КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конспекты лекций 2 страницаКак вы толкуете названные составляющие культурности человека? В чем видите их сущность и взаимосвязь? Как оцениваете их уровень и представленность лично в вас? От кого, в первую очередь, зависит их развитие — от вас, от семьи вашей? От коллег по работе? От государства и общества? Работаете ли над собой, не ожидая их помощи и участия? Если нет, — почему: не верите в успех, не считаете нужным, не имеете возможности? Если да, — каким образом и с какими успехами? Помогает ли это в работе, в быту? Дает ли удовлетворение? 14. Чем глубже социальные стрессы, тем чаще вспоминают о свободном воспитании, о воспитании свободой, для свободы... Во-первых, чем вы это могли бы объяснить? Во-вторых, свобода чего, от чего и, главное, для чего? И можно ли ее воспитать в условиях "несвободы"? Если да, то как, по-вашему? А вы ощущаете себя свободным (свободной)? 15. Вера... Надежда... Любовь... Случайно ли эти нарицательные понятия стали именами собственными и только ли для православия? Очевидно, не случайно: они выражают едва ли не главную суть человеческого существования, а потому многократно истолкованы и в светской, и в религиозной литературе. Каждое из них имеет и педагогический смысл: обозначает не только общечеловеческие цели воспитания, но и гуманистические средства их достижения. Какой смысл вы вкладываете в эти понятия? В чем особенности их проявлений в последние годы? Испытали ли вы одно, другое, третье? Как вы понимаете известные слова "надежда умирает последней"? Во что верят, на что надеются, что любят ваши дети? 16. Добрый и злой... Духовно сильный и безвольный... Умный и глупый... Наверно, вы убедились, что в жизни не бывает безусловно добрых, волевых или умных, как неизменно злых, безвольных или глупых. В каждом человеке так же присутствуют все сложившиеся за тысячелетия человеческие качества, как и все элементы менделеевской таблицы, и так же редко, как последние, в чистом виде встречаются личностные свойства. Очевидно, любого человека отличает мера их развитости, а от чего, вы полагаете, зависит эта мера? От характера человека? От ситуации? От жизненного опыта? Подвижна ли мера? Есть ли соответствующий корень в слове "лицемерие"? Если да, то почему? Мера — это фатально или поддается внутренней и внешней корректировке? Вы осознаете динамику меры разных своих качеств? 17. Образованность — уровень образования человека, которое может быть начальным, основным, полным средним, высшим и самым высоким (кандидат, доктор наук) — общим или профессиональным. Но это — формально, по документам. На самом деле реально каждый, кто проходит, скажем, ту или иную школу, проходит ее по-разному, некоторые — просто мимо... Между тем, образованность не то, что человеку предлагали, давали, вдалбливали, пугая возможной "двойкой" или предстоящими экзаменами, а то, что он реально взял, используя предоставленные школой, вузом возможности. Образованность человека — результат его собственного учебного труда, ибо процесс познания — в классе ли, в вузовской аудитории или лаборатории — индивидуален, прямо зависит от одной из высших потребностей — в овладении знаниями и способами их обретения. Что, по-вашему, существенней, перспективней для человека — получить знания или научиться их находить и добывать? Во что вы больше верите — в образованность, полученную "от других", или в самообразование? Как соотносятся общекультурные знания (искусства, философии, религии) и профессиональные? Вам достаточно профессиональных знаний? Возможна ли избыточность знаний? Удовлетворены ли вы своей образованностью? Хочется ли и удается ли заниматься самообразованием? Видите (или нет) результаты? Если да, — в чем они? 18. Заспорили на студенческом семинаре: отличается ли ложь от вранья? Один был категоричен и по-своему прав: — Нет, не отличается: и то и другое — проявления неправды. Другой возразил: — Их одинаковость не больше, чем... ложь и вранье. Просто ты называешь общее значение этих слов — обман. Однако существует такая воистину прекрасная вещь, как детская фантазия, не знающая ни границ, ни корысти, когда воображаемое кажется реальным. Сродни ей — добрая мудрость сказок. Есть фантазия и ее следствие — фантастика, в том числе... научная. Есть ересь, великое отступничество от общепринятой правды, за которую люди шли на смертные муки. Известны великие романтики истории, увлекавшие за собой прекрасной мечтой... Ложь отличается тем, что она — жестко корыстное искажение истины, когда человек знает, как оно есть или было, но сознательно — из выгоды или боясь наказания — не следует правде. И правда, разве может быть одинаковой реакция родителей, учителя, столкнувшихся с тем, врет ребенок или лжет? Ложь за ложью, и вот уже лживость — черта характера, сопутствующая ненадежности, безответственности, вероломству. Отличаете ли вы вранье от лжи? Если да, — в чем это отличие? Свойственно ли вам фантазировать? Как вы поступаете, столкнувшись с явной ложью ребенка, взрослого, или родственника, или сослуживца? Оправдываете ли "ложь во спасение"? Что ведет к творчеству — правда или вымысел? "Тьмы горьких истин нам дороже нас возвышающий обман". "Правда — бог свободного человека. Ложь — религия рабов и хозяев". Разве барон Мюнхгаузен — это не великолепно? А он врет или лжет? Единожды солгав... 19. Говорят: "молодежная субкультура"... Частичка "суб" соответствует принижающему "под" (субпродукт употребляется, но гораздо менее ценен, чем продукт!), значит есть некая культура второго сорта, наиболее ценимая молодежью? Особое искусство, причуды моды? Свободные нравы? Презрение к классическому, "общепризнанному", социальная агрессия, сознательно утрированный эпатаж? Самоутверждение через отрицание? Ведь все молодежное и создается молодежью! А мы, старшие, не уподобляемся ей, когда решительно отвергаем новое, нам, как правило, малознакомое, непривычное, забыв себя юными, когда андеграунд был куда более опасен (и потому гораздо более привлекателен), нежели теперь, в условиях "разгула демократии"? Разве не всегда были молодежная мода, молодежное кино, молодежные организации? А естественные болезни роста, без которых невозможно явление иммунитета? Ведь даже роковой СПИД — результат дефицита последнего! Так может, юношеская субкультура не просто часть общей культуры, а один из возможных путей к ней? Причем, путь едва ли не обязательный! Пройдет время — и человек сам. без назойливых назиданий и навязывания стандартов, взглядов и вкусов, поймет, что нелепо противопоставлять постмодернизм (как когда-то модернизм) реализму, дискотеку — библиотеке, свободу нравов — добропорядочным чувствам и семье... Жаль только, что время уже пройдет, да и брак неизбе-
жен. Впрочем, когда в обществе воцарится порядок, и он, этот брак, будет минимальным. Но и тогда юношеская субкультура, слава Богу, сохранится. Как вы думаете, какой она будет? А знаете ли, какова она теперь? Пытались ли если не оправдать, не осуждать, то хотя бы объяснить и понять ее? Что принимаете и чего не принимаете в своих сверстниках, молодых сослуживцах, в своих детях? Отвечаете на их "агрессию" — агрессией, терпением, сочувствием? А может — поддержкой? И что получается? ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Почему и чем отличаются (в чем не отличаются) "соседние" поколения (ваше — и ваших родителей, ваших детей)? 2. Все — люди и все — разные. Для чего это многообразие конкретных проявлений всеобщего? 3. Гуманизм и индивидуализм — антиподы? 4. В чем противоречия процесса человекообразования? 5. Образ жизни... Что в нем задано объективно и что привнесено субъективно? 6. Каковы пределы и границы пространства и времени формирования социальности человека? Литература* Амосов Н.М. Природа человека. Киев, 1983*. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века. М., 1994*. Гессен СМ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. Дубинин Н.П. Что такое человек. М., 1983. Жизненный путь личности. Киев, 1987. Зинченко В.П. Аффект г интеллект в образовании. М., 1995*. Зинченко В.П., Моргунов Е.В. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. Изд. 2-е, уточн. и доп. М., 1994. (Главы: I — Психология в контексте культуры и цивилизации, где авторы предлагают свою аргументацию для разведения понятий "культура" и "цивилизация"; П — Культурные традиции российской психологии, где анализируются некоторые идеи Л.С Выготского, Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина, П.А. Флоренского, А.Н. Леонтьева; V — Разум и рассудок (посвящено анализу технократического мышления и проблемам и последствиям компьютеризации); VI — О гуманитаризации образования, науки и труда.) Как построить свое "Я" /Под ред. В.П. Зинченко. М., 1991. Монахов Н.А. Плоды подсознания. Очерки об инстинктах, формирующих человеческие конфликты. М., 1995. Национальные ценности образования: история и современность. М., 1996. Новые ценности образования: В 2 кн. М., 1995. Образование и ценности (историко-теоретический аспект) /Под ред. З.И. Равкина. М., 1995. Пинский ан.а. К новой парадигме в образовании. М., 1996. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. Опыт философии педагогики. М., 1996. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995. * Здесь и далее в списках литературы значком "*" отмечены издания, фрагментами представленные в разделе "Хрестоматия", значком "*•" — аннотации в этом же разделе. Рубакин Н.А. Что такое образованный, интеллигентный человек? // Избр.: В 2 т. 1975. Т. 2*. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1982*. Современная наука: познание человека. М., 1988. Солженицын А.С. Образованщина //Публицистика: В 3 т. Ярославль, 1995. Т. 1. С чего начинается личность. М., 1979 (рекомендуются статьи В.В. Давыдова и Э.В. Ильенкова). Социально-философские проблемы образования. М., 1992. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Соч.: В 2 т. 1974. Т. 1. Шадриков ВД. Философия образования и образовательные политики. М., 1993*. Щедровиций П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. Тема 2. ПЕДАГОГИКА: ЦЕЛЬ, СРЕДСТВА, РЕЗУЛЬТАТЫ ./. Бытовое и научное представление о педагогике. 2. Этнопеда-гогика. 3. Объект, предмет, основные категории и отрасли педагогики. 4. Педагогическое исследование. 5. Повседневная педагогическая практика людей всех возрастов. 6. Человек — объект и субъект педагогики. 7. Стимулирование активности человека через рефлексию. 1. Социальное воспроизводство поколений — процесс, восходящий к истокам существования человеческого общества. И оно, и каждая сначала полигамная, а затем и моногамная семья испытывали и реализовали естественную (и одну из первых социальных!) потребность готовить к жизни нарождающееся потомство, приобщая к взаимодействию с природой, с другими людьми. Удовлетворение такой потребности все больше становилось существенной стороной общественного бытия и семейного быта, частью культуры народов. Выделяясь в самостоятельную функцию, образование Человека приводило к созданию учебных заведений, а следовательно, к появлению профессионалов, специально занимающихся воспитанием и обучением детей; сохранялись, развивались и функции семьи. С возникновением государственности пришла необходимость в органах, определяющих социальный заказ — цели и характер образовательной и воспитательной политики и варианты ее осуществления.
Бытовые представления о том, как растить детей в семье, в школе, какими дети должны стать, эмпиричны и нередко консервативны. Складываясь в практическом опыте, они осуществляются весьма индивидуально. Одни семьи и учителя ориентируются прежде всего на жесткую строгость к детям, боясь их баловать доверием и лаской, они так или иначе видят данного ребенка, понимают дисциплину или ложь; другие, напротив, делают ставку на добро, любовь, понимание, сочувствие, полагая их эффективными средствами влияния на ребят. Одни родители уповают на собственный пример и не верят школе, другие, не веря школе, и о собственном примере не заботятся, третьи — слишком многое возлагают на школу, устраняясь от воспитания ребят, четвертые — просто безразличны к тому, как растут дети, пока что-то не случится, и тогда обвиняют всех, кроме себя...
Научные представления — всегда обобщения характерного, типичного, проверенного специальными исследованиями. Бытовое знание часто сопряжено с предрассудками, субъективизмом, ориентацией на известный образец или просто житейский пример. Научное — стремится быть объективным. Они могут оказаться противоречивыми в частностях, в конкретных ситуациях (практика всегда шире науки), но в принципе не должны противопоставляться друг другу, находясь в отношениях взаимодополнения, а не альтернативы, так как восходят к общим истокам и служат общему делу.
2. Важнейшим источником и бытовых, и научных представлений об образовании Человека является этнопедагогика — своеобразный свод правил и нормативов, стихийно сложившийся за долгие века в тех или иных геополитических и социально-экономических условиях, регионально своеобразных. Она тесно взаимосвязана с историей народов, их культурой, ценностями и идеалами, вбирая добытые веками представления о том, как сосуществовать поколениям, осуществлять преемственность между ними. Поэтому народная педагогика первична для каждого из нас: любая семья, даже не имея своего опыта, знает (или полагает, что знает), как выхаживать, растить, учить ребенка. В этнопедагогике живет как бы некая генетика социальности. Хотя и общеизвестно, что все считают себя специалистами в области воспитания чужих детей, но затрудняются с собственными... Впрочем, в этнопедагогике многих народов живучи и отрицательные традиции: мотивы собственной национальной и конфессиональной исключительности и недоверие к другим народам (и верованиям), практика кровной мести, восприимчивость к религиозным идеям покорности, унижение человеческого достоинства женщины и пр. Тем не менее, этнопедагогика в целом, будучи хранительницей народной мудрости, частью культуры народа, выражением его самосознания, бесценна для развития социальности человека в своих основных постулатах: исповедован™ трудолюбия, гостеприимства, любви к природе, взаимопомощи, уважения старших, миролюбия, заботы о детях — в том, что давно вошло в кодекс жизни любого цивилизо- ванного общества, став первоосновой педагогической науки и практики. 3. Термином педагогика обозначаются две области человеческой деятельности, направленной на социальное воспроизводство поколений и образование Человека: педагогическая наука и педагогическая практика.
Возможны разные точки зрения на объект и предмет педагогической науке, среди них и такая: объектом является сфера обучения и воспитания людей, а предметом — закономерности процессов, происходящих в этой сфере. Различные сферы человекообразования — в соответствии со своими объектом и предметом — изучают также и сопредельные с педагогикой антропология и аксиология, физиология и демография, социология и юриспруденция, общая и возрастная, социальная и педагогическая психология и другие науки и научные отрасли, занимающиеся проблемами становления социальности людей. Иначе существует педагогическая практика. Ее объектом выступает реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предметом — способы взаимодействия, обусловленные его целями и содержанием и обусловливающие его методы и формы. Здесь действуют механизмы управления и организации деятельности, отношений и общения людей, их самоорганизации в группах и коллективах, рефлексии и самовоспитания каждого человека.
Закономерности педагогической науки и педагогической практики взаимосвязаны, опираются одни на другие, поверяются опытом, но в принципе различны: первые связаны с изучением педагогических процессов, вторые — с их технологией. Те и другие действительно служат совершенствованию своего предмета, только когда предстают во взаимодополнения, т.е. в единстве идеи и ее осуществлении. В этом смысле, и правда, нет ничего практичней хорошей теории, как нет ничего научней хорошего опыта. Предметом педагогической науки определяются ее категории, т.е. присущие прежде всего данной отрасли знаний основные понятия, которыми она оперирует. Среди них — образование, воспитание, обучение, развитие, саморазвитие людей всех возрастов. Образование — созидание Человека; зафиксированное достижение уровня культуры, общих или профессиональных знаний, достигнутого в процессе обучения (начальное, среднее, высшее); деятельность, 21 направленная на такое достижение; система учебных, научных и методических органов и учреждений, его обеспечивающая (система образования).
Воспитание — целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности. Обучение — целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; учение — действия того, кто осуществляет обучение; удовлетворение учащимися своих познавательных потребностей в процессе обучения. Развитие — изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата. Саморазвитие — собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала, в реализации веры в возможности самовоспитания, — в процессе естественного физиологического. физического, психического, социального развития. Явления, обозначаемые категориями, своеобразны, однако тесно связаны в сложном, но едином процессе формирования социальности человека. "Выпадение", недостаточность любого из них разрушает эту целостность и снижает эффективность всего процесса.
Многообразие реальностей, изучаемых педагогической наукой, обусловило и сложность ее структуры. Отраслями се выступают общая педагогика, теория и методика воспитания, дидактика (теория и общая методика обучения), школоведение. Существует и более дробное или межотраслевое деление: социальная педагогика, семейная педагогика, спортивная, воинская, педагогика рефлексии, суггестивная (педагогика внушения). Важнейшая роль принадлежит истории педагогики, раскрывающей тенденции развития педагогических идей и систем, а также педагогике сравнительной, посвященной аналогу, зарубежной педагогической науки и практики. Педагогика существенно обогащается идеями, методами и данными других наук, в то же время обогащая эти науки своими материалами. Вместе они решают главные задачи любой науки: описание, объяснение и прогнозирование действительности. 4. Главное средство, с помощью которого педагогическая (как и любая другая) наука решает стоящие перед ней задачи, — исследова- ние. Оно представляет собой один из видов познавательной деятельности, смысл которой — выработка новых научных знаний. Процесс педагогического исследования должен быть объективным и доказательным, а потому базироваться на правильной методологической основе.
Методология ориентирует в подходе, в принципах и способах познания: представлении объекта и предмета исследования как динамических систем, социально-исторической детерминации явлений и процессов в логике их изучения, а также в соотношении количественных и качественных данных, объективных и субъективных признаков. Педагогическая теория, основываясь на философских подходах к научному познанию и учитывая особенности своего объекта и предмета, в качестве методологических принимает принципы единства социального и биологического, общего и особенного при изучении педагогических явлений, подход к ним с позиции внутреннего единства теоретического и практического, логического и исторического, основывается на концепциях целостности педагогического процесса, взаимодействия его составляющих, соотношения целей, средств и результатов становления социальности человека.
Подходы к исследованию реализуются не только в его замысле, идее, гипотезе, концепции, но и в выборе конкретных методов — взаимосвязанных приемов и операций изучения явлений. Различают методы теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование) и эмпирические (различного рода наблюдения, устные и письменные опросы, опытно-экспериментальная работа). Методы и их операциональные формы (методики) должны отвечать требованиям адекватности и сопоставимости данных. Получаемые с помощью различных методов данные обобщаются, описываются, представляются в виде текстов, таблиц, графиков, диаграмм. материалы которых позволяют подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы, обосновать выводы, содержащие новое знание, или зависимости, закономерности, возможности и условия их действительной реализации в науке, практике, или иное, ранее не известное видение традиционных фактов и процессов. Это главные результаты исследований. Наука — одна из областей человеческой деятельности; практика науки сложна, трудоемка, зато доставляет радость и познания, и преобразования педагогической действительности. 5. Педагогическая практика тоже имеет основополагающие (как наука — методологические) принципы. Среди них прежде всего гуманизм, приоритет духовности, единство образования и развития человека.
Гуманизм требует признать, что функция педагога принадлежит не только профессионалам, но всем людям, каждому человеку, независимо от его возраста или социального статуса. В повседневном общении каждый из нас неизменно оказывается и педагогом, влияющим на окружающих, на их образ жизни, мысли и чувства, и тем, кто испытывает влияние других людей, воспринимает — осмысливает и переживает их слова и поступки, отношение к самому себе. Очень важно понять, что формирование социальности присуще не только детям, но и взрослым (есть даже соответствующая и постоянно недооцениваемая отрасль педагогики — андрагогика). причем было бы негуманно не учитывать, что чем старше человек, тем труднее ему вписываться в меняющиеся менталитет и образ жизни окружающих, от которых он все более зависит. Очень важно и трудно помочь старикам оставаться нужными обществу, социуму, близким, а для этого необходимо преодолеть невостребованность опыта и мудрости самых опытных педагогов. Приоритет духовности вовсе не исключает физического развития и здоровья, конкретности знаний и навыков, высокого профессионализма. Духовное — это активная нравственная позиция, высокие потребности и адекватные способы их удовлетворения, это человеческое достоинство, интеллигентность, совестливость. Духовность — вершина социальности, стержень преемственности поколений, культура наследия: в отличие от любых других, духовные ценности нетленны. Неизменна и главная особенность их влияния на социальность: они находятся не над другими ее сторонами, в том числе сугубо житейскими, но вместе с ними, как бы внутри них. создавая — совместно — определенный характер образа жизни, "взаимной" педагогики отношений людей друг к другу, к окружающим.
Единство образования • развития человека — один из важнейших постулатов практической педагогики. В сущности, он требует взаимообусловленности цели — содержания — технологии педагогической 24 - деятельности, ее результатов, каковыми должны стать те или иные изменения в развитии и саморазвитии объектов. Больше того, эти изменения. часто совершенно непредвиденные, необходимо учитывать при корректировке дальнейших шагов в воспитании и обучении. 6. Педагогика — одна из самых гуманных сфер жизнедеятельности (рядом можно поставить, пожалуй, лишь медицину): она создана людьми и обращена к людям, к каждому человеку. Он главный объект педагогики, которая вносит едва ли не решающий вклад в процесс образования Человека, его социальности и образа жизни. Реальное развитие общества, социума, коллектива, безусловно важное само по себе, имеет своим конечным смыслом развитие каждого из входящих в него людей. Педагогический брак — беда общественная, но его действительной жертвой неизменно оказывается конкретный человек. Достижения педагогики всегда общественно значимы, прежде всего потому, что ими обусловлено более успешное воспитание и обучение множества конкретных людей. Именно здесь — основной, обобщенный критерий эффективности педагогической науки и практики.
Гуманность здесь обоюдная: люди создали и саму педагогику — как часть общественной культуры, как практику, теорию и учебный предмет при профессиональной подготовке. Человек — главный субъект педагогики, неизменно несущий и реализующий свои педагогические функции в отношениях к другим людям и самому себе. Что бы ни было написано в учебниках и других книгах, посвященных воспитанию и обучению, в художественной литературе (а она — сплошь — вроде пособия по воспитанию!), какие бы традиции народной педагогики ни существовали, — в тех или иных конкретных условиях "педагогическое рещение" принимает сам человек, осознанно или неосознанно проявляя свое отношение к другим людям, внося тем самым вклад в их жизненный опыт. И профессионал-педагог, опираясь на науку, реализуя технологию, воспитывает и обучает по-своему, вкладывая в дело свою человеческую сущность, проявляя свой стиль. В этом и его сила, и, к сожалению, иногда слабость...
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |