Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спор номиналистов и реалистов об универсалях




Учение Августина о душе и самопознании.

Августин Блаженный (354-430)- крупнейший представитель ранней христианской философии.

В своей философии Августин отождествлял Бога с бытием. Бог представал для него также как высшая суб­станция, высшая (нематериальная) форма, наивысшая красота. Бог создал мир из «ничего». Поддержание суще­ствования мира есть постоянное творение его Богом вновь.

В центре учения Августина находится идея о духовной активности личности, воля которой управляет как телесными, так и психическими процессами (ощущением, памятью, мышлением и др.); физиологический субстрат этих процессов (органы чувств и мозг) используется личностью в качестве орудия познания.

Согласно Августину, все истинное знание изначально заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из нее благодаря направленности воли на реализацию внутренних потенций субъекта. Обращаясь к себе, душа познает с предельной достоверностью как собственную деятельность, так и ее незримые продукты.

В соответствии с этим представлением складывалось понятие о внутреннем опыте как о непогрешимом способе познания, обладающем высшей достоверностью, отличном от опыта (чувственного и рационального) познания внешних объектов, культивировалась интровертивная установка — человек должен оставаться наедине с собой, чтобы устремиться к Всевышнему.

Эти положения Августина стали основополагающими для западных религиозных учений о душе.

Документом углубленного самоанализа служит автобиография Августина «Исповедь», в которой в духе христианской теологии показан драматизм жизненного пути личности.

 

Проблема универсилий – проблема общих понятий.

Одна из особенностей средневековой философии проявилась в споре между реалистами и номеналистами. Спор шел о природе универсалий, т.е. о природе общих понятий.

Реалисты (Ф.Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее сущесвует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах универсалий: «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность и «после вещей», т.е. в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения

Номиналисты (Росцелин) довели идею отрицания объективного существования общего до логического конца, считая, что универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении, т.е. они отрицали нетолько наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его существование «до вещи»

Как и следовало ожидать церковь приняла умерянный реализм Ф.Аквинского, а номинализм росцелина был осужден еще на Сауссонском соборе в 1092 г.

Выступая против красностей реализма и номинализма, П. Абеляр, в основном стоявший на почве номинализма, выработал примирительную оьъединяющую формулу концептуализма: универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи; однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирования, умственного обособления отдельных свойств вещей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.