![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее и особенное 3 страница
Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX вв. / Сост. П.А. Лебедев. М„ 1990. С. 431. учиться? Что труднее для учителя, педагога, родителей — научить ребенка или помочь ему научиться? Что легче для вас? 10. Мы часто смешиваем эти понятия — оценка и отметка, употребляя их как синонимы. Между тем отметка — всего лишь выраженное в условных баллах, к тому же весьма расплывчатое внешнее выражение оценки той или иной работы в ходе учебного процесса. Все помнят школу: популярную "двойку" (бывший "неуд") и редчайшую "единицу", подлинно безразмерную "тройку"... А ведь именно от них совсем недавно зависел пресловутый "процент успеваемости по школе", официально утвержденный, но ни о чем не говорящий, подобно, по словам М.М. Ященко, "среднегодовой температуре больных одной палаты". Иное дело оценка, т.е. выраженное чаще всего словами (а то и взглядом, интонацией, жестом) отношение к качеству устной или письменной работы, иного выполненного задания, к проявленному при этом творчеству. Оценивают не только содержание, скажем, сочинения, но и отношение автора к этой работе, его самостоятельность, его индивидуальную динамику. Как это уложить в баллы? Да и отметка принадлежит двоим: учителю и ученику, и "двойка" иногда результат конфликта, а то и опоздания на урок или забытой дома тетради... Как, по-вашему, преодолеть эти противоречия? А что, если учить как в вальдорфской школе, т.е. без отметок? Вы учились "за отметку" или за знания? Что вас больше тревожит в дневнике сына (дочери): "двойка" за невыполненный урок или "тройки", "тройки", "тройки"? Почему? 11. Мир увлечений... Как редко, к сожалению, он совпадает с тем, чем занят человек профессионально! Как часто, к счастью, такое совпадение делает его успехи выдающимися! А если человек юн, если он еще учится, но у него уже есть нечто, что волнует, интересует, чем хочется заниматься бесконечно, невзирая на школу, на задачки или упражнения по русскому, которые надо сделать дома, — есть собака, которая "умнее всех людей на свете" (как сказал мой десятилетний сосед), или гитара, коллекция марок или календарей, есть технический или драматический кружок? Взрослые: "Хорошо, но чтобы не мешало школе!" Вам никогда не кажется наоборот: школа с ее всеобщей усредненностью, вынужденной безликостью большинства разных ребят — именно она мешает развитию индивидуального творчества детей? Между тем иной школьник переживает глубочайшую драму непонимания и остракизма со стороны ребят и даже некоторых учителей за то, что предмет его истовости, огня, а то и долгого погружения в себя и глубокой задумчивости — вне школьной программы. Каждый ребенок отмечен божьей искрой. Как вы думаете, почему вундеркинд редко сохраняет свою исключительность в зрелые годы? Что надо сделать, чтобы не погасить искру дарования, подобно сердцу Данко? С кого за это больше всего спросить? У вас был мир увлечений? Он сохранился? Если да, что помогло? Если нет, кто (что) помешал? Вы видите в своем ребенке искру божью? Он чем-то очень увлечен, стал хуже учиться? Как вы ему помогаете — поддерживаете? Пытаетесь погасить во имя грядущего аттестата? Какой же будет эта зрелость? ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Как реализуются общедидактические принципы в конкретной методике обучения истории (или физики, или иностранного языка и пр.)? 2. Чем отличается содержание образования в обычной средней или специальной школе? 3. Что общего и что особенного в различных методах обучения? 4. Попытайтесь сконструировать задачу или проблему по какому-либо предмету из изучаемых в средней школе. 5. Что трудней: хорошо учить или хорошо учиться? 6. Когда, почему и что важнее: знать или уметь узнать? 7. Что роднит императивное обучение и учение с увлечением? Литература Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование // Личностно- гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1984. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991. Вечернее обучение; вечерние школы // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1. Волович М.Б. Не мучить, а учить. О пользе педагогической психологии. М., 1992. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. Дидактика // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.* Лернер ИЯ. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. Оконь В. Введение в общую дидактику/Пер, с польск. М., 1990. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. Педагогический поиск. М., 1988. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.. 1983.** Федотов В.В. Рациональная организация умственного труда. М„ 1987. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1979. Центры образования взрослых. М., 1991.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |