Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность способностей




Сущность характера.

Характер это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности, которые обусловлива­ют особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодей­ствия с другими людьми.

Знать характер человека — значит знать те существенные черты, кото­рые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в его поступках.

Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой. Различные черты, входящие в харак­тер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типологическом аспектах, а также в ас­пекте индивидуальных особенностей.

В структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные ком­поненты, которые являются общими для всех людей.

Структура и содержание характера каждого человека определяются:

— динамикой воли (тем, насколько способен человек осуществить свои цели, т.е. слаба или сильна его воля);

— спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те и иные его по­ступки;

— интеллектуальными особенностями;

— взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важ­но, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу).

Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявля­ется в активном избирательном отношении человека к требованиям реального мира и таким образом оказывает влияние на его деятельность.

Особенности темперамента также накладывают отпечаток на характер и социальное поведение человека. Однако какая из сторон темперамента (поло­жительная или отрицательная) станет чертой характера, зависит от условий его формирования.

Характер формируется под влиянием общественных условий в результа­те деятельности личности. В то же время он является проявлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.

 

 

При равных внешних условиях разные люди приобретают знания, уме­ния и навыки с неодинаковой степенью эффективности. Там, где один человек все «схватывает на лету», другой тратит много времени и сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой при всем своем старании — лишь опре­деленного среднего уровня. Есть некоторые виды деятельности, например ис­кусство, наука, спорт, в которых успеха может достигнуть только человек с определенными способностями.

Способности ~ психическое свойство личности, отражающее прояв­ления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овла­девать одним или несколькими видами деятельности.

Способности бывают специальные и общие.

Специальные (профессиональные) способности — это возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности, Например, возможность развития педаго­гической внимательности является необходимой специальной способностью учителя.

Общие способности — это благоприятные возможности развития осо­бенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются возможно­сти развития у человека находчивости, сообразительности и т. п.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конк­ретному человеку, составляет одаренность. Одаренность обусловливает осо­бенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуаль­ных особенностей личности.

Исключительная, наивысшая степень одаренности, выражающаяся в ка­чественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или несколь­ких областях деятельности, называется гениальностью. Творчество гениально­го человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.

У каждого человека при рождении формируются определенные предпо­сылки его способностей задатки. Задатками называются врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей.

Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться самые различные способности. Последние определяются окружающей средой, характером тех требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, свя­занной с необходимостью быстро реагировать на смену ситуаций, активно пере­страиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и др.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.