КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психоанализ З. Фрейда. Неофрейдизм
Поведение как предмет психологии в бихевиоризме Дж. Уотсона. необихевиоризм. Б. Скиннер. В начале 20 века психология вступила в период открытого кризиса. С 10 годов психология раскололась на ряд самостоятельных явлений. Бихевиоризм. Родоначальником был американский зоопсихолог Джон Уотсон(1878 - 1958). В 1913 выходит статья "психология с точки зрения бихевиориста", где он требует пересмотреть понимание предмета и метода психологии. По его мнению, предметом должно стать вместо сознания - поведение, а субъектный метод (интроспекция) нужно заменить на объективный метод. Задача психологии должна сводиться к тому, чтобы, зная внешний стимул(раздражитель: слово, выстрел и т.д.), можно было судить об ответной реакции человека, то есть вся задача бихевиоризма сводится к формуле SкR, (где S-стимул, R- ответная реакция). В 1925 выходит книга "Бихевиоризм". В ней он считал, что манипулируя внешними воздействиями, можно изготовить человека любого склада с любыми константами поведения. Но он не собирался делать человека, он считал, что надо сформировать человека, нужного обществу. Это был утилитарный подход к человеку. Основой учения бихевиоризма он считал учение Павлова об условных рефлексах. К 30-м годам последователи Уотсона стали осознавать материалистичность и стремились учитывать наличие человеческого сознания - необихевиоризм (Эдвард Толмен (использовал идеи гештальтпсихологии и фрейдизма), Кларк Халл (использовал павловское учение о высшей нервной деятельности)). В формулу Уотсона они добавили букву P (промежуточная переменная) над стрелкой SкR. Нельзя считать все результатом рефлексов, есть что-то и внутри человека. Они стали отходить от бихевиоризма Уотсона. Сейчас лидером бихевиористов является Беррес Скиннер (род. 1904). Он считает, что поведение человека надо описывать не формулой SкR,а RкS. Скиннер начал признавать активность, присущую человеку. Он считает, что поведение человека не есть связка условных рефлексов, а это есть совокупность оперантных рефлексов. Скиннер придумал "ящик Скиннера". Пападая внутрь, животное наталкивается на педаль, на которую оно может нажать и получить еду - подкрепление. То есть вначале реакция, а затем - подкрепление. Бихевиоризм внес существенный вклад в обучение (Скиннер создал программированное обучение), и в свою собственную психотерапию (модификация поведения - от пациента добиваются нужного поведения, воздействуя различными стимулами).
З. Фейд (1856-1939). Придерживался материальных взглядов и принципов детерминизма: всякое явление должно иметь материальную причину. С точки зрения детерминизма он рассматривал организм и поведение человека. Он опирался на 2 закона: 1) закон сохранения энергии, 2)закон эволюции человеческого мира. Энергия может разряжаться в нормальных или патологических условиях. Теория Фрейда - психоанализ. Он работал под рук-м Иосифа Брейера, который хотел проконсультироваться по сложному случаю истерии у Анны О. Фрейд считал, что симптомы истерии возникли у нее в результате подавления аффектов. По Фрейду, все эти симптомы истерии замещают нереализованные, но желаемые действия, значит, энергия влечения разряжается в извращенной форме (разряжалось в органах: речь - перестала говорить по-немецки, паралич рук, слепота, не могла пить). Как бороться: заставить пациента пережить вновь подавленное влечение и этим придать нервно-психической энергии другое направление, перевести в русло катарсиса, то есть рассказать врачу о своих подавленных влечениях. Брейер владел гипнозом, отсюда они узнали, в чем дело. Таким образом у нее пропали симптомы истерического состояния. Почему подавляется влечение? Почему оно направляется вовнутрь, а не вовне? Фрейд ответил на это, создав свою концепцию личности: личность состоит из 3х частей СУПЕРЭГО, ЭГО, ИД. ИД(оно) - неосознаваемые человеком инстинкты, полученные от предков, они есть энергетическая основа поведения: половой инстинкт (либидо), агрессия (стремление к смерти - морбидо). СУПЕРЭГО (супер-я) - нормы поведения в обществе, которые навязываются личности, усваиваются, становятся неосознаваемыми. Эти нормы сталкиваются с ИД и подвергают их "цензуре". СУПЕРЭГО дает влечениям негативную оценку, оценивает их как постыдные, неприемлемые для общества. Столкновение СУПЕРЭГО с влечениями, то есть принципов реальности и принципов удовольствия - основа нашей психической жизни. В результате происходит либо сублимация (разрядка энергии в приемлемых для общества формах); либо влечение загоняется внутрь, действует на органы, то есть разрядка происходит внутри. ЭГО (я) - нечто среднее между СУПЕРЭГО и ИД, по Фрейду, выступает как исполнитель сублимированной энергии. Фрейд акцентирует внимание на бессознательном. До него была психология сознания. Он перевернул все понятие о психологии. Наша основная жизнь - бессознательное - то есть инстинкты и т.д. Каким образом происходит излечение? Главный метод - метод свободных ассоциаций, то есть ассоциации должны быть выведены из-под контроля сознания. Потом З.Фрейд отказался от гипноза и этот метод он реализовывал, вводя человека в состояние релаксации (Человек лежит, рассказывает ряд ассоциаций, если он заикается, делает паузы, значит вмешивается СУПЕРЭГО). Тот факт, что какие-либо влечения находятся под "цензурой", Говорит о том, что надо устранить психотерапевту. Эти подавления появляются и в оговорках, ошибках, шутках, каламбурах. Когда шутим, облегчаем свое нервное состояние. Фрейд огромное значение придал бессознательному, но в его психоанализе главным доктором является сознание человека. Таким образом - парадокс. Неофрейдизм - направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст. Представители -Хорни, Фромм, Салливан (США). Согласно Хорни, причиной неврозов является тревога, возникающая у ребенка при столкновениях с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания со стороны родителей и окружающих людей. Фромм связывает неврозы с невозможностью для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, кортовое формирует у человека чувство одиночества, оторванность от окружающих, вызывая невротические способы избавления от этого чувства. Салливан усматривает истоки неврозов в тревожности, возникающие в межличностных отношениях людей. При видимом внимании к факторам общественной жизни неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества в противостоящим ему; при этом общество рассматривается как источник "всеобщего отчуждения" и признается враждебным коренным тенденциям развития личности.
Гештальтпсихология: целостный подход против элементаризма. Первые работы появились в 1912, в Германии. Авторы: Вертгеймер, Келлер, Коффка. Гештальтпсихология была протестом против элементаризма других направлений психологии. Для гештальтпсихологии и поведение, и сознание носят целостный характер и даже более: именное целое определяет особенности элементов, но не сумма элементов определяет качество целого. Согласно их представлениям, психическое сознание, поведение - нечто большее, чем сумма реакций; оно целостно. Гештальтпсихология занималась определением образа восприятия, психологи изучали, как возникает психический образ. Келлер изучал поведения обезьян, пытался определить интеллектуальные способности обезьян. Он помещал около клетки банан. Обезьяна не могла дотянуться, она делала несколько безуспешных попыток дотянуться, затем она останавливалась (задумывалась) и решала задачу: хватала палку, притягивала банан и пожирала его. Животное решало ситуацию через мгновенную перестройку целостной ситуации, что объяснялось перестройкой "инсайта" (- озарение). "Инсайт" - мгновенное схватывание, он возникает потому, что мозг - это некая физическая система, разжиженный раствор. Предметная ситуация отражается в этой системе по принципу изоморфизма, т. е. структурной подачи. Мозг обладает свойством а т. е. содержит хорошо сформированные структуры, образы, конфигурации, которые под воздействием объекта, ситуации создают новый психический образ, т. е. в нас уже заложен способ видения окружающего мира. Эта точка зрения представляет наше восприятие пассивным. Наши психологи были с этим не согласны. Для того, чтобы в голове создался образ. необходимо, чтобы глаз провел по контуру объекта и послал сигнал в кору головного мозга. Наши психологи считают, что образ объекта есть результат сложной деятельности. Гештальтпсихология построена на принципе целостности, на этом основывается гештальттерапия, социальная психология.
Гуманистическая психология: спор между номотетическим и идеографическим подходом в познании человека. Гуманистическая психология - направление, появилось в США, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку. Это направление появилось как третья сила наряду с распространенными психоанализом и бихевиоризмом. Гуманистическое направление имеет европейские истоки - Вильгельм Дильтей (немец). К концу прошлого века он предложил разделить психологию на объяснительную (психология, ориентирующаяся на естествознание, базируется на методе объяснения) и описательную (в литературе называют понимающей - психология, ориентирующаяся на науки о культуре, базируется на методе интуитивного постижения жизни). Почему он это сделал? Это связано с методологическими спорами. Суть: Один из крупных немецких философов (Вильденбандт) в 1894 предложил разделить науки не по предмету, а методу исследования. Он предложил 2 вида наук: 1. номотетические (отыскивают общие закономерности) и 2. идеографические (изучают отдельные случаи, которые имеют место один раз). Объяснительная психология для Дильтея - это номотетическая, а описательная - это идеографическая, где человек - это нечто уникальное. По Дильтею. каждой из этих дисциплин свойственна своя научная парадигма. Объяснительная психология, по Дильтею. действует на основе естественно-научной парадигмы, т. е. у нее понимание и метод исследования предмета, которые приняты естественными дисциплинами. Суть естественно-научной парадигмы: 1. Предмет исследования (психика, личность) - объект, вещь; 2. Имеет место монологическая форма познания предмета, т. е. исследователь созерцает вещь и высказывается о ней; 3. сам объект исследования пассивен; 4. задача исследователя - наиболее точно предсказать поведение человека. Это возможно в силу того, что объект, т. е. человек, в основном детерминируется внешними причинами. Описательная психология исходит из гуманитарной парадигмы: 1. Предметом исследования выступает личность как активный субъект; 2. Знания о ней исследователь получает в процессе воздействия с личностью; 3. предсказать поведение личности затруднительно, т. к. она детерминируется собственными целями. Создатели гуманистического направления: Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Шарлотта Бюллер, Гордон Олпорт,. У гуманистической психологии нет особых границ. Признаки гуманистической психологии: 1. антиэкспериментальная психология (нельзя экспериментировать над человеком); 2. Психотерапия, причем, в первую очередь, она не признает модификации поведения, ее цель - изменение сознания клиента, изменение им восприятия окружающего мира; 3. Акцент на человеке, на его возможностях и в этом смысле противопоставляет себя религии. Религия делает упор на Бога, а гуманистическая психология считает, что поведение зависит от человека самого, личность должно делать все сама. Карл Роджерс наиболее известен. он создатель "недирективной, центрированной на клиенте терапии". Это терапия распространяется по миру. Она основана на философии человека: 1. Люди по своей природе свободны и добры; 2. Пациенты. учащиеся, шефы, политики и т. д. - все это люди; 3. конструктивное взаимодействие с людьми (приводит к умиротворяющему эффекту) возможно, если психотерапевт входит с пациентом в человеческие отношения. На основе такой философии Карл Роджерс установил 3 необходимых и достаточных условия гуманизации человека: 1. безоценочное позитивное принятие любого человека; 2. активное эмпатийное слушание партнера по общению (сопереживание, сочувствие); 3. Конгруэнтное (адекватное, искреннее) самовыражение в общении с партнером, нельзя скрывать свои чувства, т.е. надевать маску. По Карлу Роджерсу, в каждом человеке с рождения заложено стремление реализовать себя и у любого есть силы для этого, но воспитание и нормы, устанавливаемые обществом, принуждают его забыть о собственном стремлении и принять ценности, навязанные ему кем-либо. Следовательно, личность развивается не так, как надо, т. е. происходят отклонения в развитии личности. Задача гуманистической психотерапии: Согласовать между собой идеальное и реальное "Я", которое формируется на основе опыта человека. Реальное "Я" зависит от оценок окружающих. В ходе сеанса человеку надо помочь перестать ощущать себя рабом социального окружения. Надо стать уникальным "Я". Для этого надо познать клиента в рамках гуманистической психотерапии. Здесь отсутствует номотетический подход, т. к. нет закономерностей. Есть только идеографический подход: на сеансе существует атмосфера, к-я позволяет очень тонко и щадящее познать систему знаний клиента. Главный путь познания - перенос на себя отношений клиента. У клиента в процессе сеанса возникают различные чувства и психотерапевт должен почувствовать. что у клиента на душе. А как же изучать гум. психологию/психотерапию? Можно овладеть только практически. Недостаток - ограничение в подходе к познанию.
Деятельностный подход в психологии: отечественная психология о предмете и путях познания в психологии. До 20 г. наша психология являлась интроспективной психологией сознания. Деятели: Челпанов, Нечаев, Лазурский. 1 фактор появления новой психологии: Революция 17 года оказалась катализатором для процесса модификации психологии и перевода на новые методологические рельсы. Идеологическое влияние наша отечественная психология испытала после съезда по психоневрологии и методологии в 1923. Корнилов (ученик Челпанова) в своем докладе призвал перевести русскую психологию на "марксистские рельсы". Но это был только призыв. В результате на отечественной почве возникли 2 направления в психологии: рефлексология (Бехтерев - предмет поведения как совокупность сочетаемых рефлексов) и реактология (Корнилов - предмет поведения как совокупность реакций поведения). Эти направления похожи на бихевиоризм, подвергались критике за механистичность в подходе и к 30 годам исчезли. Параллельно развивался деятельностный подход. Деятели: Выгодский, Рубенштейн, Лурия, Леонтьев. Они декларировали свою приверженность к марксизму и обратились к трудам Маркса - "экономико-философским рукописям 1844 года", к "Капиталу". Были подчеркнуты 2 идеи: 1. идея об общественно-исторической обусловленности психики и сознания; 2. идея о деятельности человека, как главного средства порождения и изменения психики и сознания человека. Второй фактор появления новой психологии: изменение тематики исследования. Главный предмет исследования - трудовая деятельность человека, которая социально обусловлена, целенаправленна и предметна. Чтобы понять ее, нужно было создать новую парадигму исследования. Предметом отечественной психологии выступают психика и сознание - отражение внешнего мира, которое возникло и развивалось в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Сознание - высший этап развития психики, оно носит социально обусловленный, опосредованный речью характер. Деятельность человека - главный фактор развития психики и сознания. Психика, сознание - это внутренний план внешней предметной деятельности и одновременно регулятор этой деятельности. Познание психических процессов, свойств и состояния человека носит объективный характер. В отечественно психологии Гальперин сформулировал принципы познания и изучения: 1. нужно изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней, предметной деятельности; 2. следует изучать психику по ее роли в этой внешней предметной деятельности, изучая ее конкретное строение; 3. следует рассматривать деятельностный подход не как безличный процесс, а как деятельность субъекта в плане психологически отраженной проблемной ситуации. По изменению деятельности можно судить об изменениях сознания и психики. Самонаблюдение - это не метод познания, а в форме словесного самоотчета выступает как объект исследования. Этот подход был успешно применен в годы ВОВ. Психологи, решая проблему реабилитации раненых, использовали этот подход, в частности Лурия. У многих раненых не восстанавливались двигательные функции. Раньше использовали силовой подход (физический), который был неэффективен. Лурия применил деятельностный подход. Психика возникла в деятельности, которая носит предметный характер. Он предложил бойцам работать с предметами (достать коробок и прикурить). Выздоровление шло быстрее. Или: глухонемых детей обучают речи. Рука ребенка чувствует дрожание горла у воспитателя.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |