Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактика, ее основные категории




СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

 

 

Учебный процесс — одна из двух главных составляющих целостного педагогического процесса. По своей сложности он ус­тупает только процессам воспитания и развития, составной частью которых также является. Дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно, из-за большого ко­личества разнообразных связей и отношений множества факто­ров различного порядка и разной природы. Отсюда и множест­во определений процесса.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под по­нятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание, цель которого — ученик. В начале наше­го века в понятие обучения стали включать уже два компонен­та этого процесса — преподавание и учение. Преподавание пони­мается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение — как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учите­ля по формированию у учащихся способов познавательной дея­тельности, и их совместная деятельность.

В современном понимании для обучения характерны следую­щие признаки:

1)двусторонний характер;

2)совместная деятельность учителей и учащихся (сотруд­ничество);

3)педагогическое руководство;

4)планомерная специальная организация и управление;

5)целостность и единство;

6)соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

7)управление развитием и воспитанием учащихся. Движущая сила учения — борьба противоречий. Главные из них проявляются между тем, что ученик уже знает, и тем, что ему хочется (следует) узнать; тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить; тем, как он действует, и тем, как необходимо действовать и т. д.

 

 

Дидактика {от греч. didaktikos — поучающий) — часть педа­гогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинени­ях немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571 —1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал ди­дактику и Я. А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиво­речивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со вре­мен Ратке остаются и основные задачи дидактики — разработ­ка проблем чему учить и как учить; современная наука интен­сивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, резуль­таты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить также поняти­ям дидактической системы и технологии обучения. Опираясь на базовые понятия, получаем краткое и емкое определение: дидак­тика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реа­лизации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения знаний.

Учение — процесс собственной деятельности учащегося, в хо­де которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятель­ности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные.

Обучение — совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели.

Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знания — отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладе­ние определенным предметом.

Умения — овладение способами (приемами, действиями) при­менения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой сте­пени совершенства.

Цель (учебная, образовательная)—то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучения, образования) — система научных зна­ний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процес­се обучения.

Организация — упорядочение дидактического процесса по оп­ределенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Форма {от лат. forma — внешний вид, оболочка)—способ су­ществования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

Метод {от лат. metodos — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — предметная поддержка учебного процесса. Сред­ствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в ши­роком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Для поддержки учебного процесса используются разнообразные тех­нические средства.

Результаты (продукты обучения) — то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реали­зации намеченной цели.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие течение и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции: теоретическую (главным образом диагно­стическую и прогностическую) и практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает всю систему обучения по всем предме­там и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидак­тики. Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, и результата­ми, к которым он приводит. Частные (конкретные) дидактики относятся к изучению отдельных предметов и называются еще методиками преподавания. Они изучают закономерности проте­кания процесса, содержание, формы и методы, являющиеся свое­образными для каждого учебного предмета в связи с его специ­фическими особенностями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.