Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности действий и деятельности




Основные науки о проблемах человека как субъекта деятельности.

Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созида­тель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовной жизни человека: глубина ума и пережива­ний, сила воображения, творчества и воли, способности и черты характера, талант.

Именно в деятельности человек раскрывается как субъект. Объект дея­тельности — это то, на что она направлена, субъект деятельности — это человек, ею управляющий. При этом человек является и субъектом познания окружающей действительности и самой деятельности.

В процессе деятельности происходит формирование сознания.

Сознание человека — высший этап развития психики и продукт обще­ственно-исторического развития, продукт труда.

Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания учитель, например, судит об уровне знаний и особенно­стях развития сознания школьника. Анализируя учебную деятельность школь­ника, он делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памя­ти. По делам и поступкам определяют характер и другие качества личности. Предметом психологического изучения является и личность в деятельности.

Деятельность — категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление орга­низма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознатель­ное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности, взаимодействию с другими людьми.

Вот почему в деятельности человек выступает как субъект общения и социального поведения.

На схеме указаны различные науки, которые изучают человека как субъекта с различными характеристиками.

 

Основные характеристики деятельности человека — предметность и субъектность.

Специфика предметной определенности в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъект непосредственно, они преобразуются в процессе деятельности.

Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятель­ности животных как ее обусловленность свойствами объектов — ключевыми раздражителями, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира.

В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой дея телъности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связях со значениями, зафиксированными в схемах действия, по­нятиях языка, ценностях, ролях и социальных нормах.

Субъектность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потреб­ностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направ­ленность и избирательность деятельности; в смысле личностном — «значе­нии для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям.

При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения:

генетический — в нем исходной формой любой человеческой де­ятельности является социальная совместная деятельность, а как ме­ханизм развития психики выступает интериоризация, в ходе кото­рой осуществляется переход внешней по форме деятельности во внутреннюю;

структурно-функциональный в основе такого рассмотре­ния строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому; иерархические взаимосвязи меж­ду единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содер­жание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произволь­ный или непроизвольный);

динамический здесь при рассмотрении деятельности изуча­ются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: ак­тивность надситуативная, определяющая саморазвитие деятельности, и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая ус­тойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальнос­ти.

Выполнение деятельности осуществляется на основе психофизиологи­ческих механизмов, рассмотренных в теории функциональных систем психи­ки, акцептора результатов действия и представлений о системной организа­ции высших психических функций.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.