Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ощущение как первичная форма отражения действительности




Общая характеристика познавательных процессов.

Интернет-ресурсы к лекции № 2

1.Психология. Педагогика. (http://www.abc-people.com/typework/psychology/).

2.Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой и др.-М.1998. (http://www.gasu.ru/univer/edu/infmat/prog/Hf07.htm).

3.Психология и педагогика. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. (http://www.zipsites.ru/?n=1/2/6/&s=1&show=2

 


Тема №3. Лекция «Познавательные процессы»

Психические процессы – это наиболее подвижная форма отражения действительности, возникновение и течение которых обусловлены конкретными ситуациями и требованиями деятельности. Психические процессы представлены следующими разновидностями: познавательными, эмоциональными и волевыми, которые и образуют в своей совокупности собственно психическую деятельность человека.

Познавательными психическими процессами считаются такие психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды. Они формируют информационную базу, что, в свою очередь, влияет на ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. К психическим познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение и другие, которые являются составной частью человеческой деятельности, при этом или обеспечивая ее эффективность или наоборот, разрушая.

Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Из уроков по биологии мы помним, что способность к ощущениям имеется у всех живых существ, которые обладают нервной системой, но осознание свои ощущения возможно только тем живым организмам, у которых есть головной мозг с высокоразвитой корой.

Английский физиолог И. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений:

1.Экстерорецептивные ощущения возникают при воздействии со стороны внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2. Интерорецептивные (органические) ощущения дают сигнал о внутреннем состоянии организма (ощущения голода, жажды, боли и т.п.);

3. Проприорецептивные ощущения позволяют получать информацию о движении и положении различных частей тела, расположенные в мышцах и сухожилиях.

Экстерорецептивные ощущения делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая (прежде всего, болевая) чувствительность, затем появились контактные (прежде всего тактильная, то есть осязание) формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные системы рецепторов.

Кожная чувствительность, или осязание является результатом сложного комбинирования нескольких более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются:

• зрительные (85% всей информации о внешнем мире);

• слуховые;

• тактильные (ощущения давления, прикосновения, фактурности и вибрации; охватывает все тело; наибольшее сосредоточение тактильных клеток - на ладони, на кончиках пальцев и на губах);

• органические (чувство голода, жажды, насыщения, к ним относятся комплексы болевых и половых ощущений);

• обонятельные;

• вкусовые ощущения.

Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя определяется понятием «порог ощущений» (Рис.6).

Рисунок 6. Пороги ощущений.

Пороги всех ощущений индивидуальны для каждого человека, их характеристики предопределены генетически, относительно стабильны, хотя и испытывают большие возрастные колебания.

Адаптация ощущений - способность органов чувств менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям.

Сенсибилизация рассматривается как повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей.

Синестезия описывается следующими характеристиками, это когда под действием одного раздражителя возникают ощущения, характерные для другого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.