Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура сознания




Современная психология выделяет (в наиболее общем виде) два уровня, образующих психику человека: высший уровень - сознание и низший - бессознательное.

Рассмотрим важнейшие психологические характеристики этих структурных компонентов психики.

I.Сознание – это высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как социальному существу. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

1.Сюда входят все познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

2.В сознании отчетливо различаются субъект и объект, т.е. человек отделяет «Я» от «не-Я». «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием, как систему взглядов строго индивидуально. Особенно интенсивно этот процесс происходит в детстве. Человек - единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом (рефлексия - способность к самонаблюдению).

3.Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Невозможность осуществить целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматривается как нарушение сознания.

4.Важнейшей характеристикой сознания является наличие адекватных эмоциональных оценок. В межличностных отношениях при некоторых психических заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений. Так, больной алкоголизмом равнодушен к проблемам близких, постепенно деградирует морально-потребностная сфера его личности.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных специфических качеств сознания является язык как особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием.

Появление сознания у человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Развитие живой природы привело к возникновению человека, обладающего специфическими особенностями строения тела и более развитой по сравнению с другими животными нервной системой, что в целом определило возможность человека заниматься трудом. Это в свою очередь повлекло за собой появление сообществ, развитие языка и сознания. Таким образом, труд явился тем условием, которое позволило реализовать психические потенциалы биологического вида Homo sapiens.

В сознании есть поле (область) ясного сознания — то, что осознается постоянно или периодически, включается в размышления, стремление понять, разобраться, доводится до отчетливого понимания, оценок, выводов, целей, замыслов, планов.

Есть и периферическое поле (область) сознания — подсознание. То, что находится и совершается в нем, актуально не осознается какое-то время, но может быть осознано. Между полем ясного сознания и подсознанием нет непреодолимой «китайской стены", а возможны и совершаются взаимопереходы. В область подсознания переходят из поля ясного сознания хорошо освоенные детали размышлений, действий — то, что автоматизируется.

Существуют и противоположные переходы. В подсознании сохраняются смутные впечатления о виденном, пережитом, сделанном в опыте жизни каждого человека, которые могут быть не осмыслены, не приведены в порядок, не систематизированы, не обобщены, не доведены до отчетливо понимаемых и сформулированных мысленно выводов и решений. Этот блок подсознательных психических явлений, как кладовая, в которой большой беспорядок, хаос. Человек интеллектуальный, развитый, требовательный к себе и желающий добиться успехов в жизни имеет стремление осмысливать свой опыт, то, что накоплено в подсознании, достигать ясного и отчетливого понимания, апеллируя к рекомендациям науки и апперцепции мудрых людей. В отличие он него человек беспечный, живущий сегодняшним днем, интеллектуально ограниченный не утруждает себя такой «работой», поэтому, неудивительно, что хаос, царящий в его сознании порождает у него «неразбериху» и в жизни.

Бессознательное рассматривается как совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.

Структура сознания, по мнению А. Петровского, представлена:

• Совокупностью знаний об окружающем мире, в связи с этим сознание понимается как особая форма отражения;

• Различием субъекта и объекта и отношением субъекта к объекту. Это объясняет то, что человек как субъект, носитель активности выделяет и противопоставляет себя окружающему миру (объекту). Он единственный среди живых существ познаёт самого себя. Он способен к самопознанию.

• Возможностью целеполагающей деятельности, характеризующейся получением результата, представляемого человеком в начале процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.