Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. 1. В чем заключается специфика педагогического и психологи­ ческого обследования при ПМПК?




1. В чем заключается специфика педагогического и психологи­
ческого обследования при ПМПК?

2. Перечислите принципы психодиагностики аномальных детей.

3. Сравните заключения результатов обследования педагога и
психолога. Выделите общее и частное.

4. Назовите особенности воспитания детей с нарушениями раз­
вития.

О] Литература

1. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений.— СПб.:
Респекс, 1999.

2. Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопра-
филактика, психокоррекция, консультирование. — Ростов н/Д:
Феникс, 2006.

3. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания де­
тей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов
средних педагогических учебных заведений / Под ред. Пуза-
нова Б.П.
— М.: Издательский центр «Академия», 2001.


4. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и от­клонениями развития / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микад-
зе. — СПб.: Питер, 2001.

5. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов выс­ших педагогических учебных заведений / Л.И. Аксенова,
Б.А. Архипов,Л.И. Белякова
и др.; Под ред. Н.М. Назаровой.
М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6. Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин.
Минск: Харвест, 1998.

7. Титов В.А. Специальная педагогика. — М., 2006.

8. Саенко Ю.В. Специальная психология. — М., 2006.

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном обра­зовании: Учебное пособие для студентов средних педагогиче­ских учебных заведений. — М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2001.

2. Волков В.Т., Караваева Е.В., Цветкова Н.Н. Психология паци­ента / Монография. — Томск, 1999.

3. Данилова Н.Н., Кралова А.Л. Физиология высшей нервной де­ятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов
н/Д: Феникс, 1999.

4. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений. — СПб.:Респекс, 1999.

Ъ. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

6. Еникеев М.И. Общая психология. — М.: Приор-издат, 2002.

7. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. — М., 1998.

8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное
пособие для студентов средних специальных учебных заведе­ний. — М.: Академия, 2000.

9. Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопро­филактика, психокоррекция, консультирование. — Ростов-н/Д:
Феникс, 2006.

10. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для сту­дентов средних педагогических учебных заведений/Под ред. Пузанова Б.П. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.


11. Левицкий С.А. Свобода и ответственность: основы органиче­ского мировоззрения.— М., 2003.

12. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М: Юрист, 1999.

13. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской пато­психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

14. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и от­клонениями развития / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе.
СПб.: Питер, 2001.

15. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие
для студентов педагогических колледжей. — М.: ВЛАДОС, 2000.

16. Подласый И.Л. Педагогика: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 2002.

17. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред.
В.В. Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия, 1995-
1999.

18. Саенко Ю.В. Специальная психология. — М., 2006.

19. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагнос­тической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ,
2000.

20. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психо­логии. — Ярославль: Академия развития, 1999.

21. Специальная педагогика/Под ред. Н.М. Назаровой. — М.: Ака­
демия, 2000.

22. Справочник по психологии и психиатрии детского и под­
росткового возраста/ Под ред. СЮ. Циркина. — СПб.: Питер,
1999.

23. Сласпгенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб­ное гюсобие для студентов высших" учебных заведений. —
М.: Издательский центр «Академия», 2001.

24. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие /
Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред.
Е.А. Стребелевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.


25. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов выс­ших педагогических учебных заведений / Л.И. Аксенова,
Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. —
М.: Издательский центр «Академия», 2002.

26. Словарь практического психолога / Сост..СЮ. Головин. —
Минск: Харвест, 1998.

27. Современные образовательные программы для дошкольных
учреждений: Учебное пособие для студентов высших и сред­
них педагогических учебных заведений/ Под. ред. Т.И. Ерофее­
вой. — М.: Академия, 2000.

28. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений/Под ред. В.А. Никитина. — М.: ВЛА-
ДОС, 2002.

29. Социальная педагогика. Курс лекций / Под общей ред.
М.А. Галагузовой. — М.: ВЛАДОС, 2000.

 

30. Титов В.А. Педагогика и психология: Конспект лекций. — М.:
. Приор-издат, 2004.

31. Титов В.А. Специальная педагогика. — М., 2006.

 

32. Цветкова Л.Е. Методика нейропсихологической диагностики
детей. — М.: Рос. пед. агентство, 1998.

33. ЧудновскийВ.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. — Ростов н/Д:
Феникс, 1997.

 

 


ГЛОССАРИЙ

1 Абилитация (лат. — НаЫНз — быть способным к чему-либо) — первоначальное формирование утрачен­ной способности к чему-либо.

Аграфия — полное нарушение процессов письма.

Акцентуация — чрезмерная выраженность отдельных черт характера; черты характера, которые вследствие своей интенсивности уже вышли за пределы нормы, но еще не достигли уровня патологии. Акцентуации, как правило, проявляются в подростковом возрасте и сглаживаются по мере взросления.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного моз­га. Один из наиболее тяжелых и сложных дефектов.

\ Анамнез — понятие медицинское. В узком смысле означает историю развития болезни. В более широком — не только данные о начале и развитии заболевания, но и сведения об условиях жизни, работы. В медицине выде­ляют личный и семейных анамнез; анамнез натального,пренатального и перинатального периодов.

\ Аномальные дети — дети, нуждающиеся в специаль­ных условиях обучения и воспитания вследствие имею­щихся физических и психических отклонений, вызванных врожденными или приобретенными дефектами. Выделя­ют следующие категории аномальных детей: нарушения интеллекта (ЗПР — задержка психического развития, умственная отсталость); нарушения письма и речи; нару­шения зрения (слепые, ослепшие, слабовидящие); нару-


шения слуха (глухие, оглохшие, слабослышащие); нару­шения опорно-двигательного аппарата; эмоциональные нарушения и нарушения поведения (неврозы, психопатии, патологическое формирование личности, патологические реакции); начальные проявления психических заболева­ний (шизофрения, эпилепсия, аутизм); реактивные состо­яния; сложные дефекты.

Аутизм (от греч. аЫоз — сам) — утрата контактов с окружающими, уход от действительности в свой внутрен­ний мир. Термин был введен в 1912 году швейцарским психиатром Э. Блейлером для обозначения особого состо­яния аффективной сферы и мышления характеризующе­гося погруженностью индивида в мир собственных пере­живаний, находящегося практически в полной эмоцио­нальной самоизоляции от окружающего мира.

Афазия — полная или частичная утрата речи (пони­мания или ее производства), обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Генетические (наследственные) поражения орга­низма — это наследственные нарушения обмена веществ, изменения числа или структуры хромосом, мутации.

Гнозис — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик.

Девиантное поведение — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обще­стве нормам.

Деменция (от лат. йетепНа — безумие, слабоумие) — стойкое ослабление познавательной деятельности в резуль­тате органических или функциональных нарушений дея­тельности головного мозга.

/Дефект — это психический или физический недоста­ток, вызывающий нарушение нормального развития ре­бенка. Структуру дефекта составляют дефекты первич­ные и вторичные. Первичный дефект — повреждение


биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), вы­званное влиянием биологических факторов. Вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций вследствие наличия первичного дефекта (например, недо­развитие речи и мышления у глухих). То есть, вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обу­словлен им. Сложный дефект — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании. Он отличается качественным своеобрази­ем, не являясь суммой первичных дефектов. Например, умственно отсталые слепые или слабовидящие. Развитие ребенка при данном виде дефекта искажено в гораздо боль­шей степени, чем у аномальных детей других категорий. Осложненные дефекты — дефекты, в которых выделяют­ся ведущее (главное) нарушение и осложняющее его расстройство. В зависимости от функциональной лока­лизации нарушения выделяют: частный дефект, обуслов­ленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса и праксиса, и общий дефект, связанный с нарушением регуляторных подкорковых и корковых систем.

Депривация (лишение) — длительное неудовлетворе­ние основных психических потребностей человека. Выде­ляют следующие виды депривации (по Й. Лангмейеру и 3. Матейчику): 1) сенсорная депривация; 2) эмоциональ­ная депривация; 3) социальная депривация; 4) когнитив­ная депривация.

'"ч Дефектология ('лат. йе{ес1из (недостаток) + греч. 1о§ов (учение) — наука о развитии аномальных детей, законо­мерностях их обучения и воспитания. Развитие дефектоло­гии как науки связано, прежде всего, с развитием педоло­гии, в частности, привнесшей в педагогику концепцию все­стороннего изучения развивающейся личности ребенка.

Диагноз психологический (от греч. сИа&позгз — рас­познание) — «конечный результат деятельности психоло­га, направленной на описание и выяснение сущности ин­дивидуально-психологических особенностей личности с


целью оценки их актуального состояния, прогноза даль­нейшего развития и разработки рекомендаций, определя­емых задачей психодиагностического обследования. Пред­мет диагноза психологического — установление индиви­дуально-психологических различий как в ноле, так и в патологии».

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Проявляется в виде расстройств звукопроизношения, голосообразования, темпоритма речи, интонации.

\ Дизонтогенез (аномальное развитие) — нарушение нор­мального психического развития.

Дисграфия — частичное расстройство процессов пись­ма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошиб­ках письма. 1

Дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обес­печенности) речевого аппарата.

Дислексиея — частичное нарушение чтения. Проявля­ется в многочисленных стойко повторяющихся ошибках. Например, замены, перестановки, пропуски букв.

Задержка психического развития (ЗПР) — это незре­лость психических функций, вызванная замедленным со­зреванием головного мозга под влиянием неблагоприят­ных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности. (Термин предложен Г.Е. Сухаревой в сере­дине шестидесятых годов прошлого века).

Заикание — нарушение темпо-ритмической организа­ции речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (повторения звуков, слогов, слов; удлинения звуков; обрыв слов; вставки).

Закон гетерохронии — разновременность формирова­ния различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. При патологии развития


происходит нарушение гетерохронии и наблюдается явле­ние асинхронии — различная степень недоразвития од­них анализаторных систем при сохранности других. Асинхрония проявляется в ретардации (незавершенность от­дельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм, например, для детей с общим речевым не­доразвитием характерно патологически длительное сохра­нение автономной речи), патологической акселерации от­дельных функций (например чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детс­ком аутизме или гиперсексульность при умственной от­сталости), сочетании патологической акселерации и ретар­дации (например, раннее возникновение речи в сочетании с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сфе­ры при раннем детском аутизме).

Компенсация (лат. сотрепзаНо — возмещенное, уравниваемое) — сложный многоуровневый процесс, вклю­чающий восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций.

Коррекционная педагогика — это отрасль педагоги­ческой науки, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы и средства образования, воспитания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нару­шения и отклонения в развитии.

Лечебная педагогика — интегрированная медико-пе­дагогическая наука, основным предметом которой явля­ется система образовательно-воспитательной деятельнос­ти педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками (по С.А. Козловой и Т.А. Куликовой). Су­ществует и иное понимание термина «лечебная педагоги­ка», — лечение больных педагогическими методами. Од­нако следует отметить, что подобное понимание устарело.

Методы сбора информации. Беседа, целенаправленно организованная специалистом, является основным мето­дом ведения и оказания психологической помощи. В ходе беседы предполагается выявление интересующих иссле-

 


дователя связей на основе эмпирических данных, полу­ченных в процессе общения «клиент-специалист». Как специфический вид беседы выделяется интервью. Интер­вью — способ получения социально-психологической ин­формации с помощью устного опроса. Выделяют два вида интервью: свободное и стандартизированное. Свободное интервью не зависит от темы и формы беседы и предпо­лагает сотрудничество клиента при поиске необходимой информации. К его достоинствам можно отнести большой диапазон непосредственных поведенческих реакций кли­ента, которые получает возможность наблюдать специа­лист, что способствует более полному получению инфор­мации о личности клиента и сути его проблемы, к недо­статкам — достаточно большой временной отрезок. Стан­дартизированное интервью — близко по форме к анкете, отличаясь от него большей свободой клиента при форму­лировании ответов. Полученные данные впоследствии уточ­няются и используются для выдвижения новых гипотез. Достоинство: информативность, экономия времени, коли­чественная выраженность результата. Недостатки: веро­ятность потери эмоционального контакта с клиентом, сни­жение непосредственных поведенческих реакции вслед­ствие активизации механизмов защиты. Наблюдение — эмпирический метод психологического исследования, за­ключающийся в целенаправленном и осознанном воспри­ятии специалистом психических проявлений клиента. По­зволяет специалисту собрать информацию о клиенте, вы­явить наиболее значимые событийные моменты, отследить изменение его состояния на разных этапах процесса. Не­достатки: субъективизм специалиста, который может вы­разиться в фиксации внимания на факте, значимом с по­зиции психолога, а не клиента, и последующей его интер­претации, а не прояснении, а также контрпереносе.

Натальные (природовые) нарушения — это механиче­ские травмы (повреждения) плода при затяжных или стре­мительных родах (например, при накладывании щипцов может произойти разрыв сосудов, кровоизлияние в голов­ной мозг).

 

Неврозы — «группа пограничных психических забо­леваний, характеризующихся нерезко выраженными на­рушениями психической деятельности, вызванных воздей­ствием психотравмирующих обстоятельств».

^ Норма — это явление группового сознания в виде раз­деляемых группой представлений и наиболее частных суж­дений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отра­жая, формируют. Выделяют следующие виды норм: пра­вовые, нравственные, этические.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это сложные рече­вые расстройства, при которых происходит нарушение фор­мирования всех компонентов речевой системы.

Олигофрения (греч. оИ§о$ — малый + рНгеп — ум) — вид недоразвития психической деятельности, возникаю­щий как остаточное явление перенесенного органическо­го поражения центральной нервной системы, преимуще­ственно коры полушарий головного мозга. По степени выраженности дефекта олигофрению делят на три груп­пы: 1) дебилъность (неглубокая умственная отсталость);

2) имбецилъностъ (глубокая умственная отсталость);

3) идиотия (тяжелая глубокая умственная отсталость).

\| Патология — от греческого рагЪов — болезнь, страда­ние и 1о§оз — учение.

Патологические или патохарактерологические реак­ции — это дезадаптивное поведение, имеющее психоген­ное происхождение, возникающее в ситуациях, являющих­ся или воспринимаемых ребенком как фрустрирующие и продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней.

Патологическое формирование личности — это из­менение развития личности, имеющее психогенное про­исхождение и возникающее при сочетании двух факто­ров, первый из которых — наличие психотравмирующей ситуации, второй — ее протяженность во времени.


Поведенческая патология (по П.Б. Ганнушкину) под­разумевает наличие в поведении человека таких призна­ков, как: склонность к дезадатптации, тотальность, ста­бильность.

Слонность к дезадатптации. Наличие в поведение че­ловека неадаптивных паттернов поведения. Разделяют склонность к дезадаптации, ориентированную «во вне» и проявляющуюся в межличностном взаимодействии, и де­задаптацию ориентированную «на себя»

Постнатальные (послеродовые) нарушения — это пе­ренесенные в младенчестве и раннем детстве инфек­ционные болезни нервной системы (нейроинфекции).

Праксис — сложные формы произвольных движений и действий.

Пренатальная патология — патогенные агенты, дей­ствующие на развивающийся плод во внутриутробный период (токсикозы и интоксикации ядовитыми, лекар­ственными, гормональными препаратами; физические и психические травмы; охлаждение; внутренние болезни бе­ременной; голодание или неправильное питание матери; инфекционные болезни; резус-несовместимость или груп­повая несовместимость крови матери и плода).

Прогноз. По Выготскому, «содержание прогноза и ди­агноза совпадает, однако прогноз строится на умении на­столько понять «внутреннюю логику самодвижения про­цесса развития, что на основе прошлого и настоящего на­мечает путь развития». Рекомендуется разбивать про­гноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям». Вероятностный прогноз — прогнозирование наиболее вероятного будущего, в основе которого лежат объективные данные о настоящей ситуа­ции в моменте «здесь и теперь» и субъективное представ­ление специалиста о структуре прошлого опыта клиента. Вероятностный прогноз в большинстве случаев применя­ется при работе с клиентами юношеского возраста и всех периодов «взрослости». При работе с детьми и подростка-


ми наиболее уместным является условно-вариантный про­гноз. Условно-вариантный прогноз «мы понимаем как конструирование трех основных линий (вариантов) даль­нейшего хода развития ребенка из множества потенци­ально возможных. Эти варианты определяются в зависи­мости от реализации ситуации трех типов: 1) если небла­гоприятные условия, ставшие причиной возникновения у ребенка психологических трудностей, сохраняются; 2) если они будут сняты, устранены, либо существенно ослабле­ны; 3) если они, напротив, усугубятся.... содержащаяся в условно-вариантном прогнозе экстраполяция дальнейше­го хода развития ребенка касается главным образом его относительно близких возрастных этапов и, разумеется, должна строится с учетом всей совокупности возрастных и индивидуально-психологических факторов развития конкретного ребенка».

Психологический анамнез важен постольку, посколь­ку психологический статус клиента может быть правиль­но определен только в свете всей истории его развитии в сочетании с представлением данной истории в сознании самого клиента. Именно в этом и заключено основное от­личие психологического анамнеза, при сборе которого акцент делается не на факты и события, как в медицине, но на их интерпретации самим клиентом.

Психическое развитие — это закономерное измене­ние психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобра­зованиях. Развитие психики имеет определенные зако­номерности, к которым относятся: цикличность, нерав­номерность (отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных, а также чередование ак­тивных и пассивных периодов созревании мозга), плас­тичность нервной системы (лежит в основе способности к компенсации), подверженность влиянию биологических и социальных факторов.

Психодиагностика — «в узком смысле — измерение индивидуально-психологических свойств личности на ос-


нове специальных методов. Основными методами диагно­стики являются тестирование и опрос, а их методическим воплощением, соответственно, тесты и опросники».

!' Психологическая коррекция — «понимается как дея­тельность по исправлению (корректировке) тех особенно­стей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели.

Психопатия — врожденная или приобретенная в ран­нем возрасте аномалия характера, приводящая к дисгар­моническому формированию личности и нарушению со­циальной адаптации, от которой страдает и сам человек, и окружающие его люди.

\) Распад — грубая дезорганизация функции либо ее выпа­дение.

Реабилитация (в испаноязычных и франкоязычных странах «реадаптация») — применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профес­сионального характера с целью подготовки или перепод­готовки индивидуума до наивысшего уровня его функци­ональных способностей.

\ Регресс — возврат функции на более ранний возраст­ной уровень. Ему могут подвергаться и фуйкции, находя­щиеся в сензитивном периоде, и функции, закрепленные (в случае более сильного воздействия, например, остром начале шизофрении). Различают два вида регресса времен­ный (например, временная потеря речи после соматиче­ских заболеваний в первые годы жизни) и стойкий (на­пример, возврат к автономной речи вследствие потери по­требности в общении при раннем детском аутизме).

Речь — это процесс практического применения челове­ком языка в целях общения с другими людьми. Наруше­ния речи — собирательный термин для обозначения от­клонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адап­тации человека. Выделяют следующие виды нарушений


развития речи: 1) общее недоразвитие речи (ОНР); 2) фо-нетико-фонематическое недоразвитие (ФФН).

Риноналия — нарушение тембра голоса и звукопроиз-несения, обусловленное анатомо-физиологическими дефек­тами речевого аппарата.

V Социализация (лат. восгаНз — общественный) — про­цесс усвоения личностью правил, норм, ценностей и кри­териев, принятых в данном обществе. Выделяют первич­ную социализацию и вторичную. Первичная социализа­ция — социализация в периоде детства и отрочества. Вторичная социализация включает в себя зрелый и пре­клонный возраст. Ресоциализация — усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо ранее недостаточно усвоенных или устаревших, охватывает многие виды де­ятельности (от исправления навыков чтения до професси­ональной переподготовки). Психолого-педагогическое воз­действие также является одной из форм ресоциализации личности.

Специальное образование (по Н.М. Назаровой) — до­школьное, общее и профессиональное образование, для по­лучения которого лицам с ограниченными возможностя­ми здоровья создаются специальные условия.

Специальное (коррекционное) образовательное учреж­дение (по Н.М. Назаровой) — образовательное учреждение для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Специальная психология — это отрасль психологии, изучающая людей с различными отклонениями от нор­мального психического развития, связанными с врожден­ными или приобретенными дефектами. То есть, данную отрасль психологического знания возможно определить как психологию особых состояний, возникающих в ос­новном в детском и подростковом периодах под влиянием факторов функциональной или органической природы. Данные состояния проявляются в специфичном или за­медленном психосоциальном развитии ребенка, затрудня­ющем его социальную адаптацию и интеграцию.


Специальная педагогика является одной из частей пе­дагогики и определяется как теория и практика особого (специального) образования лиц с аномалиями в физиче­ском и психическом развитии, для которых вследствие данных врожденных или приобретенных дефектов невоз­можно или затруднено образование в обычных педагоги­ческих условиях при помощи общепедагогических мето­дов и средств.

Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) (по Н.М. На­заровой) — условия обучения (воспитания), в том чис­ле специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обу­чения и среда жизнедеятельности, а также педагоги­ческие, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение образова­тельных программ лицами с ограниченными возмож­ностями здоровья.

Сурдопедагогика — (от лат. зигйиз — глухой) — от­расль специальной педагогики, изучающая проблемы вос­питания, образования и обучения детей с нарушениями слуха.

Тифлопедагогика — отрасль специальной педагогики, занимающаяся проблемами воспитания и обучения лиц с нарушением зрения (слепых и слабовидящих).

Умственная отсталость — стойко выраженное сниже­ние познавательной деятельности, являющееся следстви­ем органического поражения центральной нервной систе­мы, которое возникает в результате наследственно обу­словленной неполноценности мозга или органического поражения его на ранних этапах онтогенеза (внутриутробно или в первые 3 года жизни). Проблемами обуче­ния, воспитания и социальной адаптации умственно от­сталых детей занимается одна из отраслей специальной педагогики — олигофренопедагогика.


Шизофрения — психическое заболевание эндогенно­го («эндо» — изнутри) происхождения, возникающее на основе наследственной предрасположенности и протека­ющее в виде приступов или непрерывно, приводя к ха­рактерным однотипным изменениям личности с дезорга­низацией психических функций (мышление, эмоциональ­но-волевая сфера, поведение).

Эпилепсия — хроническое психическое заболевание, проявляющееся в повторяющихся судорожных припадках и характеризующееся психическими нарушениями.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие....................................................................... 3

ГЛАВА 1. Специальная психология и педагогика

как отдельные отрасли знания................... 5

1.1. Предмет специальной психологии

и педагогики..................................................... 5

1.2. Понятийный аппарат специальной
психологии и педагогии................................... 9

Вопросы............................................................... 32

Литература...................,.................................. 33

ГЛАВА 2. Нарушения развития: проблемы
классификации, специфика
проявлений................................................. 34

2.1. Периоды развития организма ребенка.
Возможные причины аномалий................... 34

2.2. Типы нарушений по В.В. Лебединскому..... 46

Вопросы................................................................ 50

Литература....................................................... 51

ГЛАВА 3. Аномалии развития:

психолого-педагогический аспект............. 52

3.1. Умственная отсталость................................... 52

Вопросы.......................................................... 65

Литература,....„........................................... 65

 

 



3.2. ЗПР — задержка психического развития........ 66

Вопросы.......................................................... 79

Литература................................................... 79

3.3. Нарушения речи, письма и чтения.................. 80

Вопросы.......................................................... 91

Литература................................................... 92

3.4. Нарушения зрения (слепые, ослепшие,
слабовидящие).................................................. 92

Вопросы.......................................................... 98

Литература................................................... 98

3.5. Нарушения слуха

(глухие, оглохшие, слабослышащие)............. 98

Вопросы........................................................ 105

Литература................................................ 106

3.6. Нарушения опорно-двигательного

аппарата........................................................ 106

Вопросы........................................................ 110

Литература................................................ 110

3.7. Эмоциональные нарушения и нарушения
поведения (психопатии, неврозы,
патологические реакции, патологическое
формирование личности, акцентуации)........ 111

Вопросы........................................................ 141

Литература................................................. 141

3.8. Начальные проявления психических
заболеваний (шизофрения, эпилепсия,
аутизм)........................................................... 142

Вопросы........................................................ 150

Литература................................................. 151

 

 


ГЛАВА 4. Основы диагностики и организации психолого-педагогической помощи детям, имеющим нарушения развития.... 152

4.1. Основы психолого-педагогического
обследования детей в ПМПК
(психолого-медико-педагогической
консультации)................................................ 152

4.2. Особенности психолого-педагогической
коррекционной работы.................................. 163

 

Вопросы........................................................ 199

Литература................................................ 199

Литература................................................................... 201

Глоссарий.................................................................... 204


Серия «Высшее образование»

Колесникова Галина Ивановна,

Кабарухина Ирина Алексеевна,

Харагезян Марина Валерьевна,

Горшколепова Ирина Викторовна

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Ответственный

за выпуск Кузнецов В.

Технический

редактор Логвинова Г.

Корректор Семенова О.

Художник Тимофеева Е.

Компьютерная

верстка Громенко Д.

Сдано в набор 5.08.2007 г. Подписано в печать 10.10.2007 г. Формат 84x108 /32 • Бумага типографская. Гарнитура Школьная. Тираж 3 000. Заказ № 663.

ООО «Феникс»

344082, г. Ростов-на-Аону,

пер. Халтуринский, 80

Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга».

344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.