Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и функции действия




Действие произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Действие — структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели. Оно осуществляется человеком с помощью определенных способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуацией дея­тельности и условиями, в которых она осуществляется. Эти способы и при­емы — неосознаваемые или малоосознаваемые операции — представляют самый низший уровень деятельности.

Инициация действий — лишь один из этапов определенной активности человека. Ее исходный момент — начало активности головного мозга как ре­зультат сопоставления внутреннего состояния индивида с объектами или си­туациями. Второй — обработка мозгом информации, поступающей от организ­ма и внешнего мира. Третий этап — наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта.

Обработка информации выполняется более или менее автоматически при рефлекторных реакциях или в процессе инстинктивного поведения. При сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии реше­ний в этом процессе участвуют память и мышление человека.

Как крупные цели членятся на более мелкие, так и крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. По структуре действие в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосред­ственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредо­ванно. В качестве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.

В каждом действии выделяются его двигательные (моторные), умствен­ные (внутренние) и чувственные (сенсорные) компоненты.

По способу функционирования действие является произвольным и пред­намеренным.

Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом реше­ния о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его дея­тельности; тогда этот образ действия приобретает для него личностный смысл и выступает как цель действия.

При наличии намерения у субъекта возникает установка к достижению предвосхищаемого результата действия. Она связана с образом предвидимой цели, который задает только общее направление построения действия, тогда как исполнительная его часть определяется конкретными условиями ситуации.

Понятие действия как единицы анализа и предмета исследования ис­пользуется при изучении действий перцептивных, мнемических, умственных, исполнительных, творческих и др.

В ходе выполнения действия осуществляется контакт субъекта с предмет­ным миром, преобразование (физическое или мысленное) предметной ситуа­ции и достижение каких-либо результатов (личностный) смысл которых для субъекта оценивается эмоциями).

В ходе выполнения действия могут появляться новые цели деятельности, может также изменяться место данного конкретного действия в общей струк­туре деятельности.

С точки зрения теории деятельности в характеристике всякого дей­ствия можно выделить следующие аспекты:

— действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержа­ния цели;

— действие — одновременно акт сознания и акт поведения;

— действие активно и не сводится к одним только реакциям на вне­шние раздражители;

— цель действия может быть любой, как чисто биологической, так и социальной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.