Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее и особенное 3 страница




Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX вв. / Сост. П.А. Лебедев. М„ 1990. С. 431.

учиться? Что труднее для учителя, педагога, родителей — научить ре­бенка или помочь ему научиться? Что легче для вас?

10. Мы часто смешиваем эти понятия — оценка и отметка, упо­требляя их как синонимы. Между тем отметка — всего лишь выра­женное в условных баллах, к тому же весьма расплывчатое внешнее выражение оценки той или иной работы в ходе учебного процесса. Все помнят школу: популярную "двойку" (бывший "неуд") и редчай­шую "единицу", подлинно безразмерную "тройку"... А ведь именно от них совсем недавно зависел пресловутый "процент успеваемости по школе", официально утвержденный, но ни о чем не говорящий, по­добно, по словам М.М. Ященко, "среднегодовой температуре боль­ных одной палаты".

Иное дело оценка, т.е. выраженное чаще всего словами (а то и взглядом, интонацией, жестом) отношение к качеству устной или письменной работы, иного выполненного задания, к проявленному при этом творчеству. Оценивают не только содержание, скажем, со­чинения, но и отношение автора к этой работе, его самостоятель­ность, его индивидуальную динамику. Как это уложить в баллы? Да и отметка принадлежит двоим: учителю и ученику, и "двойка" иногда результат конфликта, а то и опоздания на урок или забытой дома тет­ради...

Как, по-вашему, преодолеть эти противоречия? А что, если учить как в вальдорфской школе, т.е. без отметок? Вы учились "за отмет­ку" или за знания?

Что вас больше тревожит в дневнике сына (дочери): "двойка" за не­выполненный урок или "тройки", "тройки", "тройки"? Почему?

11. Мир увлечений... Как редко, к сожалению, он совпадает с тем, чем занят человек профессионально! Как часто, к счастью, такое совпадение делает его успехи выдающимися! А если человек юн, если он еще учится, но у него уже есть нечто, что волнует, интересует, чем хочется заниматься бесконечно, невзирая на школу, на задачки или упражнения по русскому, которые надо сделать дома, — есть собака, которая "умнее всех людей на свете" (как сказал мой десятилетний со­сед), или гитара, коллекция марок или календарей, есть технический или драматический кружок? Взрослые: "Хорошо, но чтобы не меша­ло школе!" Вам никогда не кажется наоборот: школа с ее всеобщей усредненностью, вынужденной безликостью большинства разных ребят — именно она мешает развитию индивидуального творчест­ва детей? Между тем иной школьник переживает глубочайшую драму непонимания и остракизма со стороны ребят и даже некото­рых учителей за то, что предмет его истовости, огня, а то и долгого погружения в себя и глубокой задумчивости — вне школьной про­граммы.

Каждый ребенок отмечен божьей искрой. Как вы думаете, почему вундеркинд редко сохраняет свою исключительность в зрелые годы? Что надо сделать, чтобы не погасить искру дарования, подобно серд­цу Данко? С кого за это больше всего спросить?

У вас был мир увлечений? Он сохранился? Если да, что помогло? Если нет, кто (что) помешал?

Вы видите в своем ребенке искру божью? Он чем-то очень увле­чен, стал хуже учиться? Как вы ему помогаете — поддерживаете? Пы­таетесь погасить во имя грядущего аттестата? Какой же будет эта зре­лость?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Как реализуются общедидактические принципы в конкретной методике обучения истории (или физики, или иностранного языка и

пр.)?

2. Чем отличается содержание образования в обычной средней или

специальной школе?

3. Что общего и что особенного в различных методах обучения?

4. Попытайтесь сконструировать задачу или проблему по какому-либо предмету из изучаемых в средней школе.

5. Что трудней: хорошо учить или хорошо учиться?

6. Когда, почему и что важнее: знать или уметь узнать?

7. Что роднит императивное обучение и учение с увлечением?

Литература

Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование // Личностно- гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1984.

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.

Вечернее обучение; вечерние школы // Российская педагогическая энциклопедия.

М., 1993. Т. 1.

Волович М.Б. Не мучить, а учить. О пользе педагогической психологии. М., 1992.

Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.

Дидактика // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. 1.

Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.*

Лернер ИЯ. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

Оконь В. Введение в общую дидактику/Пер, с польск. М., 1990.

Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. М.,

1986.

Педагогический поиск. М., 1988.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.. 1983.**

Федотов В.В. Рациональная организация умственного труда. М„ 1987.

Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1979.

Центры образования взрослых. М., 1991.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.