Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое требование в регулировании отношений педагогов и воспитанников




Решение вопроса о регулировании внутриколлективных отно­шений и сплочении коллектива связано с проблемой педагоги­ческого требования. Вот почему она заслуживает особого внима­ния. Это, по существу, проблема педагогического стимулирова­ния, большой вклад в разработку которого внес А.С.Макаренко. Он отмечал, что если "вы прямо, по-товарищески, открыто бу­дете требовать", то ученик будет знать, что вы относитесь к нему, как к человеку. Такая требовательность еще больше сплачивает коллектив, больше объединяет учителей и учеников.*

* См.: Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. V. – М., 1958.

 

Такая требовательность, основанная на уважении личности воспитанника, — условие установления педагогически целесооб­разных отношений.

Все требования педагога по форме делятся на прямые и кос­венные. В косвенных уже не само содержание требования, а вы­зываемые им психические состояния учащихся становятся стимулом или, напротив, тормозом тех или иных действий воспи­танников. Исследования А.Ю.Гордина показывают, что в работе одних педагогов преобладают одни, а других — другие формы косвенного требования. Условно по эмоционально-психологичес­кой направленности их можно разделить на три группы:

выражающие положительное отношение: просьба, одобрение, доверие;

выражающие отрицательное отношение: недоверие, осуждение, угроза;

совет, требование в игровой форме, намек, условное требова­ние.

Преобладание предпочитаемых (осознанно или бессознатель­но) педагогом форм требования во многом влияет на характер складывающихся отношений и их развитие. Чем шире и богаче "палитра" косвенных требований, чем выше их процент в общем числе, тем ярче и выразительнее мастерство педагога, тем ближе и дороже он детям и они ему.

Все требования можно разделить на позитивные, т.е. стиму­лирующие какие-то нужные педагогу действия учащихся, и не­гативные, призванные тормозить, прекращать те или иные неже­лательные действия. Там, где число запретов со стороны учителя возрастает, трудно ожидать хорошего к нему отношения учащих­ся. А.С.Макаренко считал, что найти чувство меры между актив­ностью и тормозами — значит решить вопрос о воспитании.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем специфика педагогического общения?

2. Каковы место и роль педагогического общения в структуре дея­тельности учителя и воспитателя?

3. В чем сущность коммуникативной задачи?

4. Каковы этапы решения коммуникативной задачи?

5. Назовите стадии педагогического общения.

6. Раскройте технологические приемы реализации основных стадий педагогического общения.

7. Что такое "стиль педагогического общения" и каковы его основ­ные признаки?

8. Дайте технологическую характеристику основных стилей педаго­гического общения.

9. Что понимается под педагогически целесообразными взаимоотно­шениями?

10. Каковы условия и технологические приемы установления педа­гогически целесообразных взаимоотношений?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989.

Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. — Яро­славль, 1989.

Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. — Минск, 1989.

Добрович А.Б. Воспитателю о психогигиене общения. — М., 1987. Ильин Е.Н. Искусство общения. — М., 1988.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

Леонтьее В.А. Педагогическое общение. — М., 1979.

Мудрик. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984.

Петровский В.А., Калшенко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаи­модействие. — Ростов н/Д, 1993.

Раздел V ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Управление, труд руководителяэто творческий процесс, порой искусство всей системы действий.

Ф.Генов

Глава 22. Сущность и основные принципы управления педагогическими системами

• Государственно-общественный характер управления системой образо­вания • Общие принципы управления педагогическими системами

• Школа как педагогическая система и объект научного управления




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.