КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция общественного договора Ж-Ж. Руссо
Жан-Жак Руссо родился в швейцарском городе Женеве в семье ремесленника-часовщика. Его мать умерла при рождении сына. В детстве Руссо много читал. Ему пришлось быть и бродячим музыкантом, и лакеем, и домашним учителем, и садовником. В 1741 г., по приезде в Париж, Руссо сблизился с Дидро, а затем и с другими энциклопедистами. В своих сочинениях Ж.-Ж. Руссо выступал как философ истории, моралист, педагог, психолог.. Главный вопрос,' который волновал его: как преодолеть вред, наносимый простому человеку социальной несправедливостью? Среди видов неравенства мыслитель различал физическое, политическое и имущественное. Все виды неравенства возмущали его. С этих позиций французский демократ гневно осуждал современную ему цивилизацию. Размышляя о жизни современного ему общества, Руссо обращает внимание на отчуждение (человека от результатов его деятельности), возникающее в ходе социальной и иной активности людей. Так, политика порождает разрыв между подлинной пользой и личными интересами правящих классов, что разъединяет, «отчуждает» друг от друга правителей и подданных. Культура несет фальшь, притворство, опустошенность личности. Стремясь преодолеть эти болезненные изъяны цивилизации, просветитель-демократ выдвигает тезис о первоначальном, естественном состоянии людей. Образ этого состояния достаточно наивен: это неопределенно далекое доисторическое прошлое, когда каждый человек был занят своими интересами к обходился без раздоров с соседями, поскольку плодов земли хватало на всех. Вполне естественно, что у них не было собственности, которая была бы закреплена правом. Идеологи Просвещения в своей борьбе с абсолютизмом опирались на «монолитную», как им казалось, идею прогресса. Но сам прогресс внутренне противоречив, подмечал Руссо. Причем не законы плохи, а люди своей совокупной деятельностью привели себя к несчастьям и страданиям. «Человек! Не ищи иного виновника зла; этот виновник — ты сам». Выдвинул концепцию общественного договора как образования государства: народ добровольно заключает договор с правителем, получая законы, но лишаясь при этом определенных свобод. «Общественный договор, - писал Руссо, — устанавливает между всеми гражданами такое равенство, что они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и должны все пользоваться одними и теми же правами». Люди договорились между собой, учредив государство для обеспечения общественной безопасности и охраны свободы граждан. Если представители власти нарушают договор, если они используют власть в своих корыстных интересах, то народ имеет право расторгнуть договор.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |