Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключк опроснику Айзенка 2 страница




10. Сдержишь ли ты сгоряча данное слово, даже если его выполнение принесет тебе немало хлопот, иными словами — являешься ли ты чело­веком слова?

11. Без колебаний ли ты отправляешься в командировку (деловую по­ездку) в незнакомый город?

12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня; время пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным должникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выпол­нение срочной работы. Так ли это?

15. Сможешь ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не пока­зались тебе слова «противной стороны»?

 

 

Варианты ответа Номер ответа Итого

                                 
Да                                
Нет                                
Не знаю, иногда                                

Ключ к опроснику

Суммируй полученные ответы по балльной системе: «да» — 2 балла; «нет» — 0 баллов; «не знаю» — 1 балл.

0—12 баллов. С силой воли дела у тебя обстоят неважно. Ты просто дела­ешь то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить тебе. К обязанностям относишься нередко спустя рукава, о бывает причиной разных неприятностей для тебя. Твоя позиция выражается изве­стным изречением»что мне, больше всех надо?..» Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь, чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайся взглянуть на себя с учетом такой оценки, может быть, это поможет тебе изменить свое от­ношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если удастся — от этого ты только выиграешь.

13—21 балл. Сила воли у тебя средняя. Если столкнешься с препятстви­ем, то начинаешь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь, тут же воспользуешься им. Не переусердствуешь, но и данное тобой слово сдержишь. Неприятную работу постараешься вы­полнить, хотя и поворчишь. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмешь. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к тебе руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружа­ющих людей. Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй волю. 22—30 баллов. С силой воли у тебя все в порядке. На тебя можно поло­житься — ты не подведешь. Тебя не страшат ли новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда твоя твер­дая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досажда­ет окружающим. Сила воли — это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С Собр. соч. В 6-х тт.Т. 3.— М., 19НЗ.— С.454—465.

2. Высоцкий А. И, Волевая активность школьников и методы ее изуче­ния.— Челябинск, 1979. — С. 67.

З. Гомеяо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. — С. 1У4,204—213.

4. Котыпло В. К Развитие волевого поведения у дошкольников.

— Киев, 1971. —СП—51.

5. Ненов Р. С. Психология. Кн. 1. — С. 357—366.

6. Общая психология. — М., 1Я36. — С. 385—100.

7. Психологический словарь. — С. 53,54.

8. Психология. Словарь. — С. 62, 63.

9. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Т. 2. — С. 182—211.

10. Сборник тестов по отбору кандидатов при найме на работу (Методи­ка США)— С. 20—22.

11. Экспериментальные исследования волевой активности.

— Рязань, 198G. —С.З—23.

 

6. Эмоции

Виды и роль эмоций в жизни человека

Под эмоциями понимают, с одной стороны, своеобразное, выражение субъективного отношении человека к предметам и явлениям окружа­ющей действительности в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного (эмоции в широком значении слова), а с другой — лишь реакцию человека и животных на воздействия внут­ренних и внешних раздражителей, связанную с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей (эмоции в узком значении слова).

Через эмоции как систему сигналов человек узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции могут быть положительны­ми, связанными с переживанием приятного, и отрицательными, когда переживается неприятное; стеническими, повышающими активность личности, и астеническими, снижающими ее активность.

Эмоции подразделяются на эмоциональный тон ощущений, эмоции в узком смысле слова (о чем говорились выше), и чувства. Не­которые авторы в этот же ряд ставят и аффекты. Эмоциональный тон ощущений — это непосредственные переживания, сопровожда­ющие отдельные ощущения (например, температурные, вкусовые, слуховые) и побуждающие субъекта к их сохранению или устране­нию. Чувство — отражение в сознании человека его отношений к дей­ствительности, которые возникают при удовлетворении или неудов­летворении ваших потребностей. По направленности чувства делятся на; моральные (переживания, связанные с отношением человека к социальным учреждениям, к государству, определенной партии, к другим людям, к самому себе — любовь, ненависть и т. д.), интеллек­туальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью — сомнение, уверенность, любознательность и т.д., любовь к истине как вершина интеллектуальных чувств), эстетические (переживание прекрасного или безобразного, проявляющиеся при восприятии про­изведений искусства, явлений природы, событий общественной жиз­ни — чувство красоты или безобразия, чувство величественного и т. д.). Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, возникшее в связи с резким и неожиданным изменением актуальных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаю­щиеся явно выраженными двигательными и висцеральными (внутри органическими) проявлениями.

Многие авторы выделяют и практические чувства, связанные с трудом, учением, спортом. Интеллектуальные, эстетические, практи­ческие чувства возникают вместе с нравственными и обогащаются за счет последних.

Определим еще некоторые понятия, характеризующие челове­ческие эмоции. Амбивалентность — несогласованность, противоречи­вость переживаемых эмоций к определенному объекту (любовь, нена­висть, радость и горе и т. д.). Апатия—вызванное утомлением, тяжелым переживанием или болезнью эмоциональное состояние безразличия, упрощения чувств, равнодушия к событиям окружающей жизни, ослаб­ления побуждений. Депрессия — подавленное аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, снижени­ем побуждений, заторможенностью интеллектуальной деятельности и двигательных реакций. Настроение — сравнительно устойчивое пере­живание каких-либо эмоций. Страсть — сильное, стойкое и всеохваты­вающее чувство, главенствующее над другими чувствами человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремле­ний и сил. Стресс (эмоциональный) — эмоциональное состояние, возник­шее в ответ на разнообразные экстремальные действия (стрессоры) —

угрозу, опасность, обиду и т. д. Эмпатия — сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в эмоцио­нальный мир другого человека.

Теории эмоций

Необходимо отметить, что число психологических теорий эмоций не существует. Все они затрагивают физиологические и иные связанные с ними вопросы, так как всякое эмоциональное состояние сопровождается многочисленными физиологическими изменениями в организме,

Эволюционная теория (Ч. Дарвин) исходит из того, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как приспособи­тельные (адаптационные) механизмы к обстоятельствам жизни. По концепции У. Джемса — К. Ланге, развивающей эволюционную тео­рию, органические изменения являются первопричиной эмоций.

У человека в динамике эмоций не меньшую роль, чем органиче­ские и физические воздействия, играют когниции (знания). Исходя из этого, были предложены новые концепции эмоций.

Теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер) исходит из то­го, что положительные эмоциональные переживания возникают тог­да, когда ожидания человека сбываются и когниции претворяются в жизнь, то есть, когда реальные результаты поведения находятся в консонансе (соответствии) с намеченными. Отрицательные же эмоции возникают, функционируют и усиливаются тогда, когда между ожи­даемыми и наступившими результатами имеется диссонанс (несоот­ветствие, расхождение).

По существу, когнитивистской является и информационная концепция, предложенная отечественным физиологом академиком П. В. Симоновым, исходя из которой сила и качество возникшей у чело­века эмоции в конечном итоге определяются силой потребности и оцен­кой способности ее удовлетворения в данной ситуации.

Эмоции и личность

Эмоции теснейшим образом связаны с личностью, неотделимы от нее. Эмоции, прежде всего, отражают состояние, процесс и результат удов­летворения потребностей.

В эмоциональном плане люди как личности отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивос­тью возникающих эмоциональных переживаний, доминированием стенических или астенических, положительных или отрицательных эмо­ций и т. д. Но главное различие—в силе и глубине чувств, в их содержа­нии и предметной отнесенности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность.

Эмоциональность является врожденной, но аффекты, и, тем бо­лее, чувства развиваются в ходе жизни, что означает личностное раз­витие человека. Такое развитие связано: а) с включением в эмоциональную сферу человека новых объектов; б) С повышением уровня созна­тельного волевого управления и контроля своих чувств; в) с постепен­ным включением в нравственную регуляцию более высоких нравствен­ных ценностей (совести, долга, ответственности, порядочности и т.д.).

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАН ИЯ

1. Что такое эмоции?

2. Какие виды эмоций ты знаешь?

3. Чувства: что это такое?

4. Дай определения следующим понятиям: амбивалентность, апатия, де­прессии, страсть, стресс, эмпатия.

5. Проанализируй основные теории эмоций.

6. Каково соотношение эмоций и личности?

7. Какому из видов чувств (эстетическому, практическому или мораль­ному) соответствуют положения:

а) это субъективное отношение к различным видам практической дея­тельности;

б) это отношение личности к своему поведению и к поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия общечело­веческим нравственным ценностям;

в) это субъективное отношение к прекрасному или безобразному в соци­альной и природной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчи­вости человека. — Казань, 1987. — С. 28—140.

2. Вартанян Г. А., Петров Е. С. Эмоции и поведение. — Л., 1989, — С. 7—19.

3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. — М., 1984. — С. 16—30, 33—36, 49—155.

4. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1 976.

— С.41— 46.

5. Гаврилова Т. П. О воспитании нравственных чувств. — М., 1984.

— С 10—29.

6. Годфруа Ж., Что такое психология. В 2-х т. Т. 1. — М., 1992

— С 257—263,268—299.

7. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений.— М., 1987.

— С.44—92, ПО—130.

8. Гомезо Т. В.. Домашенко И. А. Атлас по психологии. — С. 193—204.

9. Громова Ж. А. Эмоциональная память и ее механизмы — М„ 1990. Ю. Додонов В. И. В мире эмоций. — Киев, 1987.

— С. 41—60,78—85,117—134.

И. Изард К. Эмоции человека.— М., 1980. — С. 13—25,31—91,117—1G2.

12. Макаренко Ю. А. Системная организация эмоционального поведения.

— М.,1980.

13. Немов Р. С. Психология. Кн. I. — С, 366—389

14. Общая психология. — М.,1986. — С. 366—384

15. Олъшанникова А. Е Эмоции и воспитание. — М., 1983. — СА —17.

16. Психология эмоций. — М-, 1984. — С. 29—63,103—151, 235—237.

17. Психологический словарь. — С.17, 29, 30, 338—341, 359,402, 403, 411—413.

18. Психология. Словарь. — С. 5, 24,29, 33, 34, 96, 97, 164—166, 386. 337,461—464.

19. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.

— М„ 1979. — С. 39—300.

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 11. — С. 147—182.

21. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. —- М.. 1981. — С. 10—39.

22. Якобсон П. Ы. Эмоциональная жизнь школьника. — М, 1966. —С. 64—72.

 

7. Мотивация

Мотив и мотивация

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порож­денное системой потребностей человека и с разной степенью осознава­емое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совер­шения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по пер­воначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, то есть система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс обра­зования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на опреде­ленном уровне.

Возникновение, продолжительность и устойчивость поведения, его направленность и прекращение после достижения цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта — все это требует мотивационного объяснения.

Мотивация и деятельность

В современной психологической литературе существует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведе­ния). Одна из них — теория каузальной атрибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъек­том межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их буду­щее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атри­буции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные — внутренними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Не вдаваясь в подробности этой тео­рии, необходимо отметить, что прямой корреляции между деятельностью и силой мотива достижения успехов и избегания неудач психоло­гами не обнаружено, ибо кроме силы и характера мотива достижения успехов, результаты деятельности зависят от сложности решаемых задач, от достижений любых неудач в прошлом и от иных причин. За­висимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Важное значение имеет соотношение результатов деятельнос­ти и тревожности. Психологическими исследованиями установлено, что деятельность человека в ситуации, порождающей тревожность, непосредственно зависит не от наличия или отсутствия «личностной тревожности», а от силы «ситуационной тревожности», эффективнос­ти принятых для ее снижения контрмер и точности когнитивной оцен­ки ситуации.

У людей, прежде всего с ярко выраженной личностной тревожно­стью, возможно возникновение чувства беспомощности. Оно возникает чаще всего, когда многочисленные прошлые неудачи ассоциируются в сознании индивида с отсутствием у него способностей, необходимых для успешной и эффективной деятельности, что ведет к потере желания предпринимать дальнейшие попытки и прилагать усилия к выполнению деятельности. В этих случаях наряду со снижением мотивации обычно ощущается нехватка знаний и эмоционально-положительной стимуля­ции деятельности.

Мотивация и личность

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем стано­вятся чертами личности человека. К таким чертам, прежде всего можно отнести уже рассмотренный выше мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха — стремление человека добивать­ся успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избе­гания неудачи — относительно устойчивое стремление человека из­бегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Локус контроля — характеристика локализации причин, исходя из которых, человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внут­ренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственнос­ти в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контро­ля локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем слу­чае) — желаемый уровень самооценки личности (уровень Я), макси­мальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказа­ния помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это — мотивы, имею­щие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация — стремление человека быть в обще­стве других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, уп­равлять и распоряжаться ими, Альтруизм—стремление человека бес­корыстно оказывать помощь людям, антипод—эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безот­носительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность — стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию — психическое состояние человека, вызы­ваемое объективно непреодолимыми (или субъективно так восприни­маемыми) трудностями, возникающими на пути к цели или к решению задачи (переживание неудачи).

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1 Что такое мотив поведения?

2. Какие определения термина «мотивация» ты знаешь?

3. В чем заключается теория каузальной атрибуции?

4. Каковы особенности мотивации достижения успехов и избегания неудач?

5. Каково соотношение тревожности и мотивации достижении?

6. Как можно объяснить беспомощность с точки зрения мотивации?

7. Какое значение имеют самооценка и уровень притязаний в процессе мотивации?

8. Каким образом характеризуют личность следующие мотивационные образования: аффилиация, мотив власти, альтруизм, агрессивность?

 

9. Понятие «локус контроля» предложил американский психолог Дж. Роттер.

Он же разработал специальный вопросник и комплекс методик, выяв­ляющий закономерную связь между локусом контроля и другими ха­рактеристиками личности. Напомним, что локус контроля — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своего поведения внешним силам (экстремальный, внеш­ний локус контроля) или собственным способностям и усилиям (интернальный. внутренний локус контроля). Локус контроля выступает ус­тойчивым качеством, формирующимся в процессе социализации чело­века и определяющим его поведение в любых ситуациях.

Ниже предла­гается ТЕСТ «УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК)», представляющий собой модифицированный вопросник Дж. Роттера (НИИ им. В. М. Бех­терева). Приводится упрощенный мужской вариант (женщины вносят в вопросы соответствующие коррективы). Ответь «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обсто­ятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели при­спосабливаться друг к другу.

3. Болезнь дело случая: уж если суждено заболеть, то ничего не поделаешь

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют ин­тереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпа­тию других людей.

7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8 Я чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств, например, от настроения учителя, чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везеньем, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоро­вью, чем врачи и лекарство.

14. Если люди не подходят друг Другу, то, как бы они не старались нала­дить семейную жизнь, они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависят от моих усилий и степе­ни подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чум за про­тивоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоя­тельно определять, как и что делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов,.за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся се­мейных отношениях.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаше были виноваты другие люди, чем н сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и пра­вильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от слу­чая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоя­тельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно раз­решить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, долж­ны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство моих неудач в моей жизни произошло от неумения, не­знания или лени, и мало зависели от везения или невезения. Запиши себе по одному баллу, если ты ответил «да» на вопросы:

2,4,11,12,13,15,16,17,19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39,42, 44. И столько же за ответы «нет» на вопросы: 1,3,5,6,7,8,9,10,14,18,21,24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43. Полученные баллы «да» и «нет» сложи

Высокий показатель (порядка 33 баллов и выше) соответствует высокому уровню субъективного контроля (интернальности) над любыми значимы­ми ситуациями. Интерналы считают, что большинство важных событий в их жизни—результат их собственных поступков, которыми они управля­ют и чувствуют ответственность за свою жизнь и судьбу.

Низкий показатель (порядка 11 баллов и ниже) по шкале «интернальность-экстернальность» соответствует низкому УСК (экстернальности). Экстерналы не усматривают связи между своими поступками и значимыми для них событиями, полагают, что не способны контролировать развитие таких событий, так как большинство из них является результатом дейст­вия других людей или случая.

 

 

10. Определи у себя СТЕПЕНЬ МОТИВАЦИИ К УСПЕХУ. Ответь к да» или «нет» на следующие вопросы (дан мужской вариант опросника, женщины вно­сят в опросник соответствующие коррективы):

1. Когда имеется выбор между двумя вариантам и, его лучше сделать бы­стрее, чем отложить на определенное время?

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выпол­нить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, как будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю реше­ние одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие — это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание меня стимулирует сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбий.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит что-то сделать, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше, квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не пи себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.