КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воображение, его функции и виды. Воображение рассматривается как психический познавательный процесс воспроизведения и преобразования образов предметов и явлений
Воображение рассматривается как психический познавательный процесс воспроизведения и преобразования образов предметов и явлений, хранящихся в памяти и отражающих реальную действительность, а также создание на этой основе новых образов предметов, явлений, действий и условий, в которых оно происходит. В процессе воображения обнаруживается неразрывная связь с памятью и мышлением. Кроме того, воображение зависит от апперцепции человека. Установлено, что оно может оказывать влияние на многие органические процессы, такие как функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Надо отметить, что воображение является базой для наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку свободно ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. По мнению Немова Р.С., воображение выполняет следующие функции: 1.Функция представления действительности в образах и возникновение возможности пользоваться ими, решая задачи. 2.Функция регулирования эмоциональных состояний. 3.Функция произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. 4.Функция формирования внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. 5.Функция планирования и программирования деятельности. Выделяются следующие основные виды воображения: 1) по степени его активности/пассивности: •активное воображение описывается как вид воображения, когда человек по собственному желанию, усилием воли может вызывать у себя соответствующие образы; •пассивное воображение характеризуется образами, формирующимися спонтанно, помимо воли и желания человека. 2) по степени воссоздания/воспроизведения: •продуктивное воображение, в нём действительность не механически копируется, а сознательно конструируется человеком или воссоздается, но при этом и творчески преобразуется; •репродуктивное воображение воспроизводит реальность в том виде, какова она есть. С феноменом воображения в практической деятельности людей связан процесс художественного творчества. Например, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм (по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью). А с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает: его мир наполнен фантасмагориями, иррациональной образностью, за которой обнаруживаются вполне очевидные реалии (роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких); 3)сновидения - пассивные и непроизвольные формы воображения; 4)галлюцинации - фантастические видения, не имеющие связи с окружающей действительностью, чаще всего присущи людям, находящихся под воздействием психоактивных веществ или страдающими психическими заболеваниями; 5)грезы представляют собой фантазию, желаемого идеализируемого будущего, зачастую полностью оторванного от реальности; 6)мечтой называются создаваемые в воображении образов желаемого, которые не противоречат действительности, а значит вполне осуществима. Выделяют некоторые приемы для создания новых образов воображения: 1)агглютинация (от лат.- склеивание)•аналогия; 2)преувеличение/преуменьшение; 3)акцентирование; 4)типизация. Данные приемы могут быть полезны и использованы в любой сфере жизнедеятельности человека. 3.7. Память, её виды и процессы. Памятью называется запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком всего того, что с ним произошло. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. 1.Запоминание описывается как процесс запечатления в сознании информации в виде образов, понятий, переживаний и действий. Виды запоминания различают по степени сознательной активности: •произвольное запоминание (преднамеренное, целенаправленное), которое является для человека ведущим видом запоминания; •непроизвольное запоминание (без преднамеренной установки на запоминание чего-либо). Формой произвольного запоминания является заучивание. 2.Сохранение характеризуется как процесс удержания в памяти в течение желательно длительного времени и переработка информации, которая была запечатлена. Установлено, лучше сохраняется материал, который наиболее значим для человека и востребован деятельностью. 3.Забывание считается неизбежным, а зачастую и нежелательным процессом, протекающим, в основном, произвольно. Данный процесс наиболее интенсивен в течение первых 48 часов после заучивания материала и зависит от его значимости, объёма и его осмысления. 4.Воспроизведение – это процесс избирательного оживления информации, хранящейся в памяти в связи с необходимостью человека, обстоятельствами и потребностями деятельности. Разновидностью данного процесса является узнавание, которое обнаруживается при повторном восприятии материала. Виды воспроизведения различают по степени сознательной активности: •произвольное воспроизведение, организующееся посредством порой значительных волевых усилий; •непроизвольное воспроизведение (без предварительного намерения). Формой непроизвольного воспроизведения является припоминание, сознательное воспроизведение, требующее напряжения с целью преодоления внутренних затруднений. Существуют различные вариации классификации памяти (Рис. 9). Рисунок 9. Виды памяти (П.П. Блонский). Итак, виды памяти подразделяются на основании: 1)степени сознательной активности при запоминании и воспроизведении: произвольная/непроизвольная, где произвольная подразделяется на механическую и логическую; 2)психологического содержания запоминаемого: образная, словесно-логическая, эмоциональная и двигательная; 3)продолжительности сохранения: оперативная, кратковременная и долговременная. Индивидуальные особенности памяти людей различаются по объему, точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохранения и ее готовности к быстрому извлечению сохраненной информации в данный конкретный момент. В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую — различия так называемых типов памяти. Тип памяти зависит как и от природных особенностей нервной системы, так и от воспитания (например, в школе практикуется смешанный тип памяти). У взрослых людей тип памяти может зависеть от характера их профессиональной деятельности. Типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, — то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. В зависимости от этого принято классифицировать людей на аудиалов, кинестетиков, визуалов. Таким образом, тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти. Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти, в которую входит и обеспечение надлежащих условий для эффективного освоения необходимых процессов памяти: -организация рабочего места, -предварительное планирование, самоконтроль, -применение различных способов запоминания, -обеспечение связи умственной работы с практической, а также воспитание критического отношения к собственной деятельности, умения отказаться от неэффективных приемов работы, заимствуя у других людей эффективные приемы запоминания.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |