Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психика, поведение и деятельность. Всеобщей характеристикой жизни является активность




Всеобщей характеристикой жизни является активность.

Активность живых существ - их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

Деятельность - это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. В ходе освоения деятельности происходит развитие и формирование психики и личности человека. Игра, учебная деятельность и труд являются важнейшими видами деятельности человека. Деятельность следует отличать от поведения.

Поведение - внешне проявляющаяся активность живых существ. В отечественной психологии подчеркивается социальный характер поведения человека, в котором выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру.

Основными характеристиками деятельности являются:

1)Предметность. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованными в процессе деятельности; благодаря этому достигается большая адекватность их отражения в сознании.

2)Субъектность определяет направленность и избирательность деятельности в соответствии с личностными смыслами, установками, эмоциями, потребностями, интересами человека.

Психологическая структура деятельности представляет собой систему, содержащую потребности, мотивы, цели, средства, действия, операции.

Потребность - это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающее источником его активности.

К человеческим потребностям относятся:

1)витальные (жизненные) нужды - потребность в пище, воде, сне, чувстве безопасности, продолжении рода и т.д.;

2)социальные интересы - потребность принадлежать к группе людей, вступать в эмоциональные контакты, обладать определенным социальным статусом и т.д.;

3)экзистенциальные побуждения - «быть творцом собственной жизни», чувствовать личностный рост, подлинность своего бытия и т.д.

Потребности человека могут быть ясно осознанными (выражаться в виде стремлений), неосознанными или осознанными лишь частично (примером могут служить влечения).

Мотив - это причина, определяющая выбор направленности деятельности, т.е. это ответ на вопрос, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения. Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, внешними и внутренними (смыслообразующими), широкими социальными и узконаправленными. Как правило, деятельность человека полимотивирована.

Цель - это предвосхищение результатов деятельности. В отличие от мотивов, цели человеческой деятельности всегда сознаваемы. Следует различать конечные и промежуточные цели, реалистичные и нереалистичные цели.

Средства деятельности:

• знания - функциональные сведения о мире;

• навыки - освоенные до степени автоматизма способы употребления определенных средств деятельности;

• умения - освоенная человеком система приемов сознательного построения результативного действия.

Знания, навыки, умения являются инструментальной основой деятельности, они обеспечивают успешность ее выполнения. Наличие у человека средств деятельности придает любой потребности статус осуществимости.

Действия - произвольная целенаправленная активность.

Операции - способы выполнения действий. Так, создание письменного текста может осуществляться как в рукописном варианте, так и с использованием современных технических средств. Операции могут быть автоматизированы. Реализация операций находится на периферии сознания, однако в случае затруднений операции выступают на передний план сознания.

Итак, все перечисленные структурные компоненты деятельности образуют гибкую динамичную систему, соотносимую с различными областями действительности.

Анализ деятельности раскрыл новые аспекты исследования психики:

процессуальный аспект (психическое анализируется с точки зрения динамики),

исторический аспект (позволяет исследовать психическое с точки зрения законов и закономерностей его развития),

структурно-функциональный аспект (определяет возможности анализа психического как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции).

Таким образом, психика развивалась, видоизменялась с течением времени под влиянием различных условий. Возникновение и развитие психики тесно связано с возникновением и развитием самой нервной системы. Психика оказывает влияние на поведение и деятельность человека и является предметом изучения психологии.

Контрольные вопросы к лекции № 2

1.В чём сущность структуры психики человека?

2.Дайте характеристику эволюционных предпосылок человеческой психики.

3.Какова структура сознания?

4.Как возникла и развивалась психика в филогенезе?

5.Как возникает и развивается психика в онтогенезе?

6.Дайте характеристику основных отделов и структур головного мозга.

7.Каково строение нервной системы?

8.В чём сущность основных типов ВНД?

9.Какова суть функциональной ассиметрии мозга?

10.Охарактеризуйте рефлекс как основной механизм ВНД.

Литература к лекции № 2

1.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М., 2006.

2.Островский В.Э., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. – М.: Вузовский учебник, 2006.

3.Сластёнин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М. 2006.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.