КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебник для вузов 41 страница
11. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым/учебным вопросам? а) нет; б) не могу сказать; в) да. 12. Оцените атмосферу вашего коллектива, выбрав одно значение, если цифра «1» соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а «9» — атмосфере взаимопонимания и взаимного уважения, а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) 5; е) 6; ж) 7; з) 8; и) 9. 13. Если бы вы по какой-либо причине ушли из коллектива, стремились бы вы к встречам? а) да, конечно; б) скорее да, чем нет; в) затрудняюсь ответить; г) скорее нет, чем да; д) нет, конечно. 14. Укажите, в какой степени вы удовлетворены: а) состоянием материально-технической базы работы/учебы: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен; б) загруженностью работой/учебной нагрузкой: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен; в) размером зарплаты/стипендии: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен; г) отношениями с преподавателями и руководителем: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен; д) возможностью заниматься научной работой и получать дополнительные специализации: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен; е) разнообразием и сложностью учебной работы: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен; ж) подготовкой в получении специальности: — полностью удовлетворен; — пожалуй, удовлетворен; — трудно сказать; — пожалуй, не удовлетворен; — полностью не удовлетворен. 15. Насколько хорошо, по вашему мнению, организована работа/учеба? а) очень хорошо; б) в общем неплохо, хотя есть возможность улучшения; в) трудно сказать; г) работа/подготовка организована неудовлетворительно; д) очень плохо. 16. Можете ли вы сказать, от кого в большей мере зависит успешность вашей подготовки к специальности? а) да (в этом случае назовите эти лица); б) трудно сказать; в) пожалуй, нет; г) нет. 17. Ваш пол: а) мужской; б) женский. 18. Возраст. 19. Сроки обучения/стаж работы. 20. Ваша специализация. 21. Ваше семейное положение. Обработка результатов. На основании ответов можно дать краткую характеристику коллектива или группы, в которой указывается численность, половой и возрастной состав, специализация, семейное положение, зарплата или стипендия. Вопросы 6¾13 направлены на выявление особенностей отражения сложившихся межличностных отношений с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента. Каждый такой компонент тестируется тремя вопросами: эмоциональный — 6, 8, 12; когнитивный — 9а, 96,11; поведенческий — 7, 10, 13. Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как +1, 0 или -1. Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов на вопросы обобщаются — положительная оценка получается при сочетаниях + + +, + + 0, + + -; отрицательная оценка при сочетаниях - - -, - -+, - -0; неопределенная (противоречивая) оценка при сочетаниях 0 0 0, 0 0 -, 0 0 +. Для каждого компонента в группе подсчитывается средняя оценка где (+) — количество положительных ответов, (-) — количество отрицательных ответов, п — количество участников опроса. Средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1: от -1 до -0,33 — отрицательные оценки; от -0,33 до + 0,33 — противоречивые оценки; от +0,33 до + 1 — положительные оценки.
17.8. Тест «Восприятие индивидом группы» Восприятие индивидом группы представляет собой фон, на котором протекает межличностное восприятие. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы, где в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в деятельности воспринимающего. Первый «тип» восприятия индивидом группы называют «индивидуалистическим» (И): когда индивид относится нейтрально к группе, уклоняясь от совместных форм деятельности и ограничивая контакты в общении. Второй тип восприятия индивидом группы называют «прагматическим» (П): когда индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь. Третий тип восприятия индивидом группы называют «коллективистическим» (К): индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность, при этом наблюдается заинтересованность в успехах каждого члена группы и стремление внести свой вклад в жизнедеятельность группы. По каждому пункту надо выбрать только одну альтернативу, наиболее точно выражающую вашу точку зрения. 1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто: а) знает больше, чем я; б) все вопросы стремится решать сообща; в) не отвлекает внимание преподавателя во время занятий. 2. Лучшими преподавателями являются те, которые: а) имеют индивидуальный подход к обучающимся; б) создают условия для помощи со стороны других; в) создают атмосферу поиска и коллективного обсуждения проблем. 3. Я рад, когда мои друзья: а) знают больше, чем я, и могут мне помочь; б) умеют самостоятельно, не мешая друг другу, добиваться успехов; в) помогают другим, когда в них нуждаются. 4. Больше всего мне нравится, когда в группе: а) не надо никому помогать и есть у кого поучиться; б) каждый сам по себе уникален и не вмешивается в дела других; в) остальные слабее подготовлены, чем я. 5. Мне кажется, что я способен на многое, когда: а) я уверен, что получу помощь и поддержку со стороны других; б) уверен, что мои усилия будут как-то вознаграждены и отмечены; в) предоставляется возможность проявить себя в полезном и важном деле. 6. Мне нравится группа, в которой: а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех; б) каждый занят своим делом и не мешает другим; в) каждый откликается на помощь и совет, если оказывается в этом необходимость. 7. Я не удовлетворен преподавателями, которые: а) создают дух соперничества; б) не занимаются увлеченно своей наукой; в) создают условия напряжения и жесткого контроля. 8. Я больше удовлетворен жизнью, если: а) занимаюсь научной работой или узнаю что-то новое; б) общаюсь и отдыхаю; в) нужен кому-то и полезен. 9. Основная роль учебного заведения должна заключаться: а) в воспитании гражданина и гармонично развитой личности; б) в подготовке человека к самостоятельной жизни и деятельности; в) в подготовке к общению и совместной деятельности человека. 10. Если в группе возникает проблема, то я: а) предпочитаю не вмешиваться; б) предпочитаю сам во всем разобраться, не полагаясь на других; в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы. 11. Я бы лучше учился, если бы преподаватели: а) подходили ко мне индивидуально; б) создавали условия для оказания помощи; в) создавали условия для успеха, условия свободы выбора. 12. Я испытываю плохое состояние, когда: а) не добиваюсь успеха в намеченном деле; б) чувствую, что не нужен человеку, для меня очень уважаемому или любимому; в) тебе в трудную минуту не помогают те, на кого надеялся больше всего. 13. Больше всего я ценю: а) успех, в котором есть доля участия моих друзей или родных; б) общий успех близких и дорогих мне людей, в котором есть и моя заслуга; в) свой собственный личный успех. 14. Я предпочитаю работать: а) вместе с товарищами; б) самостоятельно; в) с ведущими в данной области преподавателями и специалистами. Обработка результатов. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные по всем пунктам опросника, суммируются для каждого типа восприятия отдельно с учетом предложенного ключа. Результат записывается в виде формулы n1,И + n2П + n3К, где n1, п2, п3 — количество набранных баллов соответственно «индивидуалистическому» типу восприятия, «прагматическому» и «коллективистскому». Ключ для обработки результатов представлен в табл. 17.9. Таблица 17.9 Ключ для обработки результатов методики «Тип восприятия индивидом группы»
ЛИТЕРАТУРА
К РАЗДЕЛУ «ПЕДАГОГИКА»
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV¾XVII вв. — М.: Педагогика, 1985. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. — М.: Педагогика, 1990. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-х томах. — М., 1994. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. — М., 1996. Будущему учителю о проблемах педагогики. — Волгоград, 1995. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. — М., 1996. Гессен С.И. Основы педагогики. — М., 1995. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. — СПбГУ, 1992. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. — М.: Просвещение, 1993. Джуринский Л.Н. История зарубежной педагогики. — М., 1998. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., 1999. История педагогики. — М.: Просвещение, 1982. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. — СПб., 1999. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. — М., 1986. Лиферов А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ). — Рязань, 1997. Лиферов А.П. Интеграция мирового образования — реальность третьего тысячелетия. — М., 1997. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. — М., 1997. Миронов В.Б. Век образования. — М.: Педагогика, 1990. Образование и культура Северо-Запада России / Под ред. Н.В. Бордовской. — СПб., 1999. ¾ Вып. 4. Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. — М., 1997. Окот В. Введение в общую дидактику. — М., 1990. Основы вузовской педагогики. — ЛГУ, 1972. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1996. Педагогика и психология высшей школы. — Ростов/н/Д.,1998. Педагогика школы. — М.: Просвещение, 1977. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.-Воронеж, 1996. Психология и педагогика. — М., 1998. Психология и педагогика. — М., 1996. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. — М., 1990. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб., 1999. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов/н/Д., 1996. Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М., 1997. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. — М., 1997. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. — М., 1998. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. В 2-х томах. — М., 1974. Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 1997. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. — М.: Педагогика, 1981. Якунин В.А. Педагогическая психология. — СПб., 1998.
[1] Цит. по: Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М., 1976. – С. 165. [2] Эффект незавершенного действия, установленный ученицей К. Левина, ставшей впоследствии профессором МГУ, Б.В. Зейгарник. Смысл закономерности в том, что незавершенные действия запоминаются значительно лучше, чем завершенные. [3] Русский язык. Учебник для 5—9 классов. — М., 1987. — С. 187. [4] Чехов А. П. Собр. соч. В 12-ти т. Т. 11. ¾ М., 1956. ¾ С. 83¾84. [5] Писарев Д. И. Соч. В 4-х т. Т. 3. — М., 1956. — С. 127. [6] Фрагмент из книги: Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1985 [7] Франклин Б. Избр. произв. — М., 1956. — С. 482—483. [8] Фрагмент урока Ш, А. Амонашвили — урока прощания с букварем. [9] Существует несколько модификаций данной методики (Сосновский Б.А., 1979; Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. и др., 1984).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |