КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рене Декарт и его аксиоматико-дедуктивный методФилософия нового времени. Ф. Бэкон и его индуктивный метод. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) родился в Лондоне в семье лорда-хранителя печати при королеве Елизавете. С 12 лет обучался в Кембриджском университете. Получив юридическое образование, он избрал в качестве жизненного поприща политическую карьеру. В 1618 г. он достиг должности лорда-канцлера, но через три года по ряду причин отошел от политической Деятельности. Ф. Бэкон углубился в научные занятия, которым и до этого посвящал много времена. Наиболее известное его сочинение — «Новый Органон» (1620). Ф. Бэкон, работая в этой области, поставил задачу найти путь, который вел бы ученого к истине. В отыскании истины, писал Бекон, примает участие и разум человека, и его чувства. Но исходым началом наших знаний выступают чувства. Знания доходят к нам опытным путём. Бэкон явился основоположником эмпирического метода познания. То есть на первом плане должны стоять опытные науки, наблюдение и эксперимент. Разум же, как полагал Бэкон, берет на себя обязанность перерабатывать эти данные и находить причинные связи явлений. Бэкон понимал, что успеху нового метода препятствуют определенные помехи в его применении. Он указывал, что метод требует освобождения человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, ложных представлений и т. п. Эти «предвзятые идеи» Ф. Бэкон называл «идолами», или «призраками». Он разделял их на четыре группы. 1. «Призраки рода» — они свойственны всем людям, поскольку люди к природе познаваемых вещей примешивают свою собственную природу (особенности интеллекта, жизненный опыт и пр.). 2. «Призраки пещеры» — заблуждения, связанные с индивидуальным воспитанием человека, слепое поклонение авторитетам. 3. «Призраки рынка» — ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях. Неверные стереотипы, проникая в сознание, нарушают логику мысли 4. «Призраки театра» — здесь речь идет об искажающем воздействии ложных теорий и учений. Бэкон полагал, что победа над «призраками» вполне достижима. Разработанное им учение должно было способствовать преодолению заблуждений на пути познания.
Рене Декарт (1596-1650) — Основоположник рационализма, видный французский философ и ученый-математик, основатель философии нового времени. В отличие от Бэкона, апеллировавшего к опыту и наблюдению, он обращался к разуму и самосознанию Путь к философской истине он стремился сделать «доказательным». Отправной точкой философствования для Декарта, как и для Бэкона, стала проблема достоверности знания. Признаки ее философ ищет в сфере самого знания. Декарт требовал положить в основу философского мышления принцип очевидности, гарантом которого стал бы «естественный свет разума». То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: • в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.); • зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.); • следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах; • сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит; • мыслить может реально существующий человек; • следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; • поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую". 3. Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования: • допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание; • сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи; • последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным; • строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования. Целями познания, по Декарту, являются: • расширение и углубление знаний человека об окружающем мире; • использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека; • изобретение новых технических средств; • усовершенствование природы человека.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |