Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъективные факторы




К субъективным факторам нарушения психического здоровья относят особенности темперамента, личностные характеристики субъекта, из которых складывается спе­цифика его взаимоотношений с окружающей средой и способы реагирования на проявления данной среды, как в общих, так и частных, применимых к данному субъекту случаях.

А. Томас выделил свойства темперамента, которые оп­ределил как «трудные»:

 


1) высокий или низкий уровень активности;

2) упрямство;

3) отвлекаемость;

4) низкий уровень адаптивности;

5) наличие тенденций к избеганию;

6) преобладание сниженного фона настроения;

7) страх новых ситуаций.

Данный список возможно дополнить такими качества­ми, как высокий уровень поисковой активности и высо­кий уровень креативности. Оба эти свойства, выходя за рамки средней нормы, могут создавать большие пробле­мы индивиду при взаимодействии с социумом.

Однако все перечисленные свойства не являются сами по себе источником психических нарушений. «Трудность» данных свойств заключается в трудности окружающих при взаимодействии с их носителем и поиске адекватных способов воздействия на него. К сожалению, достаточно часто вследствие психологической некомпетентности зна­чимых взрослых ребенок, обладающий какими-либо из данных характеристик, попадает в ситуацию длительно­го неуспеха, что практически неизбежно приводит к сни­жению самооценки и впоследствии негативное оказывает влияние на всю его дальнейшую жизнь. Развитие ситуа­ции неуспеха проходит по этапам. Этап первый: опреде­ленные проявления свойств темперамента вызывают не­довольство и неодобрение со стороны взрослых — у ребен­ка формируется представление о себе, как человеке, кото­рый не умеет быть хорошим, но желание быть им сохраняется. Этап второй: в случае сохранения ситуации неприятия и неодобрения вера ребенка в себя пропадает, но желание «быть хорошим» сохраняется. Этап третий: желание «быть хорошим» пропадает, на его место прихо­дит чувство потерянности, заброшенности, ненужности, несостоятельности. Этап четвертый: состояние несостоя­тельности сменяется реакцией протеста, которая может принимать крайние дезадаптивные формы (побеги из дома, драки). В результате развития данной ситуации у ребенка происходит формирование низкой самооценки, что имеет

 

 


большое, почти решающее значение для становления и развития личности. Это объясняется тем, что люди, име­ющие низкую самооценку, воспринимают себя одновре­менно и как недостойных внимания и как неспособных противостоять какой-либо угрозе.

Соответственно, воспринимаемая как низкая, способ­ность противостоять каким-либо неблагоприятным воздей­ствиям провоцирует их «появление», поскольку в данном контексте почти все события воспринимаются как угро­жающие, а ощущение своей «недостойности» ведет к де­формации интимно-личных взаимоотношений. В резуль­тате субъект терпит фиаско и в личностном, и в професси­ональном плане. Таким образом, в результате ситуации длительного неуспеха у субъекта формируются негатив­ная Я-концепция, низко развитая рефлексия, отсутствие стремления к самосовершенствованию, которые в совокуп­ности образуют ядро психически нездоровой личности. (Важно помнить, что перечисленные факторы (как объек­тивные, так и субъективные), как правило, не встречают­ся в чистом виде, а, соединяясь, образуют тот неповтори­мый рисунок жизни, который обычно называют судьбой.)

Исходя из вышесказанного можно резюмировать: психопрофилактика возникновения психических отклонений в развитии личности должна базироваться на первичном уровне и быть направленной, главным образом, на повы­шение психологической компетентности родителей в це­лях создания ими для ребенка благоприятной ситуации развития (ситуации успеха), адекватных взаимоотноше­ний с матерью, выработку индивидуальных методов вос­питания.

Родители, воспитывающие детей с аномалиями разви­тия, совершают те же ошибки, что и другие. Однако к ним прибавляются еще и ошибки, вызванные особеннос­тями ситуации, поскольку появление аномального ребен­ка (или установление дефекта на каком-либо из этапов его развития) всегда является большим эмоциональным потрясением для всей семьи.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.