Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дж. Бруно о бесконечности миров




Фома Аквинский

Выдающийся мыслитель позднего средневековья Фома аквинский (1225-1274) завершил здание католической теологии, систематизировал средневековую схоластику. Сын итальянского графа, Фома вопреки сопротивлению родст­венников стал доминиканским монахом.

Философия Фомы Аквинского есть грандиозная попытка приспособить идеи Аристотеля к учению церкви, а также систематизировать и обосновать христианскую догматику.

Фома разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», предметом второй — «истины откровения».

Фома стремился к синтезу веры и разума в форме гармонизации христианского Откровения и греческой философии (аристотелизма).

Фома Аквинский исходит из следующей посылки: «истины откровения выше истин разума».

Фома отвергает августиновско-неоплатоническое мистическое положение о непосредственном «озарении» человека божественным «светом», делавшее беспредметной постановку вопроса о гармонии веры и разума. Те истины, которые, хотя и даны откровением, но могут быть вместе с тем обоснованы разумом, как, например, бытие Бога, по его утверждению, не являются истинами веры в строгом смысле этого слова.

Фома обосновывает гармонию между верой и разумом, но не в смысле их равенства (ибо первенство отдается вере), а в том смысле, что и у веры, и у разума есть своя определенная область применения, за пределы которой они не должны выходить.

Вера не только открывает перед разумом новые горизонты, но и укрепляет познающий разум сверхъестественным светом. Разум же должен сверять свой ход с верой подобно тому, как часы сверяют с «эталоном времени».

 

Джордано Бруно (1548 - 1600 гг.) — итальянский философ и поэт, страст­ный борец против схоластики и католической церкви, материалист — пантеист.

Оформлению пантеистической натурфилософии Бруно, направленной против схоластичности аристотелизма, во многом способствовало знакомство Бруно с философией Николая Кузанского. Опираясь на эти источники, Бруно считал целью философии познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». «Природа, - писал Бруно, - либо есть сам Бог, либо божест­венная сила, открытая в самих вещах». Центральной категорией философии Бруно является Единое. Единое есть одушевленная материальная Вселенная. В этом смысле Единое есть бытие. В тоже время Единое есть причина бытия. Все существующее есть Единое, исходит из Единого, порождается Единым. Этот тезис развертывался так: природа, Вселенная сама себе причина.

Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, оказав­шую на него огромное влияние, Бруно высказал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной, об отсутствии центра Вселенной, о наличии множества внеземных цивилизаций, стоящих на разных уровнях раз­вития по сравнению с земной. Для нас представляет интерес сочинение Бруно “О бесконечности вселенной и мирах”, где часто цитируется Николай Кузанский, первым предложивший отказаться от идеи конечной вселенной и рассматривать каждую звезду как отдельный мир, населенный собственными жителями. В бесконечности, отождествляясь, слива­ются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т. п. Основ­ной единицей бытия является монада, в которой сливаются телесное и духов­ное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всем единичном - «все во всем».

Бруно отстаивал идею о безграничной мощи познавательных способно­стей человека. С помощью ощущений, разума и интуиции человек может проникнуть в любые тайны природы. Этика Бруно проникнута утверждением «героического энтузиазма», без­граничной любви к бесконечному, отличающей подлинных мыслителей, поэтов и героев, возвышающей человека над размеренной повседневностью и уподоб­ляющей его божеству. Жить надо во имя человечества. Жить надо честно, не страшась смерти.

20. Н. Макиавелли и его «Ггосударь»

Никколо Макиавелли (1469-1527) — историк, писа­тель, государственный деятель Флоренции. Он прославил­ся своим трактатом «Государь», написан­ным в 1513-1515 гг., но напечатанным через несколько лет после смерти автора. В своем сочинении Макиавелли требовал установления жесточайшей государственной вла­сти и установления в Италии (а речь шла о ней) полити­ческого единства.

Он пришел к убеждению, что идеалом государственной власти является монархия в форме пожизненной, неогра­ниченной диктатуры. Но стать монархом совсем не про­сто, никто и никогда не создаст для него «режим наиболь­шего благоприятствования». Поэтому монарх должен из многого выбрать главное! целью его является приход к власти, а затем ее удержание. Все остальное является лишь средством, включая мораль и религию.

Красной нитью проходит через названное сочинение мысль об изначальном зверином эгоизме людей, для укро­щения которого пригодны любые политические приемы в борьбе за власть: жестокость, вероломство, клятвопрес­тупление, убийство, любая бесцеремонность. «Говоря, что любовь плохо уживается со страхом, и уж если приходится выбирать, то надежнее выбрать страха Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману... И худо придется тому государю, который доверится их посулам...». «Государь должен остерегаться посягать на чужое доб­ро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества». «Из высших зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе». «Многие полагают, что мудрый государь и сам дол­жен, когда позволяют обстоятельства, искусно создавать себе врагов, чтобы, одержав над ними верх, явиться в еще большем величии».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.