КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфические ошибки в воспитании детей с аномалиями развития
1. Сверхвнимание. Родители полностью подчиняют свою 2. Психологическое отторжение. Ребенку не уделяется 3. Сврехтребователъностъ (предъявление требований Ошибки воспитания негативно влияют на ребенка, вызывая такие деформации личности, как враждебное, недоверчивое отношение к социуму, чувство неполноценности, стремление к паразитированию, высокий уровень агрессивности, стремление к самоизоляции. Таким образом, психологическая коррекция должна проводиться и с детьми, и с родителями. Психокоррекционная работа с родителями, имеющими аномальных детей, может идти, в зависимости от предпочтений специалиста, в рамках любого психотерапевтического направления. В ходе ее должны параллельно решаться две основные задачи: 1) принятие ребенка; 2) выработка адекватного способа взаимодействия с ним. После того, как у них выработается мотивация и понимание коррекционных задач, родители становятся полноценными посредниками коррекционного процесса. На этом этапе необходимо переходить к совместным занятиям детей и родителей. Коррекция и воспитание аномального ребенка требует учета специфики его дефекта. «Воспитание детей с недостатками слуха в первую очередь должно быть направлено на развитие и закрепление речевых навыков.
Все впечатления и эмоции ребенка следует облекать в словесную форму; ему как можно раньше нужно дать понять, что все предметы имеют свои названия. Для этого названия предметов пишут на табличках крупными печатными буквами и прикрепляют их к соответствующим предметам, изготовляют для детей книжки-самоделки с подписями и картинками. Для понимания речи окружающих ребенка приучают смотреть в лицо говорящего и читать с губ. Говорить следует громко, отчетливо, смотря в лицо ребенку; ребенок при этом подражает движениям губ говорящего. Получая необходимые указания у специалистов-сурдопедагогов, родители сами могут учить детей устной речи. Для развития остатков слуха необходимо использовать звучащие и музыкальные игрушки, а обращаясь к ребенку, громко говорить ему на ухо. Занятия по развитию речи, счета, остатков слуха, занятия продуктивной деятельностью лучше проводить несколько раз в день по 10—15 минут. К 7 годам продолжительность занятий должна быть увеличена до 45 минут. Нужно помочь ребенку с дефектами слуха включиться в группу слышащих сверстников, рассказав им, как нужно разговаривать с глухими, предотвращая возможные конфликты. Необходимо посещать вместе с ребенком кино и театр, помогая осмыслить увиденное. Воспитание детей с дефектами зрения начинается с развития пространственной ориентации. Как только слепой ребенок научится ходить, следует не оберегать его от самостоятельных движений, а приучать ходить и бегать по комнате, ориентируясь на голос и звук погремушки. Следует научить ребенка самостоятельно передвигаться по квартире, двору, ближайшей улице. Сначала он ходит, держась за руку взрослого, затем рядом или впереди взрослого. Уверенность в движениях, ловкость и гибкость тела приобретаются благодаря прыжкам через скакалку, выполнению простых гимнастических упражнений, подвижным играм со зрячими. Очень важно прививать ребенку навыки самообслуживания. Представления об окружающем мире у слепого ребенка расширятся, если научить его разбираться с помощью слуха в многообразии звуков, обучить с помощью ощупывания различать форму, фактуру, размеры предметов, материалы, из которых они сделаны. Необходимо целенаправленно знакомить ребенка с сезонными изменениями в природе, растениями, учить различать овощи и фрукты по вкусу. Средством развития осязания и уточнения представлений о форме и пропорциях предметов служит лепка, конструирование, аппликации. В творческих сюжетных играх развиваются внимание, память, воображение. С 5 лет слепого ребенка учат пользоваться ножницами, молотком, ножом и другими инструментами. Конкретизации речи слепого ребенка способствует слушание сказок, рассказов, их пересказ. Новые слова лучше ребенку объяснять при одновременном осязании им соответствующего предмета. Недоступные для ощупывания предметы следует заменить игрушкой и рассказывать о них простым и понятным языком. Ребенка учат рассказывать о знакомых предметах, своих играх, выполненных заданиях. Воспитание умственно отсталых детей главным образом опирается на трудовое воспитание, которое начинается с формирования навыков самообслуживания, помощи другим членам семьи. Необходимо регулярно проводить занятия, развивающие познавательную деятельность ребенка: наблюдения за предметами и явлениями окружающей природы, рисование, лепка, чтение детских книг, упражнения по развитию речи. Родители умственно отсталого ребенка помогают ему закреплять знания и навыки, полученные в школе. Воспитание детей с речевыми расстройствами предполагает пробуждение интереса ребенка к звукам речи, прислушивание к ним, выделение их в простых словах. Полезно привлекать внимание ребенка к сравнению на слух правильного и неправильного произношения слов. Следует добиваться того, чтобы ребенок стремился к более четкому произношению, для чего следует демонстрировать образцы правильной речи»1. При психокоррекционной работе с детьми прежде всего необходимо активизировать их компенсаторные возможности, воспитывать позитивное отношение к себе и миру, развивать способность к высшим эмоциям. 1 Саенко Ю.В. Специальная психология. — М., 2006.
Психолог должен предоставить родителям информацию о значении и способах правильной организации жизни ребенка; необходимости соразмерять предъявляемые к нему требования и его возможности; цели, последовательность и способы выполнения коррекционных упражнений, но обязательно с учетом конкретных условий жизни семьи и уровня психологического и интеллектуального развития родителей. (Если ребенок из неблагополучной семьи, то лучшим для него, при этом условии, будет помещение в специализированный интернат). Вначале упражнения проводятся специалистом в присутствии родителей, а затем родители самостоятельно выполняют их с ребенком в домашних условиях, посещая специалиста только для отслеживания динамики и продолжения коррекци-онной работы.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |