КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Левитан К. М
Юридическая педагогика К. М. Левитан Педагогического процесса 35-77 2.1. Взаимодействие школы и органов управления Образованием 35-40 2.2. Взаимодействие руководителя школы с учителями 40-50 2.3. Взаимодействие педагогического коллектива с родителями школьников 50-59 2.4. Взаимодействие школьников со сверстниками 60-64 2.5. Взаимодействие школьников с педагогическим коллективом 64 -74 Глава 3. Проектирование образовательного процесса 78-114 3.1. Структура и логика педагогического 78-95 проектирования 3.2. Типы педагогических задач 95-104 3.3. Технология решения педагогических задач 104-114 Глава 4. Технология педагогического мониторинга» 115-152 4.1.Сущность педагогического мониторинга 115-120 4.2. Педагогическая диагностика 120-126 4.3. Педагогическое прогнозирование 126-133 4.4.Организация психолого-педагогического сопровождения школьника 133-152 Глава 5. Современные технологии в образовательном процессе 153-236 5.1. Сущность педагогических технологий 153-158 5.2. Классификация педагогических технологий 158-163 5.3. Технологии обучения 164-195 5.4. Технологии воспитания 195-224 5.5. Компьютерные технологии 224-230 Глава 6. Технологии работы с детьми группы риска 237-280 6.1. Характеристика детей группы риска 237-258 6.2. Содержание работы с детьми группы риска 258-269 6.3. Индивидуальная педагогическая поддержка детей группы риска в образовательном процессе 269-276 Глава 7. Участие педагога в управлении образовательным учреждением 281-326 7.1. Работа в педагогическом коллективе 281-299 7.2. Участие учителей в организации методической работы школы 299-312 7.3. Повышение педагогического мастерства учителей 312-321 Приложения 327-351
Учебник
Издательство НОРМА Москва, 2007 УДК 340.115(075) ББК 67.5я7-1 Л36 Сведения об авторе Константин Михайлович Левитан — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русского, иностранных языков и культуры речи Уральской государственной юридической академии. Заслуженный работник высшей школы РФ, член Российской академии юридических наук. Автор более 150 научно-методических работ, в том числе «Личность педагога: становление и развитие», «Основы педагогической деонтологии», «Немецкий язык для студентов-юристов». Рецензенты: Горб В. Г., доктор педагогических наук, заведующий кафедрой современных образовательных технологий Уральской академии государственной службы; Зеер Э. Ф., доктор психологических наук, профессор Российского профессионально-педагогического университета, член-корреспондент Российской академии образования. Л36 Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. — М.: Норма, 2008. - 432 с. ISBN 978-5-468-00150-9 (в пер.) Книга является одним из первых учебников, в котором системно излагается курс «Педагогика высшей школы» для магистров, аспирантов и преподавателей юридических вузов с учетом специфики высшего юридического образования. Дается краткий очерк истории и современного состояния отечественного юридического образования; рассматриваются тенденции и проблемы развития юридического образования в России и за рубежом; анализируются его цели, содержание и методы; в приложении помещены тесты для самодиагностики и оценки личности преподавателя. Для студентов системы дополнительного образования, магистрантов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов. УДК 340.115(075) ББК67.5я7-1 ISBN 978-5-468-00150-9 © Левитан К. М., 2008 © Перевалов В. Д., предисловие, 2008 © ООО «Издательство НОРМА», 2008 Содержание В. Д. Перевалов. Предисловие........................................ 7 Глава 1. Педагогика как наука об образовании..... 11 § 1. Основные понятия педагогики............................. 11 § 2. Система педагогических наук.............................. 19 § 3. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании................ 23 § 4. Задачи курса педагогики для юристов.................. 27 Вопросы для самоконтроля........................................... 36 Литература и нормативные акты................................ 37 Глава 2. Цели и содержание образования............... 38 § 1. Понятие педагогического идеала......................... 38 § 2. Цели образования................................................... 42 § 3. Технология постановки и достижения образовательных целей................................................. 53 § 4. Развитие и автономия личности........................... 59 § 5. Основные модели педагогической деятельности 76 Вопросы для самоконтроля........................................... 93 Литература..................................................................... 93 Глава 3. Из истории юридического образования.. 95 § 1.Гуманистическая концепция образования М. Пселла....................................................................... 95 § 2. Становление и развитие юридического образования в императорской России............................................. 100 § 3. Особенности советской системы юридического образования........................................ 116 § 4. Проблемы юридического образования в постсоветский период.............................................. 119 Вопросы для самоконтроля........................................ 129 Литература................................................................... 130 Глава 4. Современное состояние и перспективы развития юридического образования...................................... 131 § 1.Цели и содержание юридического образования 131 § 2. Требования к профессиональным качествам личности юриста......................................................... 136 § 3. Современные тенденции развития юридического образования........................................ 147 § 4. Сравнительно-педагогический анализ профессиональной подготовки юристов в России и за рубежом................................................ 154 Вопросы для самоконтроля........................................ 160 Литература................................................................... 161 Глава 5. Дидактика юридического образования. 163 § 1. Основные понятия дидактики высшей школы.. 163 § 2. Реализация дидактических принципов в юридическом образовании...................................... 171 § 3. Формы и методы обучения................................. 186 § 4. Классификация методов обучения..................... 234 § 5. Современные образовательные технологии..... 238 Вопросы для самоконтроля........................................ 258 Литература................................................................... 259 Глава 6. Воспитание в юридическом вузе............ 260 § 1.Цели, принципы, содержание и методы воспитания....260 § 2. Деонтологическая подготовка юристов............ 287 § 3. Управление конфликтами................................... 303 § 4. Профилактика и коррекция девиантного поведения....319 Вопросы для самоконтроля........................................ 338 Литература................................................................... 339 Глава 7. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя............................................................. 340 § 1.Структура и содержание профессионально- § 2. Профессионально значимые качества личности преподавателя.............................................................. 352 § 3. Коммуникативная компетентность преподавателя....360 § 4. Самосовершенствование личности педагога.... 388 Вопросы для самоконтроля........................................ 408 Литература................................................................... 409 Приложения................................................................ 410 Приложение I. Методические рекомендации по анализу Приложение II. Тесты для самодиагностики и оценки личности преподавателя............................ 423 Предисловие
Актуальность появления настоящего учебника обусловлена обострившимся в последние годы противоречием между резко возросшей общественной потребностью в достаточно большом количестве компетентных юристов, качество профессиональной подготовки которых должно соответствовать современным международным и внутригосударственным образовательным стандартам, и не удовлетворяющим этим критериям уровнем личностно-профессионального развития выпускников многих юридических вузов и факультетов. Очевидно, что повышение качества и эффективности юридического образования невозможно без высококлассных преподавателей-профессионалов. Преподаватели юридических вузов и факультетов, как правило, не имеют профессионального педагогического образования, а являются специалистами разных предметных областей, не ориентированных на деятельность в сфере образования. Нельзя забывать и о важной роли фонда актуальных педагогических знаний, умений и навыков юристов в их практической деятельности. Эту актуальность усиливает почти полное отсутствие в стране учебников по педагогике юридического образования за исключением ведомственной педагогической литературы инструктивного характера для юридических вузов МВД России. Педагогика высшей школы, сложившаяся как самостоятельная дисциплина в системе повышения квалификации преподавателей вузов в 1980-е гг., предлагает научно обоснованный путь освоения новой для юристов профессионально-педагогической деятельности вместо копирования не всегда лучших педагогических образцов, трудных проб, ошибок и находок. Автор учебника доктор педагогических наук, профессор К. М. Левитан почти 30 лет преподает в одном из передовых юридических вузов страны — Уральской государственной юридической академии, отметившей в 2006 г. свой 75-летний юбилей. За эти годы в УрГЮА сформировались солидные научно-педагогические школы по многим отраслям права, накоплен богатый опыт профессионального образования высококвали- фицированных юристов, проведены десятки научно-практических конференций различного уровня в поисках оптимальной модели юридического образования. Обобщение передового педагогического опыта в сфере юридического образования, анализ достижений современной педагогической науки, экспериментально-поисковая работа побудили автора разработать курс педагогики высшей школы, который он читает в магистратуре и институте повышения квалификации. Материалы этого курса легли в основу данного учебника. Структура книги обусловлена авторским пониманием предмета юридической педагогики как исследования и проектирования учебно-воспитательного процесса в юридическом вузе и управления данным процессом. Исходя из этого в первых главах книги определяются основные понятия педагогики высшей школы как науки о высшем профессиональном образовании, месте педагогики в системе педагогических наук, раскрывается сущность компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. Цель настоящей работы — содействие повышению качества и эффективности юридического образования на основе исследования и проектирования учебно-воспитательного процесса в юридическом вузе и управления этим процессом. Также формулируются главные задачи курса в свете прогрессивных идей и концепций гуманистической педагогики, среди них: содействие развитию педагогического мышления (усвоение идеи уникальности каждого человека; отношение к личности как высшей ценности; формирование представлений об активном, творческом характере человеческой личности; признание межличностных отношений в качестве главной движущей силы развития и источника психических новообразований личности, установление партнерских отношений между преподавателем и студентами; принятие идеи единства органической и духовной жизни человека с утверждением примата духовного начала, его ведущей роли в развитии личности специалиста); ознакомление с современными трактовками предмета педагогики высшей школы и предмета юридической педагогики, изложение основных проблем и тенденций развития юридического образования в стране и за рубежом; ознакомление с историей и современным состоянием юридического образования в России (основными подходами к определению целей высшего образования, в том числе юридиче- ского, методами обучения и воспитания студентов-юристов, способами педагогического контроля); формирование установки на непрерывное образование в течение всей жизни и саморазвитие личности; способствование усвоению норм педагогической этики в соответствии со спецификой профессиональной деятельности преподавателя юридического вуза. Центральное место по своему значению занимают главы, посвященные дидактике юридического образования и воспитанию студентов-юристов, поскольку юридическое образование правомерно рассматривается автором как единый, неразрывный процесс обучения, воспитания и развития личности специалиста в юридическом вузе. Значительный интерес представляет освещение автором учебника способов реализации дидактических принципов в юридическом образовании, описание методов и форм обучения и современных образовательных технологий (личностно-ориентированного, модульно-рейтингового, проблемного, игрового, компьютерного обучения). Научная новизна есть и в главе о воспитании в юридическом вузе. Здесь применительно к специфике юридической деятельности раскрываются цели, принципы, содержание и методы воспитания студентов-юристов, сущность и содержание деонтологической подготовки юристов, основы формирования конфликтной компетентности, причины и сущность девиантного поведения, способы его профилактики и коррекции. Изучение этих вопросов должно способствовать становлению компетентного юриста не только как узкого специалиста, оснащенного определенными знаниями, умениями и навыками, но и как высококультурного человека, обладающего социально ценными компетенциями и качествами личности с гуманистической направленностью. Заключительная глава учебника посвящена личности основного субъекта организации образовательного процесса в юридическом вузе — преподавателя. В ней подробно анализируются структура и содержание профессионально-педагогической компетентности преподавателя, профессионально значимые качества его личности, коммуникативная компетентность, организация, содержание и методы самосовершенствования личности педагога. Приложения содержат практико-ориентированные методические рекомендации по анализу и самоанализу пе- дагогической деятельности преподавателя, а также тесты для самодиагностики и оценки его личности. Надеюсь, что предлагаемый учебник будет способствовать профессионализации личности преподавателя юридического вуза, развитию его профессионально-педагогической компетентности, т. е. готовности и способности осуществлять образовательную деятельность в соответствии с педагогическими закономерностями юридического образования, ориентацией на гуманистические и демократические ценности, а также четко осознаваемой ответственностью за качественное исполнение своего профессионального долга и призвания. В. Д. Перевалов, ректор Уральской государственной юридической академии, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор
Глава 1. Педагогика как наука об образовании
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |