Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темперамент и характер




ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности - формирование его индивидуального стиля.

Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены различ­ными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темпера­мента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек выби­рает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непро­извольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Индивиду­альный стиль деятельности возникает только в той случае, если человек ищет наилуч­шие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.

Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он форми­руется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуаль­ного стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном возрасте при реше­нии практических задач игрового характера.

Ядро индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы[3]. Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю, можно выделить две группы:

1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задат­ков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не ха­рактеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.). не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и ин­тересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, одна­ко характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек про­являет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, опреде­ленным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индиви­да. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности постепенно ткут узоры.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, темперамент относится, прежде всего, к биологически обусловлен­ным подструктурам личности. На основании изложенного выше наглядно и кратко, ограниченно и небесспорно место темперамента среди иерархии подструктур личности можно представить в виде таблицы.

 

Типы высшей нервной деятельности     Характеристика нервных процессов возбуждения и торможения Вид темперамента
по силе по уравновешен­ности по подвижности    
Сильный Сильный Уравновешен­ный Подвижный Сангвиниче­ский
Безудержный Сильный Неуравнове­шенный Подвижный Холерический
Инертный Сильный Уравновешен­ный Малоподвиж­ный Флегмати­ческий
Слабый Слабый Неуравнове­шенный Малоподвиж­ный Меланхоли­ческий

 


Подструктуры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологического Основные связи с Специфические виды формирования Необходимые уровни психологического анализа
      Отражением сознанием потребностями активностью    
         
Биопсихические свойства Темперамент Социального почти нет Физиологические механизмы психического отражения Только стиль осознания Через биологическую нужду Через силу и подвижность нервных процессов Тренировка Психофизиологический нейропсихологический

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.