КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология коллективного взаимообучения
Организационная модель школы Основные принципы ©> всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом; ©> взаимное превосходство — если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше, это что-то нужно искать; ©> неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. О комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями; О внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку (зачисление в группы производится на добровольной основе по уровням познавательного интереса учащихся); при наличии устойчивого интереса однородные группы становятся классами с углублённым изучением отдельных предметов; О профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.
Этот подход привлекает педагогические коллективы, в которых созрела идея внедрения новой технологии обучения с гарантированным результатом освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне. К личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А. Г. Ривина и его учеников. Методики А.Т. Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава». Преимущества КСО су в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; &* в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; у каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; су повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; у отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе; у формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; у обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение. Варианты работы в парах □ статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняю D динамическая пара: выбирают четверых учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей; □ вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание,
Определено, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изучаемого. Технология модульного обучения Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены П. Ю. Цявичене. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объём знания, но и на уровень его усвоения.
Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика. Технология проектной деятельности Д.Дьюи сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Его последователь У. X. Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо: / поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни; / применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели; / получить в итоге реальный результат. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности. Классификация учебных проектов (по Коллингсу) * Проекты игр — различные игры, народные танцы, драматические постановки и т. п. Цель — участие детей в групповой деятельности. * Экскурсионные проекты — целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. * Повествовательные проекты — целью которых являлось получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме — устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле) и т. п. * Конструктивные проекты — создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т. п. Основные требования к учебному проекту > Проблема проекта должна быть социально-значимой — исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком. > Планирование проекта — определение вида продукта и формы презентации; пооперационная разработка проекта, с указанием сроков и ответственных. > Поиск информации — исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта. > Продукт является конкретным результатом проекта. > Портфолио проекта — папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т. п.) > Наличие конкретного продукта на каждом этапе работы над проектом. Современные классификации учебных проектов На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся: □ практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России); □ исследовательский проект — исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования; □ информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет); Q творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т. п.; О ролевой проект — литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца. По комплексности и характеру контактов проекты могут быть монопроектами и межпредметными. Монопроекты реализуются в рамках Межпредметные выполняются во вне- По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришколъ-ными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий. По продолжительности проекты могут быть: □ минипроектами — укладываться в один урок или даже его часть; □ краткосрочными — на 4-6 уроков; □ недельными, требующими 30-40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы; □ долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях группы. Выполняются, как правило, во внеурочное время. По составу участников проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства. Виды презентации проектов: О научный доклад, О деловая игра, О демонстрация видеофильма, О экскурсия, О телепередача, - О научная конференция, О инсценировка, О театрализация, О игры с залом, О защита на ученом совете, О диалог исторических или литературных персонажей, О спортивная игра, О спектакль, О путешествие, О реклама, •О пресс-конференция и т. п. Критерии оценки проекта должны быть понятны и доступны участникам проекта, их должно быть не более 7-10, известны с самого начала работы над проектом. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация. Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся. В процессе реализации описанных личностно-ориентированных технологий у обучаемых развиваются память, воля, эмоциональная сфера, а также коммуникативные умения, самостоятельность и пр., но в них не ставится цель обеспечения развивающего обучения. Их ориентация на учёт индивидуальных особенностей личности способна создавать более благоприятные условия для внедрения системы развивающего обучения, так как многие необходимые условия для её эффективной реализации будут обеспечены. Описанные технологии не исчерпывают все многообразие существующих в настоящее время образовательных технологий. Назовем ряд авторов других образовательных технологий: Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, П. М. Эр-дниев, Н. А. Зайцев, Н. Н. Палтышев, А. М. Кушнир, И. П. Волков, Г. С. Альт-шуллер, Н. П. Гузик и др. Их образовательные технологии и целый ряд других представлены в книге Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии». 4-1347 Содержание образования и воспитания Научные основы определения содержания Факторы, влияющие на отбор содержания образования и воспитания су цель образования; «= уровень развития в культуре философии, искусства, науки, морали, права, политики, отношения к религии; су учет международного опыта; ф= уровень возможностей учеников и воспитанников; «* уровень экономического и технического развития страны; <зр традиции государства в области стратегии образования; сзр уровень развития теории воспитания и обучения и образовательных учреждений соответствующего уровня; «г соответствие объема содержания отводимому на его изучение времени. Принципы формирования содержания общего среднего образования ♦ Общеметодологические принципы ♦ общеобразовательный характер учебного материала, т. е. включение основ всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира и имеющих значение для многих сфер деятельности; ♦ гражданская и гуманистическая направленность; ♦ гуманитарно-этическая направленность; ♦ наличие методологических знаний, знаний о процессах и истории познания, развития идей; ♦ связь учебного материала с жизнью и преобразованиями общества; ♦ интегративность изучаемых курсов; ♦ развивающий характер материала; ♦ фундаментализация и наличие межпредметных связей; ♦ практическая направленность теоретического знания. • Специальные принципы ♦ соотнесение образовательного материала с уровнем развития современной науки; ♦ политехнизм; ♦ единство и противоположность логики науки и учебного предмета. Содержание образования и воспитания Научные основы определения содержания Факторы, влияющие на отбор содержания образования и воспитания or цель образования; cw уровень развития в культуре философии, искусства, науки, морали, права, политики, отношения к религии; <&- учет международного опыта; от уровень возможностей учеников и воспитанников; «г уровень экономического и технического развития страны; <s- традиции государства в области стратегии образования; су уровень развития теории воспитания и обучения и образовательных учреждений соответствующего уровня; су соответствие объема содержания отводимому на его изучение времени. Принципы формирования содержания общего среднего образования ♦ Общеметодологические принципы ♦ общеобразовательный характер учебного материала, т. е. включение основ всех наук, определяющих современную естественнонаучную и социальную картину мира и имеющих значение для многих сфер деятельности; ♦ гражданская и гуманистическая направленность; ♦ гуманитарно-этическая направленность; ♦ наличие методологических знаний, знаний о процессах и истории познания, развития идей; ♦ связь учебного материала с жизнью и преобразованиями общества; ♦ интегративность изучаемых курсов; ♦ развивающий характер материала; ♦ фундаментализация и наличие межпредметных связей; ♦ практическая направленность теоретического знания. • Специальные принципы ♦ соотнесение образовательного материала с уровнем развития современной науки; ♦ политехнизм; ♦ единство и противоположность логики науки и учебного предмета.
Подходы к определению содержания образования Теория материального образования Главная цель обучения — передача учащимся как можно большего объема знаний из различных областей. Выпускник школы должен быть энциклопедически образованным Я. Коменский и др.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |