Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение, его функции и виды. Воображение рассматривается как психический познавательный процесс воспроизведения и преобразования образов предметов и явлений




Воображение рассматривается как психический познавательный процесс воспроизведения и преобразования образов предметов и явлений, хранящихся в памяти и отражающих реальную действительность, а также создание на этой основе новых образов предметов, явлений, действий и условий, в которых оно происходит.

В процессе воображения обнаруживается неразрывная связь с памятью и мышлением.

Кроме того, воображение зависит от апперцепции человека. Установлено, что оно может оказывать влияние на многие органические процессы, такие как функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др.

Надо отметить, что воображение является базой для наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку свободно ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

По мнению Немова Р.С., воображение выполняет следующие функции:

1.Функция представления действительности в образах и возникновение возможности пользоваться ими, решая задачи.

2.Функция регулирования эмоциональных состояний.

3.Функция произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.

4.Функция формирования внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

5.Функция планирования и программирования деятельности.

Выделяются следующие основные виды воображения:

1) по степени его активности/пассивности:

•активное воображение описывается как вид воображения, когда человек по собственному желанию, усилием воли может вызывать у себя соответствующие образы;

•пассивное воображение характеризуется образами, формирующимися спонтанно, помимо воли и желания человека.

2) по степени воссоздания/воспроизведения:

•продуктивное воображение, в нём действительность не механически копируется, а сознательно конструируется человеком или воссоздается, но при этом и творчески преобразуется;

•репродуктивное воображение воспроизводит реальность в том виде, какова она есть.

С феноменом воображения в практической деятельности людей связан процесс художественного творчества. Например, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм (по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью).

А с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает: его мир наполнен фантасмагориями, иррациональной образностью, за которой обнаруживаются вполне очевидные реалии (роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких);

3)сновидения - пассивные и непроизвольные формы воображения;

4)галлюцинации - фантастические видения, не имеющие связи с окружающей действительностью, чаще всего присущи людям, находящихся под воздействием психоактивных веществ или страдающими психическими заболеваниями;

5)грезы представляют собой фантазию, желаемого идеализируемого будущего, зачастую полностью оторванного от реальности;

6)мечтой называются создаваемые в воображении образов желаемого, которые не противоречат действительности, а значит вполне осуществима.

Выделяют некоторые приемы для создания новых образов воображения: 1)агглютинация (от лат.- склеивание)•аналогия; 2)преувеличение/преуменьшение; 3)акцентирование; 4)типизация.

Данные приемы могут быть полезны и использованы в любой сфере жизнедеятельности человека.

3.7. Память, её виды и процессы.

Памятью называется запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком всего того, что с ним произошло.

Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

1.Запоминание описывается как процесс запечатления в сознании информации в виде образов, понятий, переживаний и действий.

Виды запоминания различают по степени сознательной активности:

•произвольное запоминание (преднамеренное, целенаправленное), которое является для человека ведущим видом запоминания;

•непроизвольное запоминание (без преднамеренной установки на запоминание чего-либо).

Формой произвольного запоминания является заучивание.

2.Сохранение характеризуется как процесс удержания в памяти в течение желательно длительного времени и переработка информации, которая была запечатлена. Установлено, лучше сохраняется материал, который наиболее значим для человека и востребован деятельностью.

3.Забывание считается неизбежным, а зачастую и нежелательным процессом, протекающим, в основном, произвольно. Данный процесс наиболее интенсивен в течение первых 48 часов после заучивания материала и зависит от его значимости, объёма и его осмысления.

4.Воспроизведение – это процесс избирательного оживления информации, хранящейся в памяти в связи с необходимостью человека, обстоятельствами и потребностями деятельности.

Разновидностью данного процесса является узнавание, которое обнаруживается при повторном восприятии материала.

Виды воспроизведения различают по степени сознательной активности:

•произвольное воспроизведение, организующееся посредством порой значительных волевых усилий;

•непроизвольное воспроизведение (без предварительного намерения).

Формой непроизвольного воспроизведения является припоминание, сознательное воспроизведение, требующее напряжения с целью преодоления внутренних затруднений.

Существуют различные вариации классификации памяти (Рис. 9).

Рисунок 9. Виды памяти (П.П. Блонский).

Итак, виды памяти подразделяются на основании:

1)степени сознательной активности при запоминании и воспроизведении: произвольная/непроизвольная, где произвольная подразделяется на механическую и логическую;

2)психологического содержания запоминаемого: образная, словесно-логическая, эмоциональная и двигательная;

3)продолжительности сохранения: оперативная, кратковременная и долговременная.

Индивидуальные особенности памяти людей различаются по объему, точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохранения и ее готовности к быстрому извлечению сохраненной информации в данный конкретный момент.

В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую — различия так называемых типов памяти.

Тип памяти зависит как и от природных особенностей нервной системы, так и от воспитания (например, в школе практикуется смешанный тип памяти). У взрослых людей тип памяти может зависеть от характера их профессиональной деятельности.

Типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, — то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. В зависимости от этого принято классифицировать людей на аудиалов, кинестетиков, визуалов. Таким образом, тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.

Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти, в которую входит и обеспечение надлежащих условий для эффективного освоения необходимых процессов памяти:

-организация рабочего места,

-предварительное планирование, самоконтроль,

-применение различных способов запоминания,

-обеспечение связи умственной работы с практической, а также воспитание критического отношения к собственной деятельности, умения отказаться от неэффективных приемов работы, заимствуя у других людей эффективные приемы запоминания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.