Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самосовершенствование личности педагога 3 страница




Не случайно наибольший интерес преподаватели проявляют к книгам конкретно-методического характера, так как они трансформируют общие педагогические идеи на язык практической деятельности, и из них педагог получает информацию, которую непосредственно можно использовать в практической работе. Естественно, педагогу необходимо развивать умение синтезировать приобретаемые научно-педагогические знания в целостную и подвижную систему с целью ее использования при решении конкретных педагогических задач и преобразовании теоретических положений в конструктивные схемы и практические действия.

Важнейшими критериями эффективности педагогического самообразования, видимо, все же следует считать не количество проработанных источников, сделанных докладов и выступлений, а реальное внедрение в учебно-воспитательный процесс прогрессивных теоретических положений и практических рекомендаций, усвоенных при самостоятельной работе над проблемой, реальный результат развития учащихся, выражающийся в их знаниях, отношениях, действиях. В число других критериев эффективности самообразования педагога входят: выделение ведущих идей и положений, требующих дальнейшего специального осмысления; наличие конкретных указаний к применению отдельных положений в различных формах педагогической деятельности; осознание положительных и отрицательных сторон собственной деятельности и личности в свете изученных идей и концепций в области обучения, воспитания и развития студентов; адекватность коррекции планов самообразования реально существующим затруднениям в педагогической работе.

Таким образом, эффективность самообразования связана с определением каждым педагогом конкретного содержания самостоятельной работы по самосовершенствованию своей личности на основе профессионального самоанализа, с творческим усвоением новой научной информации и передового педагогического опыта, с воплощением приобретенных знаний и умений в эффекты роста, развития, продвижения обучающихся.

Эффективность профессионально-педагогической деятельности преподавателя во многом определяется уровнем развития мотивации профессионального самосовершенствования.

Мотивация профессионального самосовершенствования понимается как совокупность всех побуждений и условий, которые детерминируют, направляют и регулируют этот процесс.

Формированию и повышению мотивации профессионального самосовершенствования педагогов способствуют: четкие и конкретные требования к уровню профессиональной квалификации преподавателя высшей школы, изложенные в госстандарте высшего профессионального образования, должностных инструкциях, квалификационных характеристиках и других нормативных документах; усвоение преподавателями необходимых аутодидактических компетенций, знаний, умений и навыков работы по профессиональному самосовершенствованию; актуализация потребностей в профессиональном самосовершенствовании. При отсутствии четких критериев в оценке педагогической деятельности преподавателей вузов многие из них (особенно молодые) самонадеянно считают себя достаточно подготовленными к выполнению основных функциональных обязанностей, что на самом деле не соответствует действительности.

На мотивацию профессионального самосовершенствования преподавателей существенное воздействие оказывают руководители, значимые другие люди, а также педагогические идеалы, групповые нормы, неформальные правила поведения, сложившиеся традиции и обычаи в конкретных педагогических коллективах. Требовательность должна быть тесно связана со справедливой оценкой профессионально-педагогической деятельности преподавателей, включая их самосовершенствование. Доказано, что человек, не получающий соответствующей реакции на свою работу, со временем теряет к ней интерес. Существует два основных метода формирования и повышения мотивации профессионального роста — это поощрение и порицание (наказание).

В условиях перехода к рыночным отношениям меняются роль и функции материального стимулирования профессионального самосовершенствования. Целесообразно поставить размер заработной платы преподавателя в зависимость от уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности, педагогического стажа и его личного вклада в решение кафедральных и общевузовских задач. Стимулирующие надбавки можно определять на основе коэффициента трудового участия каждого преподавателя в деятельности кафедры, который рассчитывается по результатам анализа и самоанализа педагогической деятельности в количественных показателях. Разумеется, следует максимально использовать все виды мо-

рального поощрения, стимулирующие профессионально-личностный рост педагогов.

Система критериев оценки профессиональной деятельности преподавателя должна стимулировать совершенствование этой деятельности, а сами критерии — быть достаточно простыми и надежными. Количественная оценка профессиональной компетентности по многим ее структурным компонентам в настоящее время представляет большие трудности, связанные с недостаточным уровнем развития педагогической квалиметрии. Наиболее перспективным методом ее оценки на сегодняшний день считается своеобразная «самосертификация» преподавателя (А. Л. Бусыгина, Б. Б. Горлов, Г. Б. Скок), которая служит не для оргвыводов, а для самосовершенствования личности педагога, стремящегося быть высококомпетентным преподавателем (см. методические рекомендации в Приложении I).

Интегральным показателем эффективности профессионального самосовершенствования личности преподавателя и его педагогической деятельности выступает уровень сформированности профессиональной компетентности студентов и выпускников, т. е. мера их способности и готовности к дальнейшему образованию, самообразованию и успешному выполнению профессиональной деятельности. Выявлению этого показателя служит сквозная система последовательной внутривузовской экспертизы, которая основана на экспертной оценке работы преподавателей по обучению и воспитанию студентов преемственной кафедрой на протяжении всех лет обучения вплоть до выпускающей кафедры и государственной аттестационной комиссии. Немаловажную роль играет при этом и постоянная обратная связь вуза со своими выпускниками, а также отзывы, замечания и предложения руководителей соответствующих органов и учреждений относительно уровня профессиональной готовности и способности выпускников к практической деятельности.

Одним из главных условий активизации личностного потенциала преподавателя является его аутопсихологическая компетентность, обеспечивающая оптимальные модели самоорганизации жизни и профессиональной деятельности. Аутопсихологическая компетентность трактуется как многомерное качество, характеризующее понимание, готовность и способность личности развивать себя путем самопознания и саморегуляции, что предполагает целенаправленную самостоятельную работу по

изменению личностных черт и поведенческих характеристик. Аутопсихологическая компетентность педагога состоит в его осведомленности о способах профессионального самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах собственной личности и деятельности, о том, что и как нужно делать, чтобы повысить качество педагогического труда.

Аутопсихологические критерии зрелости профессиональной личности — универсальные личностные новообразования, переводящие ее в статус личности профессионала. Их содержание отражает мировоззренческие установки (ценностные ориентации); личностные качества (адекватная самооценка, сочетающаяся с высоким уровнем самопринятия и самоуважения, высокая мотивация к достижениям и др.); социально-психологические качества (коммуникативная и социально-перцептивная компетентности, социальный интеллект и т. д.). В структуру аутопсихологических способностей входят способности к: усвоению информации, ее интериоризации; сознательной ее переработке и определению своего отношения к ней (рефлексия); образованию и закреплению нового личностного опыта; энергетическому обеспечению данных процессов. В результате развития аутопсихологической компетентности в самосознании преподавателей формируется и закрепляется понимание востребованной необходимости в самопознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными методами и приемами самоактуализировать свой профессионально-личностный потенциал.

На основе саморазвивающих действий возможно формирование и развитие специальных аутопсихологических способностей, детерминирующих решение конкретных психологических проблем личности в профессиональной сфере, таких, как снятие хронической усталости, развитие стрессоустойчивости, снижение конфликтности личности, развитие организаторских и лидерских качеств, приобретение навыков креативного, нестандартного решения профессиональных задач и т. д. Общие аутопсихологические способности включают направленность на саморазвитие и самосовершенствование, что выражается в достижении объективности и реалистичности самопознания, внутренней самоидентичности и интегрированности Я.

Развитие аутопсихологической компетентности преподавателя зависит от ряда условий и факторов, к которым в частности относятся такие профессионально важные качества, как профессиональная обучаемость и самообучаемость; наличие внут-

реннего локуса контроля как стремление видеть причины своих успехов и неудач в себе самом, а не во внешних обстоятельствах; мотивация самореализации своей личности; адекватное профессиональное целеполагание; позитивная Я-концепция; высокий уровень притязаний; самоотдача в труде; установка на развитие своей личности средствами педагогической профессии; адекватная профессиональная самооценка; потребность в непрерывном профессиональном самосовершенствовании. Формированию аутопсихологической компетентности преподавателя способствует такая педагогическая среда, где стандартами профессионального поведения являются креативность, творчество, самореализация, а деонтологическими нормативами — высокий уровень интеллектуальной и поведенческой гибкости, оптимальность профессионального поведения, интегрирующие коммуникативные способности, максимальное раскрытие и использование индивидуального потенциала педагога.

Таким образом, профессиональное самосовершенствование педагога не может происходить иначе, как через самопреобразование своей личности, развитие аутопсихологической компетентности, выступающей основой профессионального саморазвития, позволяющей преподавателю активизировать свой профессионально-педагогический потенциал и эффективно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям социально-педагогической среды с наименьшими затратами на пути к вершинам профессионализма.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение профессионально-педагогической компетентности. Раскройте содержание профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза.

2. Что включают в себя концептуальная, психолого-педагогическая и коммуникативная компетентности преподавателя?

3. Перечислите и раскройте основные профессионально значимые качества личности преподавателя.

4. Что такое авторитет преподавателя и от чего он зависит?

5. В чем заключается сущность и специфика юридического дискурса?

6. Раскройте условия адекватного понимания правовых (законодательных) текстов.

7. Охарактеризуйте систему приемов продуктивного чтения.

8. Что включает в себя межкультурная компетенция?

9. Дайте определение профессиональному самосовершенствованию педагога и раскройте его содержание.

10. Определите понятия профессионального развития, самообразования и самовоспитания личности преподавателя. Раскройте основные направления, содержание и методы профессионального самосовершенствования преподавателя.

11. Что представляет собой профессионально-педагогический самоанализ?

12. Раскройте мотивы профессионального самосовершенствования преподавателя.

13. Каковы критерии эффективности профессионального самосовершенствования личности педагога?

14. Раскройте структуру и содержание аутопсихологической компетентности.

Литература

Бусыгина А. Л. Профессор — профессия: Теория проектирования содержания образования преподавателя вуза. Самара, 2003.

Губаева Т. В. Язык и право. М., 2004.

Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб., 2003.

Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. М., 2003.

Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.

Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. М., 2005.

Левитан К. М. Немецкий язык для студентов-юристов. М., 2004.

Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М., 2002.

Садовникова Н. О., Сыманюк Э. Э. Профессиональные деструкции педагогов и пути их коррекции. Екатеринбург, 2005.

Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2003.

Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. М., 2001.

Усачева И. В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. М., 2001.


Приложения

Приложение I




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.