КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возрастная психология
Критерии оценки результатов тестирования по курсу основы общей психологии
Вариант 1 1. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до смерти:
2. Метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий:
3. Принцип психологии развития, проявляющий себя в том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными, но определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества: А) принцип творческого характера развития Б) исторический принцип психологии развития В) принцип ведущей роли социокультурного контекста в развитии Г) принцип совместной деятельности общения как движущей силы психического развития Д) принцип амплификации развития
4. Категория возрастной психологии, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека и выводимая из конкретной теории развития и принципа ее периодизации:
5. Теория психического развития, основу которой составляет представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм в культурные (высшие) психические функции:
6. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого:
7. В ходе онтогенеза умственные действия формируются в процессе:
8. Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека:
9. Тип развития, при котором в самом начале заданы, зафиксированы стадии развития и конечный результат:
10. Возрастная психология как наука возникла:
11. Представление о том, что обучение ведет за собой развитие, разработал:
12. В концепции Л.С.Выготского возрастные кризисы рассматриваются как: А) негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью Б) результат нарушения детско-родительских отношений В) «болезни роста» Г) условные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого Д) нормативные явления, центральный механизм динамики возрастов
13. Ведущая деятельность - это: А) деятельность, которой на данной стадии развития ребенок посвящает большую часть своего времени Б) деятельность, наиболее интересная для ребенка В) деятельность, в которой возникают другие виды деятельности и формируются основные новообразования возраста Г) деятельность, к которой ребенка побуждает взрослый Д) деятельность, в которой происходит освоение социального опыта 14. Обучение «ведет за собой развитие» тогда, когда: А) его содержание строится как система научных понятий Б) любое обучение выполняет ведущую роль В) обучение строиться как проблемное обучение Г) ребенок в ходе обучения стремится подражать взрослому Д) у ребенка начинает развиваться рефлексия
15. Согласно Л.С.Выготскому, структура возраста состоит из:
16. Синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у ребенка вследствие отделения его от матери и ранней институтуализации:
17. Этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и такими симптомами как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм, завершающийся переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими:
18. К предметным действиям относятся:
19. Психологические реакции: эмансипации, «отрицательной имитации», группирования, увлечения (хобби-реакция) возникают:
20. Субъективное переживание готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», отстаивании собственной точки зрения:
21. Вид деятельности детей, в ходе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту тли иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения:
22. Чувство взрослости является психологическим новообразованием:
23. Профессиональное и нравственное самоопределение является психологическим новообразованием:
24. Компоненты психологической готовности к школе:
25. Период формирования наглядно-действенного и первичных форм наглядно-образного мышления:
26. По мнению Б. Г. Ананьева, зрелость — это период: А) стабилизации функциональных уровней основных деятельностей и образования неопределенно долгого стационарного состояния Б) противостояния инволюционным процессам в виде реституционных и конструктивных процессов В) «психологического окаменения», выход на плато возможностей Г) сложных процессов, нарушающих стационарное состояние Д) начала неуклонной инволюции
27. Кризис зрелого возраста: А) проходит незаметно и не проявляется в каких-либо качественных изменениях личности Б) несет в себе разрушительное начало как результат осознания невозможности приблизиться к целям, поставленным в юности В) отмечается не у всех индивидов и часто приводит к регрессу, к инфантильному уровню развития личности Г) несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию и саморазвитию Д) не выявлен 28. Понятие «витаукта» как системы процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости, было введено в геронтологию:
29. В условиях нормального старения изменение ядра личности: А) не происходит Б) имеет место, но не является патологическим В) зависит от стратегии адаптации к старости Г) обязательно происходит, это естественный процесс инволюции Д) не было предметом экспериментальных исследований
30. В старости познавательная сфера характеризуется тем, что: А) «вербальный» интеллект в целом сохраняется на прежнем уровне, а «невербальный» интеллект проявляет тенденцию к угасанию Б) «невербальный» интеллект в целом сохраняется на прежнем уровне, а «вербальный» интеллект проявляет тенденцию к угасанию В) все структуры интеллекта обнаруживают признаки инволюции Г) интеллект в целом снижается за счет ухудшения восприятия и памяти. Д) интеллект снижается ввиду отсутствия компенсаторных процессов
Вариант 2 1. Подход к анализу психики ребенка, который рассматривает развитие через смену наиболее значимых, существенных для развития единиц, интегрирующих все остальные изменения:
2. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности:
3. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми:
4. Наука о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий и познавательных операций:
5. Категория отечественной возрастной психологии, обозначающая главный путь онтогенетического развития человека: овладение индивидом достижениями материальной и духовной культуры человека:
6. Закон психического развития, сформулированный Л.С. Выготским, согласно которому всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды: сперва - в социально плане, а затем - в психологическом плане:
7. Автором культурно-исторической теории развития психических функций является:
8. Центральное понятие концепции Э.Эриксона, обозначающее эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений:
9. Концепция краткого, сжатого во времени повторения в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм:
10. Представителями биогенетического подхода к исследованию онтогенеза психики являются:
11. Характеристики психологического возраста определяются: А) конкретно-историческими условиями развития индивида Б) характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида В) сочетание вышеизложенных факторов Г) спецификой развития функциональных систем Д) особенностями роста 12. Отечественная психология рассматривает ход детского развития как: А) путь от индивидуального к социальному Б) путь от социального к индивидуальному В) сочетание этих вариантов с преобладанием одного из них на разных этапах детства Г) непрерывный эволюционный процесс Д) процесс приспособления к общественным нормам 13. Феномен «зоны ближайшего развития» свидетельствует о: А) о факте изменения темпа развития с возрастом: чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении Б) возможности возникновения на инстинктивной основе новых форм поведения В) уровне освоения ребенком социального пространства Г) уровне развития, достигнутом благодаря подражанию ребенком взрослому Д) ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка 14. Представителями социогенетического подхода к исследованию онтогенеза психики являются:
15. Хронологический возраст определяется:
16. Положительное эмоциональное отношение к окружающему, прежде всего социальному миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла, поддержки со стороны взрослых:
17. Поведенческий комплекс «гордость за собственные достижения» является психологическим новообразованием кризиса:
18. Знаково-символическая функция сознания формируется в:
19. Интимно-личностное общение является ведущим видом деятельности (периодизация Д.Б.Эльконина) в:
20. Непосредственно-эмоциональное общение выступает в качестве ведущего вида деятельности (периодизация Д.Б.Эльконина) в:
21. Система взглядов на объективный мир и место человека в нем:
22. Зрительное и слуховое сосредоточение является психологическим новообразованием:
23. Произвольность поведения и психической деятельности является психологическим новообразованием:
24. Условное обозначение вершины развития, момента наибольшего расцвета человеческой личности:
25. Отечественный психолог, создатель школы исследования зрелой личности, давшей новую оценку зрелости как этапа онтогенетического развития:
26. Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: А) активность и направленность личности Б) развитое самосознание и зрелая «Я-концепция» В) сочетание этих характеристик Г) открытие собственного «Я», переживаемого в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости Д) формирование рефлексии
27. Ощущение внутреннего единства, основывающегося на удовлетворенности от подведения человеком итогов своей жизни и осознание ее как единого целого — это:
28. Наиболее типичным психическим состоянием в старости является:
29. Старость — это период: А) инволюции на биологическом и психологическом уровнях Б) биологической инволюции и стабилизации на личностном уровне В) возможного развития личности Г) стабилизации на уровне познавательных процессов Д) неизбежной деградации личности
30. Согласно исследованиям школы П. Балтеса мудрость — это: А) экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни Б) система глубоких теоретических знаний В) эмоциональное принятие собственной старости Г) принятие собственной жизни в целом в результате ее осмысления Д) оптимистическое отношение к действительности Вариант 3 1. Процесс индивидуального развития от рождения до смерти:
2. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях:
3. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности:
4. Развитие, происходящее благодаря появлению новообразований и дифференциации частей целого:
5. Всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания:
6. Уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности:
7. Необратимое ослабление или распад психических функций:
8. Слитность, нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития человека:
9. Характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции:
10. Метод исследования, состоящий в сравнении результатов выполнения тех или иных экспериментальных заданий испытуемыми разного возраста:
11. Длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека:
12. Деятельность направленная на овладение социально выработанными способами употребления различных «культурных предметов»: орудий, игрушек, мебели, предметов одежды и пр.:
13. Автономная детская речь, являющаяся одним из этапов развития речи ребенка на ранних этапах онтогенетического развития характеризуется: А) ситуативностью, обуславливающую неустойчивость значений слов, их неопределенность и многозначность Б) своеобразный способ обобщения, основанный на субъективных чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета В) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами Г) все выше перечисленное Д) верен только ответ А)
14. Выстраивание объектов в порядке возрастания или убывания признака:
15. Психологический синдром, складывающийся в подростковом возрасте и проявляющийся в сосредоточенности подростка на своих переживаниях и фантазиях в ущерб активной внешней деятельности и общению:
16. Чрезмерно тесная связь между ребенком и взрослым, негативно влияющая на развитие личности ребенка и препятствующая формированию его самостоятельности и независимости:
17. В концепции развития личности Э.Эриксона: А) доказывается, что развитие может быть бескризисным Б) разработан нормативный подход к исследованию развития ребенка от рождения до 16 лет В) показано, что психосоциальный кризис является необходимым звеном в развитии личности Г) представлены периоды развития личности до взрослости Д) отношения личности и общества выступают как отношения антагонизма и противостояния 18. Понятие «психологический возраст» было введено в психологию развития:
19. Вклад Л.С. Выготского в изучение специфики критических периодов состоит в том, что он первым из исследователей: А) впервые выделил и описал кризисы 3 и 7 лет Б) показал позитивное психологическое значение кризисов В) сформулировал условия организации воспитания ребенка, при которых можно избежать кризисов в развитии Г) экспериментально доказал возможность бескризисного развития Д) впервые описал кризис подросткового возраста
20. Специфика онтогенеза человека, в отличие от онтогенеза животных состоит в том, что: А) важным фактором психического развития человека наряду с природной средой является социальная среда Б) животные наследуют свои видовые свойства, а человек –нет В) развитие человека осуществляется в форме присвоения общественно-исторического опыта Г) человек в ходе индивидуального развития повторяет развитие человеческого рода Д) в процессе онтогенеза человек по сравнению с животными приобретает более сложные формы индивидуального изменчивого поведения
21. По мнению Л.С. Выготского обучение и развитие соотносятся следующим образом: А) обучение «ведет за собой развитие» Б) обучение «следует за развитием» В) обучение и развитие тождественны друг другу Г) обучение и развитие независимы друг от друга Д) обучение и развитие являются взаимообуславливающими друг друга процессами
22. В теории психического развития А.Н. Леонтьева- Д.Б. Эльконина- А.В. Запорожца: А) наследственность рассматривается как необходимое и достаточное условие развития Б) социальная среда рассматривается как источник развития В) социальная среда рассматривается как источник детских травм Г) развитие является результатом конвергенции внутренних задатков и внешних условий Д) развитие ребенка осуществляется входе подражания взрослому
23. По мнению Д.И. Фельдштейна жизнь взрослого человека- это: А) стабилизация, закрепление на уровне достигнутого Б) реституциональный процесс В) инволюционный процесс Г) чередование инволюционных и стабильных периодов Д) движение, изменение, развитие
24. Социализация взрослого: А) субъективна по своей сути, это саморазвитие через осуществление выборов Б) объективна по своей сути, это присвоение общественного опыта В) это развитие социально значимых качеств Г) это условное понятие, подлинная социализация- это задача предшествующих возрастных периодов Д) это мало изученный процесс в психологии 25. По результатам исследований школы Б.Г. Ананьева в зрелости наибольшая часто проявляются: А) стабилизация психофизиологических функций Б) положительные сдвиги психофизиологических функций В) отрицательные сдвиги в психофизиологических функциях Г) стагнация психофизиологических функций Д) общая тенденция в динамике не была выявлена
26. Впервые в зарубежной психологии зрелый возраст был наиболее полно описан как возраст развития:
27. Приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами:
28. Одно из направлений психологии, возникшее как критическая реакция на ассоцианизм и структурную психологию, рассматривавшее сознание как динамическое целое полевого типа, каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными:
29. Сформулированный Э. Геккелем закон гласит- зародыши любого вида в своем эмбриональном развитии проходят примерно те же стадии, что и эволюционные предки данного вида, т.е. эмбриогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза:
30. Количественный показатель степени развитая тех или иных функций или структур, определенный на основе соотнесения референтных показателей с нормативными характеристиками, установленными для разных хронологических возрастов:
* В тесте частично были использованы материалы из работы Ермолаевой М.В. Психология зрелого и позднего возраста в вопросах и ответах.-М.,2004.-280 с.
Правильные варианты ответов
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 15411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |