Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура современной психологии




Современная психология представлена разветвленной системой различных научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, которые, кроме того, связанны и с различными областями практики.

Традиционно выделяют следующие отрасли психологии.

Общая психология изучает наиболее общие закономерности развития психики и личности, обосновывает теоретические принципы, основные психологические понятия, разрабатывает проблемы методологии и истории психологии, конструирует методы исследования наиболее общих законов возникновения, развития и функционирования психических явлений.

Педагогическая психология изучает психологические закономерности процессов обучения и воспитания человека. В её рамках происходит выяснение психологических факторов успешности вышеназванных процессов и взаимоотношения участников обучения и воспитания.

Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека. В рамках данной отрасли анализируются психологические аспекты научной организации труда. Разделами психологии труда являются инженерная, авиационная, космические направления психологии труда.

Медицинская психология специализируется на психологических аспектах деятельности врача и поведения больного. В рамках данного направления изучаются нейропсихология, психофармакология, психотерапия, психопрофилактика и психогигиена.

Возрастная психология (психология развития) исследует онтогенез различных психических процессов, а также психологических качеств личности человека в различные возрастные периоды. Её разделами признаны детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого, геронтопсихология.

Психология аномального развития (специальная психология) связана с проблемами распада психики и личности человека. Её разделами признаны патопсихология, олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни, сопоставляет психику животных и человека, устанавливает характер и причины обнаруживающих сходств и различий в их поведении.

Социальная психология изучает психические явления, формирующиеся в процессе взаимодействия людей в обществе.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевой и учебно-боевой деятельности, кроме того, психологические стороны взаимоотношений командования и личного состава, а также методы воздействия психологической пропаганды и контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.

Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, криминальную психологию, исправительно-трудовую (пенитенциарную) психологию.

Еще одна область, отличная от научной психологии - парапсихология. Парапсихология, или «околопсихология», сформировалась в XX в. на основе оккультных наук, заимствовав у них главную цель исследования - установление сверхъестественных или выходящих за рамки научного знания возможностей психики человека.

Контрольные вопросы к лекции № 1

1.Дайте характеристику объекта, предмета и задач психологии.

2.В чём отличия житейской и научной психологии?

3.Каковы основные принципы психологии.

4.Дайте характеристику основных этапов развития психологического знания.

5.Какова структура психики?

6.Дайте характеристику научных школ в отечественной психологии.

7.Дайте характеристику научных школ в зарубежной психологии.

8.Методы психологии.

9.В чём сущность психических явлений?

10.Каково место психологии в системе наук?

Литература к лекции № 1

1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М., 2006.

2. Островский В.Э., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. – М.: Вузовский учебник, 2006.

3. Сластёнин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М. 2006.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.