КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и динамика 2 страница
Каждый из нас — творческая индивидуальность, только одни или не ведают об этом, или не знают себя, другим не помогли раскрыться, а то и не дали. третьим предоставлялась возможность адекватной самореализации, но они ею по молодости или по глупости не воспользовались... Зато некоторым повезло: их потенциалу были созданы условия, и он раскрылся. Для нашего общего блага остро необходимо, чтобы так случалось в каждой семье, в каждом классе или каждой группе учебного заведения. Творческая индивидуальность — прежде всего личностная, потом общественная ценность, она требует содействовать ее развитию. 7. Педагогический процесс динамичен. С одной стороны, изменения, ради которых он осуществляется, — благо, свидетельство продвижений, с другой, — эти изменения практически никогда не соответствуют предполагавшимся: вмешиваются неожиданные по содержанию и воздействию внешние обстоятельства, происходят внутренние "подвижки" в коллективе, что-то случается с личностью воспитанника, не совсем последователен педагог. Нередко из-за этих или иных причин и само продвижение оборачивается вспять. При, казалось бы, сугубо положительных намерениях возникает отрицательная динамика. Дети, ситуации, конфликты обстоятельств социализации и воспитания настолько разнообразны, что ни один педагог не застрахован от необходимости корректировать свои планы, нередко непосредственно в ходе стремительно меняющихся ситуаций. Появление случайностей — закономерно; не ожидаемые педагогом их последствия — чаще всего вина и беда самого педагога, не обладающего достаточной информацией, чтобы предвидеть варианты по- следствий. Поэтому столь значим регулярный и разносторонний текущий и итоговый анализ педагогического процесса: систематические наблюдения, устные и письменные опросы самих воспитанников, их родителей, друзей, педагогические консилиумы, создание значимых ситуаций. Для педагога еще более важен самоанализ хода и результатов педагогического процесса: рефлексия его задач, вариантов, средств самонаблюдения, соотнесение ожидаемого и реального, систематическое ведение педагогического дневника. Многое дает привлечение коллектива воспитанников к анализу собственной динамики, к своеобразной самоаттестации. Адекватная и честная оценка состояния класса, группы, кружка, секции по обоюдозначимым критериям помогает наметить пути дальнейшего развития. Данные анализа и самоанализа — одно из главных оснований программирования и планирования педагогического процесса, его текущей корректировки, подведения промежуточных и этапных итогов, самооценки, определения задач на последующий этап. Таким образом вносится существенный вклад не только в повышение эффективности педагогического труда, но и в преодоление фрагментарности, разрозненности, формализма педагогической деятельности, в движении к ее упорядоченности, системности. "Каждый решает по-своему" 1. Воспитывать человека — это главным образом непосредственно воздействовать на него или прежде всего создавать благоприятные условия для его саморазвития? Может этот процесс направлять сам человек? Если да, то каким образом? Каковы, с вашей точки зрения, возможности и роль рефлексии в этом процессе, определении его задач, содержания, технологии? Что была бы жизнь человека без рефлексии? Какая беда больше — бесконечное "копание" в себе или полное отсутствие сомнений, самоанализа? Склонны ли вы к рефлексии? 2. Конфликт — столкновение мнений, точек зрения людей, а то и самих людей по конкретному поводу. Иногда мгновенен, иногда длителен; порой локален, порой расходится "кругами". Всегда имеет поводы и причины, но не всегда правого и виноватого. В социальные конфликты — международные, межнациональные, межконфессиональные, межгосударственные — всегда включены конфликты личностные, между людьми. Впрочем, межличностные конфликты весьма часты и сами по себе, хоть и драматизированы порой социальными... А разве реже конфликты с собой? Какие, по-вашему, сложнее для решения? Как вы считаете, возможно ли сосуществование людей без конфликтов между ними? Нужна ли бесконфликтность? Спор ищет правого или истину? Конфликт между поколениями — объективная неизбежность или результат нашей общей невоспитанности? Что чаще всего приводит к конфликту — разные точки зрения или обстоятельства? В вашей жизни было, конечно же, немало всяких конфликтов. Какими вы гордитесь (если допустимо такое слово)? Каких — стыдитесь? Что вы предпочитаете — уклониться от возможного столкновения с другими людьми, влезть в конфликт, довести его до "победного конца"? На что ориентируете своих детей? 3. Ребенок познается в игре. Как вы думаете, что такое игра, кто в ней больше "нуждается" — ребенок или взрослый? Почему? Что за игры, в которые играют взрослые люди? И что за взрослые люди, которые продолжают играть в игры? Какие? Почему? А вы играете? Явно или скрытно? Это вам помогает? Если да, то в чем? 4. Как вы думаете, когда и каким образом общечеловеческие ценности становятся конкретно человеческими, т.е. освоенными, присвоенными тем или иным человеком? Как общее конкретизируется в единичном — в мотивах или интересах, в чувствах или отношениях, в суждениях или действиях? В чем вы видите разницу между принципиальностью и ригоризмом? Всегда ли надо "не поступаться принципами"? 5. Природа страха — либо неизвестность, отсутствие знания о людях, ситуациях, последствиях, либо заведомо известная (обоснованно предполагаемая) опасность отрицательных последствий. Всегда ли он только подавляет и сдерживает? Можно ли его предупредить или преодолеть? Если нет, почему; если да, то как? Нужно ли пытаться вырабатывать в детях "абсолютное" бесстрашие? Что мучительнее для человека — страх перед людьми, обстоятельствами или перед собой? Чего вы боитесь, как существуете со своим страхом? 6. Вы, конечно, заметили, что в учебниках и других учебных книгах по педагогике, да и психологии очень редко говорится о совести. Между тем, она — главное основание реальных отношений человека и окружающего его социума, внутренний стержень взаимосвязи сознания, эмоций и воли, ничем не заменимый саморегулятор духовных потребностей и содержания, способов их удовлетворения. Так что же, она дана генетически, от Бога, или является регулятором и средством развития, духовного становления человека? Можно ли совесть сознательно воспитывать в других, выращивать в себе? Есть люди без совести? Когда вы последний раз слышали ее голос? Стыд — внутреннее звучание этого голоса? Можно ли апеллировать к чьей-то совести, пытаться, как говорил Л.Н. Толстой, "усовестить" врага? Как быть, если разные люди по-разному толкуют (а значит, и реализуют) совестливость, — кто же судья? И зачем человеку воспитание, если у него, человека, есть совесть? 7. Среди снова вошедших в научную моду слов — "рефлексия". О ней много и по-разному пишут и говорят специалисты разных областей человекознания, появилась даже "педагогика рефлексии", многими противопоставляемая идеям нормативного тоталитарного внешнего воздействия на личность. Как вы считаете: не переоценивают ли одни — внутреннюю самооценку, самоанализ, самонастроение человека, а другие — значимость целенаправленных на него влияний, одни — самостоятельность и свободу саморазвития, другие — жесткие и единые требования подчинения и ответственности? Может быть, есть третьи, четвертые?.. И все же: если рефлексия — труд души, участвующей во всей жизни человека, его мыслях и чувствах, то и основанная на рефлексии образовательно-воспитательная система есть совершенное проявление гуманизма? Представьте свою жизнь: часто ли вы предаетесь размышлениям, "себя на строгий суд призвав"? Плодотворны ли они? Можно ли научиться или научить рефлексии? А можно ли жить вовсе без нее? 8. Арсеньев — герой И.А. Бунина вспоминает: "Детство стало понемногу связывать меня с жизнью" (Собр. соч.: В 4 т. 1988. Т. 3. С. 268). Как понимать эти слова — понимание, прозрение, взросление? Разве детство не жизнь, причем с достаточно сложным и насыщенным внутренним миром? Чему слова эти учат нас, хотя и писаны много десятилетий назад о совсем другой жизни, о другом детстве? Чего здесь больше — личных ощущений, памяти или, как говорится, объективной закономерности? А как это было с вами? Как происходит с вашими детьми — так, как было у вас, или так, как вам хотелось бы? 9. Умный и мудрый... Каково, по-вашему, содержание и соотношение этих понятий? В чем их сущность? В чем общее и особенное? Может ли быть ребенок мудрым? Нужно ли это ему и окружающим? Почему слово "мудрый" чаще всего ассоциируется у нас с человеком, убеленным сединой, много повидавшим и испытавшим? Откуда некоторая ирония, вроде щедринского "премудрого пескаря" или осуждающего "намудрил", "перемудрил"? Всегда ли однозначна связь образованности и мудрости? Откуда выражение "книжная премудрость"? Какой вывод для себя вы делаете, ответив на предыдущие вопросы? Как вы думаете: что такое мудрость в науке, в быту, в учении? 10. Почему слова "идеал", "идеальный", имеющие, казалось бы, сугубо положительное значение, нередко употребляются и в ироническом смысле — "идеальная семейная пара", почему даже в ночь перед дуэлью, сочиняя свои последние стихи, "на модном слове "идеал" тихонько Ленский задремал"? В чем практический смысл идеала, если он все равно недостижим? Ведь раз он существует и в категориях науки, и в бытовом сознании, — "значит, это кому-нибудь нужно"?! Можно ли воспитывать без идеалов и нужно ли так воспитывать — идет ли речь о народе или об отдельном человеке? Каковы сегодняшние идеалы молодежи? Какими вы хотели бы видеть идеалы вашего ребенка? А, может быть, ему легче (и вам с ним) без идеала? 11. Дисциплина — результат или средство воспитания? Безусловное и безропотное подчинение власти, закону, традиции — или сознательное следование им? Следствие внешнего влияния, требований — или внутренней самодисциплины? Что бы вы предпочли со стороны собственных детей: не допускающую возражений исполнительность, или настаивание на своем праве или решении, или попытку разобраться в вашем требовании, или иной вариант реакции на него? А со стороны подчиненных на работе? Говорят: "дисциплина труда". А существует ли "дисциплина семейной жизни", "духовная дисциплина личности", "дисциплина конкретной ситуации" и т.д.? Что вам больше по душе — добиваться дисциплины или быть дисциплинированным? 12. Часто говорим детям — и малым, и большим, — упрекая их: они, по нашему мнению, что-то не так сделали, не той моде следуют, не те ценности исповедуют... Не так, как мы в их годы, или как другие люди... Не будем вдаваться в содержание претензий, искать правых или виноватых. Речь о другом: в качестве положительных аргументов мы чаще всего апеллируем к собственному прошлому. Вот тут-то и возникает вопрос: а всякий ли пример — образец? Правомерно ли "звать назад": ведь времена и нравы меняются, и весьма стремительно... Как выдержать житейскую диалектику: с одной стороны, надо наставлять, с другой, — каждый должен прожить свою жизнь... Обязательно ли, если учиться, то "на старших глядя"? Пример — аргумент, пример — иллюстрация, пример — доказательство... Столь ли многогранен образец? Всякий ли образец вызывает желание ему следовать? Какой образец сильнее — положительный или отрицательный? А у вас был образец для подражания? И есть? 13. Помните у Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручаем"? В сущности, речь идет здесь о том, сколь тяжко бремя доброты! Вы посоветовали — и взяли на себя ответственность за... последствия решения, вами предложенного... Вы помогли кому-то в трудную для него минуту и чувствуете себя ответственным за его дальнейшую судьбу. Сделали кому-то хорошее — и он вам этого не простит... Значит ли это, что лучше не быть добрым — спокойнее жить, и совесть молчит. А что такое, по-вашему, доброта? В чем, так сказать, больше добра: в том, чтобы помочь куском хлеба, или в том, чтобы научить его добывать, зарабатывать? Когда добро превращается в зло? А зло может стать добром? С чем бы вы предпочли столкнуться — со злом или с равнодушием? Можно ли одним добром воспитать хорошего человека? 14. Долг — обязанность вернуть ранее полученное. Как категория нравственная он означает осознание, ощущение человеком, группой необходимости воздать тому и тем, кто или что для них сделал. Пока человек совсем маленький, он не ведает, что живет как бы в долг — перед родителями, семьей, обществом, выполняющими свой долг перед только что рожденными поколениями, они же отдадут свой "долг" нам, уже повзрослев... Нравственный долг перед детьми, внуками понятен и естествен для нас, взрослых. А дети? Неужели до поры они безответственны перед нами или все их обязанности в том, чтобы уступить старшим место в автобусе?.. Что же еще? Что "одалживают" детству государство и общество? Каким хотят видеть возвращенное? "Одалживают" что-либо дети нам? Если да, что именно? Чем чревата "хроническая задержка" с "выплатой" нравственного долга для тех и других? Нравственно ли обвинять детей в неблагодарности, упрекать — "вот в наше время"? Нравственно ли не видеть неблагодарнос- ти, под "долг" диктовать, как жить? Корректно ли сравнить то, что мы даем детству, с инвестициями? 15. Ситуация — "пересечение" человека и обстоятельств — своеобразная клеточка, единица педагогического процесса, хорошо знакомая не только учителю, но каждому человеку. Опишите некую ситуацию и проанализируйте по основным присущим ситуации признакам: а) неразрывности в ней прошлого (причин), настоящего (состояния) и, главное, будущего (перспективы); б) возможности множества решений-выходов; в) неотвратимости выбора решения; г) "провокации" ситуации следующей. В чем драматизм ситуации ее решения? Возможно ли буквальное повторение ситуации? 16. А. де Сент-Экзюпери: "роскошь человеческого общения". Оно — всегда благо? А если принудительно, вынуждено, навязчиво? Вы никогда не испытывали нужды в уединении, желания побыть одному? Очень важно помочь ребенку или взрослому общаться, жить среди людей. А разве не нужно помочь, особенно ребенку, подростку, юноше в общении с собой: стимулировать рефлексию, раздумья над собой, способность пробудить и услышать голос совести? Как, вы полагаете, это лучше сделать, чтобы не навязываться, не лезть в чужую душу? Верно ли недооценивать роскошь уединения? 17. Общеизвестна крылатая фраза А.П. Чехова: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Реальна ли эта мечта? Откуда здесь интонация императива (почему и кому должно?)? Какой была бы жизнь, если бы все люди стали прекрасными? Следует ли представлять ее детям как идеал? Да или нет — почему? Кстати, а почему Чехов начал с внешности? 18. Патриотизм и интернационализм... Один скомпрометирован лозунгами российских ультра- и лжепатриотов, второй — опытом выполнения такого рода "долга" в Афганистане ценой тысяч и тысяч жизней... Но идеи не виноваты в том, как их толкуют. Вы согласны, что остаются чистыми, святыми для каждого человека и любовь к своей Отчизне, своему народу, и признание независимости других народов, их истории и культуры, права на существование и сосуществование? Настоящий патриотизм, возможен ли он без интернационализма? А дружба между разными народами исключает патриотизм каждого из них? Какого человека и почему вы считаете патриотом? Себя — тоже? Как относитесь к другим народам? Как понимаете взаимодействие наших культур — искусств, языка, традиций? Можно ли (да и нужно ли) специально вырабатывать в детях патриотизм и интернационализм, или эти качества сами возникают в процессе естественной социализации? Если да, то как вырабатывать и как возникают? Вы воспитываете своих детей патриотами-интернационалистами? И есть результаты? В чем они проявляются? 19. Как-то довелось услышать шутливые слова: самое драгоценное свойство памяти — забывать. Конечно, полезна способность "селекции" всей той огромной информации, что ежесекундно выдают нам пять органов чувств, наше мышление. А ведь существует и память сердца, многое храним в душе... Всего воспринимаемого не запом- нишь, да и не надо!.. И все-таки самое драгоценное свойство памяти — сохранять происшедшее для последующего, обеспечивая преемственность поколений, традиции, самонакопление опыта — обществом и каждым человеком. Но если так, почему же извечна проблема отцов и детей? Память — важнейший фактор педагогического процесса. Детям надо запомнить правила и условия его применения (ведь и само правило — воплощение памяти), имена учителей и товарищей по классу, расположение кабинетов и рекреаций. Важно приобщать все новые и новые поколения к школьным традициям, помогая ребятам их совершенствовать. Как вы полагаете, в преемственности приоритетно следование уже сложившемуся или его творческое развитие? Какими были традиции вашей школы, вашего класса? Следование им доставляло радость или надоедало? Помните ли вы, когда был или будет вечер встречи с выпускниками? Хочется ли вам ходить на такие вечера? А на встречи с одноклассниками? Кого из учителей вы чаще вспоминаете — тех, кто все прощал и "либеральничал", или тех, кто был строг и требователен? Почему? Что из жизни школы хочется забыть? И удается? А есть ли у Вас семейная память? Вы знаете свою родословную? А ваши дети ее знают? Есть ли у вас семейные традиции, с чем они связаны? Если таковых нет, — почему? Стремитесь ли вы и сами повидать, и детям, друзьям показать памятники истории и культуры? Многое успели? ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Почему процесс созидания Человека требует целостности и в чем она состоит? 2. В чем сходство и различие социализации, воспитания и саморазвития человека? А социальности и воспитанности? 3. Может ли быть успешным воспитание без самовоспитания и самовоспитание без воспитания? 4. В чем высокое и будничное предназначение совести? 5. Как соотносятся духовность и интеллигентность? 6. Всякий ли человек является (может стать) творческой индивидуальностью? 7. По каким критериям можно анализировать ход и результаты педагогического процесса? Литература Бестужеа-Лада И.В. История твоих родителей. Разговор с молодым поколением. М., 1988.* Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия. М„ 1993. Т. 1. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. М., 1989. Гуманизация воспитания в современных условиях/Под ред.О.С. Газмана, И.А. Кос-тенчука. М., 1995.* Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб. 1994. (Гл. ХП — Приметы, посвящена воспитательному воздействию народных обычаев, примет, поверий, вообще фольклора). Живи и знай. Белая книга детства и образования в России. М., 1995. Кант И. О педагогике //Трактаты и письма. М., 1980. Каптерев П.Ф. Педагогика — наука или искусство? // Избр. пед. соч. М., 1982. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М., 1994.* Мудрик А.В. Социализация //Магистр. 1993. № 3. Новые ценности образования: В 2 кн. М., 1995. Кн. 1. Поляков С Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. 2-е изд. Екатеринбург, 1995.* Соловейчик СЛ. Педагогика для всех. М., 1989. Федорова О. Русская школа и ее принципы //Мир образования. 1995. № 10. Чапко Е.Е. Этнопедагогика сегодня // Магистр. 1995. № 3. Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). М., 1996. Тема 4. СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ:
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |