Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V этап: Оценка результатов деятельности




Анализ и оценка результатов деятельности по осуществлению индивидуального подхода. Сравнение запла­нированных и реально полученных результатов деятельности по реализации намеченных целей коррекции поведения ребенка. Перестройка воспитательной ситуации в семье. Перестройка воспитательной ситуации в коллективе. Перестройка отношений личности со сверстниками.

В организации профилактической работы с детьми группы риска в школе главным было и остается единство педагогического коллектива. Только комплексный подход может принести воспитательные плоды в такой сложной и тонко организованной работе, поскольку она касается души не просто ребенка, а ребенка раненного обществом и поэтому требующего особого внимания со стороны педагогического коллектива.

Работа с семьями детей группы риска.

В семье начинает формироваться личность ребенка, семейное воспитание оказывает наиболее сильное влияние на него. Семья c одной стороны, является самостоятельной, и в некоторых случаях достаточно закрытой общественной еди­ницей, а с другой стороны, являясь компонентом социальной воспитательной системы, она тесно связана с педагогическими общественными институтами. От взаимосвязи семьи и школы в наибольшей степени зависит развитие и формирование детей. Особенности взаимодействия обусловлены в большой ме­ре типами семейного воспитания. В психолого-педагогической литературе представлена широкая классификация типов семей. Так, Харламов И.Ф. и Кобзарь Б.С. выделяют основанием для своей классификации количественный состав семей: многодет­ные, малодетные, неполные. Ковальчук Л.И. определяет семьи по особенностям быта и воспитания: благополучные; внешне благополучные; явно неблагополучные. Э. Арушунянц - традиционную, детоцентрическую, демократическую.

Но семьи, имеющие трудных детей, детей с девиантным поведением имеют свою специфику. Их классификация отличается от общепринятых характеристик семей. К примеру, Г.П.Бочкарева выделяет три типа таких семей, в основе которой выделяется переживания ребенка:

· Семья с неблагоприятной атмосферой, где царит культ грубости, равнодушия, неуважения друг к другу.

· Семья, в которой нет эмоциональных контактов между членами семьи, существует безразличие к нуждам и интересам ребенка.

· Семья с нездоровой нравственной атмосферой. В этой семье у ребенка формируются нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

Т.М.Мишина в основу классификации положила идею о взаимоотношениях родителей, результаты которых сказываются на воспитании детей. Она выделяет тоже три типа таких семей:

· Соперничество партнеров. Их незрелость не дает возможность воспринимать семью как целостный организм.

· Псевдосотрудничество. В таких семьях поводы к возникновению конфликтов лежат, как правило, в несемейной ситуации и связаны в основе своей с работой супругов и с их общением. А внешне все выглядит довольно пристойно.

· Изоляция. Супруги ведут себя незаинтересованно по отношению друг к другу. Они обособленны и основные конфликты связаны с нарушением этого обособления.

Коллектив авторов: В.И.Гарбузова, А.И.Захаров, Д.Н.Исаев основной акцент в своей типологии делают на характере воспитания, приводящему к появлению деавиантного поведения у детей. Они выделяют три типа неправильного поведения:

· Отвергающее поведение. В его основе лежит неприятие ребенка как личности. Это жесткая регламентация и контроль, чрезмерные требования, либо полное отсутствие таковых, попустительство и безразличие.

· Гиперсоциализирующее. Этот тип возникает на почве чрезмерной мнительности родителей в отношении жизни и здоровья своего ребенка. Они постоянно в тревоге за его будущее, за его социальные связи. Дергают и нервируют ребенка, формируя в нем тревожность и неуверенность, приводящую к девиантному поведению.

· Эгоцентрическое. Этот тип семей характеризуется низким уровнем ответственности по отношению к ребенку. С детства ему внушается его образ большого и ответственного ребенка. Этот груз зачастую становится непосильным и ребенок «ломается».

Б.Н.Алмазов в своей классификации выделяет четыре типа неблагополучных семей, воспитание в которых способствует появлению девиантности в поведении ребенка:

· Семьи с недостатком воспитательного ресурса. К таким семьям можно отнести семьи с низким материальным или интеллектуальным уровнем, неполные или разрушенные семьи. Нельзя сказать, что во всех подобных семьях вырастают дети с девиантным поведением. Но все же условиях воспитания в таких семьях могут создавать негативный фон для формирования девиантности у ребенка.

· Конфликтные семьи. В таких семьях родители не идут на компромисса и не пытаются исправить отрицательные черты своего характера даже ради мира и спокойствия в семье. Такие партнеры, как правило, нетерпимы друг к другу. В таких семьях дети часто занимают позицию того или иного родителя, что разрушительно действует на детскую психику.

· Нравственно-неблагополучные семьи. Родители в таких семьях не имеют общей позиции. Их действия, как правило, разрозненные, их стремление достичь своих целей идет, как правило, в разрез с ценностями остальных членов семьи. Они стремятся подчинить своей воле детей и супругов и родственников, жестко пресекают попытки воспротивиться, активно используют чужой труд.

· Педагогически некомпетентные семьи. Зачастую это просто беспомощные люди, которые в силу своей неуверенности и педагогической неграмотности не успевают за прогрессом общества в отношении воспитания детей. Это приводит к безнадзорности детей, дискомфорту. Особенно, когда родители предъявляют требования к ребенку, завышающие его возможности.

Обобщая вышесказанное, отметим общие черты, присущие семьям, в которых формируются дети группы риска. Это, прежде всего, недоверие к возможностям своего ребенка, попытка «подогнать» его к известным и принимаемым родителями меркам. Навязывание ребенку образа жизни и поведения, принимаемых родителями. Характерным также для этих семей является неумелое использование поощрения и наказания. Они часто неправильно расставляют акценты в оценивании поступков детей, не формируют у них уверенность в своих силах. Зачастую в таких семьях воспитание отцов и матерей идет спонтанно и несогласованно, заставляя ребенка лавировать и принимать чью-то конкретную сторону. Появлению трудности в жизни детей, часто перерастающей в девиантное поведение, способствует так же отсутствие привязанности между членами семьи, их эмоциональное равнодушие, асоциальное поведение, а то и просто психическое заболевание. Особенно тревожно, когда в семье культивируется жестокость и насилие над детьми. Одинаково страшно физическое и психическое насилие, ибо оно или подавляет волю ребенка, превращая его в послушную марионетку, либо, наоборот, формирует у него уверенность, что жесткостью и силой можно решить все свои проблемы. Это и есть основные пути его попаданию в группу риска.

Основная трудность, связанная с появлением черт характера и элементов поведения, характеризующих ребенка как трудного, связана еще и с его позицией в семье. Какое именно место он занимает в системе семейных отношений. Как строят с ним отношения родители и близкие родственники. От построения этих отношений зависит «портрет» ребенка.

А.Е.Личко выделяет четыре типа построения отношений в семье, влияющих на попадание ребенка в группу риска:

· Гиперопека различной степени. Этот тип установления отношений доходит до тирании. До такой степени родитель или родители хотят знать малейшие проявления поведения и ребенка и принимают в них участие, зачастую подавляя инициативу самого ребенка.

· Гиперопека, переходящая в безнадзорность ребенка, ведущую к девиантному поведению. Реализуя подобный тип отношений, родители проходят путь от мелочного надзора за ребенком до полного отказа от взаимодействия с ним.

· Позиция «кумир семьи». Вседозволенность и повышенное внимание к любым проявлениям ребенка. А главное, незаслуженная похвала формирует у него позицию «лучшего в мире», что в столкновении с действительностью приводит к девиантному поведению.

· «Золушка». Эта позиция формирует черствость и злобность детей, поскольку у них нет возможности заниматься своими проблемами. А главное, это отсутствие внимания родителей и близких, которые заняты в основном своими проблемами.

У А. Я. Варга, В. В. Столина родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Их классификация состоит из пяти шкал:

· Принятие - отвержение. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы.

На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачным. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

· Кооперация — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала, раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и
творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

· Симбиоз - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с
ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

· Авторитарная гиперсоциализация - отражает форму и направление контроля поведения ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально
следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

· Маленький неудачник - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантимизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка
кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролирует его действия.

Изучение семей и позиций ребенка в них дает учителю, воспитателю материал для профилактической работы, предотвращающей «переход» детей в группу риска. Формы работы родителей разнообразны и мало чем отличаются от традиционно принятых в педагогике и описанных нами в главе 4. Правда, следует отметить, что основной крен в работе с родителями из семей риска предполагается в сторону индивидуальных форм, таких, как: посещение семей ребенка; индивидуальные беседы; индивидуальные консультации, индивидуальная профилактика.

Содержание работы с детьми риска может быть построено с учетом позиции ребенка в семье и условий организации воспитательного влияния. Но какой бы ни была программа, предназначенная для работы с родителями детей девиантов – профилактическая или корректирующая, в основе этой работы должны реализовываться главные цели работы с детьми, претерпевающими затруднения в жизни. Все действия с такими детьми должны быть направлены на:

¨ помощь ребенку в преодолении возникших трудностей

¨ профилактику их неправильного поведения

¨ понимание причин трудного или девиантного поведения

¨ повышение самооценки ребенка

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.