Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии оценки результативности профессиональной деятельности аттестуемого работника




Критерии оценивания уровня сформированности профессиональной деятельности.

Критерии коммуникативной культуры специалиста

При оценке коммуникативной культуры педагогического работника, прежде всего, выявляется тенденция к организации межличностного и делового общения. Также учитываются проявления коммуникативной культуры, связанные с умением реализовывать на практике гуманистические, личностно-ориентированные отношения в ситуациях профессиональной деятельности. Элементы коммуникативной культуры, подлежащие оцениванию, могут быть следующие:

§ наличие установки на реализацию способностей каждого учащегося, на создание комфортного микроклимата в учебно-воспитательном процессе;

§ степень готовности сотрудничества с коллегами;

§ степень готовности к сотрудничеству с родителями и общественностью;

§ речевая культура.

 

 

*Использованы материалы из книги «Аттестация педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования». – СПб.,1994.

 

Все перечисленные элементы коммуникативной культуры изучаются по общепринятым в психологии методикам, а также учитываются результаты дополнительных наблюдений, сделанных членами аттестационной комиссии (независимыми экспертам), сделанными в результате посещения открытых уроков и мероприятий.

Основой для оценивания этих параметров являются требования к квалификации, изложенные в тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников образования.

Степень соответствия изложенным требованиям выясняется путем экспертизы, организуемой аттестационной комиссией, или анализа представленных в комиссию документов, подтверждающих уровень квалификации специалиста.

Оценка результативности может быть представлена тремя показателями:

§ соотношение индивидуальных достижений учащихся и установленных образовательных стандартов;

§ создание условий для проявления учащимися (воспитанниками) своих творческих возможностей;

§ сохранение контингента, с которым непосредственно взаимодействует педагог (в случае аттестации руководителя во внимание принимается сменность кадрового состава).

Результативность профессиональной деятельности специалиста изучается в различных формах: анализ данных ГЭК; успешное участие воспитанников в смотрах, конкурсах, олимпиадах; анализ данных средовых контрольных работ и т.п.

Основными принципами проведения аттестации педагогических кадров является добровольность, открытость, коллегиальность, системность.

Нормативной основой проведения аттестации является:

§ квалификационные характеристики, утверждаемые Министерством образования РФ;

§ единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы;

§ методические указания «О порядке присвоения квалификационных категорий педагогическим и руководящим работникам государственных, муниципальных учреждений образования всех типов гор. …(местные разработки)

§ другие нормативные акты, регламентирующие уровень оплаты педагогических и руководящих работников органов образования.

Аттестация проводится только тех педагогических кадров, которые имеют необходимый стаж работы, уровень образования и претендуют на более высокую квалификационную категорию.

Аттестация проводится по двум направлениям: обобщение опыта деятельности педагогических работников и экспертная оценка практической деятельности педагогических работников.

1. Обобщение опыта деятельности педагогического работника. Подобное обобщение может выражаться в разных формах. Творческий отчет, компьютерная презентация, опытно-экспериментальные разработки и пр. Учитывается знание преподаваемого предмета, методик воспитательной работы, уровень практических умений и навыков, творческие инициативы в освоении преподаваемого предмета (для педагогических работников).

2. Экспертная оценка практической деятельности педагогических работников. Подобная оценка осуществляется путем использования различных форм психолого-педагогической диагностики и изучения результативности профессиональной деятельности.

Основой экспертной оценки практической деятельности педагогических работников является широкий и глубокий анализ результатов учебно-воспитательного процесса. Это проведение контрольных работ, анкетирование учащихся, родителей, других учителей по интересующим проверяющих вопросам.

Аттестацию педагогических работников образовательных учреждений целесообразно проводить в три этапа:

 

самоанализ – экспертная оценка уровня квалификации – заключение о соответствии или несоответствии заявленной квалификационной категории.  

 

Рассмотрим кратко этапы аттестации:

1. Этап самоанализа. Проводится аттестуемым работником в соответствии с целями аттестации. Учитель описывает все виды работ, которые, по его мнению, по результативности подтверждают его профессиональную состоятельность. К описанию необходимо приложить работы, отражающие уровень его профессиональной компетентности и положительный опыт педагогической деятельности за три года. К таким материалам можно отнести:

- экспертные оценки деятельности и системы отношений аттестуемого с учащимися, родителями, коллегами;

- диагностические материалы в динамике за последние 3 года, свидетельствующие о достижениях аттестуемого;

- выписки из заключений педагогических, экспертных, ученых, специализированных советов об апробации и научно-практической значимости результатов педагогического труда аттестуемого;

- кино-видео-фото, компьютерные материалы, подтверждающие результаты работы;

- патенты, авторские свидетельства, сертификаты, подтверждающие повышение квалификации;

- рефераты, отчеты о научно-практической деятельности, отражающие профессиональные достижения;

- авторские учебно-методические материалы, инновационные программы;

- копии дипломов кандидата, доктора наук, аттестатов доцента (профессора);

- другие материалы, подтверждающие профессиональное продвижение.

2. Этап экспертной оценки. На этом этапе проводится экспертная оценка уровня квалификации учителя привлеченными извне экспертами. Аттестационная комиссия может привлекать экспертов, исходя из экспертируемых направлений деятельности. В качестве экспертов могут выступать специалисты Комитета по образованию, УПМ, вузов города, ученые и практические работники, имеющие квалификацию выше, чем та, на которую претендует аттестуемый учитель.

3. Этап заключения о соответствии (несоответствии) заявленной квалификационной категории. На основании заключения экспертов аттестационная комиссия принимает решение о соответствии (несоответствии) уровня квалификации работника заявленной квалификационной категории.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что аттестация как действие должно быть четко организовано, отвечать как потребностям личности учителя, так и потребностям образовательного процесса, поскольку только педагог, постоянно стремящийся к повышению своего профессионального уровня, влияет на успешность результатов обучения и воспитания.

Рассуждая о роли учителей школы в организации и работе методических объединений, непременно приходишь к мысли, что неудачи многих педагогических коллективов в сфере обучения и воспитания детей с учетом изменившейся социальной ситуации, во многом определены слабостью этой организации. Судите сами, если учитель не занимается повышением своего уровня, влияя тем самым на повышение профессионального уровня всего коллектива, если в школе не ведется систематической, творческой методической работы, если не проводится регулярная аттестация учителей, то и результаты его профессиональной идентификации будут соответствующие. Это означает, что и успешность учебно-воспитательного процесса будет гораздо меньше, чем могла бы быть при соответствующей системной методической подготовке.

Роль учителя в деятельности школы чрезвычайно велика. Только сплоченный коллектив, склонный к постоянному творческому поиску, способен достигнуть высоких результатов в воспитании обучении школьников.

 

Литература для самообразования

 

1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.,2004.

2. Аттестация педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования. СПб.,1994.

3. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. / Под ред. А.С.Роботовой. М.,2006.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.,2000.

5. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М.,1995

6. Зубов Н. Как руководить педагогами: пособие для руководителей образовательных учреждений. М..2003.

7. Классному руководителю /Под ред. М.И.Рожкова, М.,2001.

8. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. М.,1999

9. Конвенция о правах ребенка //Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства /Т.Н.Поддубная, О.В.Агашкова. Ростов-на-Дону, 2008.

10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.,2002.

11. Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой. Ростов-на-Дону, 2003.

12. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. М., 2007.

13. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса //Собр.соч.:В8т. М.,1984.

14. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.,2004.

15. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: тренинг. М., 2006.

16. Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя. М.,2003.

17. Нефедова К.А. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. М.,1991.С.128.

18. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. М.,2006.

19. Норенко И.Г. Методические семинары. Методическая поддержка инновационной деятельности. Волгоград, 2004.

20. Петрова Л.И. Организация образовательного процесса в школе. Ростов-на-Дону,2008.

21. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи. Теория и методика воспитания. М.,2004.

22. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности. М., 2006.

23. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.,1982.

24. Таранов П.С. Управление без тайн. Симферополь, 1993.

25. Урбанович А.А. Психология управления конфликтными ситуациями. Минск, 2005.

26. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы //Избр.пед.соч.: В2-х т. М.,1953. – Т.1. С.146

27. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С. Нетрадиционные формы работы с родителями. М.,2005.

28. Федорова Е.А. Как подготовиться к аттестации. Учебное пособие. Новгород, 1995.

29. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.,199О.

 

Задания для творческого исполнения

1. Прочитайте незаконченные предложения, закончите их, аргументируя ваши мысли:

¨ «Очень важная вещь в школе – единство педагогического коллектива, потому что…»

¨ «Если коллектив воспитателей не имеет четкого плана работы, единого тона и единого подхода к ребенку, то…»

¨ «В школе в основном работают женщины. Феминизация коллектива приводит к …»

2. Прочитайте афоризм видного римского политического деятеля и философа Сенеки. Как вы его понимаете? Приведите подтверждающую аргументацию из практики взаимодействия педагогического и ученического коллективов.

«Кто принимает решение, не выслушав противную сторону, поступает несправедливо, хотя бы решение это и было справедливым».

3.Проанализируйте педагогический коллектив с точки зрения его характеристики. Воспользуйтесь ее параметрами:

· особенность его профессиональной деятельности

· многопрофильность учительскойпрофессии

· сочетании единоначалия и коллегиальности

· длительность педагогического труда.

· феминизация педагогического коллектива.

4.Ознакомьтесь с конфликтными ситуациями и попытайтесь ее решить с помощью представленного алгоритма:

· Выделение проблемы конфликта.

· Поиск решений его нейтрализации.

· Выработка процедуры разрешения конфликта.

· Реализация плана разрешения конфликта.

· Оценка правильности принятого решения.

 

Ситуация №1.

«Учитель высшей категории, с большим стажем работы, преподающий математику на одном из уроков в 8 классе оскорбил ученицу, которая не смогла решить уравнение. Он обозвал ее «раскрашенной коровой», не умеющей к 2 прибавить 1. Ученики класса, где девушка пользовалась уважением и была неформальным лидером, возмутились и бойкотировали уроки математики, требуя извинений от учителя. Их поддержали ученики из других классов. Учитель наотрез отказалась извиняться перед оскорбленной ею ученицей».

Ситуация №2.

"Ученики 5 класса писали домашнее сочинение. Они сдали его на проверку и ожидали результатов с большой надеждой, так как на дополнительных занятиях с другим учителем готовились к написанию много и творчески. Во время разбора написанных сочинений, учитель литературы, представляя работы, своими фразами унижал ребят, хотя внешне выглядело все пристойно. Но выражения, которые он употреблял, несмотря на их правильность, были очень обидны, поскольку учитель касался самых незащищенных душевных струн детей. Сергей К, очередь которого на «аутодафе» еще не подошла, вдруг стремительно подбежал к столу, вырвал из рук учителя листки с сочинениями и выбежал из класса. На просьбу директора и учителя вернуть сочинения, он ответил отказом. Директор пригрозил вызвать в школу его родителей. А Сергей в ответ пригрозил отнести сочинения в районную конфликтную комиссию и в редакцию газеты».

5. Обратитесь к Интернет-источникам. Выберите модели построения образования европейской и североамериканских образовательных систем. Проведите сравнительный анализ и выделите основные отличия российской образовательной системы от западных систем. Определите место учителя в разных образовательных системах.

6. Представьте, что вы учитель школы и вам предстоит аттестация. Составьте план своей самоаттестации и представьте его глубокий и всесторонний анализ по следующим параметрам:

¨ включение в анализ всех звеньев профессиональной деятельности учителя;

¨ использование различных видов анализа;

¨ описание фактов, подтверждающих правильность выбранных направлений (обозначьте направления самоаттестации учителя);

¨ содержание выводов и предложений по подготовке учителя к аттестации.

 

 

Вопросы для самостоятельного осмысления

1. Есть ли принципиальное различие между педагогическим коллективом и ученическим? В чем оно?

2. Как вы считаете, возможно ли предотвращение конфликта, или, если он назрел, то его развитие неизбежно? Свой ответ аргументируйте.

3. Как вы считаете, отличаются конфликты учителей между собой и учителями и учениками? В чем основное отличие?

4. С чем связана повышенная конфликтность людей в современном обществе?

5. Как вы думаете, любой передовой педагогический опыт возможен для внедрения? С чем это связано?

6. Какое место в системе взаимодействия разных структур школы занимает учитель? Каковы его основные полномочия?

7. Какова основная цель методической работы школ?

8. Как вы считаете, современный учитель – это организатор образовательного пространства для ребенка или его участник? Ответ мотивируйте.

9. Что мешает творческому сотрудничеству учителей школ с руководителями?

10. Как вы считаете, есть какие-то константные характеристики в личности учителя независимые от общественно-исторических формаций.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.