КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическое требование в регулировании отношений педагогов и воспитанников
Решение вопроса о регулировании внутриколлективных отношений и сплочении коллектива связано с проблемой педагогического требования. Вот почему она заслуживает особого внимания. Это, по существу, проблема педагогического стимулирования, большой вклад в разработку которого внес А.С.Макаренко. Он отмечал, что если "вы прямо, по-товарищески, открыто будете требовать", то ученик будет знать, что вы относитесь к нему, как к человеку. Такая требовательность еще больше сплачивает коллектив, больше объединяет учителей и учеников.* * См.: Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. V. – М., 1958.
Такая требовательность, основанная на уважении личности воспитанника, — условие установления педагогически целесообразных отношений. Все требования педагога по форме делятся на прямые и косвенные. В косвенных уже не само содержание требования, а вызываемые им психические состояния учащихся становятся стимулом или, напротив, тормозом тех или иных действий воспитанников. Исследования А.Ю.Гордина показывают, что в работе одних педагогов преобладают одни, а других — другие формы косвенного требования. Условно по эмоционально-психологической направленности их можно разделить на три группы: выражающие положительное отношение: просьба, одобрение, доверие; выражающие отрицательное отношение: недоверие, осуждение, угроза; совет, требование в игровой форме, намек, условное требование. Преобладание предпочитаемых (осознанно или бессознательно) педагогом форм требования во многом влияет на характер складывающихся отношений и их развитие. Чем шире и богаче "палитра" косвенных требований, чем выше их процент в общем числе, тем ярче и выразительнее мастерство педагога, тем ближе и дороже он детям и они ему. Все требования можно разделить на позитивные, т.е. стимулирующие какие-то нужные педагогу действия учащихся, и негативные, призванные тормозить, прекращать те или иные нежелательные действия. Там, где число запретов со стороны учителя возрастает, трудно ожидать хорошего к нему отношения учащихся. А.С.Макаренко считал, что найти чувство меры между активностью и тормозами — значит решить вопрос о воспитании. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. В чем специфика педагогического общения? 2. Каковы место и роль педагогического общения в структуре деятельности учителя и воспитателя? 3. В чем сущность коммуникативной задачи? 4. Каковы этапы решения коммуникативной задачи? 5. Назовите стадии педагогического общения. 6. Раскройте технологические приемы реализации основных стадий педагогического общения. 7. Что такое "стиль педагогического общения" и каковы его основные признаки? 8. Дайте технологическую характеристику основных стилей педагогического общения. 9. Что понимается под педагогически целесообразными взаимоотношениями? 10. Каковы условия и технологические приемы установления педагогически целесообразных взаимоотношений? ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. — Ярославль, 1989. Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. — Минск, 1989. Добрович А.Б. Воспитателю о психогигиене общения. — М., 1987. Ильин Е.Н. Искусство общения. — М., 1988. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. Леонтьее В.А. Педагогическое общение. — М., 1979. Мудрик. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984. Петровский В.А., Калшенко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. — Ростов н/Д, 1993. Раздел V ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ Управление, труд руководителя — это творческий процесс, порой искусство всей системы действий. Ф.Генов Глава 22. Сущность и основные принципы управления педагогическими системами • Государственно-общественный характер управления системой образования • Общие принципы управления педагогическими системами • Школа как педагогическая система и объект научного управления
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |