КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Курс лекций по дисциплине «Психология и педагогика» предназначен для студентов, обучающихся по всем специальностям на очной
Курс лекций по дисциплине «Психология и педагогика» предназначен для студентов, обучающихся по всем специальностям на очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Учебная дисциплина «Психология и педагогика» входит в федеральный компонент основной образовательной программы подготовки специалистов в вузах Российской Федерации. В данном курсе представлены лекционный материал в соответствии с учебной программой дисциплины «Психология и педагогика» и вопросы для самопроверки, которые помогут студентам систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения данной дисциплины, а также сосредоточить внимание на основных понятиях, признаках, свойствах, явлениях. Целью курса является формирование у студентов целостных представлений об условиях формирования личности, о целях, задачах, закономерностях педагогического процесса, об общении людей, а также приобщение студентов к элементам психологической и педагогической культуры как составляющих общей культуры современного человека и будущего специалиста. Задачи курса: –сформировать у студентов понятийный аппарат психолого-педагогической науки; –обеспечить овладение студентами методологией и методикой анализа межличностных отношений, возникающих в процессе общения и профессиональной совместной деятельности; –научить студентов управлять своими эмоциональными состояниями, а также развивать свою память, внимание, волю; –удовлетворить интерес студентов к образованию, закономерностям и особенностям педагогического процесса, а также сформировать на этой основе собственную позицию. Раздел №1 «Психология» Тема№1 Лекция «Психология в системе наук о человеке и обществе» 1.1.Психология как наука: объект, предмет и задачи психологии. Происхождение термина психология уходит глубокими корнями в греческую мифологию (Миф об Эроте и Психее). Слово психология ввел в научный обиход немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754). В переводе с древнегреческого оно означает «наука о душе», так как psyche - «душа», logos - «понятие», «учение». Таким образом, психология рассматривается как наука о законах и закономерностях происхождения, развития и проявлениях психики. Любая наука всегда имеет свои конкретные задачи, предмет и объект. Ее объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а в качестве предмета изучается специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Задачами конкретной науки считаются основные направления ее исследования и развития, а также те цели, которые реализуются данной наукой для достижения определенных теоретических и эмпирических результатов. В качестве предмета психологической науки выступают основные закономерности возникновения, функционирования и развития психической реальности. Содержание предмета психологии изменялось с течением времени. Основными задачами психологической теории являются: 1) качественное исследование психической реальности; 2) анализ возникновения, развития и формирования психических явлений; 3) изучение физиологических механизмов их возникновения и протекания; 4) обеспечение внедрения психологических знаний в практику жизнедеятельности людей. 1.2. Принципы и методы психологии. Методология - (от греч. methodos - дорога, путь, теория, учение) это учение о принципах построения, формах и способах познания. Метод - это способ или прием познания. Методика - это приемы целесообразного проведения какой-либо работы. Основные методологические (объяснительные) принципы отечественной психологии следующие: -принцип детерминации заключается в обусловленности явления порождающими его факторами; -принцип системности заключается в том, что каждое явление определяется по его функции в структуре целого; -принцип развития содержательно определяется как изучение явления с точки зрения принцип развития как закономерного, направленного изменения психических явлений в различные временные периоды; -принцип единства деятельности и сознания характеризуется тем, что психическая сфера личности человека развивается и формируется на основе выполнения различных видов деятельности, при этом психика создаёт проект активности человека и отражает существующую реальность через чувственные и умственные образы. Методы психологической науки и их классификация. В психологии принято выделять несколько групп методов психологического исследования. 1.Организационные методы включают: •сравнительный метод характеризуется тем, что происходит сравнение групп испытуемых по каким-то психологическим и другим характеристикам, в рамках реализации этого метода могут исследоваться личностные особенности несколько групп людей, одинаковых по возрасту, полу, а затем данные будут сопоставляются, сравниваться; •лонгитюдный метод определяется организацией обследований одних и тех же лиц, групп на протяжении длительного периода времени; •комплексный метод описывается следующими характеристиками: в ходе комплексного исследования принимают участие специалисты социологи, психологи, физиологи и представители других различных областей научного знания. 2.Эмпирические методы основываются на опыте. Поэтому их достаточно часто именуют практическими методами. К данной группе методов относят наблюдение и самонаблюдение. В психологической литературе наблюдение характеризуется как метод, специально организованный, целенаправленный, систематический, фиксирующий поведение испытуемого или испытуемых. Самонаблюдение (интроспекция) описывается как наблюдение человека за проявлениями индивидуальной психики. 3.Экспериментальные методы относятся к основным психологическим методам исследования. В ходе проведения эксперимента исследователь устанавливает или осуществляет взаимодействие различных факторов и анализирует изменения, возникающие в состоянии и поведении испытуемого или групп испытуемых. В психологии применяются несколько видов эксперимента. Лабораторный эксперимент связан с организацией специально созданных условий, при этом для него характерно использование специального оборудования. Естественный эксперимент характеризуется естественными для испытуемого или групп испытуемых условиями организации исследовательской работы, что приводит к тому, что участники эксперимента не догадываются, что являются участниками психологического экспериментального исследования. Формирующий эксперимент сущностно и содержательно характеризуется тем, что в ходе его реализации исследователь ставит задачу формирования у испытуемого или групп испытуемых каких-либо качеств или состояний личности и проводит комплекс психологических мероприятий по реализации запланированной задачи. 4.Методы обработки данных. Данная группа методов психологического исследования представлена следующими методами: -методами количественного анализа, включающими группу методов математического анализа и обработки исследовательских результатов и методов статистики с целью решения задач психологического исследования; -методами качественного анализа, которые используются для осуществления дифференциация фактологического материала по конкретным группам, описания типовых и исключительных случаев. 5.Интерпретационные методы содержательно описываются, как методы, в ходе которых исследователь получает фактические данные. Качество интерпретации (реализации данных методов) напрямую зависит от профессионализма исследователя. Данная группа методов представлена генетическим и структурным методами. Генетический (фило - и онтогенетический) метод создаёт условия для представления фактического материала в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития. Структурный метод ставит своей задачей установление «горизонтальных» связей между различными элементами психики, при этом используются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |