КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы. 1. В чем заключается специфика педагогического и психологи ческого обследования при ПМПК?
1. В чем заключается специфика педагогического и психологи 2. Перечислите принципы психодиагностики аномальных детей. 3. Сравните заключения результатов обследования педагога и 4. Назовите особенности воспитания детей с нарушениями раз О] Литература 1. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений.— СПб.: 2. Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопра- 3. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания де 4. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микад- 5. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.И. Аксенова, 6. Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. — 7. Титов В.А. Специальная педагогика. — М., 2006. 8. Саенко Ю.В. Специальная психология. — М., 2006.
ЛИТЕРАТУРА 1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 2. Волков В.Т., Караваева Е.В., Цветкова Н.Н. Психология пациента / Монография. — Томск, 1999. 3. Данилова Н.Н., Кралова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов 4. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений. — СПб.:Респекс, 1999. Ъ. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 6. Еникеев М.И. Общая психология. — М.: Приор-издат, 2002. 7. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. — М., 1998. 8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное 9. Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. — Ростов-н/Д: 10. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/Под ред. Пузанова Б.П. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 11. Левицкий С.А. Свобода и ответственность: основы органического мировоззрения.— М., 2003. 12. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М: Юрист, 1999. 13. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 14. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. 15. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие 16. Подласый И.Л. Педагогика: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 2002. 17. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. 18. Саенко Ю.В. Специальная психология. — М., 2006. 19. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 20. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии. — Ярославль: Академия развития, 1999. 21. Специальная педагогика/Под ред. Н.М. Назаровой. — М.: Ака 22. Справочник по психологии и психиатрии детского и под 23. Сласпгенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное гюсобие для студентов высших" учебных заведений. — 24. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / 25. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.И. Аксенова, 26. Словарь практического психолога / Сост..СЮ. Головин. — 27. Современные образовательные программы для дошкольных 28. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. В.А. Никитина. — М.: ВЛА- 29. Социальная педагогика. Курс лекций / Под общей ред.
30. Титов В.А. Педагогика и психология: Конспект лекций. — М.: 31. Титов В.А. Специальная педагогика. — М., 2006.
32. Цветкова Л.Е. Методика нейропсихологической диагностики 33. ЧудновскийВ.С., Чистяков Н.Ф. Основы психиатрии. — Ростов н/Д:
ГЛОССАРИЙ 1 Абилитация (лат. — НаЫНз — быть способным к чему-либо) — первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо. Аграфия — полное нарушение процессов письма. Акцентуация — чрезмерная выраженность отдельных черт характера; черты характера, которые вследствие своей интенсивности уже вышли за пределы нормы, но еще не достигли уровня патологии. Акцентуации, как правило, проявляются в подростковом возрасте и сглаживаются по мере взросления. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Один из наиболее тяжелых и сложных дефектов. \ Анамнез — понятие медицинское. В узком смысле означает историю развития болезни. В более широком — не только данные о начале и развитии заболевания, но и сведения об условиях жизни, работы. В медицине выделяют личный и семейных анамнез; анамнез натального,пренатального и перинатального периодов. \ Аномальные дети — дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания вследствие имеющихся физических и психических отклонений, вызванных врожденными или приобретенными дефектами. Выделяют следующие категории аномальных детей: нарушения интеллекта (ЗПР — задержка психического развития, умственная отсталость); нарушения письма и речи; нарушения зрения (слепые, ослепшие, слабовидящие); нару- шения слуха (глухие, оглохшие, слабослышащие); нарушения опорно-двигательного аппарата; эмоциональные нарушения и нарушения поведения (неврозы, психопатии, патологическое формирование личности, патологические реакции); начальные проявления психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, аутизм); реактивные состояния; сложные дефекты. Аутизм (от греч. аЫоз — сам) — утрата контактов с окружающими, уход от действительности в свой внутренний мир. Термин был введен в 1912 году швейцарским психиатром Э. Блейлером для обозначения особого состояния аффективной сферы и мышления характеризующегося погруженностью индивида в мир собственных переживаний, находящегося практически в полной эмоциональной самоизоляции от окружающего мира. Афазия — полная или частичная утрата речи (понимания или ее производства), обусловленная локальными поражениями головного мозга. Генетические (наследственные) поражения организма — это наследственные нарушения обмена веществ, изменения числа или структуры хромосом, мутации. Гнозис — сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик. Девиантное поведение — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам. Деменция (от лат. йетепНа — безумие, слабоумие) — стойкое ослабление познавательной деятельности в результате органических или функциональных нарушений деятельности головного мозга. /Дефект — это психический или физический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Структуру дефекта составляют дефекты первичные и вторичные. Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), вызванное влиянием биологических факторов. Вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций вследствие наличия первичного дефекта (например, недоразвитие речи и мышления у глухих). То есть, вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им. Сложный дефект — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании. Он отличается качественным своеобразием, не являясь суммой первичных дефектов. Например, умственно отсталые слепые или слабовидящие. Развитие ребенка при данном виде дефекта искажено в гораздо большей степени, чем у аномальных детей других категорий. Осложненные дефекты — дефекты, в которых выделяются ведущее (главное) нарушение и осложняющее его расстройство. В зависимости от функциональной локализации нарушения выделяют: частный дефект, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса и праксиса, и общий дефект, связанный с нарушением регуляторных подкорковых и корковых систем. Депривация (лишение) — длительное неудовлетворение основных психических потребностей человека. Выделяют следующие виды депривации (по Й. Лангмейеру и 3. Матейчику): 1) сенсорная депривация; 2) эмоциональная депривация; 3) социальная депривация; 4) когнитивная депривация. '"ч Дефектология ('лат. йе{ес1из (недостаток) + греч. 1о§ов (учение) — наука о развитии аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. Развитие дефектологии как науки связано, прежде всего, с развитием педологии, в частности, привнесшей в педагогику концепцию всестороннего изучения развивающейся личности ребенка. Диагноз психологический (от греч. сИа&позгз — распознание) — «конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет диагноза психологического — установление индивидуально-психологических различий как в ноле, так и в патологии». Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Проявляется в виде расстройств звукопроизношения, голосообразования, темпоритма речи, интонации. \ Дизонтогенез (аномальное развитие) — нарушение нормального психического развития. Дисграфия — частичное расстройство процессов письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках письма. 1 Дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата. Дислексиея — частичное нарушение чтения. Проявляется в многочисленных стойко повторяющихся ошибках. Например, замены, перестановки, пропуски букв. Задержка психического развития (ЗПР) — это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности. (Термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине шестидесятых годов прошлого века). Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (повторения звуков, слогов, слов; удлинения звуков; обрыв слов; вставки). Закон гетерохронии — разновременность формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. При патологии развития происходит нарушение гетерохронии и наблюдается явление асинхронии — различная степень недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других. Асинхрония проявляется в ретардации (незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм, например, для детей с общим речевым недоразвитием характерно патологически длительное сохранение автономной речи), патологической акселерации отдельных функций (например чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме или гиперсексульность при умственной отсталости), сочетании патологической акселерации и ретардации (например, раннее возникновение речи в сочетании с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при раннем детском аутизме). *М Компенсация (лат. сотрепзаНо — возмещенное, уравниваемое) — сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций. Коррекционная педагогика — это отрасль педагогической науки, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы и средства образования, воспитания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии. Лечебная педагогика — интегрированная медико-педагогическая наука, основным предметом которой является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками (по С.А. Козловой и Т.А. Куликовой). Существует и иное понимание термина «лечебная педагогика», — лечение больных педагогическими методами. Однако следует отметить, что подобное понимание устарело. Методы сбора информации. Беседа, целенаправленно организованная специалистом, является основным методом ведения и оказания психологической помощи. В ходе беседы предполагается выявление интересующих иссле-
дователя связей на основе эмпирических данных, полученных в процессе общения «клиент-специалист». Как специфический вид беседы выделяется интервью. Интервью — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Выделяют два вида интервью: свободное и стандартизированное. Свободное интервью не зависит от темы и формы беседы и предполагает сотрудничество клиента при поиске необходимой информации. К его достоинствам можно отнести большой диапазон непосредственных поведенческих реакций клиента, которые получает возможность наблюдать специалист, что способствует более полному получению информации о личности клиента и сути его проблемы, к недостаткам — достаточно большой временной отрезок. Стандартизированное интервью — близко по форме к анкете, отличаясь от него большей свободой клиента при формулировании ответов. Полученные данные впоследствии уточняются и используются для выдвижения новых гипотез. Достоинство: информативность, экономия времени, количественная выраженность результата. Недостатки: вероятность потери эмоционального контакта с клиентом, снижение непосредственных поведенческих реакции вследствие активизации механизмов защиты. Наблюдение — эмпирический метод психологического исследования, заключающийся в целенаправленном и осознанном восприятии специалистом психических проявлений клиента. Позволяет специалисту собрать информацию о клиенте, выявить наиболее значимые событийные моменты, отследить изменение его состояния на разных этапах процесса. Недостатки: субъективизм специалиста, который может выразиться в фиксации внимания на факте, значимом с позиции психолога, а не клиента, и последующей его интерпретации, а не прояснении, а также контрпереносе. Натальные (природовые) нарушения — это механические травмы (повреждения) плода при затяжных или стремительных родах (например, при накладывании щипцов может произойти разрыв сосудов, кровоизлияние в головной мозг).
Неврозы — «группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся нерезко выраженными нарушениями психической деятельности, вызванных воздействием психотравмирующих обстоятельств». ^ Норма — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют. Выделяют следующие виды норм: правовые, нравственные, этические. Общее недоразвитие речи (ОНР) — это сложные речевые расстройства, при которых происходит нарушение формирования всех компонентов речевой системы. Олигофрения (греч. оИ§о$ — малый + рНгеп — ум) — вид недоразвития психической деятельности, возникающий как остаточное явление перенесенного органического поражения центральной нервной системы, преимущественно коры полушарий головного мозга. По степени выраженности дефекта олигофрению делят на три группы: 1) дебилъность (неглубокая умственная отсталость); 2) имбецилъностъ (глубокая умственная отсталость); 3) идиотия (тяжелая глубокая умственная отсталость). \| Патология — от греческого рагЪов — болезнь, страдание и 1о§оз — учение. Патологические или патохарактерологические реакции — это дезадаптивное поведение, имеющее психогенное происхождение, возникающее в ситуациях, являющихся или воспринимаемых ребенком как фрустрирующие и продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней. Патологическое формирование личности — это изменение развития личности, имеющее психогенное происхождение и возникающее при сочетании двух факторов, первый из которых — наличие психотравмирующей ситуации, второй — ее протяженность во времени. Поведенческая патология (по П.Б. Ганнушкину) подразумевает наличие в поведении человека таких признаков, как: склонность к дезадатптации, тотальность, стабильность. Слонность к дезадатптации. Наличие в поведение человека неадаптивных паттернов поведения. Разделяют склонность к дезадаптации, ориентированную «во вне» и проявляющуюся в межличностном взаимодействии, и дезадаптацию ориентированную «на себя» Постнатальные (послеродовые) нарушения — это перенесенные в младенчестве и раннем детстве инфекционные болезни нервной системы (нейроинфекции). Праксис — сложные формы произвольных движений и действий. Пренатальная патология — патогенные агенты, действующие на развивающийся плод во внутриутробный период (токсикозы и интоксикации ядовитыми, лекарственными, гормональными препаратами; физические и психические травмы; охлаждение; внутренние болезни беременной; голодание или неправильное питание матери; инфекционные болезни; резус-несовместимость или групповая несовместимость крови матери и плода). Прогноз. По Выготскому, «содержание прогноза и диагноза совпадает, однако прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития». Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям». Вероятностный прогноз — прогнозирование наиболее вероятного будущего, в основе которого лежат объективные данные о настоящей ситуации в моменте «здесь и теперь» и субъективное представление специалиста о структуре прошлого опыта клиента. Вероятностный прогноз в большинстве случаев применяется при работе с клиентами юношеского возраста и всех периодов «взрослости». При работе с детьми и подростка- ми наиболее уместным является условно-вариантный прогноз. Условно-вариантный прогноз «мы понимаем как конструирование трех основных линий (вариантов) дальнейшего хода развития ребенка из множества потенциально возможных. Эти варианты определяются в зависимости от реализации ситуации трех типов: 1) если неблагоприятные условия, ставшие причиной возникновения у ребенка психологических трудностей, сохраняются; 2) если они будут сняты, устранены, либо существенно ослаблены; 3) если они, напротив, усугубятся.... содержащаяся в условно-вариантном прогнозе экстраполяция дальнейшего хода развития ребенка касается главным образом его относительно близких возрастных этапов и, разумеется, должна строится с учетом всей совокупности возрастных и индивидуально-психологических факторов развития конкретного ребенка». Психологический анамнез важен постольку, поскольку психологический статус клиента может быть правильно определен только в свете всей истории его развитии в сочетании с представлением данной истории в сознании самого клиента. Именно в этом и заключено основное отличие психологического анамнеза, при сборе которого акцент делается не на факты и события, как в медицине, но на их интерпретации самим клиентом. Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики имеет определенные закономерности, к которым относятся: цикличность, неравномерность (отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных, а также чередование активных и пассивных периодов созревании мозга), пластичность нервной системы (лежит в основе способности к компенсации), подверженность влиянию биологических и социальных факторов. Психодиагностика — «в узком смысле — измерение индивидуально-психологических свойств личности на ос- нове специальных методов. Основными методами диагностики являются тестирование и опрос, а их методическим воплощением, соответственно, тесты и опросники». !' Психологическая коррекция — «понимается как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. Психопатия — врожденная или приобретенная в раннем возрасте аномалия характера, приводящая к дисгармоническому формированию личности и нарушению социальной адаптации, от которой страдает и сам человек, и окружающие его люди. \) Распад — грубая дезорганизация функции либо ее выпадение. ■ Реабилитация (в испаноязычных и франкоязычных странах «реадаптация») — применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей. \ Регресс — возврат функции на более ранний возрастной уровень. Ему могут подвергаться и фуйкции, находящиеся в сензитивном периоде, и функции, закрепленные (в случае более сильного воздействия, например, остром начале шизофрении). Различают два вида регресса временный (например, временная потеря речи после соматических заболеваний в первые годы жизни) и стойкий (например, возврат к автономной речи вследствие потери потребности в общении при раннем детском аутизме). Речь — это процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Выделяют следующие виды нарушений развития речи: 1) общее недоразвитие речи (ОНР); 2) фо-нетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Риноналия — нарушение тембра голоса и звукопроиз-несения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. V Социализация (лат. восгаНз — общественный) — процесс усвоения личностью правил, норм, ценностей и критериев, принятых в данном обществе. Выделяют первичную социализацию и вторичную. Первичная социализация — социализация в периоде детства и отрочества. Вторичная социализация включает в себя зрелый и преклонный возраст. Ресоциализация — усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо ранее недостаточно усвоенных или устаревших, охватывает многие виды деятельности (от исправления навыков чтения до профессиональной переподготовки). Психолого-педагогическое воздействие также является одной из форм ресоциализации личности. Специальное образование (по Н.М. Назаровой) — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение (по Н.М. Назаровой) — образовательное учреждение для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Специальная психология — это отрасль психологии, изучающая людей с различными отклонениями от нормального психического развития, связанными с врожденными или приобретенными дефектами. То есть, данную отрасль психологического знания возможно определить как психологию особых состояний, возникающих в основном в детском и подростковом периодах под влиянием факторов функциональной или органической природы. Данные состояния проявляются в специфичном или замедленном психосоциальном развитии ребенка, затрудняющем его социальную адаптацию и интеграцию. Специальная педагогика является одной из частей педагогики и определяется как теория и практика особого (специального) образования лиц с аномалиями в физическом и психическом развитии, для которых вследствие данных врожденных или приобретенных дефектов невозможно или затруднено образование в обычных педагогических условиях при помощи общепедагогических методов и средств. Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) (по Н.М. Назаровой) — условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья. Сурдопедагогика — (от лат. зигйиз — глухой) — отрасль специальной педагогики, изучающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха. Тифлопедагогика — отрасль специальной педагогики, занимающаяся проблемами воспитания и обучения лиц с нарушением зрения (слепых и слабовидящих). Умственная отсталость — стойко выраженное снижение познавательной деятельности, являющееся следствием органического поражения центральной нервной системы, которое возникает в результате наследственно обусловленной неполноценности мозга или органического поражения его на ранних этапах онтогенеза (внутриутробно или в первые 3 года жизни). Проблемами обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей занимается одна из отраслей специальной педагогики — олигофренопедагогика. Шизофрения — психическое заболевание эндогенного («эндо» — изнутри) происхождения, возникающее на основе наследственной предрасположенности и протекающее в виде приступов или непрерывно, приводя к характерным однотипным изменениям личности с дезорганизацией психических функций (мышление, эмоционально-волевая сфера, поведение). Эпилепсия — хроническое психическое заболевание, проявляющееся в повторяющихся судорожных припадках и характеризующееся психическими нарушениями.
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие....................................................................... 3 ГЛАВА 1. Специальная психология и педагогика как отдельные отрасли знания................... 5 1.1. Предмет специальной психологии и педагогики..................................................... 5 1.2. Понятийный аппарат специальной Вопросы............................................................... 32 Литература...................,.................................. 33 ГЛАВА 2. Нарушения развития: проблемы 2.1. Периоды развития организма ребенка. 2.2. Типы нарушений по В.В. Лебединскому..... 46 Вопросы................................................................ 50 Литература....................................................... 51 ГЛАВА 3. Аномалии развития: психолого-педагогический аспект............. 52 3.1. Умственная отсталость................................... 52 Вопросы.......................................................... 65 Литература,....„........................................... 65
3.2. ЗПР — задержка психического развития........ 66 Вопросы.......................................................... 79 Литература................................................... 79 3.3. Нарушения речи, письма и чтения.................. 80 Вопросы.......................................................... 91 Литература................................................... 92 3.4. Нарушения зрения (слепые, ослепшие, Вопросы.......................................................... 98 Литература................................................... 98 3.5. Нарушения слуха (глухие, оглохшие, слабослышащие)............. 98 Вопросы........................................................ 105 Литература................................................ 106 3.6. Нарушения опорно-двигательного аппарата........................................................ 106 Вопросы........................................................ 110 Литература................................................ 110 3.7. Эмоциональные нарушения и нарушения Вопросы........................................................ 141 Литература................................................. 141 3.8. Начальные проявления психических Вопросы........................................................ 150 Литература................................................. 151
ГЛАВА 4. Основы диагностики и организации психолого-педагогической помощи детям, имеющим нарушения развития.... 152 4.1. Основы психолого-педагогического 4.2. Особенности психолого-педагогической Вопросы........................................................ 199 Литература................................................ 199 Литература................................................................... 201 Глоссарий.................................................................... 204 Серия «Высшее образование» Колесникова Галина Ивановна, Кабарухина Ирина Алексеевна, Харагезян Марина Валерьевна, Горшколепова Ирина Викторовна СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Ответственный за выпуск Кузнецов В. Технический редактор Логвинова Г. Корректор Семенова О. Художник Тимофеева Е. Компьютерная верстка Громенко Д. Сдано в набор 5.08.2007 г. Подписано в печать 10.10.2007 г. Формат 84x108 /32 • Бумага типографская. Гарнитура Школьная. Тираж 3 000. Заказ № 663. ООО «Феникс» 344082, г. Ростов-на-Аону, пер. Халтуринский, 80 Отпечатано с готовых диапозитивов в ЗАО «Книга». 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |