КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психика, поведение и деятельность. Всеобщей характеристикой жизни является активность
Всеобщей характеристикой жизни является активность. Активность живых существ - их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Деятельность - это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. В ходе освоения деятельности происходит развитие и формирование психики и личности человека. Игра, учебная деятельность и труд являются важнейшими видами деятельности человека. Деятельность следует отличать от поведения. Поведение - внешне проявляющаяся активность живых существ. В отечественной психологии подчеркивается социальный характер поведения человека, в котором выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Основными характеристиками деятельности являются: 1)Предметность. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованными в процессе деятельности; благодаря этому достигается большая адекватность их отражения в сознании. 2)Субъектность определяет направленность и избирательность деятельности в соответствии с личностными смыслами, установками, эмоциями, потребностями, интересами человека. Психологическая структура деятельности представляет собой систему, содержащую потребности, мотивы, цели, средства, действия, операции. Потребность - это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающее источником его активности. К человеческим потребностям относятся:
1)витальные (жизненные) нужды - потребность в пище, воде, сне, чувстве безопасности, продолжении рода и т.д.; 2)социальные интересы - потребность принадлежать к группе людей, вступать в эмоциональные контакты, обладать определенным социальным статусом и т.д.; 3)экзистенциальные побуждения - «быть творцом собственной жизни», чувствовать личностный рост, подлинность своего бытия и т.д. Потребности человека могут быть ясно осознанными (выражаться в виде стремлений), неосознанными или осознанными лишь частично (примером могут служить влечения). Мотив - это причина, определяющая выбор направленности деятельности, т.е. это ответ на вопрос, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения. Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, внешними и внутренними (смыслообразующими), широкими социальными и узконаправленными. Как правило, деятельность человека полимотивирована. Цель - это предвосхищение результатов деятельности. В отличие от мотивов, цели человеческой деятельности всегда сознаваемы. Следует различать конечные и промежуточные цели, реалистичные и нереалистичные цели. Средства деятельности: • знания - функциональные сведения о мире; • навыки - освоенные до степени автоматизма способы употребления определенных средств деятельности; • умения - освоенная человеком система приемов сознательного построения результативного действия. Знания, навыки, умения являются инструментальной основой деятельности, они обеспечивают успешность ее выполнения. Наличие у человека средств деятельности придает любой потребности статус осуществимости. Действия - произвольная целенаправленная активность. Операции - способы выполнения действий. Так, создание письменного текста может осуществляться как в рукописном варианте, так и с использованием современных технических средств. Операции могут быть автоматизированы. Реализация операций находится на периферии сознания, однако в случае затруднений операции выступают на передний план сознания.
Итак, все перечисленные структурные компоненты деятельности образуют гибкую динамичную систему, соотносимую с различными областями действительности. Анализ деятельности раскрыл новые аспекты исследования психики: процессуальный аспект (психическое анализируется с точки зрения динамики), исторический аспект (позволяет исследовать психическое с точки зрения законов и закономерностей его развития), структурно-функциональный аспект (определяет возможности анализа психического как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции). Таким образом, психика развивалась, видоизменялась с течением времени под влиянием различных условий. Возникновение и развитие психики тесно связано с возникновением и развитием самой нервной системы. Психика оказывает влияние на поведение и деятельность человека и является предметом изучения психологии. Контрольные вопросы к лекции № 2 1.В чём сущность структуры психики человека? 2.Дайте характеристику эволюционных предпосылок человеческой психики. 3.Какова структура сознания? 4.Как возникла и развивалась психика в филогенезе? 5.Как возникает и развивается психика в онтогенезе? 6.Дайте характеристику основных отделов и структур головного мозга. 7.Каково строение нервной системы? 8.В чём сущность основных типов ВНД? 9.Какова суть функциональной ассиметрии мозга? 10.Охарактеризуйте рефлекс как основной механизм ВНД. Литература к лекции № 2 1.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М., 2006. 2.Островский В.Э., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. – М.: Вузовский учебник, 2006. 3.Сластёнин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М. 2006.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |