Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участие учителя в методической работе школы 2 страница




П этап. Предварительная подготовка педагогического совета. Подготовка педсовета очень ответственный и трудоемкий процесс. В зависимости от темы педагогического совета, намечаются приоритетные линии. Как правило, обе стороны педагогического совета – производственно-деловая и научно-педагогическая реализуются практически на каждом заседании. Правда есть педсоветы, полностью посвященные или производственным вопросам, или научно-педагогическим. Если решаются вопросы производственного характера – допуск к экзаменам, перевод из одного класса в другой, материальное обеспечение школы, распределение финансовых потоков и т.п., то главным субъектом педсовета является директор школы или его заместители. Если же превалирует научно-педагогическая проблематика, то в ходе подготовки к такому педагогическому совету полезно создать мобильную группу, в состав которой войдут энергичные учителя, из числа принимающих активное участие в жизни школы. Можно назвать ее «группой поддержки». Если на заседании педагогического совета принимаются решения по переводу школы в новое состояние, то группа получает задание провести педагогический мониторинг. В качестве нового состояния может быть перевод школы в новый статус, к примеру, в статус гимназии, или введение масштабных, системных инноваций, меняющих жизнь всех направлений и звеньев школы. Созданные группы хороши уже тем, что создаются на короткий период и расформировываются после проведения педагогического совета. Если тема, вынесенная на педагогический совет, требует качественного теоретического осмысления, можно пригласить педагога, имеющего научную степень и занимающегося практическим внедрением научных идей. Самое главное, чтобы доклад такого педагога не был излишне теоретизирован и опирался в его практической части на материал, подготовленный группами «поддержки».

Ш этап. Проведение педагогического совета. Как правило, председателем педагогического совета является директор школы. Основное в проведении педагогического совета – это создание положительного эмоционально-психологического климата. Позитивный, конструктивный и деловой настрой участников педагогического совета во многом определят успешность его проведения. Ведение педагогического совета должно подчиняться строгой логике, и выстроено в определенной последовательности, предусматривающей рассмотрение вопросов, которые касаются в той или иной степени всех членов педагогического коллектива. Такое под силу только компетентному, образованному руководителю, владеющему управленческой культурой. В ходе проведения педагогического совета чрезвычайно важно, чтобы само заседание было построено на основе диалога. Практика показывает, что если на педсоветах «царит» только директор, то темы, будь они очень интересными, в том числе и для членов коллектива, не становятся таковыми для них. Необходимо, чтобы учителя выступали на заседании. Это может быть подготовленное выступление, а может быть участие в дискуссии. Чем больше элементов активных способов проведения заседаний будет использовано, тем лучшие результаты можно получить. Кто бы ни был докладчик – директор школы или приглашенный человек, необходимо придерживаться нескольких правил:

¨ продолжительность доклада не должна превышать 10-15 минут;

¨ материал должен быть изложен непринужденно;

¨ во время доклада проявить уважение к членам педагогического коллектива и «групп поддержки»;

¨ доклад должен быть обязательно снабжен материалами педагогического мониторинга данной школы;

¨ материал доклада должен носить конструктивный характер;

¨ по возможности доклад можно сопроводить наглядностью (к, примеру, можно воспользоваться мультимедийной установкой и провести презентацию);

¨ после доклада необходимо ответить на вопросы.

И уж, конечно, в ходе заседания директор должен вести себя корректно, не делать замечания членам педагогического коллектива, если они отвлекаются и уж тем более, кричать или оскорблять в пылу дискуссии, т.е. «держать лицо», как говорили в древнем Китае.

Сами заседания педагогических советов могут проходить как в традиционной форме: выступление – ответы на вопросы – дискуссия – принятие решения, так и с использованием новых интерактивных технологий. Это и деловые игры, и творческие мастерские и компьютерные презентации и мастер-классы. А оптимальными действиями является чередование форм, поскольку старые и традиционные формы проведения педагогического совета могут быть использованы максимально творчески, и принести не меньше удовлетворения управленцам и членам педагогического коллектива, чем современные и модные нововведения.

Очень ответственен момент принятия решения заседания совета. При этом, ответственные за него должны хорошенько проработать решение и помнить о том, что здесь важна не только логика формулировки, а и то, что его надо исполнять и отчитываться за его исполнением перед коллективом. Само решение можно вывесить в учительской с указанием сроков исполнения и ответственных за выделенные направления.

Система методической работы школы реализуется в живом педагогическом опыте работы педагогического коллектива. Важнейшее место в ней занимает активное участие каждого учителя школы. Именно его «личный» вклад в развитие методической работы определяет успешность всех процессов, происходящих в школе. Ведь каждый учитель имеет свой индивидуальный педагогический опыт, степень владения педагогическим мастерством. Работая в методических объединениях, готовясь к проводимым педагогическим советам, принимая участия в методических конференциях и других активных формах методической работы, учитель-мастер «распространяет» свое мастерство на все методическое пространство своей школы. Но и методическая работа выступает этаким «учителем» по отношению к каждому члену педагогического коллектива, поскольку именно через эту форму происходит знакомство с передовым или новаторским опытом работы отдельного учителя и распространения его в случае принятия, в своей школе.

Таким образом, вся система методической работы нацелена на повышение педагогического мастерства учителя, за счет его активного участия в разных ее формах.

7.3. Повышение педагогического мастерства учителя

Одной из важнейших задач практикующего учителя является задача постоянного профессионального роста. Важным элементом реализации этой задачи выступает ознакомление и применение инновационных и передовых педагогических технологий в деятельности учителя. Ознакомление, применение и распространение передового педагогического опыта во многом обусловливает профессиональный рост каждого учителя.

Рассматривая передовой педагогический опыт как значительный компонент методической работы, необходимо обратиться к простой мысли – изучение, обобщение и распространение педагогического опыта происходит за счет многообразных форм методической работы и учитель выступает носителем и распространителем педагогического опыта, причем не только передового, а и обычного своего, повседневного. Чем тщательнее продумана и организована методическая работа, тем больше возможностей для внедрения в деятельность школы передового опыта. Еще К.Д.Ушинский считал, обращаясь к ценности чужого опыта, что «…передается мысль, выведенная из опыта, а не самый опыт» (26, Т.2, С.19). Такое рассмотрение помогает переносить в случае необходимости не весь опыт, а его часть, элемент. Осмысление «чужого» опыта сложный процесс для каждого творческого учителя. Но знание основных требований к его изучению значительно его облегчает.

Передовой опыт можно разделить на два вида: новаторский и репродуктивный (К.А.Нефедова).

Этапы изучения, обобщения, распространения передового педагогического опыта
Выбор объекта для и изучения  
Разработка критериев оценки эффективности опыта  
Плановое накопление фактического материал.  
Анализ и обобщение собранного материала  
Оформление выводов и подготовка рекомендаций  
Репродуктивный опыт
Новаторский опыт

 


Схема 24. Структура передового педагогического опыта

Репродуктивный опыт – самый распространенный передовой педагогический опыт, поскольку им владеют многие учителя. Он складывается в практической деятельности, когда уже известные идеи и наработки внедряются в «живую» практику конкретного учителя, который в ходе их внедрения получает высокие и стабильные результаты. Хочется предостеречь читателя от неоправданно «легкого» отношения к репродуктивному опыту. На самом деле, подобный опыт под силу только сильной, творческой и развивающейся личности учителя. Любой опыт это сумма огромных затраченных усилий, результат напряженного учительского, методического труда. Только постоянно ищущий учитель, не удовлетворенный плодами своего учительского труда, постоянно совершенствующий свое мастерство может быть носителем передового педагогического опыта.

Новаторский опыт – особая деятельность. Это бунтарский вид предложенных рекомендаций, разрушающий в какой-то степени, существующие в педагогической теории и практике стереотипы. Он позволяет с помощью творческого перспективного мышления взглянуть в будущее школы. По сути таких «бунтарей» в педагогике не так уж и много. А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, И.П.Иванов и др. Их теоретические и практические системы заставили педагогическую общественность по-новому взглянуть на вопросы обучения и воспитания детей.

Поскольку передовой опыт неотделим от личности учителя, то естественно и то, что он «окрашен» особенностями этой личности, а, значит, важна суть опыта, его так сказать зерно. Адаптация чужого опыта, какой бы они ни был, новаторский или репродуктивный, очень сложный процесс, ибо он ложится на другие обстоятельства и других участников.

Носителями передового педагогического опыта могут быть как отдельные творческие учителя, так и группы единомышленников. Главная и достаточно сложная задача руководителей школы увидеть способность учителей к реализации оригинальных методических идей. Управление передовым педагогическим опытом требует от руководителей школы системных действий, направленных, на изучение, обобщение, распространение и внедрение этого опыта, по крайне мере в стенах своей же собственной школы. С чего же начать? Конечно, прежде всего, с определения тематики передового педагогического опыта. Далее необходимо спланировать работу по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта. В этой работе можно выделить следующие этапы:

 

· Выбор объекта для и изучения. · Разработка критериев оценки эффективности данного опыта. · Плановое накопление фактического материал, подтверждающего наличие передового педагогического опыта. · Анализ и обобщение собранного материала. · Оформление выводов и подготовка рекомендаций.  

 

Рассмотрим предложенные этапы более подробно.

1. Выбор объекта для изучения. Проблема, которую школа выбирает для изучения и дальнейшего внедрения в своих стенах должна соответствовать потребностям школы. В современной практике работы школ есть много примеров, когда школа в погоне за новым педагогическим опытом выбирала проблему, не соответствующую реальным условиям ее функционирования. Это не только не способствовало усилению эффективности учебно-воспитательного процесса, а наоборот, приносило печальные плоды, связанные с некоторым «насилием» над ученическими и педагогическим коллективами.

2. Разработка критериев эффективности педагогического опыта. Эффективность этого процесса связна с наличием знаний у школьных управленцев о критериях передового педагогического опыта. В теории управления еще недостаточно сформулированы основные критерии значимости выявленного опыта. Нам показалось целесообразным обратиться к показателям передового педагогического опыта, представленным К.А.Нефедовой (17, С.128).

К таким показателям можно отнести:

§ Высокие и устойчивые результаты работы. Педагогический опыт может быть назван передовым, если в классе или школе показатели обучения или воспитания отличаются от обычных, имеющихся в педагогической практике.

§ Новизна педагогического опыта. Это достаточно спорный показатель, но, тем не менее, К.А.Нефедова к нему обращается. Дело в том, что предложенный передовым учителем опыт может быть абсолютно новым для этой конкретной школы или региона, но не будет выглядеть таковым в других условиях его применения.

§ Оптимальность путей достижения результатов. Высокий уровень учебно-воспитательного процесса достигается за счет малых временных и материальных затрат.

§ Учет передовым опытом закономерностей обучения и воспитания школьников. Отступление от закономерностей снижает результаты внедрения педагогического опыта. Мы бы хотели несколько расширить предложенное автором условие. Для эффективного внедрения педагогического опыта и получения высоких результатов надо учитывать не только закономерности обучения и воспитания, но и психические свойства личности, и индивидуальные особенности учеников и половые различия, и направленность личности, то есть все психолого-педагогические феномены, определяющее эффективное развитие личности ребенка.

§ Возможность повторения передового педагогического опыта другими учителями. Этот показатель отрицает некоторым образом исключительность предложенного опыта и определяет возможность его использования в других обстоятельствах.

Представленные критерии могут быть дополнены и изменены, важно то, что они необходимы, когда речь идет об изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта.

3. Плановое накопление фактического материала, подтверждающего наличие передового педагогического опыта. На этом этапе происходит сбор информации. Это происходит на открытых уроках или воспитательных мероприятиях, на которых учитель демонстрирует элементы своего опыта. Можно также оформить тематические папки или карточки, или подготовить компьютерную презентацию, как элементов опыта, так и системы целиком.

4. Анализ и обобщение собранного материала. Главная задача анализа передового педагогического опыта – вычленить те способы и приемы, с помощью которых учитель добивается высоких, отличающихся от обычной практики, результатов обучения или воспитания. Здесь важно выявить те неточности или недостатки учебно-воспитательного процесса, которые устраняются новаторскими или репродуктивными приемами, предлагаемыми учителем.

5. Оформление выводов и подготовка рекомендаций. На основе анализа делаются обобщения, выявляются причинно-следственные связи и указывается, какое именно сочетание новаторских методов, приемов и средств делает возможным получение высоких результатов.

После изучения и обобщения передового педагогического опыта целесообразно его распространение. Это можно осуществить, пропагандируя выбранный для внедрения в практику работы школы, передовой педагогический опыт. Пропаганда может быть как устной, так и письменной. Устная пропаганда проводится в ходе проведения заседаний методических объединений и советов, педагогических советов школ, на производственных совещаниях при директоре, завучах, семинарах и педагогических конференциях. Письменная пропаганда реализуется в ходе подготовки и проведения методических выставок, «уголков передового педагогического опыта», оформлении стенгазет, посвященных передовому опыту, компьютерных презентаций новаторских приемов, стендов с методической литературой, отражающей передовые педагогические идеи.

Внедрение передового педагогического опыта в практику работы школы очень важный и ответственный момент управления методической работой школы. Опыт, выбранный школой для внедрения, может быть «местным», то есть система работы творческого учителя данной школы или «пришлым», то есть разработанным и представленным учителем или коллективом другой школы, а может другого района или города. И в том и в другом случае, прежде всего, следует ответить на главный вопрос: «Нужен ли школе этот опыт, и будет ли его внедрение работать на эффективность учебно-воспитательного процесса?» Если ответ положительный, то внедрение выбранного опыта разбивается на ряд этапов:

Первый этап. На этом этапе изучается педагогический опыт, уясняется его суть, выявляются приемы и методы, дающие такие исключительные результаты. Можно обсудить элементы опыта на заседании методического объединения, соотнести его с изученными психолого-педагогическими новинками в исследуемой области. Вся деятельность направлена на то, чтобы учителя школы произвели сознательный отбор именно тех элементов передового опыта, которые наиболее оптимально могут работать в условиях организации педагогического процесса именно в этой школе, именно с этим классом, именно с этим учителем. То есть глубоко индивидуализировать предлагаемый опыт, помня о словах К.Д.Ушинского об основной идее, а не об опыте в целом.

Второй этап посвящен частичному внедрению лучшими, профессионально сильными учителями элементов изучаемого опыта в практику своей работы. Нужно действовать очень осторожно, все время помнить о том, что это «чужой» опыт, результаты которого были подтверждены в других педагогических условиях. Желательно руководителям посещать уроки и мероприятия, на которых внедряется опыт с последующим анализом и сопоставлением полученных результатов в ходе внедрения с результатами повседневной практики работы данного учителя.

Третий этап внедрения передового педагогического опыта предполагает работу по подготовке коллектива школы к его внедрению. Это может происходить через темы, обсуждаемые на заседаниях методических объединений и советов. Можно выпускать педагогические бюллетени, в которых отражены частично полученные результаты. Необходимо проводить открытые уроки, где демонстрируются первичные успехи (при их наличии) и тем самым вызывать у коллектива школы положительное отношение к будущему внедрению передового педагогического опыта.

Четвертый этап. Массовое внедрение в практику работы школы предлагаемой новаторской или репродуктивной системы.

Пятый этап. Изучение уже внедренного опыта, первые результаты и коррекция в целях совершенствования методов новаторской или репродуктивной деятельности применительно к условиям конкретной школы.

В заключение, выделим еще раз основную идею применения передового опыта. Она заключается в возможности выбора учителем необходимых для его педагогического труда профессиональных элементов. Конечно, это в том случае, когда учитель школы изучает и применяет изученный опыт. Если же он сам является новатором и внедряет в систему профессиональной деятельности новые программы, или методы, или разработанные приемы, то и в этом случае необходимо помнить о законах, работающих в поле распространения передового педагогического опыта.

Педагогическое мастерство учителя может быть подвергнуто «измерению». Существует форма, позволяющая подтвердить профессионализм, как отдельного учителя школы, так и всего педагогического коллектива во главе с директором школы. Это – аттестация.

Следует различать аттестацию отдельных педагогических и руководящих работников и аттестацию образовательного учреждения в целом. В свете заданных целей пособия, выделим аттестацию педагогических кадров. *

Целью подобной аттестации является повышение квалификации, инициативы и профессиональной самостоятельности педагогических работников, обеспечение их социальной защиты в условиях рынка.

Аттестация – это комплексная оценка всей деятельности учителя или руководителя школы. Оцениваются все направления профессиональной деятельности. Для учителя – это учебный процесс, воспитательный процесс, работа с родителями, с общественными организациями.

Сложным представляется выбор критериев оценивания этих элементов педагогического мастерства, поскольку кроме объективных факторов оценивания на них влияет и субъективный фактор, то есть личность оцениваемого учителя, его индивидуальная неповторимость. Одним из подходов к разработке подобных критериев является следующий подход:*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.