КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее и особенное 1 страница
1. Системный подход в педагогической теории и практике. 2. Взаимодействие педагога и воспитанников. 3. Гуманизация системы воспитания: реалии и перспективы. 4. Система воспитания и воспитательные системы различных образовательных учреждений. 5. Ребенок и детское объединение: взаимовлияние. 6. Взрослые и дети: конфронтация и сотрудничество. 1. Системный подход как методология изучения и практики предполагает, что тот или иной объект рассматривается как система: целенаправленное множество различных элементов и их связей. Особенность такого подхода к теории заключается в том, что он предписывает анализировать не только целесообразность функций элементов, их специфику, но — и это главное — всю структуру взаимодействия элементов, способы их связей, то новое, что этим взаимодействием достигается при определенных условиях и без чего снижается эффективность движения к цели. Именно эффект взаимодействия имеется в виду, когда проектируется система, ее функции, структура элементов и их связи. Теория разрабатывает и критерии, показатели, методы анализа эффективности системы воспитания, педагогического управления ею. Наконец, наука позволяет определить общее и особенное на разных уровнях системы: общегосударственном, региональном, качественном (по типам образовательно-воспитательных учреждений); единичном (для каждого конкретного). При любом варианте, наряду со взаимодействием, системе должна быть присуща целостность — собственных структуры и влияния, сфер влияния, его действительная разносторонность и взаимодополнение. В этой же логике видится и опыт образовательно-воспитательных учреждений. Весьма продуктивен системный подход в практической педагогике, когда и педагог, и, в еще большей мере, его воспитанники включены в сложное многообразие учебных, воспитательных, организационных структур, официальных и оказывающих так называемые дополнительные услуги. Каждая из структур предоставляет свои возможности для самореализации ребят, порой даже вступая в "конкуренцию": один педагог отлично дает уроки, но не заботится об оформлении предметного кабинета, другой педагог много знает, но обладает плохим характером и не находит контактов с воспитанниками, одни из них хорошо учатся, но уклоняются от занятий спортом, другие плохо учатся, но с удовольствием работают в мастерских... Такая "конкуренция" в принципе преодолима, хотя это и не всегда полезно: она может помочь утвердиться положительной стороне, может разрешиться в гармонии ранее казавшегося взаимоисключающим. Может и усугубить ситуацию, спровоцировать конфликт и, что самое тревожное, "санкционировать" односторонность развития. Можно уповать на то, что ребятам помогут педагоги, другие авторитетные взрослые и товарищи, настоящие друзья. Иначе говоря, самые разные элементы системы воспитания, в которую включены педагог, воспитанники, но элементы, связи, реально и активно действующие, создавая самые разноплановые для самореализации конкретных людей условия.
2. Наличие развитой структуры, даже связей между ее элементами само по себе не гарантирует успеха, создавая для него лишь предпосылки. Система выступает педагогическим фактором, только когда как бы оживляется — наполняется людьми, со всем многообразием их характеров и темпераментов, потребностей и мотивов, притязаний и стилей реализации. Именно реальное взаимодействие педагогов и воспитанников — живая ткань, человеческая основа, цель и результат педагогической системы. Взаимодействие — одно из воплощений связей, отношений между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя один на другого, дополняя друг друга, вместе успешней эти задачи решают. Естественно, происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которые направлено взаимодействие. Вместе — значит не суммарно, но взаимопроникая, решая задачи и комплексные, общие, и "свои", функциональные. Взаимодействие может быть внутренним (взаимное понимание) или внешним (совместная работа, обмен понимающими взглядами, понятными жестами), но отнесено к некоему, условно говоря, "третьему" объекту, находящемуся вне взаимодействующих сил. Педагогическое взаимодействие своеобразно: его содержание и способы определяются задачами воспитания и обучения людей. Осознанно или неосознанно, целенаправленно или стихийно, закономерно или случайно оно работает (должно работать) на образование Че- ловека, развитие его социальности, придавая жизненные токи системе воспитания. В пределах этой системы переплетаются ряд взаимодействий: между педагогами, между воспитанниками, между педагогами и родителями воспитанников, между самими родителями, в целом между учебно-воспитательными учреждениями и их средой и т.