КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационно-аналитическое обеспечение финансовой политики
Содержание краткосрочной финансовой политики предприятия. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
Конспект лекции по теме1. Содержание финансового менеджмента и его роль в управлении организацией
Основные вопросы темы
1.1. Содержание краткосрочной финансовой политикипредприятия. 1.2. Понятие долгосрочной финансовой политики, основные её элементы. 1.3. Принципы финансового менеджмента. 1.4. Методы реализации финансовой (стратегической) политики. 1.5. Финансовая стратегия и финансовая тактика. В условиях рыночной экономики управление финансами становится одной из наиболее сложных и приоритетных задач, стоящих перед управленческим персоналом любой компании независимо от сферы и масштабов ее деятельности. Это определяется смещением приоритетов в объектах и целевых установках системы управления в условиях рыночной экономики. Экономическая политика фирмы включает в себя производственную, коммерческую, инвестиционную, финансовую и другую политику. Финансовая политика - это форма реализации экономической стратегии фирмы в сфере финансов. Отсюда следует, что финансовая политика подчинена задачам экономической политики предприятия. Финансовая политика охватывает нахождение и распределение капитала, финансовую коммуникативность и аналитическо-контрольную сферу деятельности. Она должна отвечать определенным принципам и требованиям и быть научно обоснованной, рациональной, гибкой, адекватной экономической стратегии предприятия, его финансовому и рыночному положению и др. Только в этом случае она способствует реализации стоящих перед предприятием задач. Основными задачами краткосрочной финансовой политики предприятия в рыночных условиях являются: • необходимость выбора наиболее эффективных хозяйственных решений; • взаимосвязь всех сфер деятельности фирмы, интегрируемая в конечных финансовых результатах (т. е. эффективность решений будет отражаться прежде всего именно в финансовых результатах); • инновационная направленность, стимулируемая конкурентными условиями; • активная инвестиционная стратегия. Эти задачи обусловливают необходимость разработки эффективной финансовой стратегии и тактики фирмы, ориентированной на динамично развивающиеся рыночные условия. Важнейшим целевым параметром в конкурентной рыночной среде становится обеспечение финансовой устойчивости предприятия на основе лучшего использования ресурсов. Формирующаяся рыночная экономика представляет собой сложную социально-экономическую систему, в которой финансовым отношениям принадлежит особая роль. Финансы {finance) выступают как совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе формирования фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства и использования их на цели расширенного воспроизводства и социальные нужды общества. Финансовые ресурсы компании {financial resourses of company) пo направлениям использования определяются как совокупность денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для следующих целей (рис. 1.1): • выполнения финансовых обязательств; • финансирования текущих затрат; • осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства. Рис. 1.1. Финансовые ресурсы по направлениям использования По происхождению финансовые ресурсы компании делятся (рис. 1.2) на: • внутренние (собственные) (чистая прибыль и амортизационные отчисления); • внешние (привлеченные) (собственный капитал и заемные средства). Рис. 1.2. Финансовые ресурсы по происхождению Повышение роли финансового менеджмента в краткосрочной финансовой политики предприятия определяется прежде всего спецификой финансовых ресурсов: • ликвидностью финансовых ресурсов; • приоритетностью управления финансовыми ресурсами с точки зрения стратегического менеджмента; • тесной взаимосвязью финансового менеджмента с бухгалтерским учетом, в которой финансовый учет является первостепенным для принятия решений при реализации стратегии развития компании.
1.2. Понятие долгосрочной финансовой политики, основные её элементы.
Финансовая политика государства включает в себя: -разработку общей концепции, основных направлений, определение целей и главных задач; - создание адекватного финансового механизма; - управление финансовой деятельностью государства и его субъектов. Выделяют три основных вида финансовой политики: - классическую; - регулирующую; - планово-директивную. Основа современной финансовой политики РФ: - признание свободы предпринимательства; - введение разнообразных форм хозяйствования; - приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике; - отказ государства от директивного управления; - переход отношений предприятий и государства на налоговую основу. Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила распространение система государственного кредита для покрытия дефицита госбюджета. Используются рыночные формы государственных займов. Изменяется организация бюджетной системы. На смену централизованной пришла система, основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Применяется система трансфертных платежей, увязывающая размер бюджетных средств со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Изменяется практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального используется горизонтальное перераспределение средств за счет функционирования финансового рынка. Продолжается совершенствование бюджетного устройства, намечено проведение бюджетной реформы. Укрепляется рынок ЦБ РФ. Финансовая политика представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды. Разработка финансовой стратегии играет большую роль в обеспечении эффективного развития предприятия. Эта роль заключается в следующем: 1. Разработанная финансовая стратегия обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и финансовых целей предстоящего экономического и социального развития предприятия в целом и отдельных его структурных единиц. 2.Она позволяет реально оценить финансовые возможности предприятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего финансового потенциала и возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами. 3.Она обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней среды. 4.Разработка финансовой стратегии учитывает заранее возможные варианты развития неконтролируемых предприятием факторов внешней среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности предприятия. 5.Она отражает сравнительные преимущества предприятия в финансовой деятельности в сопоставлении с его конкурентами. 6.Наличие финансовой стратегии обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного управления финансовой деятельностью предприятия. 7.Она обеспечивает реализацию соответствующего менталитета финансового поведения в наиболее важных стратегических финансовых решениях предприятия. 8.В системе финансовой стратегии формируется значение основных критериальных оценок выбора важнейших финансовых управленческих решений. 9.Разработанная финансовая стратегия является одной из базисных предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления и организационной культуры предприятия.
Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика предприятия как управленческий процесс включает в себя управление взаимосвязанным комплексом финансовых отношений, и прежде всего: 1)разработку и реализацию финансовой стратегии фирмы; 2)осуществление финансовой тактики предприятия; 3)финансово-информационное обеспечение; 4)оценку и систематизацию резервов; 5)оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля 6)оценку затрат на капитал и эффективность управления им; 7)финансовое планирование и контроль. Таким образом, краткосрочная финансоваяполитика предприятия является и научным теоретическим направлением, и практической деятельностью. Основные направления деятельности краткосрочной финансовойполитики предприятия (рис. 1.3) можно определить как: • прогнозирование и планирование; • основные инвестиционные и финансовые решения; • координация и управление; • взаимодействие с рынками капитала. Рис. 1.3. Направления деятельности финансового менеджера Необходимо отметить, что проблема информации является одной из ключевых в определении рынка финансовых ресурсов и деятельности финансового менеджера. Наиболее значимыми теориями, с точки зрения проблемы информации, являются такие концепции, как: • гипотеза эффективных рынков капитала; • теория асимметричной информации; • теория агентских отношений. Гипотеза эффективности рынков (ЕМН) (Effect Market Hipothesis), разработанная в работах Ю. Фамы в конце 1950-х годов, выделяет три формы эффективности рынка капитала — сильной, умеренной и слабой, в зависимости от степени информированности рынков. Эффективный рынок (effect market) — рынок, в ценах которого отражена вся известная и доступная информация. Основной вывод концепции эффективных рынков капитала заключается в том, что средняя доходность финансовых операций равна нулю, т. е. стоимость фирмы может быть увеличена только за счет операций на рынке материальных товаров и услуг. Различия в ожидаемой доходности финансовых активов той или иной компании являются источником сверхдоходов, которые определяются исключительно различиями в степени риска, суметь оценить который должен финансовый менеджер. Эта концепция получила название компромисса между риском и доходностью. Теория асимметричной информации (Asymmetric Information Theory) утверждает, что менеджеры информированы о перспективах их собственных фирм, т. е. обладают особой информацией, на основании которой могут определить — завышена или занижена цена акций их фирмы. Потенциальное влияние асимметричной информации на финансовые рынки продемонстрировано в работе Дж. Акерлофа «Рынок "лимонов": Неопределенность качества и рыночный механизм», опубликованной в 1970 г. Как правило, менеджеры не обладают какой-либо дополнительной, недоступной информацией ни об общем состоянии фондового рынка, ни о будущем уровне процентных ставок, однако они обычно лучше, чем посторонние наблюдатели, информированы о состоянии и перспективах их собственных фирм. В своей работе Дж. Акерлоф на примере рынка подержанных автомобилей, которые он называет «лимонами», показывает, что продавцы знают о недостатках своего товара больше и средний покупатель вряд ли может отличить «лимон» от качественного товара, поэтому вероятность купить «лимон» составляет приблизительно 50 %, значит и цену покупатель будет предлагать в два раза меньшую. Владельцы качественных товаров не согласятся на столь низкие цены, что увеличивает вероятность предложения на рынок «лимонов», т. е. рано или поздно развитие этой ситуации приведет к краху любого рынка с сильной асимметрией информации, поэтому необходимо применять меры по уменьшению этой асимметрии. Вывод, который делает Дж. Акерлоф, заключается в том, что единственный убедительный способ, которым продавец может информировать покупателя о том, что его товар обладает достаточным уровнем качества, состоит в том, чтобы выполнить какое-то действие, которое однозначно будет расценено покупателем в пользу данного товара. Такие действия именуются сигналами. В практике финансового менеджмента такими сигналами могут выступать объявления о выплате дивидендов на акции компании, что означает, что фирма рассчитывает на получение солидной прибыли. Аналогично, когда большинство инвесторов ожидают увеличения дивидендов, но этого не происходит, менеджеры дают негативный сигнал. Асимметричная информация и сигнализация оказывают серьезное влияние на решения, принимаемые в сфере управления финансами. 1.4. Методы реализации финансовой (стратегической) политики. Основной задачей процесса реализации финансовой стратегии является создание на предприятии необходимых предпосылок для осуществления предусматриваемой финансовой поддержки его базовой корпоративной стратегии и успешного достижения конечных стратегических целей его финансового развития. Процесс управления реализацией финансовой стратегии предприятия строится по следующим основным этапам: I. Обеспечение стратегических изменений финансовой деятельности предприятия. Процесс управления реализацией финансовой стратегии предприятия начинается с уяснения масштабов предстоящих стратегических изменений его финансовой деятельности. Стратегические изменения представляют собой комплекс мероприятий, направленных на преобразование всех основных систем управления финансовой деятельностью до уровня, обеспечивающего полную возможность реализации предусмотренной главной финансовой стратегии предприятия. II. Диагностика характера изменения условий внешней финансовой среды на каждом этапе реализации финансовой стратегии предприятия. Характер используемых методов и результаты управления реализацией финансовой стратегии в значительной мере определяются степенью нестабильности факторов внешней финансовой среды. III. Выбор методов управления реализацией финансовой стратегии предприятия, адекватных характеру текущих изменений условий внешней финансовой среды. В соответствии с принципами стратегического менеджмента выбор методов управления реализацией финансовой стратегии предприятия должен исходить из конкретных условий внешней финансовой среды. Таблица 1.1
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |