КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы психологии
АКТИВНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, – это общение, игра, учение и труд. Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Интериоризация – процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Экстериоризация – процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Функции языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения (связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков), коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). Все методы современной науки делятся на: 1) теоретические — учёный имеет дело не с самой реальностью, а с её мысленной репрезентацией (представленностью); 2) эмпирические — проводятся для проверки правильности теоретических построений, а учёный взаимодействует с самим объектом. К общенаучным эмпирическим методам относятся: наблюдение; эксперимент; измерение. Наблюдением называется целенаправленное организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдений называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Главными особенностями наблюдения являются: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность); сложность (порой невозможность) повторного наблюдения. Экспериментом называют проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. Эксперимент позволяет воспроизводить явления реальности в специально созданных условиях и тем самым выявлять причинно-следственные зависимости между явлением и особенностями внешних условий. Измерение проводится как в естественных, так и в искусственно созданных условиях. Отличие измерения от эксперимента состоит в том, что исследователь не стремится воздействовать на объект, но регистрирует его характеристики такими, какими они являются объективно (независимо от исследователя и методики измерения). Психологическим измерением называют оценку величины тех или иных параметров реальности, сходств и различий объектов реальности; эту оценку производит испытуемый. На основании этой оценки исследователь "измеряет" особенности субъективной реальности испытуемого. Измерение можно охарактеризовать как метод "промежуточный" между наблюдением и экспериментом, как "инструментальное" наблюдение. Теоретически возможен четвёртый вид эмпирического исследования — беседа, а шире — коммуникативный метод (см. таблицу). Классификация эмпирических методов
К неэкспериментальным методам относятся: наблюдение; беседа; "архивный метод", или анализ поведения и продуктов деятельности. Различают: несистематическое наблюдение — проводится в ходе полевого исследования. Для исследователя важно создание некоторой обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях; с истематическое наблюдение — проводится по определённому плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. Выделяют сплошное наблюдение - исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного изучения; выборочное наблюдение - исследователь обращает внимание лишь на определённые параметры поведения или типы поведенческих актов. Наблюдение может проводиться непосредственно или с использованием наблюдательских приборов и средств фиксации результатов. Варианты включённого наблюдения: - наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем; - наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется. Предметом наблюдения могут являться различные особенности вербального и невербального поведения. Типичные ошибки наблюдения, по А.А. Ершову. Гало-эффект. Обобщённое впечатление наблюдателя ведёт к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усреднённую оценку наблюдаемому поведению. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения даётся на основании другого наблюдаемого признака. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения. Беседа — диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого. Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения. Беседа как дополнительный метод включается в структуру эксперимента на первом этапе, на последнем — в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают: - клиническую беседу — способ исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д.; - целенаправленный опрос — интервью. В американской научной литературе принят термин "архивный метод " - метод, при котором психолог анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Отечественные психологи чаще всего обозначают его как "анализ продуктов деятельности" или праксиметрический метод. По целям и конкретным приёмам реализации "архивного метода" выделяют его разновидность - биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н.А. Рыбников, Ш. Бюлер). Техника контент-анализа — метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т.д.), в котором в соответствии с целями исследования выделяются определённые смысловые единицы содержания и формы информации. Затем производится систематический замер частоты и объёма упоминаний этих единиц в определённой совокупности текстов или другой информации. Достоинства контент-анализа: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых, данные проверены на надёжность; этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т.д.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |