителей или наставников, противопоставленных остальным, "обычным", чтобы каждому из этих "обычных" (а нормальный человек не может вовсе не быть одаренным) нашлась своя сфера — перспектива роста в изучении того или иного предмета, художественной или технической самодеятельности, в спорте, в общественной работе, чтобы такого рода лидерство обогащало и самого субъекта, и окружающих, чтобы достигнутые успехи не вели к зазнайству или самоуспокоенности, а подвигали к достижению новых рубежей, чтобы не пропустить дарование робкого, пока в себе неуверенного, не обмануться внешней яркостью остановившегося при первых успехах.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |