Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление, его виды и формы, мыслительные операции




Мышление описывается как процесс опосредованного и обобщенного отражения с целью установления взаимосвязей и отношений между предметами и явлениями объективного мира. Итогом деятельности мышления является не образы, а некоторые мысли и идеи.

Мышление выполняет регулирующую, познавательную и коммуникационную функции.

Установлено, что мышление является продуктом рефлекторной деятельности мозга, где единством чувственного и логического проявляется в сложном взаимодействии коры и подкорковых структур головного мозга.

Различают следующие виды мышления (Рис.10).

Рисунок 10. Виды мышления.

Представленные виды мышления выступают и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Мыслительными операциями признаются умственные действия, используемые в процессе мышления.

Анализ характеризуется мысленным расчленением объекта на составляющие его элементы.

Синтез представлен мысленным объединением частей или свойств в единое целое.

Сравнение рассматривается как сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.

Обобщение является объединением предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Классификация описывается как распределение предметов и явлений по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия между ними.

Абстрагирование является отвлечением существенных свойств предмета от его несущественных характеристик.

Конкретизация считается сосредоточением на частных аспектах предметов или явлений.

Индукция описывается как движение мысли от единичных фактов к общему выводу.

Дедукция в свою очередь описывается как движение мысли от общих фактов к единичному выводу.

В структуре мышления выделяются следующие основные формы мышления.

Понятие является отражением общих и существенных свойств предметов, явлений, выраженное в слове. Понятия усваиваются в процессе жизнедеятельности человека.

Суждение рассматривается как форма мышления, в процессе которой высказывается утверждение или отрицание каких-либо связей между предметами и явлениями действительности.

Выделяются следующие виды суждений: общие, частные, одиночные.

Умозаключение описывается как форма мышления, в процессе реализации которой из одного или нескольких суждений выводится новое, которое в свою очередь завершает процесс мышления.

В структуре мышления выделяют следующие виды умозаключений. Индуктивное умозаключение характеризуется движением от частных суждений - к общему. Дедуктивное умозаключение - наоборот, от общего суждения – к частному.

Кроме того, выделяют мыслительные стратегии при решении задач. Решая сложную мыслительную задачу, человек должен уметь найти необходимые для корректной постановки вопроса данные. Когда мы не имеем необходимой для решения вопроса информации, мы обычно высказываем предположение. Предположение описывается как умозаключение, построенное на косвенной информации и наших догадках, когда у нас нет всех необходимых для правильного решения мыслительной задачи знаний или достаточной информации.

Практика является наиболее объективным доказательством истинности наших умозаключений.

Существенную роль в решении сложных интеллектуальных задач играет умелое использование разнообразных приемов. Так, при решении задач мы часто используем наглядные образы.

Другой пример, использование типичных приемов в решении типовых задач. С этим явлением мы постоянно сталкиваемся в школе, когда на уроках математики или физики учитель объясняет ученикам, как надо решать задачи того или иного типа. При этом он добивается не понимания смысла задачи учеником и формирования путей поиска самостоятельного решения, а обучает его тому, как использовать на практике уже имеющиеся пути решения. В результате этого у ученика формируются навыки практического мышления.

Одной из причин, тормозящих проявление творчества, заключается в существовании двух конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Человек, у которого в большей степени развит именно этот тип мышления, видит только недостатки, но не предлагает своих конструктивных идей, поскольку опять-таки замыкается на поисках недостатков, но уже в своих суждениях. С другой стороны, человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что также негативно отражается на разработке оригинальных идей.

Интеллект и факторы его развития. Анализ мышления неизбежно приводит к вопросу об умственных (мыслительных) способностях, т.е. к вопросу о том, что именно представляет собой наш ум, как устроен, каковы его особенности. Психология решает эти проблемы, исследуя то, что называется человеческим интеллектом.

Интеллект рассматривается как совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности. Слово «интеллект» имеет происхождение от латинского intellectus, в переводе на русский означающего «разумение», «понимание», «постижение».

Возникновение понятия «интеллект» связано с попытками оценить с помощью специальных психологических тестов умственные и творческие возможности человека. Следовательно, более правильным является соотнесение интеллекта и способностей человека выполнять определенную умственную деятельность. Более того, нельзя рассматривать интеллект только как совокупность характеристик, обеспечивающих адаптацию человека к внешней среде, потому что человек живет в обществе и его адаптация связана с моральными ценностями и целями деятельности, а формирование моральных ценностей и целей деятельности нельзя объяснить только их осознанием. Часто формирование мотивов и ценностей происходит на уровне бессознательного.

Как и все функции психики, интеллект находится под воздействием, с одной стороны, наследственности, а с другой - окружающей среды (адаптационная обусловленность).

Наследственная обусловленность связана со многими факторами:

1)генетическая обусловленность, то есть влияние наследственной информации, полученной от родителей, на направление и возможности интеллекта;

2)физическое и психическое состояние матери (питание, здоровье) во время беременности;

3)хромосомные аномалии (например, болезнь Дауна);

4)экологические условия, употребление лекарственных средств, наркотиков и т.п.

Адаптационная обусловленность проявляется, прежде всего, во влиянии на умственное развитие следующих факторов:

1)особенностей питания ребенка (особенно в первые 1,5 года);

2)психической стимуляции интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых (дети, живущие в приютах и домах ребенка, заметно отстают в умственном развитии);

3)числа детей в семье, ее социального статуса (этот фактор связан с экономическим и культурным неравенством в обществе, с этническими и поведенческими особенностями различных социальных групп).

Попытки создать единую систему «измерения» человеческого интеллекта наталкиваются на труднопреодолимое препятствие: интеллект включает в себя способности к совершенно разнокачественным умственным операциям. Какой единой мерой можно измерить, например, способность выполнять математические действия и способность к рассуждениям, пространственную ориентацию и умение легко объяснять и излагать свои мысли? А если пользоваться разными мерами, то как выводить общий показатель? Решить эти проблемы так и не удалось, но системы измерений (тесты) получили значительное распространение (шкалы Векслера, тест Стенфорд-Бине и др.).

Наибольшей популярностью пользуется так называемый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы.

Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, а самые низкие могут приближаться к 0, самые высокие - к 200. Стандартное (то есть среднее для всех групп) отклонение -16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84-100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180).

Мышление и речь. Виды и функции речи.

Речь описывается как процесс общения людей посредством языка.

Язык в свою очередь рассматривается как система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения.

Речь человека весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако какую бы форму речи мы ни использовали, она будет относиться к одному из двух основных видов речи: устной или письменной.

Основным исходным видом устной речи является речь, протекающая в форме разговора. Такую речь получила название разговорной, или диалогической (диалоговой). Ее главная особенность состоит в том, что она является речью, активно поддерживаемой собеседником.

Другую форму речи представляет собой речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют. Такую речь называют монологической, или монологом. Монологической речью является, например, речь оратора, лектора, докладчика и др.

Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной или пассивной. Оба эти термина, конечно, условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи — это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Дело в том, что когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего. При этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует.

Письменная речь отличается от устной не только тем, что она изображается графически, с помощью письменных знаков, но и тем что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе - как пишущий, так и читающий имеют в поле своего восприятия одновременно ряд слов, а в тех случаях, когда в этом есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или страниц назад. Это создает определенные преимущества письменной речи перед устной.

Следует отметить, что существует еще один вид речи, сохранившийся у человека с давних времен, - кинетическая речь. В настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи - жестов.

Существует еще одно общее деление видов речи на два основных вида: внутренняя и внешняя речь. Внешняя речь связана с процессом общения, обмена информацией. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления.

Следует отметить, что любой вид речи, в том числе устная и письменная речь, имеет свое предназначение, т.е. выполняет определенные функции.

В психологии выделяют следующие основные функции речи.

Функция воздействия связана со способностью человека посредством речи побуждать людей к определенным воздействиям или отказу от них.

Функция сообщения связана с обменом мыслями и информацией между людьми с помощью слов.

Функция выражения характеризуется выразительностью речи, ее эмоциональностью, которые значительно расширяют возможности общения.

Функция обозначения представлена способностью давать названия предметам и явлениям.

Итак, психические познавательные процессы играют большую роль для развития психики, развития личности. Они имеют сложную структуру и их трудно измерить. Изучение психических процессов позволяет глубже понять психику человека.

Контрольные вопросы к лекции № 3

1.Дайте общую характеристику познавательных процессов.

2.Что такое ощущение, его виды и основные свойства?

3.Что такое восприятие, его свойства и закономерности?

4.Дайте общую характеристику представления.

5.Охарактеризуйте внимание как избирательную направленность сознания.

6.Что такое воображение, его функции и виды?

7.Что такое память, её виды и процессы?

8.Что такое мышление, его виды и формы?

9.Дайте общую характеристику мыслительных операций.

10.Что такое интеллект, его характеристика?

Литература к лекции № 3

1.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М., 2006.

2.Островский В.Э., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. – М.: Вузовский учебник, 2006.

3.Психология и педагогика: учебное пособие для вузов /Под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 2002.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.