Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрасли психологии




Методы психологии.

 

Наблюдение – наиболее распространённый метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включённым и не включенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное – является организованным, предполагает чёткий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включённое – предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в не включенном этого не требуется.

Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливаются личные контакты с испытуемым.

Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов (обычно оно включает использование конструктивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и адаптивных методик) и тестирование психокоррекционное (обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивной коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).

 

 

 

Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возникнове­ние и развитие ее конкретных отраслей.

Общая психология изучает содержание, особенности и общие законо­мерности функционирования психики и человеческого сознания, психиче­ские процессы, свойства состояния и формирования личности.

Социальная психология исследует психологические явления и про­цессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особен­ности и закономерности психики животных на разных этапах развития жи­вотного мира.

Педагогическая психология занимается исследованием психологи­ческих особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В ее задачи входят исследование процессов усвое­ния знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном коллективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обуче­нием и подготовкой учащихся к практической деятельности и др.

Возрастная психология изучает своеобразие психики людей разно­го возраста, процесс формирования личности человека и его умственного раз­вития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, ин­тересов, мотивов деятельности и т. п.

Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем со­отношения технических требований современных машин и психических возмож­ностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и др.

Психология искусства изучает психологическую специфику творче­ской деятельности в различных видах искусств (литературе, музыке, живопи­си, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений ис­кусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности.

Психология спорта занимается исследованием психологических осо­бенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояняя невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности чело­века во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.

Юридическая психология исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике.

Военная психология изучает психологию личности воина, воинского коллектива, психологические особенности их профессиональной деятелыю-сти в ее разных формах и видах.

Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболеваниях, содей­ствуя разработке рациональных методов их лечения.

Патопсихология основное внимание уделяет особенностям наруше­ний психики в связи с теми или другими недостатками в строении и фун­кциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как ре­зультат расширения сферы человеческой деятельности, с ее рационализацией и усовершенствованием. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических законо­мерностей (полученных в результате исследований, например, по общей или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, деятель­ностью людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические зако­номерности. Именно поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тог­да, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Психоло­гия изучает закономерности психики человека не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и ставя перед собой кон­кретную цель: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.