КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о психике
Психика человека имеет одинаковую структуру, но её функционирование характеризуется строгой индивидуальностью. Категория психика произошло от греческого psychikos - (душевный). Данное понятие является свойством материи, особым образом организованной, высокоразвитой, продуктом головного мозга человека. Характеризуется как особая форма отражения объективной реальности. Кроме того психика рассматривается как результат общественно-исторической деятельности человека. Психические явления, исследуемые в психологии, представлены тремя основными классами, а именно: психическими процессами, психическими состояниями, психические свойства личности. Рисунок – Содержание психики. 1.7. Основные направления в психологии: характеристика научных школ в зарубежной и отечественной психологии. Основные направления развития отечественной психологии. Отечественная психологическая наука внесла существенный вклад в развитие мировой психологической мысли. На рубеже XIX-XX вв. в России, на фоне значительных успехов мировой психологии в отстаивании своей самостоятельности, шла напряженная дискуссия между сторонниками естественно-научного и идеалистического подхода к объяснению психических явлений. Основоположником отечественной научной психологии признан Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). В его труде «Рефлексы головного мозга», вышедшем в 1863 г., дана физиологическая трактовка базовых психологических процессов. Экспериментальное направление в отечественной психологии развивал Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927). Он является основателем первой отечественной экспериментально-психологической лаборатории, которая открылась в 1885 г. Затем он основал Психоневрологический институт, который, существуя с 1908 г., является первым в мире центром по комплексному изучению психики человека. Николай Николаевич Ланге (1858-1921) является одним из основателей экспериментальной психологии в России. Он исследовал проблемы познавательных психических процессов и их физиологические основы. Кроме того, целесообразно отметить вклад в исследование памяти и индивидуальных различий людей, внесённый Александром Петровичем Нечаевым (1870-1948). Владимир Александрович Вагнер (1849-1934) по праву считается основателем сравнительной отечественной психологии. Усилиями Ивана Петровича Павлова (1849-1936) изучались условно-рефлекторные связи в деятельности организма. Условный рефлекс по Павлову и сочетательный по Бехтереву описывается как сформированное поведение в зависимости от внешних и внутренних условий. При этом внешние условия описываются как стимулы среды, а внутренние рассматриваются как потребности организма. Значительный вклад в развитие психологии XX в. внёс Павел Петрович Блонский (1884-1941). Этот российский психолог и педагог рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Он ратовал за комплексный подход к изучению личности. Им сформирована генетическая теория памяти. Лидия Ильинична Божович (1908-1981) внесла весомый вклад в развитие российской психологии. Она специализировалась на исследованиях в области педагогической и детской психологии. Лев Семенович Выготский (1896-1934) вошёл в психологическое знание как автор культурно-исторической теории развития высших психических функций. Им введены понятия «зона ближайшего развития», обозначающее такие действия индивида, которые первоначально он может успешно выполнять лишь во взаимосвязи с другим человеком, в общении с ним и с его помощью, а затем уже вполне самостоятельно и произвольно. Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988) также является представителем российской психологии. Он считается автором концепции поэтапного формирования умственных действий. Александр Владимирович Запорожец (1905-1981) признан в истории психологии видным российским психологом. Им разрабатывались общепсихологическая теория деятельности в онтогенезе и теория перцептивных действий. Г.И. Челпанов признан одним из самых авторитетных психологов своего времени. По его мнению, главным методом психологических исследований является самонаблюдение. При этом он подчеркивал необходимость дополнения наблюдения экспериментальным методом. По его инициативе в 1912 г. в Москве открыт Институт экспериментальной психологии. Константин Николаевич Корнилов (1879-1957), известный российский психолог, работал над принципами изучения личности, проблемами воли и характера в психологии. Он руководил Институтом психологии после Г.И. Челпанова. По его мнению, основным элементом психики считается реакция. Этот подход связан с марксистским реформированием психологии. Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), выдающийся отечественный психолог. Он совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией развивал культурно-историческую теорию. Им сформулирована и детально разработана общепсихологическая концепция деятельности, считающаяся признанным теоретическим психологическим направлением в России и за рубежом. Борис Федорович Ломов (1927-1989), российский психолог, разработал основы инженерной психологии. В методологическом аспекте сформулировал принципы системного подхода к анализу психических явлений. Им обоснована место и роль психологии в системе других наук. Александр Романович Лурия (1902-1977), выдающийся российский психолог, являющийся основоположником нейропсихологического направления в нашей стране. При этом основное внимание он уделял экспериментальному исследованию локализации высших психических функций. Вольф Соломонович Мерлин (1892-1982), отечественный психолог, разрабатывающий проблемы дифференциальной психологии и психофизиологии. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), выдающийся отечественный психолог и философ. Он является автором деятельностного подхода в психологии. Им разработаны принципы детерминизма. Сформулированы базовые характеристики личностного подхода. Борис Михайлович Теплов (1896-1965), отечественный психолог, исследовавший проблемы психологии индивидуальных различий. Им обоснована и разработана психологическая концепция способностей. Даниил Борисович Эльконин (1904-1984), отечественный психолог. Им обоснована концепция периодизации возрастного развития. Он является основоположником детской психологии. В настоящее время развитие отечественной психологии связано с решением новых теоретических и практических задач на основе сохранения и приумножения научных традиций и достижений российских психологических школ, обогащенных опытом мировой психологии. Основные направления зарубежной психологии. Единая прежде психологическая наука в конце XIX - начале XX вв. распалась на ряд самостоятельных направлений, изучающих свой предмет, имеющих самобытные научные программы и методы исследований (таблица). В ходе дифференциации психологии постепенно сложились три крупные научные школы, и в настоящее время определяющие логику ее становления - бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология. Предметом бихевиоризма (от англ. «behavior» - поведение), авторитетной психологической школы в США, является поведение, исследуемое путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т.е. на образование связей между стимулами и реакциями. Представителями данного направления являются Д. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер и др. Психоанализ (от греч. - душа и разложение), или глубинная психология, разработана австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом. В рамках данного направления разрабатываются смысловые и энергетические характеристики психики. Также исследуется структуры и динамика психики. Основой данной теории является теория бессознательного и полового влечения. Гештальтпсихология (от нем. - образ, форма) разработано германскими психологами М. Вертгеймером, К. Коффкой, В. Келером и др. «Гештальт» считается структурированным целым, следовательно, в связи с этим данное направление обосновывает целостный подход к психике и особенно к мышлению и восприятию. Гуманистическая психология признано одним ведущих направлений современной западной (преимущественно американской) психологической мысли. В рамках данного направления главным предметом исследования рассматривается личность как уникальная целостная система, представленная открытыми возможностями самоактуализации. Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс являются основными представителями описанного психологического направления. Трансперсональная психология, направлении западной психологии, развивающееся с 60-х годов ХХ века. В его рамках изучаются предельные возможности психики. Здесь же исследуются мистические переживания, мистические состояния, как формы особого духовного опыта, рассматривающие психику человека не с традиционных научных позиций. Позднее, во второй половине XX в., возникли новые школы в психологии, накоплено много научных фактов каждым из направлений, постепенно начали складываться тенденции объединения усилий по решению основных методологических и методических проблем психологии. В XXI в. стало возможным вновь говорить о создании единой психологии.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |