КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение и развитие психики в процессе фило- и онтогенеза
Интернет-ресурсы к лекции № 1 1.Психология. Педагогика. (http://www.abc-people.com/typework/psychology/). 2.Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. К.А. Абульхановой и др.-М.1998. (http://www.gasu.ru/univer/edu/infmat/prog/Hf07.htm). 3.Психология и педагогика. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. (http://www.zipsites.ru/?n=1/2/6/&s=1&show=2)
Тема №2 Лекция «Сущность, структура и физиологические основы психики» Понятие филогенез означает историческое развитие чего-либо в процессе эволюции. Развитие психики животных и человека происходило параллельно развитию и усложнению их нервной системы. В порядке усложнения реакции организмов на внешние воздействия можно расположить в ряду: • безусловные рефлексы; • инстинкты; • условные рефлексы 1 рода (классические «павловские»); • условные рефлексы 2 рода (инструментальные); • рассудочная деятельность (интеллектуальные действия); • разум, сознание, мышление. В психологии выделяются две формы психического отражения. Первая из них проявляется через чувственные образы. Они «напрямую» отражают внешний мир. Вторая форма представлена в виде отвлеченных абстрактных понятий. Они фиксируют только наиболее существенные стороны объекта. Рис.1. Психика и психические явления развивались в течение сотен миллионов лет в процессе эволюции жизни на Земле и естественного отбора. Этот длительный процесс разбивается на несколько основных этапов (см. табл.). Таблица 3. Основные этапы развития психики
Научные данные зоологии, зоопсихологии показывают, что уровень развития органов чувств и нервной системы определяет уровень формы психического отражения. 1. На низшей ступени развития (например, у кишечнополостных) нервная система представлена в виде нервной сети, которая состоит из разветвляющихся по всему организму нервных клеток с отростками, которые, в свою очередь переплетаются между собой. Это нервная система называется сетевидной. Животные организмы, имеющие сетевидную нервную систему, в основном, реагируют тропизмами. Условные рефлексы у них формируются трудно, и при этом они плохо сохраняются. 2. На следующей ступени нервная система характеризуется качественными изменениями. Нервные клетки формируются в сети. Они затем объединяются в узлы, называемые ганглиями. Узловая (ганглиозная) нервная система характеризуется способностью получать и перерабатывать большее количество раздражений. У данных животных имеется ведущий (головной) ганглий. Он более сложен по устройству по сравнению со всеми остальными узлами нервной системы. 3. Высшим типом нервной системы является трубчатая нервная система. У хордовых она представляет собой соединение нервных клеток, организованных в трубку. В ходе эволюции у позвоночных появляются и развиваются спинной и головной мозг, составляющих центральную нервную систему. Практически в одно время с развитием нервной системы и рецепторов развиваются и совершенствуются органы чувств животных, а также усложняются формы психического отражения. Возникает закономерность: чем сложнее нервная система, тем совершеннее психика. Главная же роль в эволюции позвоночных принадлежит развитию головного мозга, в котором возникают локализованные центры, отвечающие за различные функции. В них взаимодействуют посредством специальных нервных образований - ассоциативных зон. Наблюдается ещё одна закономерность: чем выше организовано животное, тем совершеннее эти зоны. Животные, которые имеют центральную нервную систему, наиболее полно и адекватно отражают воздействие окружающей среды. Выделяются существенные отличительные признаки психики человека от психики животных. 1.Явственно отличается «язык» животных от «языка» человека. 2.Способность человека создавать и сохранять орудия: животное создает орудие в конкретной наглядно - действенной ситуации. 3.Различие в чувствах: в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и сорадоваться. 4.Четвертое существенное отличие психики человека от психики животных состоит в условиях, в которых они развиваются. Причем, развитие психики животного мира идет по законам биологической эволюции, а развитие человеческой психики подчиняется законам исторического развития. С момента появления на свет ребенок овладевает и способами употребления орудий и способами общения. Потребность в общении была вызвана самой необходимостью в передаче опыта предшествующих поколений, обучением трудовым действиям своих соплеменников, распределением отдельных действий между ними. Язык инстинктов уже не способен удовлетворить эту потребность. Так возникла необходимость в развитии высшей формы общения - человеческой речи. Безусловно, зарождающаяся трудовая деятельность оказывала непосредственное влияние на развитие общественных отношений, а развивающиеся общественные отношения, в свою очередь, влияли на совершенствование трудовой деятельности. В труде развивалось и сознание человека - наивысшая в эволюционном ряду форма отражения действительности. Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития сознания, не только отражающего, но и преобразующего мир. Онтогенез — индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики). А. Н. Леонтьевым выделено семь этапов (стадий) развития психики ребенка: • новорожденный (от рождения до 1-2 месяцев); • ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев); • поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев); • преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет); • дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); • младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); • подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет). Опираясь на классификацию А. Н. Леонтьева, можно выделить 10 этапов онтогенеза психики человека. Онтогенетическое развитие психики определяется: как внутренними (биологическими факторами), так и социальными - обучением и воспитанием. Например, эффективность становления летного профессионализма как психологического качества личности курсанта зависит от: 1) динамических свойств его нервной системы; 2) научной обоснованности теоретической, тренажерной, летной подготовки. По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития - обучение, причем обучение, построенное на взаимодействии учителя с учеником, ориентированное на перспективы интеллектуального развития ребенка. Если обучение идет впереди развития, как отмечал С. Выготстский, тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других психических функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Исследования отечественных психологов обосновали существенную роль деятельности в психическом развитии человека на протяжении всей жизни.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |