Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебник для вузов 41 страница




11. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов ва­шего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым/учебным вопро­сам?

а) нет;

б) не могу сказать;

в) да.

12. Оцените атмосферу вашего коллектива, выбрав одно значение, если цифра «1» соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а «9» — атмосфе­ре взаимопонимания и взаимного уважения, а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5; е) 6; ж) 7; з) 8; и) 9.

13. Если бы вы по какой-либо причине ушли из коллектива, стремились бы вы к встречам?

а) да, конечно;

б) скорее да, чем нет;

в) затрудняюсь ответить;

г) скорее нет, чем да;

д) нет, конечно.

14. Укажите, в какой степени вы удовлетворены:

а) состоянием материально-технической базы работы/учебы:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен;

б) загруженностью работой/учебной нагрузкой:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен;

в) размером зарплаты/стипендии:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен;

г) отношениями с преподавателями и руководителем:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен;

д) возможностью заниматься научной работой и получать дополнительные спе­циализации:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен;

е) разнообразием и сложностью учебной работы:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен;

ж) подготовкой в получении специальности:

— полностью удовлетворен;

— пожалуй, удовлетворен;

— трудно сказать;

— пожалуй, не удовлетворен;

— полностью не удовлетворен.

15. Насколько хорошо, по вашему мнению, организована работа/учеба?

а) очень хорошо;

б) в общем неплохо, хотя есть возможность улучшения;

в) трудно сказать;

г) работа/подготовка организована неудовлетворительно;

д) очень плохо.

16. Можете ли вы сказать, от кого в большей мере зависит успешность вашей под­готовки к специальности?

а) да (в этом случае назовите эти лица);

б) трудно сказать;

в) пожалуй, нет;

г) нет.

17. Ваш пол:

а) мужской;

б) женский.

18. Возраст.

19. Сроки обучения/стаж работы.

20. Ваша специализация.

21. Ваше семейное положение.

Обработка результатов. На основании ответов можно дать краткую харак­теристику коллектива или группы, в которой указывается численность, половой и возрастной состав, специализация, семейное положение, зарплата или стипен­дия.

Вопросы 6¾13 направлены на выявление особенностей отражения сложив­шихся межличностных отношений с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента. Каждый такой компонент тестируется тремя воп­росами: эмоциональный — 6, 8, 12; когнитивный — 9а, 96,11; поведенческий — 7, 10, 13. Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как +1, 0 или -1. Для це­лостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов на вопросы обобщаются — положительная оценка получается при сочетаниях + + +, + + 0, + + -; отрицательная оценка при сочетаниях - - -, - -+, - -0; неопределенная (противоречивая) оценка при сочетаниях 0 0 0, 0 0 -, 0 0 +.

Для каждого компонента в группе подсчитывается средняя оценка

где (+) — количество положительных ответов, (-) — количество отрицательных ответов, п — количество участников опроса. Средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1: от -1 до -0,33 — отрицательные оценки; от -0,33 до + 0,33 — противоречивые оценки; от +0,33 до + 1 — положительные оценки.

 

17.8. Тест «Восприятие индивидом группы»

Восприятие индивидом группы представляет собой фон, на котором протекает межличностное восприятие. Предлагаемая методика позво­ляет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в деятельности вос­принимающего.

Первый «тип» восприятия индивидом группы называют «индивидуалисти­ческим» (И): когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от со­вместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении. Второй тип восприятия индивидом группы называют «прагматическим» (П): когда индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными ока­зать помощь. Третий тип восприятия индивидом группы называют «коллективистическим» (К): индивид воспринимает группу как самостоятельную цен­ность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена груп­пы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы.

По каждому пункту надо выбрать только одну альтернативу, наиболее точно выражающую вашу точку зрения.

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

а) знает больше, чем я;

б) все вопросы стремится решать сообща;

в) не отвлекает внимание преподавателя во время занятий.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а) имеют индивидуальный подход к обучающимся;

б) создают условия для помощи со стороны других;

в) создают атмосферу поиска и коллективного обсуждения проблем.

3. Я рад, когда мои друзья:

а) знают больше, чем я, и могут мне помочь;

б) умеют самостоятельно, не мешая друг другу, добиваться успехов;

в) помогают другим, когда в них нуждаются.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

а) не надо никому помогать и есть у кого поучиться;

б) каждый сам по себе уникален и не вмешивается в дела других;

в) остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на многое, когда:

а) я уверен, что получу помощь и поддержку со стороны других;

б) уверен, что мои усилия будут как-то вознаграждены и отмечены;

в) предоставляется возможность проявить себя в полезном и важном деле.

6. Мне нравится группа, в которой:

а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

б) каждый занят своим делом и не мешает другим;

в) каждый откликается на помощь и совет, если оказывается в этом необходи­мость.

7. Я не удовлетворен преподавателями, которые:

а) создают дух соперничества;

б) не занимаются увлеченно своей наукой;

в) создают условия напряжения и жесткого контроля.

8. Я больше удовлетворен жизнью, если:

а) занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое;

б) общаюсь и отдыхаю;

в) нужен кому-то и полезен.

9. Основная роль учебного заведения должна заключаться:

а) в воспитании гражданина и гармонично развитой личности;

б) в подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности;

в) в подготовке к общению и совместной деятельности человека.

10. Если в группе возникает проблема, то я:

а) предпочитаю не вмешиваться;

б) предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других;

в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Я бы лучше учился, если бы преподаватели:

а) подходили ко мне индивидуально;

б) создавали условия для оказания помощи;

в) создавали условия для успеха, условия свободы выбора.

12. Я испытываю плохое состояние, когда:

а) не добиваюсь успеха в намеченном деле;

б) чувствую, что не нужен человеку, для меня очень уважаемому или люби­мому;

в) тебе в трудную минуту не помогают те, на кого надеялся больше всего.

13. Больше всего я ценю:

а) успех, в котором есть доля участия моих друзей или родных;

б) общий успех близких и дорогих мне людей, в котором есть и моя заслуга;

в) свой собственный личный успех.

14. Я предпочитаю работать:

а) вместе с товарищами;

б) самостоятельно;

в) с ведущими в данной области преподавателями и специалистами.

Обработка результатов. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются для каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записыва­ется в виде формулы n1,И + n2П + n3К, где n1, п2, п3 — количество набранных бал­лов соответственно «индивидуалистическому» типу восприятия, «прагматиче­скому» и «коллективистскому».

Ключ для обработки результатов представлен в табл. 17.9.

Таблица 17.9

Ключ для обработки результатов

методики

«Тип восприятия индивидом группы»

 

И П К И П К
   
   
  За   10в 10а
  11а 11в  
  12а   12в
  13в   13а
    14а 14в

 

ЛИТЕРАТУРА

 

К РАЗДЕЛУ «ПЕДАГОГИКА»

 

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV¾XVII вв. — М.: Педагогика, 1985.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. — М.: Пе­дагогика, 1990.

Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-х томах. — М., 1994.

Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. — М., 1996.

Будущему учителю о проблемах педагогики. — Волгоград, 1995.

Гершунский Б.С. Менталитет и образование. — М., 1996.

Гессен С.И. Основы педагогики. — М., 1995.

Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПбГУ, 1992.

Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. — М.: Просвещение, 1993.

Джуринский Л.Н. История зарубежной педагогики. — М., 1998.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., 1999.

История педагогики. — М.: Просвещение, 1982.

Каптерев П. Ф. История русской педагогии. — СПб., 1999.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986.

Лиферов А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регио­нов мира (типология, сравнительный анализ). — Рязань, 1997.

Лиферов А.П. Интеграция мирового образования — реальность третьего тысячелетия. — М., 1997.

Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. — М., 1997.

Миронов В.Б. Век образования. — М.: Педагогика, 1990.

Образование и культура Северо-Запада России / Под ред. Н.В. Бордовской. — СПб., 1999. ¾ Вып. 4.

Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. — М., 1997.

Окот В. Введение в общую дидактику. — М., 1990.

Основы вузовской педагогики. — ЛГУ, 1972.

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1996.

Педагогика и психология высшей школы. — Ростов/н/Д.,1998.

Педагогика школы. — М.: Просвещение, 1977.

Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996.

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.-Воронеж, 1996.

Психология и педагогика. — М., 1998.

Психология и педагогика. — М., 1996.

Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. — М., 1990.

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999.

Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов/н/Д., 1996.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М., 1997.

Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. — М., 1997.

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. — М., 1998.

Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. В 2-х томах. — М., 1974.

Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1997.

Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. — М.: Педагогика, 1981.

Якунин В.А. Педагогическая психология. — СПб., 1998.

 


[1] Цит. по: Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М., 1976. – С. 165.

[2] Эффект незавершенного действия, установленный ученицей К. Левина, ставшей впоследствии профессором МГУ, Б.В. Зейгарник. Смысл закономерности в том, что незавершенные действия запоминаются значительно лучше, чем завершенные.

[3] Русский язык. Учебник для 5—9 классов. — М., 1987. — С. 187.

[4] Чехов А. П. Собр. соч. В 12-ти т. Т. 11. ¾ М., 1956. ¾ С. 83¾84.

[5] Писарев Д. И. Соч. В 4-х т. Т. 3. — М., 1956. — С. 127.

[6] Фрагмент из книги: Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1985

[7] Франклин Б. Избр. произв. — М., 1956. — С. 482—483.

[8] Фрагмент урока Ш, А. Амонашвили — урока прощания с букварем.

[9] Существует несколько модификаций данной методики (Сосновский Б.А., 1979; Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. и др., 1984).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.