д. Как и в любом другом учреждении, на предприятии, в организации существует влияющее на их сотрудников взаимодействие между коллегами, между рядовыми тружениками и аппаратом управления и проч. Взаимодействуют не только отдельные люди, но и группы, бригады, коллективы, как и их органы самоуправления. Существенна педагогическая функция таких явлений, скрепляющих, одухотворяющих систему, как общественное мнение, традиции, перспективы, стиль, ценностные ориентации, образ жизни класса, отряда, команды. Впрочем, каждый из этих факторов имеет своих конкретных выразителей, наиболее авторитетных и уважаемых. Любое из названных или подобных взаимодействий в системе воспитания сводится, в сущности, к общему: взаимодействию педагога (конкретного субъекта или лица, представляющего облеченный полномочиями орган) и воспитанников. С одной стороны, оно — нормальное, естественное состояние их сосуществования во времени и пространстве воспитания, объективная данность, духовная связь. С другой — сфера взаимных влияний, соударения ценностей и мнений, способов жизнедеятельности. В условиях, например, учебно-воспитательного учреждения, прежде всего школы, общая цель взаимодействия педагогов и учащихся, задающая смысл их существованию, — образование Человека, и взрослого, и ребенка на том или ином отрезке жизни, в том или ином отношении, с той или иной степенью осознания этой цели. Для взрослого цель конкретизируется в совершенствовании своего человеческого и профессионального опыта, поскольку этот процесс беспределен, а его прекращение означало бы духовную смерть личности. Для ребенка актуальной целью является интенсивное обогащение социальности. Ни для одного из них человекооб-разование не может быть плодотворным без участия другого. За взрослым — жизненный, в том числе профессиональный опыт, требующий выхода, и потребности во взрослом со стороны воспитанников; за ребенком — сама эта потребность педагога, ситуация возможности ее удовлетворить и бездна этих возможностей. Первый — помогает учиться, работать над собой, второй — учится, развивает себя. В то же время происходит и прямое влияние воспитанников на учителя. Их состав, характер и поведение лидеров, традиции данного коллектива, в целом "совокупность индивидуальностей" влияют так же, как и тональность отношений между ними. Ученики — постоянные "участники" опыта педагога: от их настроения зависят методы его работы, их любознательность стимулирует его самообразование, все чаще они выступают носителями ранее не известной учителю информации, почерпнутой в походах, кружках, экспедициях, поездках с родителями по стране или зарубежью, а то и в свободном общении с 45 приятелями — идет ли речь об исторических памятниках, о современной музыке или о компьютерных программах. При любых его вариантах взаимодействие педагога и воспитанника достижимо только при условии обоюдного доверия, желания и умения верить друг другу и друг в друга. Это — самый надежный "социальный клей" (А.С. Макаренко) любой системы, если она действительно стремится быть человечной. 3. Гуманизация системы воспитания ни в коем случае не дань популярной теперь терминологии. Если это система воспитания, значит она сама по себе уже гуманистична?! Во-первых, не всякая такая система гуманистична: были и гитлерюгенд (только ли был?), и секта "Аумсенрикё", есть свой кодекс установок и норм в преступном мире. Значит, следует, говоря о системе, иметь исходным принципиальнейшее уточнение — воспитание кого (патриота, фашиста, фанатика). В нашем случае, естественно, участие в образовании Человека. Во-вторых, никакая воспитательная система не может быть идеальной по качеству. Поэтому важно теоретически обосновать и осуществить процесс гуманизации (усиление меры, степени гуманности) системы: определить его задачи, осуществить содержание, способы и получить ожидаемый результат. Гуманизация системы воспитания предполагает решение, по крайней мере, двух задач: а) совершенствование структуры системы, иерархии подструктур, внутренних и внешних связей во имя удовлетворения и развития физических и духовных потребностей ребенка, отвечающих целям образования Человека; б) ориентация всех компонентов системы на развитие социальности человека, человечности в действиях, отношениях и общении. В процессе решения задач человекообразования сама воспитательная система динамична, обладая способностью саморазвития, самоорганизации: результаты ее функционирования открывают возможность постановки и решения новых задач, рождая новые формы отношений. Рост социальности тех, кто охвачен этой системой, будь то объединения или отдельные люди, взрослые или дети, постепенное обогащение их образа жизни, их творческого потенциала делает их взаимодействие более насыщенным, позволяющим формироваться и всем, и, главное, каждому. По мере развития системы необходимы и структурные изменения, работающие на динамическое разнообразие связей групп и коллективов. Заданная на каждый момент, этап ее развития структура уже на следующем этапе может провоцировать консерватизм и, что самое пагубное, формализм, разлагающий и самоуправление, и души людей. Сохраняя основные черты и признаки воспитательной системы, каждая данная система должна быть динамичной, всегда имеющей, с одной стороны, "базу роста", резерв изменений, зону совершенствования, с другой — готовность и способность отказаться от того, что привычно, или существенно изменить то, что сложилось, но уже не соответствует изменившимся условиям. Без этого возникает угроза подмены: не система для человека, а человек для системы, что противоречит ее гуманизму. Реальности последних десятилетий показывают, что в годы господства школоцентризма и единообразия, когда воспитательные системы значительной части школ были скованы жесткими идеологическими или организационно-управленческими постулатами ("делай, как велят": единое планирование работы школы и классного руководителя, фестивали республик, одинаковые органы самоуправления, комсомольско-пионерские "акции" — во всех школах под жестким контролем вышестоящих), творчество проявлялось вопреки этим постулатам или в их неудобных рамках, но все равно проявлялось. Перестройка приоткрыла пути к широкому развитию инициативы и самостоятельности, которые не только допускаются, но и одобряются, а то и поощряются. Конечно, велики силы негативные, еще масса руководителей и других работников школ пытается следовать традициям недавнего прошлого. И это, конечно, не вина, а беда большинства из них. Что уж говорить о школьниках, ныне особо тяготеющих к свободе, жаждущих самостоятельности и не очень жалующих представителей старших поколений...
Главное — появились и возможность педагогического творчества, и интереснейший опыт, и теоретические обоснования современной системы воспитания, и, разумеется, новые условия ее становления и развития. Перспективы гуманизации системы, ее большей обращенности к человеку как главной цели и основному субъекту выглядят не только реальными, но и реализуемыми. 4. Одним из важнейших путей гуманизации системы воспитания является приведение ее в соответствие с особенностями того учебно-воспитательного учреждения, на базе которого она существует и развивается. Принципиальный подход здесь — единство многообразного. Единство, потому что всякая система воспитания должна отвечать общим признакам системности: целенаправленности, наличию внутренних и внешних связей разнообразных элементов, динамичности. Многообразное — реальность специфики жизни и условий каждого учреждения, основной задачей которого является формирование социальности подрастающих поколений. Такая реальность двояка: во-первых, содержание и структура системы должны соответствовать типу данного учреждения, его основным задачам и функциям. Так, в школе центр системы — целенаправленное взаимодействие в структуре классов и других детских объединений в едином учебно-воспитательном процессе, самоуправление, взаимодействие учащихся и учителей; в профтехшколе — взаимосвязь учебной и производственной деятельности, общеобразовательной и специальной подготовки молодых рабочих, училища и базового предприятия (учреждения); в среднем специальном учебном заведении (техникуме, училище, колледже) — те же задачи и взаимосвязи в системе, но для профессиональной подготовки младших командиров 47 производства, большая самостоятельность учащихся в учебной работе и внеурочной деятельности, в самоуправлении, в условиях практики; в высшем учебном заведении система воспитания ориентирована на сочетание, взаимосвязь самостоятельной работы студентов по освоению теоретического курса и профессии, самоорганизации жизнедеятельности факультетов и групп, научно-исследовательской работы; во внешкольном учреждении — сюда дети приходят исключительно по собственному желанию, из интереса к тому или иному делу — реально создание системы, в центре которой развитие индивидуальности каждого в процессе художественного и технического творчества и т.д. Кроме того, есть, разумеется, различия в воспитательных системах городских и сельских школ, специальных (профильных) школ, лицеев, при вечернем и заочном (дистантном) обучении, в конфессиональных школах. Во-вторых, система эффективна там и тогда, где и когда она отвечает своеобразию реальных условии жизнедеятельности того или иного учреждения: его материальным и кадровым возможностям, предметной и бытовой среде, составу и традициям педагогического и ученического коллективов, родительскому составу, внешним связям в социуме. Каждое учебно-воспитательное учреждение может и должно создавать свою воспитательную систему, которая, отвечая специфике данного учреждения, была бы действительно оригинальной разновидностью, своеобразным носителем объективных признаков всякой системы. Гуманистическая перспектива развития воспитательных систем как раз и связана с их гибкостью, вариативностью, разумной динамикой стихийного и упорядоченного в конкретных обстоятельствах среды и социума, без чего невозможно целенаправленное создание в вузе или школе образа жизни, благоприятного для развития социальности, саморазвития каждого человека. 5. Целью, субъектом, объектом и результатом системы воспитания выступают люди — воспитанники и педагоги, детские и юношеские объединения. Они возникают на "пересечении" разных оснований. С одной стороны, это удовлетворение потребностей самих детей в одно- и разновозрастном общении — со сверстниками, старшими и младшими товарищами, со взрослыми, в общении разном: на уроке, в кружке или секции, в школе или вне ее, в приятельской компании или общей тусовке; здесь дети проявляют огромный талант и высокую эффективность самоорганизации — выдвижения ("задвижения") различных лидеров, выработки традиций, обычаев и стиля поведения. С другой — объединение детей, прежде всего формализованное, выступает для учителей одним из важнейших способов осуществления педагогического процесса, требующего объединения ребят в классы, группы, бригады, временные коллективы, общественные организации и т.д. Такова одна из объективных основ взаимодействия школьников и педагогов в единой системе воспитания. В свою очередь, без такого взаимодействия не только разрушается система воспитания, но невозможна и сколько-нибудь полноценная самореализация личности ребенка: друзья и товарищи — естественная и необхо- димая составляющая его образа жизни, решающий фактор развития его социальности. Исторический опыт свидетельствует, что неформальные объединения подростков, юношества, молодежи всегда существовали в сфере свободного общения ("стиляги", рокеры, фанаты), нередко как андерграунд, протестующий против тех или иных явлений действительности. Постепенно многие объединения стали обретать официальный статус, превращаясь в организации, союзы и т.д. Особо существенное место в истории детских или юношеских организаций занимают пионерия и комсомол. Бесценен накопленный ими воспитательный опыт, хотя — особенно в последние десятилетия — он был явно изуродован формализмом, задавлен идеологическими догмами и политиканством. Но главное в нем — идеалы добра и справедливости, вера в эти идеалы, посильное разнообразие дел и романтика, игра, соответствие возрастам, общественная направленность, желание и умение быть с товарищами, вести за собой — остается значимым, особенно в современных условиях, когда среди части молодежи господствует отрицание и ведет успешное наступление бездуховность. Не случайно растет количество детских и юношеских объединений положительной направленности, отражая стремление большинства к позитивному самоутверждению. Если взрослые, старшие не "достанут" их формализмом и политиканством, появится надежда, что сбудутся оптимистические ожидания и прогнозы. Перспективы развития детских, юношеских объединений, как и самих воспитательных систем, двояки. Прежде всего они связаны с осознанием обществом, педагогами некомпенсируемости этих объединений в жизни детства, в жизни каждого ребенка, который должен иметь актуальную сферу самореализации, "зону ближайшего развития" (Л.С. Выготский), испробовать себя в лидерстве и исполнительности, дисциплине и ответственности, т.е. взаимовлиянии человека и сообщества. Интенсивное утверждение не оставляет ни времени, ни сил на болтливое отрицание того, что делали или делают другие...
6. Не менее сложная и важная перспектива развития гуманистической системы воспитания — смягчение конфликтов, обеспечение преемственности поколении. Неизбежно расхождение отдельных представлений, вкусов, оценок, как и конфликты на этих весьма зыбких, но значимых для людей "почвах". Плохо, когда ни взрослым (из-за консерватизма), ни ребятам (из-за юношеского максимализма) не хватает терпимости, готовности что-то понять и в чем-то уступить. Чтобы конфликт не перерос в разрушающую систему конфронтацию, нужно сотрудничество — честное вложение всеми своего труда в общее дело, будь оно овладение знаниями, приобщение к профессии, будь оно урок (лекция) или турпоход, будь оно моделирование или создание спектакля в самодеятельной студии. Конечно, и здесь возможны, даже необходимы споры, несогласие, но они только скрепляют совместную творческую деятельность. Иного пути преемственности просто не существует. В общем деле взаимодействия знания и опыт старших оказываются востребованными юностью так же, как ее безоглядная энергия, жажда самостоятельности оказываются необходимыми старшим. Каждый должен прожить свою судьбу, пройти свой путь познания, только юности еще предстоит зрелость, а старости уже не суждена дорога вспять. Сотрудничество внутри поколения и между поколениями — реальность всякой успешной воспитательной системы. "Каждый решает по-своему" 1. Специалисты шутят: для обычных людей два плюс два — четыре, а для системников — четыре и... еще кое-что! Это выходящее за очевидные пределы здравого смысла "еще кое-что" — результат давно подмеченного человечеством и отслеженного учеными эффекта: сочетание, органическое единство, интеграция различных факторов способны рождать новое качество, недоступное ни одному из них, взятому отдельно! И, наоборот, разрушение единства, дефицит или жесткая противоречивость факторов делают практически нереальным достижение желаемого качества. В самом деле, можно ли рассчитывать на разностороннее развитие ребенка, если семья не сотрудничает со школой, если физическое воспитание не сочетается с умственным и нравственным, если телевидение исключает книгу, а правила общежития не закрепляются в практике родительского дома, приятельской компании, школьного быта? Одно обогащается и усиливается другим. Если развитие ребенка происходит только в семье (сегодня чаще всего малодетной), то может вырасти эгоист, если воспитывает только школа, то — образованный хам, если доминирует физическая сила — результатом будет тупой "качок", если только интеллект — "бледная немочь". Плохо человеку без сочетания необходимого! Как вы полагаете, что объединяет различные социальные факторы в систему? Она возникает "сама по себе" или создается обществом, государством? Человек в системе — объект ее влияний или субъект ее существования и развития? Системе — с ее целью, содержанием, структурой — не угрожает сковывать себя упорядоченностью, тормозить собственную динамику? В каких образовательно-воспитательных системах вам довелось жить, учиться, работать? А проявлять в них собственную активность? Вы видели ее результат — в себе, в других? В принципе для каждого человека такая система — абстракция, которую создают "сверху", "они", коим все "видней", — или конкретное пространство своей, индивидуальной жизнедеятельности? Человек для системы или система для человека? В какой воспитательной системе растут ваши сын (дочь)? Удается ли вам сочетание влияний семьи с иными факторами и системами, чтобы ребенок получал не только "идущее" от них, но и... "еще кое-что"? 2. Всемирная конвенция "О правах ребенка" (1989 г.) определяет детство возрастом от рождения человека до 18 лет. Согласны ли вы с такой периодизацией? Каковы черты детства в 16—17-летнем "ребенке"? Какие годы вы бы отвели детству? Почему? 3. Ваш сегодняшний маленький или будущий ребенок пойдет в школу уже в следующем, XXI веке. При наличии благоприятных обстоятельств вы: будете его учить и воспитывать сами или отдадите в школу? если сами, то прибегнете ли к экстернату? если в школу, то предпочтете — государственную (обычную, специальную, лицей, гимназию) или частную? будете учить до 9 класса (а далее профессионализация в ПТУ, колледже, техникуме) или дадите кончить 11 классов? Что это будет за школа? На чем основаны ваши намерения и ответы? 4. Говорят: трудные дети, трудные семьи. Им самим неблагополучно; трудно и с ними. А почему мы совсем не беспокоимся о другом явлении, распространенном, быть может, не меньше: трудная... школа. Для ребенка. И речь идет не о трудностях в учении, в привыкании к режиму (вторая, а то и третья смены): одни — естественны, другие — объективны и пока непреодолимы. Мы говорим о психологическом дискомфорте, когда ребенку неуютно от открытости происходящего, от того, что его не понимают товарищи и учителя, не принимают его индивидуальности, когда учительница несправедлива ("она меня не любит", "она ко мне придирается") или сложна по характеру, когда ребята дразнят, когда "достает" расслоение на "богатых" и "бедных", когда в классе презирают тех, кто хочет хорошо учиться, когда честный ребенок не хочет участвовать в коллективном прогуле... Чем отличается круговая порука от общественного мнения? Приходилось ли вам переживать такие или подобные трудности в школьные, а то и в студенческие годы? Как вы их преодолевали самозащищаясь? Кто вам помогал, что помогало? Что труднее — оставаться собою вопреки агрессии окружающих или, поступившись принципами, подчиниться обстоятельствам? На что вы ориентируете своего ребенка, если ему трудны школа, класс, учитель? Удачно ли? 5. Демократизация школы... Одни не скрывают скептицизма, памятуя о недалеком прошлом, другие высказывают самые радужные надежды. Как вы понимаете эту демократизацию, как представляете суть процесса? Видите ли его, если да, то верите ли в успех? От чего или от кого он зависит? Что означает демократизация образовательной системы для народа, для самой школы, для семьи, наконец, главное — для детей? А что бы вы предложили для демократизации учебных заведений, если считаете таковую необходимой? 6. Школа... Она окружает нас всегда: школа семьи, где выросли, школа средняя или высшая, школа новой, созданной нами семьи, школа жизни... Говорят еще: научная школа, школа такого-то мастерства... Школа — всё, что учит, и всякая — разному и по-разному. Всегда ли не противореча одна другой? И нужно ли — без противоречий? Какие школы прошли (проходите) вы и как оцениваете их роль? Лучше учиться "понемногу, чему-нибудь и как-нибудь" или чему-то одному, но глубоко? Кто больше ответственен перед обществом, перед конкретной судьбой человека: школа — за учащегося или учащийся — за то, как и чему в ней научился? Чему учатся старики, уже прошедшие, кажется, все возможные школы? Что "слаще" — учиться или учить? В какой "школе" учите вы? Получается? 7. Известно, что демократия — в буквальном переводе "народовластие". Однако это — весьма глобальное определение, которое, сохраняя общее значение, конкретизируется применительно к тому или иному феномену — государственному или общественному, формализованному или традиционному, к учреждению или организации и т.д. Есть и такой социально-возрастной феномен — дети. Они — свидетели или жертвы демократии, ее творцы или носители? В чем своеобразие демократии в детской среде — в приятельской компании, в классе, на "тусовке"? Где и как учить ребят демократии? И надо ли? — Постепенно научатся сами — опытом самоорганизации, самоуправления? А в вашей семье — демократия? В чем это выражается? Идеальна ли она или ей чего-то все-таки недостает? Чего? Страдает ли ребенок от таких "пороков" демократии, как власть большинства, необходимость подчиняться этому большинству? Не замкнется ли он, боясь суда товарищей, не станет лицемером, лгуном? Освобождает ли демократия на работе, в учреждении, да и в семье от личных обязанностей, личной ответственности? 8. В Законе РФ "Об образовании" (ст. 1) говорится: "Российская Федерация провозглашает сферу образования приоритетной". Как вы это понимаете: что значит "провозглашает", что такое "сфера образования", что означает "приоритетной"? Как соотносятся декларации Закона и социальная практика? Повлияли ли положения Закона на какие-либо стороны вашей жизни? 9. В средние и высшие педагогические учебные заведения принимают одинаково — по конкурсу, по количеству баллов, полученных на экзаменах, — как в рыбный или политехнический, так в строительный или сверхмодный теперь экономический. Верно ли это? Может быть, в систему педагогического образования, готовящую учителей и воспитателей, нужно было бы принимать по-другому, отдавая приоритет вовсе не только или, во всяком случае, не прежде всего знанию грамматики или умению решать уравнения? Если да, то каков мог бы быть отбор и прием в педагогические училища и особенно вузы? Предложите и защитите свой вариант конкурса. 10. Сегодня многие обсуждают, что собой представляет региональный компонент содержания образования, озабочены тем, как этот компонент реализовать. Занятно: если с такой махиной, как единые основания образовательных стандартов, в принципе все ясно (они це- лесообразны для преемственности, но нуждаются в обосновании содержания), то с "мелочью" региональное™ ясности нет вовсе. А школьная практика — за нее! В Северном гуманитарном лицее (г. Магадан) ребята изучают геополитические особенности своего огромного региона, в столичных школах есть спецкурс "Москвоведение" и т.д. Изучение родного языка, родного края, его прошлого, настоящего и будущего, края, где большинству нынешних школьников предстоит жить, учиться, работать, заводить семью, все больше приходит на уроки во все классы. Каково, по-вашему, пространство региональное™ — город (село), район, область, край, более крупная единица? Не потеснит ли знакомство с ним главного — изучения основ наук? Вы ощущаете недостаток знаний о своем регионе? А потребность их пополнить? Приобщаете ли к ним своих детей? Если нет, почему? Если да, для чего и каким образом?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |