КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебник для вузов 36 страница
Да, они получат задание: каждому приготовить доклад на тему «"Особенный человек" Рахметов как воплощение идеала автора». Пройду по рядам, бегло просмотрю материалы (план, конспект, тезисы, подбор аргументов, цитат и пр.), выберу одного докладчика. Кого? Лучше не самого сильного: он может так исчерпывающе и убедительно изложить материал, что конференция по докладу не состоится. Значит, слабого, который схематично раскроет образ Рахметова? Это убьет урок. Надо выбрать такого докладчика, у которого добросовестно сделана работа, но, как правило, есть «белые пятна», спорные мысли, словом, все, что дает пищу и для познания, и для дискуссии в классе. Итак, доклад. А чтобы ребята были не пассивными слушателями, нужно предложить им но ходу доклада набросать его план и потом сравнить этот план со своим. Готовясь к дискуссии, ребята составят рецензии на доклад. Стоп! Рецензии... Представляю, как начнут «раскачиваться» ребята. Уйдет много времени. Нельзя! Значит, надо раздать каждому карточки с планом рецензии: 1) раскрыта ли тема? 2) достаточно ли доказательств? 3) последовательно ли расположен материал? 4) что вызывает возражения, что можно дополнить? 5) каков язык докладчика? 6) какую оценку заслужил докладчик? Так, хорошо. После доклада надо организовать дискуссию, а в заключение подвести итог урока, оценить работу учеников и предложить на дом сочинение «Уроки Рахметова».
Вопросы и задания 1. На что опирался педагог в отборе способов работы на уроке? 2. Выделите из текста формы работы на уроке в соответствии с логикой размышлений педагога. 3. Разбейте весь фрагмент на смысловые «единицы», отражающие мотивы выбора педагога. Оцените выбор, сделанный в каждом случае.
Задача по изменению отношения к учебе Задача 2 «Какой упрямый этот Толя Толкачев... Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать?» Как-то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре. — Хочешь, скажу по секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке? На следующий день Толя Толкачев, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил: — Скажите, а о чем вы будете завтра рассказывать?
Вопросы и задания 1. В чем секрет успеха Толи? Оцените средства достижения подобного успеха. 2. При каких условиях этот успех мальчика может быть закреплен? 3. Можно ли оценить действия учителя как антипедагогические?
Задачи по педагогической диагностике Задача 3. На выявление характера взаимоотношений среди ребят классного коллектива и их нравственной готовности к принятию справедливых и самостоятельных решений. Классу предложили помочь в подготовке первого этажа школы к школьному празднику. При этом было выделено четыре основных задания: 1) вымыть пол, 2) аккуратно расставить столы и стулья, 3) стереть пыль с мебели и полить цветы, 4) подготовить и привести в порядок материалы для выставки, разложив все отобранные экспонаты. Расставить мебель нетрудно, но это можно сделать только в последнюю очередь — после окончания уборки. Значит, тем, кто готовит выставку, придется задержаться дольше остальных. Вытереть пыль и полить цветы — самая непродолжительная и легкая работа, а отбор и систематизация материалов для выставки потребуют времени, кропотливости, внимания и вкуса. Разъяснив все моменты работы, воспитатель кладет на стол четыре листка бумаги (по количеству заданий) и просит класс разделиться на бригады и выбрать вид работы самим. Затем он отвлекается, делая вид, что занят своим делом, и наблюдает за ходом распределения участков работы и за делением на бригады.
Вопросы и задания 1. В чем ценность данного приема организации деятельности? 2. Какие аспекты воспитания решались в данной ситуации? 3. Каково место педагога в ситуации? Проанализируйте его позицию. 4. Для какого возраста подобная форма организации деятельности в коллективе будет более эффективна?
Задача 4. «Пропала ручка». Работая с первым классом, учительница заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Она поставила перед собой задачу — используя психологические особенности младшего школьного возраста, создать ситуацию, в которой воришка, соблазнившийся чужим, прямо или косвенно выдал бы себя. Младший школьник обычно наивен, непосредствен, доверяет словам и указаниям педагога, легко внушаем, а также склонен к самовыявлению сущности именно в совместных делах. Способ решения. Учительница раздала ученикам по спичке и попросила, чтобы они положили ее на одну ладонь и прикрыли другой ладонью. После этого уверенно и громко сказала, что очень скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую ручку. Для проверки она принялась подходить к каждому и просила показать его спичку. Подойдя к Коле, обнаружила, что его спичка сломана. — Почему у тебя спичка сломана? — спросила учительница. — Я ее поломал, чтобы она не росла, — ответил мальчик. Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи. Учительница объяснила малышу, что нельзя без разрешения брать чужое, так как это сразу будет обнаружено. С тех пор вещи в классе перестали пропадать.
Вопросы и задания 1. Выделите в тексте момент, раскрывающий психологический аспект решения педагогической задачи. 2. Как бы вы поступили на месте педагога в подобных обстоятельствах? Предложите свой вариант решения задачи.
Задача на выбор линии поведения или способа воспитательного воздействия Задача 5 В минувшую субботу — а стояла сентябрьская, на удивление располагающая к доброму настроению погода — меня остановил на улице мальчик и просто сказал: — Дядя, дайте, пожалуйста, 3 рубля... Я глянул на мальчика и понял, что мальчик сыт, ухожен, одет аккуратно, на лице — здоровый румянец. — Послушай, а зачем тебе деньги? — Мороженого захотелось...
Способы решения: 1. Я, признаться, не нашел ничего лучшего, как спросить: «Тебе не стыдно?» 2. Я взглянул на него выразительно и, ничего не сказав, пошел дальше.
Вопросы и задания 1. Какое решение кажется вам более верным? 2. Как бы вы отреагировали на подобные слова мальчика? 3. О чем говорит данная жизненная ситуация? 4. В чем вы видите причины возникновения таких ситуаций?
Задача на применение метода «пример» Задача 6 Отца у Саньки не было, он ушел из семьи два года назад. Мать работала сутками, чтобы прокормить троих детишек. Следить за мальчиком было некому. Он совсем отбился от рук, не слушал ни воспитателей, ни мать. Пожалуй, не было такого сада в поселке, в котором не побывал бы Санька. Впрочем, такой сад был — Матвея Петровича, его соседа. Парнишка боялся забраться в него, уж больно строг был хозяин, который сторожил свой сад с ружьем. Но однажды все-таки решил Санька залезть в этот сад и сразу же был пойман бдительным стариком. Такого с ним никогда не случалось. Санька сжался в комок и дал себе слово не кричать, если его даже будут бить. А то, что ему сейчас здорово влетит, — в этом он не сомневался. — Ну, здорово, богатырь, — услышал он голос Матвея Петровича. — Вот ты какой. Садись, гостем будешь. Легонько взяв Саньку за худенькое плечо, он усадил его за стол под яблоней. — Как яблоки-то? — ласково спросил Матвей Петрович мальчика. — Э-э, да ты, я вижу, и попробовать-то не успел. Ты с какой яблони сорвал, с этой? Эти яблоки очень вкусные. Давай угощайся, — потчевал он Саньку. — Сад-то я сам разводил, — скупо похвастался старик. — Нелегко было: зимы у нас больно холодные. Да ты ешь, тебе поправляться надо, ишь кости-то как выпирают из-под рубашки. Матвей Петрович задумчиво посмотрел на сжавшегося, притихшего паренька. — Ты вот что, — наклонился к нему Матвей Петрович, — захаживай ко мне, а? Сад у меня большой, дела нам с тобой обоим хватит. Я тебя всем премудростям научу, глядишь, впоследствии садоводом станешь. А дело это не простое. Яблоня, она все равно что человек, внимания требует. Ну как, придешь? Вот и хорошо, — обрадовался старик, хотя Санька не мог вымолвить ни одного слова. Он был поражен словами и отношением к себе Матвея Петровича. — А яблоки, — продолжал тот, — возьми с собой, мать и сестренок угостишь. Я тебе сейчас еще нарву. Матвей Петрович нарвал яблок, положил их в плетеную корзинку и отдал Саньке. — Корзинку завтра или в другой раз принесешь. Ну иди, — легонько потрепал грубой ладонью Санькины волосы и пошел за водой. А когда оглянулся, увидел... Санька, неисправимый озорник и хулиган, стоял и ясными, добрыми глазами смотрел ему вслед... Потом они стали друзьями, и Санька сильно к нему привязался, чувствуя заботу и понимание мудрого человека.
Вопросы и задания 1. Какие педагогические задачи решил в этой ситуации Матвей Петрович? 2. Как ему удалось превратить причину конфликта в повод для зарождения добрых отношений с трудным подростком? 3. При каких условиях метод наказания приносит результаты?
Задачи на выбор способа поведения Задача 7 Представьте себе, что к вам пришел товарищ, который живет далеко от вас. Пришел за книгой, которую вы ему обещали, но забыли вовремя приготовить. Ее надо долго искать. Как вы будете действовать и что предложите товарищу?
Задача 8 Вы пришли в театр. И вот в самый напряженный момент спектакля, когда все сосредоточенно следят за ходом развития действия, кто-то, сидящий неподалеку, начинает переговариваться со своим соседом, смеяться. А позади, чуть ли не за вашей спиной, кто-то угощается конфетами и шуршит бумагой. Что вы испытываете? Как вы поступите в такой ситуации?
Задачи на выбор стратегии жизни и образа поведения 3адача 9 Тимур сильно отставал по математике. За партой впереди него сидела Таня — круглая отличница по всем предметам. Внешне она не отличалась ни яркостью, ни привлекательностью. К тому же на фоне шумных и разговорчивых одноклассниц она казалась тихой и скромной. К концу года, перед выпуском, Тимур запаниковал. Он всеми силами искал способ сдать математику хорошо. Через некоторое время он принялся оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения цветы. Он стал часто подходить к ней на переменах, стараясь ее развлечь, рассказывал смешные истории. Никто не уделял Тане такого внимания, поэтому теперь ей казалось, что она Тимуру по-настоящему нравится. На выпускных экзаменах Тимур полностью переписал ее работу и получил по математике «отлично». Может ли существовать добро без зла? Почему так важна мотивировка поступка? Если бы об этом узнал учитель математики, что бы он сделал?
3адача 10 К вам сегодня днем подошел друг, с которым вы давно не виделись, и пригласил в театр. Вы охотно соглашаетесь, и друг очень рад, что вы проведете это время вместе. Затем вы звоните маме на работу, чтобы предупредить ее, но, прежде чем вы успеваете что-то сказать, она радостно говорит, что звонок очень кстати: она просит посидеть дома вечером с младшим братом. Ей необходимо встретиться с одним из коллег и пойти после работы на совещание; это для нее очень важно, так как могут открыться новые перспективы в работе и в материальном положении семьи.
Решения 1. Если вы думаете только о том, чтобы не расстроить свою маму, то скажете своему другу, что не сможете пойти — совесть замучает. Вы останетесь дома, чтобы присматривать за братом, но неохотно, так как сделаете это только из боязни разочаровать или рассердить маму. И самое неприятное — то, что друг наверняка обидится, и не потому, что вы не смогли пойти, а из-за вашей нечувствительности и отсутствия понимания. 2. Если для вас важнее реакция друга, то ваше решение будет зависеть от его мнения. Мать очень расстроится не потому, что она не пойдет на встречу, а из-за вашей неискренности и пренебрежения семейными интересами и ее просьбой. 3. Если вас в основном интересует материальная сторона проблемы, то главным будут деньги — чтобы мама заработала побольше и купила вам больше вещей. А мама при этом будет гордиться вами и благодарить за помощь. Но заслуживаете ли вы ее благодарности? Прав ли будет ваш друг, если усомнится в вашей честности и искренности? 4. Если вы эгоцентричны, то вас будет интересовать лишь максимальная выгода. Что лучше — сходить развлечься или заработать несколько лишних очков у матери, чтобы в следующий раз она разрешила вам съездить к приятелю, живущему за городом? 5. Если вы здравомыслящий человек и понимаете важность сбалансированного подхода к любой ситуации, то постараетесь оставить в стороне эмоциональную сторону вопроса и взвесить все «за» и «против». Вы рассмотрите ситуацию и свои действия с учетом потребностей матери, финансовых интересов семьи, интересов друга, других обстоятельств. Затем вы учтете возможные результаты и последствия альтернативных решений.
Задание Выберите наиболее приемлемое для вас решение или предложите свой вариант.
Задачи на выбор стиля поведения под «давлением среды» Задача 11 Идет обсуждение рассказа, который вы только что прочитали все вместе. Большинство однокурсников придерживается сходной точки зрения. И только Андрей, зануда, как всегда, не согласен. Он отчаянно доказывает свое мнение, которое у него всегда особое. Он ведет себя как настоящий всезнайка, и всех это обычно злит. Однако в этот раз ваша точка зрения совпадает с тем, что рассказал Андрей. После того как он высказывается, педагог обращается к вам. Вы согласны с Андреем, но знаете, что группа попросту поднимет вас на смех, если решит, что вы с ним заодно. Как вы поступите?
Решения А (отсутствие сопротивления среде). Ни в коем случае не скажете то, что думаете. Вы выскажете мнение, сходное с тем, что высказала почти вся группа. Вы никому не признаетесь, что думаете на самом деле. Б (возможный компромисс). Вы не будете лгать, но постараетесь найти уклончивый ответ: не скажете, что согласны со всеми, но и не скажете, что думаете на самом деле, потому что не хотите терять уважение однокурсников. В (не подвержены влиянию среды). Вы говорите то, что думаете. Вы не пытаетесь опровергнуть мнение всех, но четко высказываете свою позицию, несмотря на то, что она совпадает с позицией Андрея.
Задание Выберите вариант решения или предложите свой.
Задача 12 В вашей группе есть очень несимпатичный мальчик, Василий. Он действует всем на нервы. Он занят только собой, все время болтая о своих успехах, о папиной заграничной машине и о том, сколько ему привозят подарков. Постоянно на кого-то жалуется или к кому-то придирается. Как-то раз вы останавливаетесь поболтать с группой приятелей или приятельниц. Всплывает имя Василия, и они начинают отпускать злые шутки на его счет. Все смеются. Вам делается не по себе, ведь вы знаете, что одна из причин, по которой Василий так себя ведет, — у него нет друзей, и все к нему относятся недоброжелательно. Шутки вам не нравятся, и вам действительно неприятно, что все над ним смеются, хотя он и не ваш друг. Как вы думаете, что вы станете делать в такого рода обстоятельствах? Выберите вариант возможных действий или предложите свой.
Решения А. Смеетесь вместе с другими. Вам от этого не по себе, но вы не хотите, чтобы другие подумали, будто вы его поддерживаете. Б. Не смеетесь над шутками, хотя и не высказываете своего отношения к ним. В. Не смеетесь и говорите другим, что вам не нравится, как они говорят о Василии за глаза.
Задача на выбор варианта ответа 3адача 13 — Мам, дай, пожалуйста, деньги на дискотеку!
Варианты ответов 1. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь. 2. Ты знаешь, где у нас деньги лежат. Возьми побольше, может быть, захочешь там что-то купить или кого-то угостить. 3. Нет у меня, надоел ты мне со своими просьбами, когда сам будешь зарабатывать? 4. Ты вчера у меня полтинник взял? Нет? А кто же? Ну-ка, покажи карманы! 5. Мы в ваши годы по дискотекам не ходили, а учились и трудились, а вы...
Вопросы и задания 1. Проанализируйте все варианты ответов с точки зрения их педагогического влияния на дочь или сына. Какую позицию демонстрирует каждый ответ? 2. Какому ответу вы отдаете предпочтение? Почему? 3. Что необходимо учитывать родителям в подобных ситуациях?
Задачи на переориентацию Задача 14 Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акации, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях. Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению, учительница похвалила Колю: — Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки. Эта похвала застала Колю врасплох... Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его: — Коля, бросай мне... Коля, бросай прямо в шапку... Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревноваться.
Вопросы и задания 1. Оцените педагогическую значимость реплик учителя и то, как умело он переключил активность Коли в нужное, полезное русло. 2. Когда слово учителя производит воспитательный эффект? 3. О чем следует помнить в процессе взаимодействия с конфликтно настроенными людьми?
3адача 15 Ребенок обругал своего приятеля. Соседка рассказала об этом родителям. — Я считаю, что все высказал по заслугам. Так ему и надо, — подросток старается объяснить и доказать родителям свою правоту. — То есть это метод борьбы с теми, кто неправ? — уточняет отец. —Да. — И ты мог бы такое сказать маме, если бы она была неправа?.. Нам не нравится этот поступок, но мы любим тебя и верим, что это больше не повторится.
Вопросы и задания 1. Вы согласны с приведенными отцом доводами? Насколько оправдано в данной ситуации сравнение с отношением сына к матери? 2. Оцените средства педагогического воздействия отца на сына. 3. Как вы понимаете обучение родителями своих детей культуре взаимоотношений с людьми?
Задачи на оказание помощи в разрешении конфликта Задача 16 Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает: — Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка? Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга. — Это секрет? — серьезно спрашивает педагог. Они кивают головой. — Тогда сделаем так, даю вам 5 минут — поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения. И помните, вы должны войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы.
Вопросы и задания 1. Прав ли учитель? Чем он руководствовался? 2. Согласны ли вы с мнением, что на практике должно реализовываться некое представление о «мужском» и «женском» воспитании? 3. Какое решение приняли бы вы в подобном случае?
3адача 17 Дима (Д.): Леша сегодня не хочет со мной играть. Он не хочет делать то, что делаю я. М а м а (М.): Ты сердишься на Лешу? Д.: Еще бы! Не хочу больше с ним играть. Не буду с ним играть. М.: Ты так на него сердишься, что не хочешь больше его видеть? Д.: Именно так. Но если я перестану с ним дружить, с кем я буду играть во дворе? М.: А тебе бы не хотелось остаться одному? Д.: Конечно. Мне так и хочется на него броситься с кулаками. М.: Ты хочешь поладить с ним, но тебе трудно на него не сердиться? Д.: Он всегда охотно соглашался делать то, что предлагал я. А теперь он больше не хочет, чтобы я им командовал. М.: Да, теперь тебе на него не так уж легко повлиять, как раньше. Д.: Это точно. М.: Такой он тебе, наверное, больше нравится? Д.: Мне трудно перестать им командовать — я так к этому привык. Может быть, мы с ним не будем ссориться, если я иногда соглашусь делать то, что он предлагает. Как ты думаешь? М.: Ты думаешь, что если время от времени ты будешь ему уступать, ваши отношения станут лучше? Д.: Может быть. Я попробую. М.: Вот и молодец, попробуй.
Вопросы и задания 1. Носят ли вопросы и суждения мамы поучительный характер? 2. Какие высказывания вы бы убрали из диалога? Почему? 3. Дайте характеристику диалога с точки зрения поиска средств для разрешения конфликта. Какую позицию при этом выбрала мама? По каким признакам можно судить о ее ненавязчивой помощи сыну?
Задача на усиление внимательности и самоконтроля 3адача 18 Учитель дает задание: на слух определить, из скольких самостоятельных предложений состоит отрывок из стихотворения Ф. Тютчева: Смотри, как запад разгорелся Вечерним заревом лучей. Восток померкнувший оделся Холодной сизой чешуей! В вражде ль они между собою? Иль солнце не одно для них И, неподвижною средою Деля, не соединяет их? Ученики ответили, что в этом отрывке выделяются четыре предложения. — На основании чего, — задает вопрос учитель, — вы установили, что он состоит из четырех предложений? В опросы 1. Зависит ли эффективность выполнения задания от возраста школьников или каких-либо еще факторов? 2. Какую концепцию или модель обучения иллюстрирует данный фрагмент?
Задача на рост самостоятельности Задача 19 Выбери из списка юмористических фраз предложения, которые могут быть полезны несамостоятельному человеку. • До глубокой мысли надо приподняться. • Не можешь жить, займись чем-нибудь другим. • Чтобы дойти до источника, нужно плыть против течения. • Мудрость бесконечна, можно и заблудиться. • Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше не жить. • В жизни всегда есть место подвигу, нужно только быть подальше от этого места. • Не пляши под любой лейтмотив. • Если ты не самый близкий друг и товарищ самому себе, то ты не можешь быть ничьим другом. • Свободно только падение. • Чем больше переживаешь, тем меньше живешь. • Слишком светлое будущее непрактично. • Чтобы быть собой, нужно быть хоть кем-нибудь. • Занимая деньги, подумай, нужны ли тебе еще твои друзья. • Чувство собственного достоинства не всегда достойно. • Нет позиции, принимай позу. • Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже нужно согнуться. • И пустое место борется за место под солнцем. • Карабкаться в гору еще не значит стремиться к возвышенному. • Идущий прямо к цели гнет свою линию. • Если вам хорошо и вы хотите, чтобы вашим друзьям было тоже хорошо, скажите им, что вам плохо. • Точка зрения не должна быть мертвой. • Не будь умнее, чем позволено. • Если поступать по совести, никогда не ошибешься на чужой счет. • Если все время мыслить, на что же существовать? • Безопаснее всех те пути, которые никуда не ведут. • Если стоять на нескольких точках зрения, обязательно займешь устойчивое положение. • Кому море по колено, тот и в луже утонет.
Задачи на проявление и развитие творчества 3адача 20 Урок рисования. — Кто нарисует весенний ветер? — спрашивает учитель. К доске выходят двое. На одном рисунке дома и дым уносит ветром вместе с трубой, на другом — ветки верб хлещут по разорванным облакам... — Чудесные рисунки, — поощряет учитель смельчаков. — Но что еще можно добавить? Какую деталь? Посмотрите в окно. Затем учитель рисует на доске завиток. Его надо продолжить так, чтобы из него получился предмет. У одного получилась машина, у другого — крокодил, у третьего — человечек, у четвертого — ботинок и т.д. В классе хохот, но каждому хочется добавить свое. — Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по-разному видит мир каждый из вас.
Задача 21 Воспитательница организовала прогулку в парк. Она выбрала самое живописное место и предупредила, чтобы каждый взял с собой рамку для картины. Когда все поднялись на горку, воспитательница сказала: — Мы сегодня с вами будем выбирать картины с изображением зимнего пейзажа. Кто из вас выберет самую красивую и сможет всем доказать красоту этой картины, получит приз — книгу о русской живописи. — А где эти картины? — спросил кто-то из учащихся. — Они вокруг нас. Возьмите свою рамку, наводите ее на различные части живого пейзажа и смотрите, что же за картина оказалась у вас в рамке. Когда подберете самую красивую, пригласите всех нас посмотреть. Ученики начали искать живописные уголки парка, наводили свои рамка, выражали восторг, приглашали всех посмотреть. Всеми была признана лучшей картина Гены. Ему удалось выбрать вид, напоминающий дорогу в ущелье. Радостные и возбужденные возникшим интересом к живописи, ребята выразили желание написать красками увиденные пейзажи.
Вопросы и задания 1. Каков стиль деятельности и поведения учителя? 2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми. 3. В чем ценность выхода педагога за пределы традиционной классно-урочной формы организации обучения?
Проблемная задача 3адача 22 — Различия в аминокислотных последовательностях молекул цитохрома С (белок, необходимый для осуществления процесса митохондриального дыхания), — говорит учитель — увеличивается с ростом внешнего отличия между группами животных. Сравнение цитохрома С простейшей бактерии с цитохромом С других организмов дает следующие результаты, характеризующие их отличие друг от друга в процентах: • бактерия и человек или млекопитающие — 65%, • бактерия и птицы — 65%, • бактерия и рептилии (черепаха, змея) — 65%, • бактерия и рыбы — 65%, • бактерия и различные растения — 66%. Докажите, в пользу какой концепции развития органического мира свидетельствует этот факт?
Задача на педагогическое стимулирование Задача 23 В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса: — Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие отметки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3, а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, кто сидит справа, больше нуждаются в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.
Вопросы и задания 1. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе? 2. Можно ли перенести этот прием на подростков? 3. В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стратегии?
Задачи самовоспитания Задача 24 Бенджамин Франклин (1706—1790) — выдающийся американский просветитель и государственный деятель, один из авторов Декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот этот комплекс: • Воздержание. Нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения. • Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров. • Порядок. Следует держать все свои вещи на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время. • Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено. • Трудолюбие. Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |