Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика детей группы риска 2 страница




Надо отметить, что возраст влияет на характер «трудности». Трудные школьники разных возрастов отличаются друг от друга. У младших школьников серьезных недостатков гораздо меньше, чем у подростка. У не­го, как правило, отсутствуют черты, ведущие к асоциальному поведению. Поэтому на примере именно этого возраста были рассмотрены такие типы как трудный, педагогически запущенный ребенок и ребенок с задержкой психического развития.

У подростка, наоборот, они обостряются и следующий тип трудности в поведении ребенка – девиантное поведение в основном присуще именно подросткам.

Девиантное поведение. В психологической литературе можно найти разные определения девиантности. Все авторы сходятся в том, что девиантность поведения ребенка – это нарушение норм, принятых в данном обществе. Так определение, данное В.В.Ковалевым в 1979г. выглядит следующим образом – девиантное поведение, это поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм. Степанов В.Г. выделяет в качестве дополнительной характеристики трудности коррекцию поведения и необходимость в индивидуальном подходе к таким детям. Девиантное поведение можно рассмотреть в широком и узком смысле. В широком – под девиантным поведением можно понимать любые действия, которые не соответствуют нормам и стереотипам, сложившимся в обществе. В узком смысле – это негативные и неодобряемые отклонения от общепринятых норм.

Можно выделить следующие типы девиантного поведения: деликвентное поведение; аддиктивное поведение; патохарактерологическое; психопатологическое; поведение на базе гиперспособностей; криминальное поведение. Девиацию можно рассмотреть с двух сторон – позитивная и негативная.

Позитивная девиация - это отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается некоторыми как отклоняющееся, необычное, но оно не вызывает неодобрения. К таким действиям можно отнести героические поступки, самопожертвование, сверхпреданность, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости.

Негативная девиация – это те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей неодобрение или осуждение. К ним можно отнести вандализм, воровство, предательство, терроризм, жестокое обращение с животными и т.д.

1. Деликвентное поведение (от лат. «delinquens» - провинность, проступок) характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Можно выделить следующие типы деликвентного поведения:

· агрессивно-насильственное поведение. К нему можно отнести побои, поджоги, садистские действия, направленные против личности человека;

· корыстное поведение. Оно включает мелкие кражи, вымогательства, угоны автомобилей и другими имущественными посягательствами, имеющими стремление получить материальную выгоду;

· распространение и продажа наркотиков.

Деликвентное поведение– это не только внешние действия и проявления. Его опасность заключается в том, что у ребенка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению системы регуляции.

2. Аддиктивное поведение. Это зависимое поведение. Слово произошло от англ. «addiction» - склонность, пагубная привычка; латинское толкование «addictus» - приговоренный к рабству за долги). Это один из типов девиантного поведения, когда человек стремится уйти от действительности с помощью изменения своего психического состояния. Это может произойти посредством приема некоторых психотропных препаратов, выбора определенного вида деятельности. К формам аддиктивного поведения можно отнести: химическую зависимость (наркотическая, лекарственная, алкогольная); нарушение пищевого поведения (булимия, анорексия); гемблинг (азартные игры, компьютер); сексуальные аддикции (зоофелия, некрофилия, педофилия, садизм, мазохизм); религиозное деструктивное поведение (фанатизм, вовлеченность в секту).

3. Патохарактерологическое поведение. Этот тип поведения обусловлен патологическими изменениями характера, к которым можно отнести: психопатию, акцентуацию характера.

Психопатия – это аномалия характера, тягостная как для самого индивида, так и для окружения. Она выражается в неадекватности реакции на внешние раздражители. Это состояние может длиться всю жизнь. Можно выделить важнейшие черты психопатии (П.Б.Ганушкин):

· Постоянство психопатических черт характера, их малая обратимость (независимо от обстоятельств);

· Постоянная социальная декомпенсация (нарушение нормальных взаимоотношений с окружающими);

· Тотальность особенностей личности (патологическими являются не отдельные черты, а весь психический склад личности)

· Этиология (сифилис и алкоголизм в роду, пьяное зачатие, инфекции и интоксикации в младенческом возрасте.

Акцентуация – это крайняя степень нормы Она характеризуется выраженностью отклонений от средней величины темперамента, характера и личности в целом. Акцентуация не препятствует адаптации личности, но снижает границы этой адаптации. Она возникает, как правило, вследствие негативных воспитательных воздействий.

4. Психопатологическое поведение является проявлением тех или иных психических заболеваний (бред с галлюцинациями; навязчивые идеи).

5.Поведение на базе гиперспособностей. Способности у некоторых людей выше среднестатистического уровня. При этом, как правило, они беспомощны в быту, чудаковаты, отрешены от действительности. Их интересы лежат в области их способностей (музыка, живопись, математика, компьютер).

6. Криминальное поведение. Служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют деликвентное и девиантное поведение.

К формам девиантного поведенияотносят агрессию, аутоагрессию (самоповреждение, суицид); злоупотребление психотропными веществами (алкоголь, наркотики, лекарственные препараты); нарушения пищевого поведения; нарушение сексуального поведения; коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность); безнравственное и аморальное поведение.

Обобщая характеристику девиантного поведения, еще раз обратим внимание на то, что девиация нарушает жизнь общества и является для него серьезной проблемой, поскольку определяет негативные социальные роли членов общества. Но, в то же время, она (девиация) содействует возникновению необходимости пересмотра старых норм и, главное, изменению взгляда общества на девиантных детей.

Обобщая терминологические феномены педагогической запущенности, трудности, задержки психического развития и девиантности поведения, выделим общее значение – это дезаптация ребенка, как нарушение социально-психического состояния и поведения под воздействием внешних и внутренних причин.

Для проведения успешной педагогической коррекции необходимо, прежде всего, знать причины отклонения, ведущие к попаданию детей в группу риска. В психолого-педагогической литературе их выделено немало. Мы выберем основные, на наш взгляд, дающие возможность идентичной индивидуализации, профилактики и корректировки поведения детей группы риска. К ним можно отнести четыре группы причин: биологические причины, социальные, психологические и педагогические. Деление причин на такие группы можно и нужно считать достаточно условным, поскольку весь процесс взаимодействия взрослого и ребенка представляет систему, обусловленную социальными условиями и личностными особенностями участников. Но введение некоторой классификации, на наш взгляд, значительно облегчает знакомство с теоретическим материалом и позволяет, несмотря на ограничение определенными рамками того или иного понятия, правильно проанализировать, обобщить и усвоить прочитанное.

Разберем более подробно эти группы.

К биологическим причинам относятся причины наследственного характера. К примеру, основные свойства нервной системы формируются под воздействием наследственности и определяют в дальнейшем психическую структуру человека. Свойства нервной системы, такие как подвижность, уравновешенность, сила, влияют на развитие познавательных процессов и проявляются в их формировании. Во многом это обусловливает уровень развития у ребенка мышления, памяти, внимания, восприятия и пр.

Так же к биологическим причинам можно отнести те врожденные свойства, которые не входят в наследственный ряд. Это могут быть различного рода нарушения, такие как врожденные дефекты зрения, слуха, нервной системы, какие-либо телесные недостатки, нарушения умственного развития, психические и психофизиологические расстройства.

Группа социальных причин может быть нами раскрыта в историческом развитии, объясняющем положение детей в обществе. Так, известно, что до 18 века проблемы трудности детей не выделялись в особую педагогическую категорию и дети включались во взрослую жизнь и несли все ее тяготы. Классовый характер отношения к трудным детям сказывался лишь на характере их жизненных трудностей. Уже с 7 лет дети выполняли все взрослые функции: пахали, помогали по хозяйству или учились ездить на лошади и фехтовать. Но в 18 веке были сформулированы основные педагогические характеристики детей как особой социальной группы. С этим периодом связано и требование к родителям выполнять свои не только материальные, но и духовные обязанности по отношению к детям. Вводится термин «Контроль», во многом определяющий характер ответственности родителей за поведение своих детей, замененный в более поздние периоды термином «Социализация».

Современное общество характеризует целый букет социальных причин, обусловливающих появление групп риска. Это и многодетные семьи, и семьи алкоголиков и наркоманов, это все увеличивающее количество несовершеннолетних родителей. И, наконец, это общее падение экономических и материальных стимулов, способствующих адекватной социализации личности. Безусловно, нельзя отнести всех, без исключения, детей из неполных или конфликтных семей к детям группы риска. Но экономическая нестабильность создает предпосылки для возникновения отклонений от социальной нормы.

Мы выделим наиболее традиционные социально-психологические причины девиантного поведения: (1, С.12)

· Дефекты правового и нравственного сознания;

· Содержание потребностей личности;

· Особенности характера;

· Особенности эмоционально волевой сферы.

Формирование правового и нравственного сознания является чрезвычайно трудным действием и зависит от многих причин, в том числе и от окружения, в котором формируется ребенок. Зависимость ребенка от норм, ценностей и требований микрогруппы, в которой он оказался. Низкий уровень сознания может быть объяснен и протестом против жизни, которой навязывают ребенку, особенно подростку окружающие его взрослые люди. Следует отметить, что эти причины могут быть следствием кратковременного девиантного поведения и во многом зависят от умелого, педагогически выверенного поведения взрослых. Если взрослых пересмотрит свою позицию по отношению к ребенку, задействует его самого в решении совместных проблем, то девиантность, если не исчезнет сразу, то некоторые проблемы могут просто отойти на последнее для ребенка место в системе его ценностей.

Формирование сознания ребенка во многом обусловлено средой его развития. Если среда агрессивна или криминальна, она откладывает отпечаток на сознание ребенка, формируя его ценностные ориентации и обусловливая его поведение. Она же формирует и потребности личности. Криминальное формирование потребностей способствует совершению ребенком неблаговидных поступков. Для удовлетворения своих потребностей он идет на нарушения норм поведения, требуемых обществом от своих членов. В удовлетворении потребностей не последнее место занимает низкая самооценка детей с девиантным поведением. Оценка человеком своего потенциала, возможностей, обусловливающих определенное место в социальной нише, играет большую роль в построении взаимоотношений ребенка с окружающим его социумом.

Безусловно, в самооценке проявляется и характер личности, влияющий как на самооценку, так и на удовлетворение потребностей. Слово характер греческого происхождения (character) Оно определяется как совокупность психических особенностей данного человека, проявляющихся в его действиях, поведении. Характер – это совокупность отличительных признаков, свойственная конкретному индивиду и отличающая его от других людей. Черты характера проявляются в различных сферах жизни человека. Они во многом определяют, какое место займет индивидуум в социальной матрице. Каждая черта характера проявляется в определенных типичных обстоятельствах. Именно поэтому характер тесно связан с отношением ребенка к окружающему его миру. Черты характера имеют побуждающую силу, что, несомненно, является индивидуальной характеристикой личности. В одних и тех же условиях, одни люди поступают так, а другие иначе. Благодаря таким склонностям, люди в экстремальных, стрессовых ситуациях могут принимать решения, противоречащие объективным условиям, но дающие возможность выжить именно благодаря принятому решению. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что личность проявляет большую настойчивость и энергию в характерном для ее способе действий. Характер представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Отдельное свойство характера зависят друг от друга. В психологии можно выделить четыре свойства характера, определяемые разными отношениями индивида.

1. Свойства, выражающие отношение личности к коллективу в целом и отдельным его членам. К таким свойствам можно отнести: отзывчивость, требовательность, доброту, заносчивость и т.д.

2. Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, ответственность, добросовестность и т.д.).

3. Свойства, выражающие отношение к окружающим индивида вещам (аккуратность, неаккуратность, неряшливость, чистоплотность и т.д.)

4. Свойства, выражающие отношение к самому себе (честолюбие, гордость, униженность, скромность, нескромность и. д.)

Описываемые свойства характера в своей совокупности определяют место каждого человека в системе общественных отношений.

В становлении ребенка как субъекта общества большое значение имеет развитость его эмоциональной сферы. Существует возрастная характеристика этого феномена человеческой личности. В соответствии с ней эмоциональные проявления в каждом конкретном возрасте различны. У младшего школьника эмоциональная сфера наиболее развита, и он реагирует на оценку его личности со стороны взрослых, как правило, бурно. У детей с девиантным поведением эта оценка обычно негативна. Окружающие не утруждаются особенно выяснением мотивов «неправильного» поведения ребенка, сразу же осуждая его. Реакция ребенка с девиантным поведением на низкую оценку его деятельности со стороны семьи, окружения, общества зачастую приводит его к психологическим, эмоциональным срывам, к депрессии и даже к суициду. Дети, входящие в группу риска, характеризуются, как правило, эмоциональными расстройствами. Симптомы таких расстройств могут выражаться в поведении ребенка (М.Раттер):

· Адекватность поведения ребенка нормативам, соответствующим его взрасту и половой принадлежности. (К примеру, разлука с близкими вызывает тревогу в младшем школьном возрасте, а не в подростковом):

· Длительность сохранения расстройства. Страхи, припадки, капризы, нежелание что-то делать свойственно многим детям. Но если эти проявления носят длительный характер, это является отклонением от нормы;

· Колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей;

· Появление новых, не связанных с нормами изменений в поведении ребенка;

· Появление тяжелых и часто повторяющихся симптомов. (К примеру, ночные кошмары, связанные с просыпанием ребенка в слезах и нервном расстройстве);

· Наличие ряда симптомов, касающихся разных сторон психической жизни ребенка и проявляющихся одновременно.

Естественно, эти причины следует рассматривать и оценивать в свете социального окружения, в котором живет ребенок.

Ученые пришли к выводу, что отклонению от нормы способствуют не сами психические аномалии, а психологические особенности личности, которые формируются под их влиянием. Поэтому необходимо быть крайне осторожным в диагностике подобных отклонений и помнить о том, что эмоциональная структура личности определяет ее внутреннее состояние, через которое она взаимодействует с социальной средой.

Психологические причины. В эту группу входят причины, связанные с индивидуальными и возрастными особенностями личности.

Индивидуальные особенности личности рассматриваются в психологии как набор признаков, присущих определенному индивидууму. Их сочетание образует целостную структуру, включающую многообразие характеристик человека К таким характеристикам можно отнести: мысли, чувства, волю, потребности, мотивы, желания, интересы, склонности, способности и др. Предпосылками формирования индивидуальных особенностей выступают анатомо-физиологические задатки. Особое место в рассмотрении вопроса занимает анализ темперамента и характера человека. Мы можем сказать с уверенностью, что именно по «набору» индивидуальных особенностей можно различать людей. К примеру, индивидуальные различия проявляются в свойствах нервной системы. Процессы возбуждения и торможения, не полностью, но значительно определяют тип поведения личности в социуме. Четыре типа высшей нервной деятельности, выделенные И.П.Павловым, характеризующиеся четырьмя типами темперамента – холерическим, сандвиническим, меланхолическим и флегматическим, присущи каждому индивидууму. Важно понимать, что сам по себе темперамент не определяет ни способностей, ни интересов ребенка. Но в совокупности с другими свойствами личности его влияние на стиль умственной деятельности, поведение ребенка, на быстроту протекания поведенческих реакций, неоспорима.

Основные различия в названных феноменах определяют индивидуальную неповторимость, а в нашем случае, именно определенный набор этих свойств, приводит или не приводит детей в группу риска.

Что касается возрастных особенностей, то ребенок в своем развитии проходит несколько стадий, имеющих специфические характеристики. В основе возрастных периодов лежат закономерности развития ребенка. Российские психологи Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев. Д.Б.Эльконин и др. выдвинули два принципа: историзма и развития ребенка в деятельности.

В практической педагогике и психологии принята следующая периодизация:

Младенческий возраст 0 – 1 год

Ранний возраст 1 – 2 года

Дошкольный возраст 3 – 6 лет

Младший школьный возраст 7 – 10 лет

Средний школьный возраст 11 - 14 лет

Старший школьный возраст 15 – 18 лет

Границы возраста достаточно мобильны и могут меняться в зависимости от биологической и социальной обусловленности развития ребенка.

Развивая проблемы периодизации, разработанные Л.С.Выготским, Эльконин Д.Б. выдвинул идею о том, что в каждом возрастном периоде есть свои виды деятельности и развитие ребенка в них не одинакова. Так, у дошкольника ведущий вид деятельности игра. Младший школьный возраст характеризуется тем, что у него ведущий вид деятельности – учение. В процессе учения у ребенка формируется память, раздвигаются границы познания о явлениях внешнего мира, формируются умения взаимодействовать с людьми разного возраста. Средний и старший школьный возраст объединим в одну группу, называемую подростковым возрастом. Чаще его именуют возрастом полового созревания. Этот возраст характеризуется как переломный, критический, наиболее подходящих для «перехода» детей в группу риска. Л.С.Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. Он выделял несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, называя их доминантами.

  · «Эгоцентрическая доминанта» – интерес подростка к собственной личности. · «Доминанта дали» – установка подростка на большие масштабы, которые для него более приемлемы, чем ближние, текущие дела. · «Доминанта усилия» – тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, проявляющимся зачастую в упрямстве, хулиганстве, протеста против взрослого вмешательства в его жизнь. · «Доминанта романтики» – стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

 

Д.Б.Эльконин характеризовал подростковый возраст с точки зрения тех новообразований, которые возникают из ведущей деятельности. А в подростковом возрасте учебная деятельность, являясь ведущей для данного возраста, поворачивает от направленности на мир к направленности на себя. Особенности развития ребенка в подростковом возрасте проявляются в следующих симптомах:

· возникают трудности в общении с взрослыми. Главные события его жизни теперь происходят вне школы (в отличие от младшего школьного возраста);

· уход в детские компании референтные группы. Поиск тех, кто понимает твои проблемы;

· ребенок часто ведет дневник, где отражает свои внутренние, глубоко интимные переживания, волнующие его мысли и оценки окружающих его людей и событий.

Существуют и другие классификации возрастных периодов. Так американский психолог А.Гезелл* в классификации выделил наиболее важные и характерные для каждого возраста особенности поведения:

10 лет – ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, мало заботится о внешности, но придает значение оценки окружающих его поступков;

11 лет – начинается физиологические процессы, содействующие перестройке организма. Ребенок становится более импульсивным. Его поведение характеризует частая смена настроения. Он ссорится со сверстниками, не всегда находит понимание с родителями;

12 лет – отношение к миру становится более позитивным, растет самостоятельность ребенка. Он начинает заботиться о своей внешности, интересоваться представителями противоположного пола, интересуется вопросами половых взаимодействий.

13 лет – ведущим в поведении ребенка становится обращение к себе. Дети становятся самокритичными и чувствительными к критике извне. Возрастает их критичность, направленная на родителей, учителей, взрослых. Очень часты смены настроений, что является результатом соматических сдвигов.

14 лет – подросток становится энергичным, общительным, экспансивным. Возрастает его уверенность в себе. Он склонен к анализу, особенно поведения взрослых, их реакций в обществе. Подростки любят себя сравнивать с другими людьми, идентифицируя себя с представителями различных референтных групп, любят обсуждать вопросы психологического характера.

15 лет – в этом возрасте трудно подобрать общие характерологические особенности, поскольку возрастают индивидуальные различия. В этом возрасте возрастает дух независимости подростка, что зачастую ведет к конфликтам с взрослыми. Но независимость сочетается с возрастающими адекватными самооценками, самоконтролем. Растет потребность в групповой принадлежности и групповой идентификации.

16 лет – это возраст своеобразного психологического и поведенческого равновесия. Подростки характеризуются жизненным оптимизмом. У них увеличивается внутренняя самостоятельность, общительность, эмоциональная уравновешенность.

Таким образом, можно сказать, что центральное новообразование подросткового возраста – это возникновение представления о себе, как о взрослом. У него возникает огромная потребность признания его «взрослости» окружающими. Он приходит к выводу, что никакой разницы между ним и взрослыми нет. Это, безусловно, приводит к возникновению

 

*Цитата по Кон И. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). М.,1988.

 

конфликтов, поскольку стремление его быть взрослым вызывает активное сопротивление самих взрослых. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Складывается новая ситуация развития. В основе, которой – общение со сверстниками как ведущий вид деятельности, поскольку именно здесь осваиваются нормы морали и социального поведения. И если взрослые не могут ничего противопоставить отрицательному воздействию такого детского сообщества, это и приводит детей в группу риска.

Педагогические причины возникновения трудностей у детей связаны, прежде всего, с качеством и количеством связей, в которые попадает ребенок. Эти связи определяют возможность изменения его личностных качеств и свойств, и соответственно, возможность изменения своей жизни. Установлением таких связей между взрослым и ребенком – прерогатива воспитания. Говоря о педагогических причинах, мы сами немало сомневаемся в их «чистоте». Безусловно, рассматривая процесс воспитания как глубокого социализированный процесс с учетом индивидуальных, возрастных особенностей ребенка, как систему, включающую историческое, биологическое и социальное начало, мы не можем в достаточной степени выделить именно педагогические причины. Смиримся с тем, что разговор о причинах педагогических, читай – воспитательных, будет происходить в социально-биологически-психологическом поле.

Что же толкает детей в группу риска? Несоответствие их ожиданий с действиями социально-педагогических институтов: семьи, школы и социума. Неграмотные педагогические действия родителей, учителей, взрослых людей заставляют ребенка сопротивляться и искать «правду» на стороне, в социуме, на улице.

Влияние ситуации в семье совершенно правильно считают самой главной причиной появления трудностей в жизни ребенка. Такие ситуации возникают, когда налицо: недостаток внимания к ребенку, к его жизненным проблемам; отношение к нему как к никчемному еще члену семьи; снижение интеллектуального уровня членов семьи; негативный пример самих родителей; низкий экономический уровень жизни семьи; безработица; пьянство, алкоголизм и наркомания.

Но и школа, призванная «вести» за собой институт родительства, часто создает предпосылки для негативного поведения детей. Это невнимание к их индивидуальным особенностям, неуважение к личности ребенка, непринятие его жизненного опыта, несоответствие темпа учебной работы конкретным особенностям ребенка, преобладание отрицательной оценки действий школьников. Можно много еще назвать причин, ведущих к появлению групп риска.

В качестве заключения хочется привести классификацию, которая учитывает все вышеназванные причины. Это классификация Виктора Клайна (1991), который выделяет шесть типов юных правонарушителей:

· Он просто «валяет дурака». Поздние приходы домой, обман, прогулы уроков, безбилетное посещение кино. «Шутники» могут спустить шину в автомобиле или поехать без разрешения на нем покататься, пустить «дымовуху» на школьной дискотеке, расписать стену школы или дома.

· Враг родителей. Причиной плохого поведения таких подростков – месть одному или двум родителям. Эта враждебность может перерасти в настоящую войну. Нередко для родителей это становится неожиданностью. Они е понимают, что ребенок подавлял в себе негативные чувства и в один прекрасный день, они вырвались наружу.

· Испорченный ребенок. Таких детей называют личностью с асоциальной направленностью. У него нет отклонений ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном развитии. Они у него есть в поведении. В основном – это контакты с правонарушителями. В основном, это дети из неблагополучных семей. Он принимает нормы жизни этой семьи и живет по ним.

· Органик. Это ребенок с мозговой травмой или задержкой умственного развития. Это «расторможенный» ребенок, у которого нарушения дисциплины объясняются ослабленным интеллектом и отсутствием способностей оценивать свои поступки. Такие дети, как правило, подвергаются нападкам сверстников, поскольку они беззащитны перед ними.

· Психотики. Это умственно неполноценные, больные дети. У них проявляются галлюцинации, мания преследования, навязчивые мысли.

· Дурное семя. Таких детей называют еще первичными психопатами. Это отклонение проявляется с раннего возраста. Такие дети совершают асоциальные поступки, несмотря на то, что их ждет за них наказание. Им свойственны хронические правонарушения в течение всей жизни. Они не могут усвоить правила нормального поведения. У него нет чувства ответственности, любви к кому-либо. Такому ребенку несвойственно чувство стыда, вины или раскаяния.

Рассмотренные причины трудностей, возникающих у ребенка и способствующих его вхождению в группы риска, многообразны и объединены группами факторов: социальными, биологическими, психологическими и педагогическими. Во многом успешность работы с детьми группы риска заключается в умелом использовании названных факторов в построении содержательной конструкции педагогической работы с такими детьми.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.